Выступление на МО. Тема «Lego-конструирование как средство развития творческого мышления у детей»
статья (6 класс)

Ткачева Наталья Владимировна

 Тема «Lego-конструирование как средство развития творческого мышления у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Lego-конструирование как средство развития творческого мышления у детей»

    С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается

необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать

новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить

этому человека следует с раннего возраста, прививать тягу к творчеству.

«Творчество -социальное явление, связанное с преобразованием мира,

процесс, направленный на открытие мира и самого себя, преобразующая

деятельность, в результате которой создаётся новое и одновременно ценное».

Именно такое творчество предполагают родители,

учителя, дети, когда речь идёт о LEGO-конструировании.

     Работа с элементами LEGO стимулирует и развивает потенциальные

творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и... разрушать, что

тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения

возможности создания нового. Одно из проявлений творческого мышления –умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Манипулируя с элементами LEGO, ребенок учится добру, творчеству.

    Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Для развития полноценного конструктивного творчества

необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его

реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети

черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут

их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут

постройки. И наоборот, LEGO помогает видеть мир во всех его красках, что

способствует развитию ребенка.

    Не все игрушки могут быть одинаково интересны детям всех возрастов. Что

касается конструктора LEGO, то он удовлетворяет интересы детей всех возрастов и

взрослых. LEGO– конструирование в ФГОС определено как вид деятельности,

способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей,

умений наблюдать и экспериментировать. Оно способствует развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета, а также развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти внимания, мышления). Делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение.

   Для организации занятий по LEGO-конструированию, как правило,  используются следующие формы:

- конструирование модели по готовому образцу;

- конструирование модели по заданному условию;

- конструирование модели по собственному замыслу;

- конструирование модели по предложенной теме.

Рассмотрим подробнее специфику развития у детей творческого мышления в процессе использования различных способов применения конструктора LEGO.

  Конструирование по образцу предполагает, что ребенку будет уже предоставлена готовая модель (изображение, схема, готовая конструкция), которую ему необходимо будет построить. Можно начать работу с двенадцати готовых моделей конструктора LEGO WeDo, которые разбиты на 4 блока: «Удивительные механизмы», «Дикие животные», «Игра в футбол», «Приключения». На основе использования данного способа конструирования дети  младшего школьного возраста учатся устанавливать пространственное расположение предметов, выделять в предмете существенные признаки и называть его основные детали. Кроме того, через подражательную деятельность у ребенка развиваются технологические способности, которые служат основой для формирования навыков творческо-поисковой деятельности.

   При конструировании по заданным условиям детям предлагается создать постройку, которая должна соответствовать требованиям педагога и нести практический характер, например, «Машина-погрузчик», «Парк аттракционов», «Миксер». Данный вид конструирования не предоставляет детям четкого способа решения поставленной перед ними проблемы, тем самым способствуя формированию у них умения осуществлять анализ заданного условия, находить сходные предметы по структуре, высказывать свою точку зрения относительно построения модели и воплощать ее в реальность.

   Конструирование по замыслу в отличие от конструирования по образцу является творческим процессом, в ходе которого ребенок получает возможность самостоятельно без помощи взрослого и каких-либо ограничений создать модель будущей постройки и реализовать ее из подручного материала. Выделим темы, которые являются наиболее актуальными для детей: «Ферма и ее обитатели», «Космический корабль», «Стадион», «Зимние горки» и др. Конструирование по замыслу способствует развитию умения обобщать полученные представления о конструируемом предмете, формированию операций обобщения способов конструирования объекта и поиска новых способов конструирования из ранее представленных форм (по образцу и по условию).

  Конструирование на тему неразрывно связано с конструированием по замыслу, но усложняется тем, что детям предлагается определенная тематика, в рамках которой они должны самостоятельно воплотить замысел конкретной модели, выбирая необходимые детали и способ выполнения постройки (например, «Полицейская машина», «Многоэтажный дом», «Военная техника» и др.). Цель этого вида конструирования заключается в закреплении у детей ранее полученных знаний и умений о способах конструирования. Этот способ конструирования в наибольшей степени способствует развитию у ребенка творческо-технологического мышления.

Наряду с лего-конструированием дети школьного возраста овладевают основами программирования с помощью конструктора ПервоРобот LEGO WeDo, что также представляет возможность развития творческо-технологического мышления ребенка. Среда графического программирования LabVlEw создана специально для начинающих робототехников. При этом важно отметить, что в данной среде дети получают возможность нетолько составлять программу управления над собранным роботом и автоматизировать механизм, но и моделировать работу всей системы. Отличительной особенностью данного программного обеспечения является его функциональность, благодаря чему можно разрабатывать и реализо-вывать новые темы ественнонаучного и робототехнического характера.

Технология работы с конструктором ПервоРобот LEGO WeDo включает технологический компонент; анализ готовых моделей; практические задания, в рамках которых дети создают модели по готовому образцу, по заданному условию, по собственному замыслу и по предложенной теме.

С помощью программы LEGO Digital Designer, которая позволяет создавать 3D-объекты из неограниченного количества деталей виртуального конструктора LEGO для последующей возможной реализации из настоящего конструктора LEGO, возможно организовать для детей процесс моделирования физических явлений на основе построения реально существующих предметов; тестирование и моделирование необходимого пространства. Интерфейс программы прост и удобен для использования детьми дошкольного и младшего школьного возраста: для начинающих пользователей программы есть режим изменений параметров, который позволяет работать с уже созданными моделями (перемещать, увеличивать, уменьшать и предварительно просматривать). Такие занятия будут способствовать не только формированию у детей представлений о строениях, конструкциях, механизмах и их сборки и месте в окружающем мире, но и развитию творческих способностей.

  Подводя итог, следует отметить, что в результате конструирования, программирования, моделирования физических процессов и явлений посредством LEGO-конструирования у детей повышается интерес к решению различных проблемно-поисковых ситуаций на основе развития творческо мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития творческого мышления.

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развит...

Консультация для родителей на тему "Игра как средство развития логического мышления у детей"

Используя игру при организации повседневных домашних дел, можно научить малыша многому полезному и интересному....

Проект на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей"

Разработали воспитателиШевацук Н.ЮЗорина С.В. Проект на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей

В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей....

Стихотворная форма «das Elfchen» как средство развития творческого мышления

Das Elfchen  - стихотворение на немецком языке, состоящее из 11 слов. Это слово не имеет перевода на русский язык, потому что не имеет аналогов в русской литературе. Моей задачей является по...

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...

Доклад по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»

Доклад предварительной работе по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»...