Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психология общения"
материал (8 класс)

Саркулова Вероника Сергеевна

Социальное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_obshcheniya_8_kl.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 36 им. генерала А.М. Городнянского» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 2

от 16 сентября 2019 г.

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Психология общения»

(социальное направление)

Программу составил(а) В.С. Саркулова            

                                                                             подпись                                                                                                                                                                  

педагог-психолог

        


2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития личности, которую возможно решить при наличии психологических знаний о себе, своих личностных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.

Проведения специальной работы с контингентом, находящихся в местах лишения свободы, требует от педагога значительного физического и психического напряжения, большой выдержки и устойчивости.

В специфических условиях содержания в исправительных учреждениях у обучающихся возрастает тревожность, напряжённость в отношениях друг с другом, острые конфликты, нередко возникающие по внешне ничтожным поводам, переходящим порой в насильственные преступные действия.

Проблема общения относится к числу важнейших для лиц, находящихся в условии изоляции от общества. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование личности. Поэтому развитие навыков общения и сотрудничества, готовности и способности вести диалог с другими людьми, добиваться в нем взаимопонимания становиться весьма актуальным. Актуальность особо возрастает на данном этапе реформы образования и развития общества в целом, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.п.

Проблема общения изучалась и изучается многими авторами, как зарубежными, так и отечественными. Так А.Н. Леонтьев (1974) считает, что общение – это определенная сторона деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.М. Соковкин (1974) анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев (1969) подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. А ученые, изучавшие возрастные особенности

человечества (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978), Кон И.С.(1989) и др.) свидетельствуют о том, что общение является одним из основных видов деятельности.

Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым молодым человеком. Поэтому обучение молодых людей способам бесконфликтного общения, повышение их культуры в вопросах ролевого взаимодействия, совершенствование их знаний и умений в области продуктивного сотрудничества является особенно актуальной в современных социальных условиях и в условиях требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Предлагаемая программа «Психология общения» направлена на развитие культуры межличностных отношений и навыков продуктивного сотрудничества, обучающихся с педагогами, друзьями, родителями и т.д.

Цель программы: способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно действовать в конфликтных ситуациях.

Задачи программы:

  1. Познакомить участников образовательного процесса с психологическими аспектами отношений и взаимодействия между людьми.
  2. Способствовать формированию представлений о ненасильственном общении.
  3. Развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях.
  4. Научить понимать чувства и потребности свои и другого, научить выражать это понимание.
  5. Сформировать навыки работы по преодолению обиды, раздражения, гнева, стресса.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Группы, учащихся формируются по принципу добровольности. Целесообразно включать в группу обучающихся примерно одинакового возраста. Возрастной диапазон не должен превышать двух лет. Количественный состав группы – 10–12 человек. Меньший или больший состав группы допускается, но требует корректировки используемых форм и методов работы.

Для участия, обучающегося в данной дополнительной образовательной программе необходимо личное согласие. Согласие обучающихся предполагает их информированность о целях и формах взаимодействия ведущего и участников группы, а также об ожидаемых результатах.

Каждое занятие с учащимися рассчитано на 1 академический час, частота проведения – один раз в неделю.

Количество часов: 34 ч.

Категория участников: обучающиеся 8 классов основной школы.

В ходе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования универсальных учебных действий:

Личностных

ориентация в системе моральных норм, понимание конвенционального характера морали;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия;

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

0бучающийся получит возможность для формирования:

умения конструктивно разрешать конфликты.

- адекватной позитивной самооценки и Я - концепции;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивных

Обучающийся получит возможность научиться:

- уметь самостоятельно контролировать своё поведение в эмоционально-напряжённой обстановке и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе выбора социально приемлемых форм поведения;

- владеть навыками слушания и понимания собеседника;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативных

Обучающийся научится:

- учитывать при принятии решения разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- коммуникативной рефлексии.

Познавательных

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения этических задач в зависимости от конкретных условий;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическое рассуждение;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые при изучении этических норм и правил поведения человека.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

  1. Информационная часть
  2. Практическая часть
  3. Рефлексия.

Реализация данной программы является условием создания коллектива, созданном благодаря формированию коммуникативных умений обучающихся, оказанию помощи в понимании своего места и роли в социальных группах, повышению компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояния других людей, формированию навыков разрешения конфликтов, проблем общения, участию в событиях общественного характера.

Планируемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.

Обучающиеся научатся:

Способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного взаимодействия.

Обучающиеся получат возможность научиться: исследовать особенности поведения человека в различных ситуациях, понимать партнёра, используя вербальные и невербальные способы общения, аргументировано и убедительно излагать свою точку зрения.

Для достижения данного уровня результатов при реализации программы используются упражнения, направленные на самопознание, тесты, опросники, эссе, рефлексивные упражнения, ролевые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.

У обучающихся будут сформированы: позитивное восприятие себя, уважительное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, к людям с ограниченными возможностями здоровья, потребность следовать закону и нравственным нормам.

Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от возраста, особенностей, статуса.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет использование в ходе занятий ролевых и имитационных игр, дискуссий, диспутов.

Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

Обучающиеся должны приобрести опыт межличностного взаимодействия (различные способы информирования, ведение переговоров, выявление потребностей нуждающихся в помощи) на основе нравственных норм.

Обучающиеся получат возможность приобретение опыта взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, оказания им посильной помощи.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с социумом при выходе на свободу.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Проведение занятий по темам программы «Психология общения» предполагает использование разнообразных методов и форм работы:

Занятия содержат интерактивные методы:

- творческие задания; игровые элементы; мозговой штурм; интерактивные лекции (использование видеоматериала);

  • Информационно-практические: уроки-лекции, уроки-беседы, дискуссии, семинары-практикумы.
  • Практические и тренинговые занятия, ролевые игры.
  • Обучение через опыт и сотрудничество.
  • Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания.
  • Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
  • Анализ статей научно-популярной литературы.
  • Систематическое повторение ранее изученного материала.
  • Проверка и самопроверка знаний.

В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.

При оценке результатов обучения целесообразно использовать опросный метод. По окончании курса предлагается выполнить творческую работу (эссе, рефлексивное сочинение, творческое исследование по одной из тем) по выбору учащихся.

Содержание курса

Тема: «Самопознание и саморазвитие» (3 ч.)

Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя. Причины самопознания.

Степень их проявления. Определение собственных личностных качеств. Способы самопознания. Кто я? Какой я? Я глазами других людей. Многообразие личностных качеств.

Тема: «Открытое общение» (8 ч.)

Вводное занятие: знакомство с предметом курса «Общение без проблем». Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация. Общение как взаимодействие. Деловое общение. Общение как обмен информацией ( коммуникативная сторона общения). Методы развития коммуникативных способностей.

Тема: «Этические формы общения» ( 7 ч.)

Этика и этикет. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Общение по телефону. Развитие навыков общения. Правила искусства убеждения. Схема убеждения.

Тема: «Конфликты и способы их разрешения» (6 ч.)

Знакомство с понятием «конфликт». Конфликтные типы личности, Формула конфликта.

Поведение при возникшей конфликтной ситуации. Управление конфликтом. Правила бесконфликтного общения. Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.

Тема: «Ненасильственное общение» (2 ч.)

Определение и виды издевательств. Психологическая характеристика поведения «Жертвы » и «обидчика». Освоение алгоритма ненасильственного общения, выражение просьбы, отказа, благодарности на основе «языка жирафа».


Тема: « Манипуляции» ( 1 ч.)

Скрытое управление собеседником против его воли. Блок – схема «Защита от манипуляций».

Тема: «Общение в группе». ( 7 ч.)

Малая и большая группы. Группа и коллектив. Положение человека в группе и коллективеПсихологический климат в группе и коллективе. Формальные и неформальные группы. Итоговое занятие. Групповые коммуникативные игры на сплочение коллектива «Ниточка и иголочка», «Принятие решений».


Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

Самопознание и саморазвитие

3

2

Открытое общение

8

3

Этические формы общения

7

4

Конфликты и способы их разрешения

6

5

Ненасильственное общение

2

6

Манипуляции

1

7

Общение в группе

7

Итого:

34 ч.


Учебно-тематическое планирование программы

№ п/п

Тема занятия

Всего учебных часов

Из них

Информационная часть

Практическая часть

3

2

1

Самопознание и саморазвитие ( 2 ч. + 1 ч.)

1.

Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя. Причины самопознания.

1

2.

Способы самопознания. Кто я? Какой я? Я глазами других людей. Многообразие личностных качеств.

1

3.

Тренинговые упражнения : «Кто я? Какой я?». Рефлексия.

1

Межличностное общение ( 5 ч.+1 ч.) 6                     5                           1

4.

Качества, важные для межличностного общения.

1

5.

Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация.

1

6.

Вербальные и невербальные средства общения.

1

7.

Правила эффективного общения.

1

8.

Фазы общения.

1

9.

Практическое занятие: ролевая игра «Давайте познакомимся», «Брачное объявление».

1

Вербальные коммуникации ( 3 ч.+1 ч.)

4

3

1

10.

Особенности вербальной коммуникации.

1

11.

Барьеры общения.

1

12.

Обратная связь.

1

13.

Практическое занятие: ролевые игра с элементами выполнения упражнений «Испорченный телефон»,

«Разговоры». Упражнение «Мысль одна, а слов много». Рефлексия.

1

Невербальные коммуникации ( 2 ч.+1 ч) 3            2                           1

14.

Особенности вербальной коммуникации..

1

15.

Социальный статус. Жесты, мимика, позы.

1

16.

Практическое занятие: игры: «Зеркало», «Пантомима», «Испорченный видеомагнитофон».

1

Искусство убеждения ( 2 ч.+ 1 ч.) 3                          2                            1

17.

Правила искусства убеждения.

1

18.

Схема убеждения.

1

19.

Практическое занятие: упражнения «Убеждение, игры «Комплимент», «Прокуроры и адвокаты»,

«Поединок ораторов». Рефлексия.

1

Эффективные приёмы общения. Общение как обмен информацией.

Деловое общение. Общение по телефону» ( 2 ч.+1 ч.)

                                                                 3                     2                          1

20.

Как стать специалистом в деловых переговорах.

1

21.

Умение вести конструктивный диалог

1

22.

Практическое занятие: составить текст объявления типа «ищу работу», «приём на работу».

Игра «Брачный контракт», « Экстренные звонки». Упражнение: «Отправь SMS другу». Закрепление материала. Притча: «Как важно правильно слушать». Рефлексия. Упражнение «Самопохвала».

1

Конфликты и их разрешение. ( 4 ч.+1 ч.) 5            4                           1

23.

Приветствие. Упражнение «Вежливые слова». Теория (конфликтные типы личности). Формула конфликта.

1

24.

Беседа ( как себя вести, если возникла конфликтная ситуация?). Управление конфликтом.

1

25.

Правила бесконфликтного общения.

1

26.

Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.

1

27.

Практическое занятие: ролевая коммуникативная игра «Как разрешить конфликт». Рефлексия, упражнение «Живая анкета». Проигрывание поведения в стрессовой ситуации.

1

Манипуляции. ( 1 ч. +1 ч.) 2                          1                          1

28.

Скрытое управление собеседником против его воли. Блок –схема «Защита от манипуляций

1

29.

Практическое занятие: проигрывание «выхода из неудобных ситуаций, не теряя чувства собственного достоинства ».

1

Общение в группе ( 6 ч. + 1 ч.)

7

6

1

30.

Что такое малая и большая группы. Группа и коллектив.

1

31.

Положение человека в группе и коллективе. психологический климат в группе и коллективе.

1

32.

Формальные и неформальные группы.

1

33.

Радиослушатели и телезрители как большие социальные группы.

1

34.

Реклама как способ воздействия на людей.

1

Итого:

34

26

8


Планируемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.

Обучающиеся научатся:

Способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного взаимодействия.

Обучающиеся получат возможность научиться: исследовать особенности поведения человека в различных ситуациях, понимать партнёра, используя вербальные и невербальные способы общения, аргументировано и убедительно излагать свою точку зрения.

Для достижения данного уровня результатов при реализации программы используются упражнения, направленные на самопознание, тесты, опросники, эссе, рефлексивные упражнения, ролевые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.

У обучающихся будут сформированы: позитивное восприятие себя, уважительное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, к людям с ограниченными возможностями здоровья, потребность следовать закону и нравственным нормам.

Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от возраста, особенностей, статуса.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет использование в ходе занятий ролевых и имитационных игр, дискуссий, диспутов.

Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

Обучающиеся должны приобрести опыт межличностного взаимодействия ( различные способы информирования, ведение переговоров, выявление потребностей нуждающихся в помощи) на основе нравственных норм.

Обучающиеся получат возможность приобретение опыта взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, оказания им посильной помощи.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с социумом при выходе на свободу.

Литература:

  1. И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251с.
  2. Байярд Роб. Т., Байярб Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Академ. Проект, 2006. – 208 с.
  3. Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
  4. Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 198 с.
  5. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
  6. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010. – 141 с.
  7. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 249 с.
  8. Имею право. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей/ авторы – составители Мирошкина М.Р. и др. – М., 1999. – 72 с.
  9. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 144 с.
  10. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - М.: Генезис, 2004. – 183 с.
  11. Кипнис М . Тренинг семейных отношений., Часть 2. Родительство. – М.: «Ось – 89», 2005. – 128 с.
  12. Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  13. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинг для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
  14. Обухова Л.Ф. Возрастная психологоия. – М.: Пед-ое общ. России, 1999. – 442 с.
  15. Психология подростков. Учебник. /под ред. Реан А.А. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480 С.
  16. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.
  17. Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков. Методические рекомендации для социальных педагогов.- Ростов н/Д, 2002. – 67 с.
  18. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. -М.: Новая школа, 1993. – 49 с.
  19. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПБ.: Речь, 2003. – 175 с.
  20. Рвачева Е. Как стать мастером общения? 49 простых правил. – М.: Эксмо, 2010. – 128 с.
  21. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
  22. Тримаскина И.В. и др. Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности. – СПБ.: Речь, 2010. – 157 с.
  23. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии Часть 1,2,3. – М.: Генезис, 2005.– 167 с.

КИНО И ВИДеОМАТЕРИАЛЫ:

  1. Х/ф «Вам и не снилось». Драма. СССР, 1980 г. Режиссер: И. Фрез
  2. Х/Ф «Мост в терабитию». Фэнтези. США, 2007 г. Режиссер: Г. Ксуно
  3. К/Ф «Все умрут, а я останусь». Драма. Россия, 2009 г. Режиссер: В. Гай Германика
  4. Х/ф «Крыша». Драма. Россия, 2009 г. Режиссер: Б. Грачевский
  5. Х/ф «Республика Шкид». СССР, 1966 г., Режиссер: Г. Полока
  6. Методические разработки занятий, диагностические материалы для отслеживания результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного ...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Английский для общения» для 8 класса

Данная программа разработана для внеурочной деятельности в 8 классах ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел на...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психология общения"

Программа «Психология общения» предназначена для проведения занятий в 6-7 классах....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика общения"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика общения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...