Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС СОО, как средство повышения качества образования
материал

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС СОО, как средство повышения качества образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.docx52.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС СОО,

как средство повышения качества образования»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, повышение качества образования. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.

Часто педагогическую технологию определяют как:

•         Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

•         Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

v    Информационно – коммуникационная технология

v    Технология развития критического мышления

v    Проектная технология

v    Здоровьесберегающие технологии  

v    Технология проблемного обучения

v    Игровые технологии

v    Кейс – технология

v    Групповые технологии. 

v    Традиционные технологии (классно-урочная система)

1). Информационно – коммуникационная технология

Все педагоги регулярно применяют ИКТ. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. К урокам педагоги и ученики готовят презентации, активно пользуются информационными источниками сети Интернет, готовят тематические сообщения, работают с географическими картами. Учителя применяют видеоролики для демонстрации опасных химических реакций, всевозможных микроскопических биологических процессов или глобальных геологических, метеорологических процессов. Есть видеофильмы о жизнедеятельности выдающихся ученых, путешественников, спортсменов, врачей, полководцев, политиков и т.п.

С помощью ИКТ-технологий педагоги осуществляют ряд проектов и мероприятий регионального, Всероссийского и Международного уровней: «Всероссийский географический диктант» (Рочева Е.А.), Всероссийское тестирование «История Отечества», «Тест по Великой Отечественной войне» (Белова О.Р.), «Всероссийский химический диктант» (Голубева И.В.), интернет-олимпиады и конкурсы.

К сожалению, при всей «продвинутости» школьников в информационном пространстве, есть недостатки: не всегда ученики умеют переработать информацию, правильно её представить и оформить. Зачастую они не умеют поменять шрифт, сделать форматирование страницы, изменить размер фотографий или графиков в презентации и т.п. Такие конкретные навыки нарабатываются с опытом. Более важным в применении информационных ресурсов является достоверность информации. Зачастую дети отыскивают очевидно абсурдную информацию или фейковые новости. Вот поэтому необходимо детей учить критически мыслить. Для этого нам в помощь технология критического мышления.

2) Технология критического мышления

         Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления.  

        Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся знакомится с новой информацией, осмысливает систематизирует её. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

  Основные методические приемы развития критического мышления

1.          Прием «Кластер»

2.          Учебно- мозговой штурм

3.         «Перепутанные логические цепочки»

4.          Да - нет

5.          «Фишбоун»

6.          Приём «Составление синквейнов» 

7.          Эссе

8.         «Корзина идей»

9.         Приём «Знаю.../Хочу узнать…/Узнал…»

10.       Ролевой проект и другие приёмы.     

3). Проектная технология

      Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

         Практическое применение элементов проектной технологии и ИКТ-технологии: реализация муниципального дистанционного проекта «Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений по реализации совместных образовательных программ «Образование без границ» по экологическому воспитанию среди 7 классов», куратор Рочева Е.А. Ею же реализованы проекты «Моря, омывающие территорию России» и индивидуальный проект «Интерактивный географический диктант» для 8-9 классов.

 Кратковременный проект по химии к 150-летию Периодического закона «Д.И. Менделеев-многогранность таланта», выполнили 11, 9, 8-е классы (май 2019), учитель Голубева И.В.

Масштабные проекты выполняют учителя физической культуры Конев И.К., Терентьев В.А., Тропин А.С.: «Сдача норм ГТО» (февраль 2019), «Президентские состязания» (март 2019).  

4). Технология проблемного обучения

           Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Так, на уроках биологии при изучении нового материала по эволюции жизни ставится проблема «Почему вымерли мамонты?». Учащиеся пользуются различными информационными источниками и выдвигают несколько гипотез. При совместном обсуждении выясняем, что крупные животные на планете периодически вымирали. Так менялись геологические эпохи. По химии на практическом занятии изучаем свойства соединений амфотерных элементов цинка и алюминия; выясняем химическую активность металлов.

 Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

                                 5). Игровые технологии

         Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В течение учебного года педагогами ШМО проведены: Урок-игра «Духовная культура» в 10 и 11 классе, учитель Сибильская С.С. (апрель 2019); картографическая игра «Российская Федерация» в 8-9 классах, Гео-диктант в 5-6 классах, учитель Рочева Е.А. В течение года педагогами проведены игры-викторины, КВН, уроки-праздники.

        На заседании ШМО 12.12.2018 учитель физкультуры Конев И.К. выступил с сообщением «Игра-средство воспитания и развития учащихся разных возрастов».

        В течение 2018-2019 учебного года все педагоги ШМО были задействованы в проведении общешкольных квест-игр в День Здоровья (6 октября 2018), к 25-летию Конституции РФ (11 декабря 2018), при проведении предметной декады (апрель 2019).        

6). Кейс – технология

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.  Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

В нашей школе разработаны кейсы по географии «Антарктида», по химии «Минерально-витаминный комплекс»-на основе материалов сайта «ПроеКТОриЯ».

Данная технология помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

7). Здоровьесберегающие технологии

         Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

Профилактика стресса:

 работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках или перед уроком;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

         

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".

Интернет-источники и литература

http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2

http://nsportal.ru

http://murzim.ru/nauka/pedagogika

http://www.imc-new.com

http://yandex.ru/yandsearch?text

http://festival.1september.ru

http://works.tarefer.ru

http://www.moluch.ru

http://charko.narod.ru

http://mariyakuznec.ucoz.ru

http://www.bibliofond.ru/view.aspx

1. МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.

2. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

3. Петрусинский В.В.Игры - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения Содержание:Глава I. Личностно-ориентированное развивающее обучение1.1....

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС, как средство повышения качества образования

В статье описываются современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС....

Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

       Презентация  "Дистанционное  обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС" является основой для проведения мастер-класса,...

Система методической работы и использование современных педагогических технологий в преподавании истории, обществознания и внеклассной работе как средства повышения качества образования.

Повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы образования – основная задача работы всей с...

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения....

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС СОО, как средство повышения качества образования

Выступление на Методическом Совете школы с обзором педагогических технологий и наработок педагогами за учебный год...