Педагогические образовательные технологии на уроках химии (Доклад на РМО)
методическая разработка

Муруева Розалия Доржиевна

Обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_obrazovatelnye_tehnologii_po_himii.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагогические образовательные технологии на уроках химии (Доклад на РМО)

                                                                                                                 

                                                                         Человек, который почувствовал ветер перемен,

                                                                            должен строить не щит от ветра,

                                                                           а ветряную мельницу. (М. Дзедун)

Технология личностно-ориентированного обучения.

Данная технология позволяет сформировать у ребят умения размышлять, анализировать, опираясь на личный опыт. Так на уроках очень интересными, познавательными для учащихся являются вопросы, касающимися самого человека, его окружения. Например,

  • почему при приготовлении вкусного бульона мясо кладут в холодную воду, а при приготовлении мясных вторых блюд мясо опускают в горячую воду?
  • Почему при отравлениях используют активированный уголь?
  • Как затушить загоревшееся масло на сковороде?

Эти и другие вопросы возникают у самих учащихся при изучении химии, а то, что интересно, то запоминается и будет хорошо усвоено.

Технология проблемного обучения.

Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить».

Создание проблемной ситуации, осознание её учащимися возможно при изучении почти любой учебной темы, так как в большинстве случаев можно поставить перед учеником проблемный вопрос для самостоятельного его решения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Так при изучении темы «Кислород» в 8 классе ребятам можно задать вопрос: «Почему рыбы не погибают под толстым слоем льда?»

При изучении темы «Гидролиз солей»: Кислоты кислые, так как при диссоциации дают катионы водорода, для щелочей из-за присутствия гидроксид-ионов характерна щелочная среда. Какой характер среды могут иметь соли?

Проблемная ситуация возникает при показе двойственности свойств соединений (амфотерность) или возможности проявления одним и тем же веществом окислительных и восстановительных свойств. Это происходит в теме «Амфотерные гидроксиды».

При изучении темы «Углеводы»: при демонстрации эксперимента по сравнению свойств глюкозы и фруктозы учащиеся сталкиваются с проблемой: глюкоза реагирует с гидроксидом меди (II), а фруктоза – нет. Почему?

Правильная,  целесообразная, а порой, нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию способностей учащихся, их познавательной деятельности

Технология разноуровневого обучения.

Данная технология осуществляется на всех этапах урока. При закреплении нового материала необходимо дифференцировать вопросы на повторение и закрепление, предлагать разноуровневые домашние задания. При проверке знаний необходимо предлагать учащимся дифференцированные задания самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Опираясь на изученный материал, обучающиеся составляют кроссворды, готовят сообщения, рисунки, презентации по темам «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева», «Металлы», «Неметаллы».

При изучении «Производство аммиака», «Производство серной, азотной кислоты», «Минеральные удобрения» учащиеся готовят таблицы, схемы производств, рисунки и фотографии.

Технология проектного обучения.

Для формирования компетенций учащихся, обеспечивающих развитие познавательных способностей личности детей и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности на уроках химии, применяется технология проектного обучения. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным критически результатом, оформленным тем или иным образом. В работе можно применять метод проектов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Главной целью любого проекта является формирование самых разных компетенций: умение самостоятельно найти информацию и критически оценить, используя при этом различные источники информации, планировать работу, умение и навыки сотрудничества, поисковые, рефлексивные, увидеть ошибки, что позволяет избежать их в дальнейшем, и другие умения.

Можно использовать метод проектов при изучении, таких тем как:

8 - 9 класс:

  • знакомство с химическими элементами,
  • признаки химических реакций,
  • мир металлов и неметаллов,
  • химические удобрения на службе человека

10 - 11 класс:

  • многообразие органических веществ,
  • мир углеводов,
  • полимеры,
  • химические реакции в нас и вокруг нас,
  • химия в жизни общества,
  • Химия и автомобиль,
  • Химия в твоей аптечке,
  • Химия на кухне.

Защита данных проектов проходит как на уроке, так и на факультативных занятиях.

Проектная деятельность учащихся – это самостоятельная творческая деятельность, результатом которой является информационный продукт – оформленный проект, обладающий субъективной или объективной новизной.

Исследовательская технология.

В каждом учащемся живёт тяга к новым открытиям и исследованиям.

Химия — это предмет, который даёт огромные возможности для разнообразных исследований.

Под исследовательской работой мы понимаем экспериментальную и (или) теоретическую индивидуальную деятельность учащихся, связанную с изучением явлений и свойств реальных объектов природы и техники, направленную на выявление и развитие творческих способностей детей.

Виды исследовательской деятельности учащихся:

Монопредметное исследование проводится по какому-то одному предмету

Межпредметное исследование требует привлечения знаний из разных учебных предметов

Надпредметное исследование строится на творчестве учителя и учащегося, направленное на исследование конкретных проблем, выходя за рамки учебной программы.

Основой урочной деятельности является самостоятельная деятельность ученика по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Виды нетрадиционных  уроков, которые  позволяют  использовать исследовательский метод обучения:  (это урок – исследование, урок – творческий отчет, урок – проект, урок – презентация, урок – экспертиза, урок – путешествие, урок – рассказ, и другие).

Помимо нетрадиционных уроков, формированию исследовательских умений учащихся способствует учебный эксперимент, что с латинского означает «проба». Его особенностью является возможность отработать с учащимися такие элементы исследовательской деятельности, как планирование, проведение, обработка и анализ результатов.

Развить навыки исследовательской работы у учащихся позволяют химические практикумы. В практикуме учащиеся выполняют целую серию практических работ в конце большого раздела курса химии, включающего несколько тем. В практикум включаются и экспериментальные задачи, через которые есть возможность так же использовать исследовательскую технологию. Химический практикум носит повторительно - обобщающий характер, а задания в нём требуют большей самостоятельности и включают ученические исследования.

в 8-х классах разработан практикум по теме «Классы неорганических веществ»,

в 9-х классах – «Неметаллы», «Металлы»

в 10- классе - «Кислородсодержащие органические вещества»

В 11 классе - «Химические реакции в неорганической и органической химии  »

Компьютерные технологии.

Данная технология близка и понятна современным детям. Процесс обучения химии становится более интересным, электронные ресурсы по химии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков, что делает их яркими и убедительными. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации и создавать наглядные эффектные образы.

При изучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентация лекций), при обработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химических практикумов. При проведении уроков широко используются компьютерные презентации. Это эффективный метод представления изучения любого материала.

Примеры использования презентаций на уроках химии:

Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

Работа с устными упражнениями.

Использование презентации при повторении пройденного материала.

Демонстрация условия и решения задачи.

Демонстрация химических опытов .

Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

Проведение тестов.

Проведение физкультминуток.

Проведение рефлексии.

Демонстрация портретов химиков и рассказ об их открытиях.

Иллюстрация практического получения и применения химических веществ в жизни.

Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает её привлекательной при изучении таких тем как «Строение атома», «Кристаллические решетки», «Типы химических реакций», «Растворы», «Явление гибридизации» и др.

Здоровьесберегающие технологии

Главная цель учителя на занятии – создание условий для формирования бережного и ответственного отношения учащихся к собственному здоровью.

Здоровьесберегающие технологии помогают развитию экологической культуры школьников. На уроках химии включаются вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем.

Например: при изучении темы кислот в 8 классе, затрагивается проблема кислотных дождей и влияние их на экологию, при изучении простых веществ говорится об озоне и озоновом слое.

Изучая промышленное производство серной кислоты и аммиака, обязательно затрагивается проблема охраны окружающей среды.

Изучая органическую химию, ребята делают проекты о витаминах, гормонах, лекарствах, где обязательно затрагивают вопрос об их пользе и вреде для организма.

Говорим о вреде алкоголя при изучении темы: «Спирты».

При изучении темы «Альдегиды» обращается внимание на запахи альдегидов: неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. Однако высшие и ароматические альдегиды имеют приятные запахи, которые действуют на организм положительно, так запахи ванили и лимона понижают давление, запах лимона тонизирует нервную систему, повышает концентрацию внимания, снимает головную боль и усталость. Лечение запахами называется ароматерапией.

При изучении цветных реакций сообщается учащимся, что лечение цветом называется хромотерапией. Зеленый цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.

Включаются в программу вопросы, связанные с химией человека, что позволяет учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.

Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются в урок физкультминутки.

При проведении лабораторных и практических работ обращается внимание на необходимость соблюдать правила безопасного поведения.

Внедрение современных технологий обучения и их систематическое использование способствует повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся. Новые инновационные технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы 

Инновационная деятельность учителя целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного практического опыта при помощи сравнения, изучения, изменения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики

  Новый взгляд на стандарт (ориентировочная основа действий; уровень знаний, необходимый и достаточный для перехода на следующую ступень образования); деятельностно-целевой подход к содержанию стандартов; системно-деятельностный подход к организации обучения; гуманизация образования и обеспечения равенства возможностей для развития личности; индивидуализация и дифференциация обучения, предоставляющие возможность овладения материалом на различных уровнях; освоение универсальных способов деятельности и т.д

Вывод: Применение инновационных технологий  способствуют более углубленному образованию школьников. Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса, повышается качество и количество творческих работ, появляется стремление к получению дополнительных знаний по химии и осознается важность и необходимость школьного образования для поступления в ВУЗ. Для самого педагога - это прежде всего возможность для профессионального роста, повышения уровня самообразования для успешной педагогической деятельности.

Приведу примеры сетевых педагогических сообществ, в которых я активно работаю в течение многих лет, и которые дают практическую возможность повышать свой педагогический уровень:

Завуч. Инфо. Адрес сайта: http://www.zavuch.info /

Сеть творческих учителей. Адрес сайта: http://www.it-n.ru /

ПроШколу.ру Адрес сайта: http://www.proshkolu.ru /

Педсовет.org Адрес сайта: http://pedsovet.org /

Открытый класс. Адрес сайта: http://www.openclass.ru /

Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»

Адрес сайта: http://metodisty.ru /

Сайт Интернет-сообщества учителей. Адрес сайта: http://pedsovet.su /

Сайт К-уроку.ru Адрес сайта:http://www.k- yroky.ru /

Учительский портал Адрес сайта: http://www.uchportal.ru /

Уверена, что учебно-исследовательская технология позволяет формировать у учеников творческий потенциал, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность, конкурентоспособность.

В своей работе использую разнообразные виды совместной деятельности: эксперимент, интегрированные, с элементами соревнования, в форме экскурсии, позволяющие выстроить оптимальную систему работы с детьми и реализовать цель и задачи обучения. Для успешной подготовки к ОГЭ И ЕГЭ в 9 и 11 классах считаю целесообразным применять тестовую технологию и формировать у учащихся специфические навыки тестирования. Применяю тесты, составленные в соответствии с федеральными образовательными стандартами и которые позволяют выявить навыки практического использования знаний.

Активно использую интернет-технологии в образовательной деятельности. Пользуюсь электронными изданиями, ориентированными на предметно-профессиональную деятельность. Уверена, что именно использование интерактивных и компьютерных технологий на уроках химии дали возможность повысить качество знаний, умений и навыков учащихся.  Мои ученики ежегодно уже в течение многих лет являются участниками,  и призерами на районных, областных, Всероссийских дистанционных олимпиадах, молодёжных предметных чемпионатов.

В классах учатся ребята, по-разному ориентированные на учебный процесс, поэтому очень важна в данном случае уровневая дифференциация. Считаю, что именно разноуровневое обучение помогает многим нашим ученикам получить знания на профильном уровне (обучаясь в общих классах) и продолжать обучение в высших учебных заведениях.

В настоящее время большое внимание обращаю на возможности дистанционного обучения химии. Особенно это стало актуально в тот период, когда из-за суровых морозов и в период пандемии Covid  школу закрывают на карантин. Со всеми этими учащимися я связана электронной почтой и через систему электронных дневников и журналов, посредством которых учащиеся от меня получают задания по сбору и анализу определенной информации, по сбору информации в сети Интернет, по подготовке электронного реферата, провожу тестирование и анализ творческих работ. Использую дистанционное обучение и при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Мощным средством поддержки профессиональной деятельности считаю профессиональные сообщества. Для успешной педагогической деятельности использую сетевое взаимодействие с коллегами: пополняю страницы своих мини-сайтов наработками, использую опыт других педагогов в своей практике, участвую в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах для учителей, различных телекоммуникационных проектах, обучающих семинарах, конференциях.

 
 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные технологии на уроках химии

Описание модульно - блочной технологии, презентация работы по данной технологии...

На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.

 Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на фо...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии для повышения мотивации обучения.

Обобщение опыта работы за три года по повышению мотивации к изучению химии, за счет использования на уроках современных образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Статья: "Использование новых образовательных технологий на уроках химии и биологии"

Использование на уроках химии и биологии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)....