Программа работы с одаренными детьми
материал

    Актуальность предлагаемой программы определяется тем, что материал, предлагаемый в данной программе, углубляет знания учащихся; способствует формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

КУРКОВИЧ ЛАРИСЫ ФЕДОРОВНЫ

учителя математики

МАОУ «Средняя школа №8»

г. Когалым, 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  В концепции развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года одной  из  приоритетных  задач  является

«становление системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность -это способности, помноженные на усердие.  Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Создание условий для оптимального  развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений в работе учителя.

    Новизна программы состоит в том, что она поможет расширить и углубить знания  учащихся по всем разделам математики, алгебры и геометрии. Кроме этого, программа направлена на формирование познавательных УУД учащихся по данным предметам, реализации интеллектуальных и творческих способностей у учащихся.      

    Актуальность предлагаемой программы определяется тем, что материал, предлагаемый в данной программе, углубляет знания учащихся; способствует формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся.

    Цель: организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность и развитие их математических способностей.

Основные задачи:

  • Выявление и развитие у обучающихся математических способностей.
  • Овладение  конкретными  математическими  знаниями,  необходимыми  для применения в практической деятельности.
  • Интеллектуальное        развитие        обучающихся, формирование        качеств мышления, характерных для математической деятельности.
  • Формирование представлений  о  математике как  части  общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
  • Развитие и углубление знаний учащихся по программному материалу

Ожидаемые результаты реализации  программы:

  • Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков обучающихся.
  • Участие и получение призовых мест в муниципальном туре математических олимпиад.
  • Участие   и   получение   призовых  мест  в   конкурсах,   сетевых  проектах регионального и федерального уровней..

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип  максимального  разнообразия  предоставленных  возможностей  для  развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания  условий  для  совместной  работы  обучающихся  при  минимальном участии учителя.

Формы работы с одаренными учащимися:

  1. Урочная деятельность:

- проблемно-развивающее обучение, 

- работа в группах, работа в парах,

- проектно-исследовательская деятельность, 

- разноуровневые задания,

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые задания и тесты, презентации, тренажёры), 

- творческие и нестандартные задания,

- элементы занимательности,

- учебные сообщения (об ученых-математиках, об истории развития математики и др)

       2.  Внеурочная деятельность:

           -  занятия по программе внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»;

-  консультирование по возникшей проблеме;

- решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.

       3.  Внеклассные мероприятия:

           - предметные недели;

           - игры.

     4.   Олимпиады и конкурсы (предметные олимпиады; различные конкурсы и

            викторины; интернет-конкурсы).

Этапы реализации:

  1. Выявление одаренных детей на ранних этапах развития. Мониторинг одаренности.

Для реализации первого этапа необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • накопление литературы по данному вопросу;
  • знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
  1. Разработка программы.  Создание банка заданий для занятий.

Для реализации второго этапа необходимо решить следующие задачи:

  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • отбор заданий для проведения занятий
  1. Участие в олимпиадах.

Для реализации этого этапа необходимо решить следующую задачу:

  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу и участие в олимпиадах различного уровня.

Реализация мероприятий программы позволят:

  • создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к ученику и его развитию;
  • создать возможности для проявления одарённости и таланта;
  • обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам;

   Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к городским, окружным, всероссийским конкурсам, олимпиадам.

Формы контроля и мониторинга результативности: результаты участия в олимпиадах, конкурсах отражать в портфолио ученика.

План мероприятий

Мероприятия

Форма

Сроки проведения

Результаты

Участники

Призовые места

Урочные и внеурочные мероприятия

 Индивидуальные занятия

консультация

1 раз

в неделю

Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год, октябрь-ноябрь

Конкурсы школьного уровня

В течение года

Участие в ВОШ муниципального этапа

по математике

1 раз в год, ноябрь-декабрь

Участие в олимпиадах различного уровня

по

математике

В течение года

Примерные темы занятий для учащихся разных классов.

1.​ Задачи, решаемые с конца (5-6 классы).

2.​ Числа - великаны и числа-малютки (5-6 классы).

3.​ Запись цифр и чисел у других народов (5-6 классы).

4.​ Занимательные задачи на проценты (6 класс).

5.​ Математические ребусы (5-6 классы).

6.​ Геометрические задачи со спичками (5-6 классы).

7.​ Задачи на разрезания и перекраивания фигур (5-7 классы).

8.​ Простейшие графы (6-7 классы).

9.​ Упражнения на быстрый счет (5-8 классы).

10.​ Занимательные задачи на построения (7-8 классы).

11.​ Геометрические построения с различными чертежными инструментами (7-8 классы).

12.​ Недесятичные системы счисления (5-7 классы).

13.​ Взвешивания (5-7 классы).

14.​ Логические задачи (5-8 классы).

15.​ Неопределенные уравнения (8 класс).

16.​ Теорема Пифагора (8 класс).

18.​ Геометрические задачи на местности (8 класс).

19.​ Как на практике измеряют длины и углы? (7-8 классы).

20.​ Аналогии в математике (8 класс).

21.​ Индукция в математике (8 класс).

План работы  с учащимися 5-6 класса

п/п

Мероприятие

Содержание

1

Решение занимательных задач.

Математические ребусы

 Задачи на «переливание», Задачи на

 взвешивание, Задачи на "движение"

2

Всероссийская олимпиада школьников

  Школьный этап

3

Методы решения логических задач

Метод рассуждений, Метод таблиц;

Метод графов; Метод блок-схем; Метод бильярда; Метод кругов Эйлера

4

 Запись цифр и чисел у других народов

Недесятичные системы счисления

 Числа-великаны и числа- малютки

Разбор задач. Самостоятельный поиск информации .

5

  Быстрый счет

 Разбор приемов быстрого счета

6

 Математическая  игротека

Игры с цифрами и числами

Игры путешествие во времени

Игры        на ориентировки        в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

7

Интернет-олимпиада

 Олимпис, Математическая копилка, Росконкурс

8

Математический ринг

Мозговой штурм

 Решение задач нестандартных задач

9

Геометрические задачи

Задачи со спичками. Задачи на разрезание.  Игра Пентамино

10

Защита проектов

Проекты могут быть как групповые,

так и индивидуальные

11

Комбинаторные задачи

Задачи на перечисление

Задачи существования и построения

Магический квадрат Латинский квадрат Задачи выбора

12

Выступление с исследовательской

работой на конференции младших школьников «Открытие»

Ребята самоопределяются с типом

работы: исследование или проект Темы для работ выбираются примерно за полгода, и работа проходит по индивидуальному плану.

Допускаются групповые работы.

Примерные темы докладов

для учащихся

5 - 6 х классов:

для учащихс

я 7-8-х классов:

для учащихся

9-11-х классов:

-Числа великаны и числа малютки.

-Как люди научились считать.

-История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.

-История календаря и т. п.

-Геометрия в древнем Египте.

-Теорема Пифагора и пифагоровы числа.

-От Евклида и до Лобачевского.

-Архимед и т. п.

-Математические софизмы.

-Выдающиеся отечественные математики.

-Математические ошибки, допущенные учащимися на ЕГЭ.

-Значение математики для науки и практики и др.

Работа с родителями

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.

Задачи работы с родителями включают:

  • совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
  • расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
  • личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
  • укрепление сотрудничества родителей с учителем математики.

Формы работы с родителями

  • Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;
  • Выполнение рекомендаций литературы.
  • Консультирование учащихся

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаханов Н. X. Математика. Районные олимпиады. 6--11 классы / Н. X. Агаханов, О. К. Подлипский. -- М. : Просвещение, 2010. -- 192 с. : ил. -- (Пять колец).

2. Агаханов Н. X . Математика. Областные олимпиады. 8--11 классы / [Н. X. Агаханов, И. И. Богданов, П. А. Кожевников и др.]. -- М. : Просвещение, 2010. -- 239 с. : ил. -- (Пять колец).

3. Балаян Э.Н. Олимпиадная и занимательная задачи по математике / Э.Н. Балаян. -- 3-е изд. -- Ростов н/Д : Феникс, 2008. -- 364, [1] с.: ил. -- (Библиотека учителя).

4. Галкин Е. В. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами: Учеб. пособие для учащихся 7--11 кл. -- Челябинск: Взгляд, 2005. -- 271 с. -- (Нестандартные задачи по математике).

5. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред.шк.--М.: Просвещение, 1989--287 с.

  1. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,2004. АО «Столетие».
  2. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки.- Домодедово. ВАП-VAP, 2004.

8. Севрюков. П. Ф. Подготовка к решению олимпиадных задач по математике / П. Ф. Севрюков. -- Изд. 2-е. -- М. : Илекса ; Народное образование ; Ставрополь : Сервисшкола, 2009. - 112 с.

9. Семеня И.И. . Психологические основы взаимодействия учителя с одареными детьми/ авт. сост. И.И.Семеня--2-ое изд..--Мозырь: Содействие, 2007--с.419.

10.  Шеховцов В. А. Олимпиадные задания по математике. 9-11 классы: решение олимпиадных задач повышенной сложности / авт.-сост. В. А. Шеховцов. - Волгоград: Учитель, 2009. - 99 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....