Развитие познавательного интереса у учащихся через активные формы обучения на уроках биологии.
методическая разработка

Волохова Ирина Валерьевна

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у учащихся через активные формы обучения на уроках биологии.

Учитель биологии Волохова ИВ

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать.

Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат

Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание – запоминанием; восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. Причиной низкого качества знаний учащихся по биологии во многих школах является главным образом нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся, сводится, лишь к восприятию излагаемых учителем готовых знаний и не остается времени на осмысление, запоминание, применение и проверку результатов. Необходимо, чтобы все названные выше этапы усвоения знаний, умений выполнялись лично каждым школьником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками

 Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

За годы своей практической деятельности, считаю, накопился опыт по использованию методов и приемов работы по  Развитие познавательного интереса у учащихся.

- Для  Развитие познавательного интереса у учащихся : применяю на своих уроках  современные технологии, такие как технологию развития критического мышления, проблемного обучения, информационно-коммуникационную технологию. Они позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска идей и суждений, т.е. саморазвития.

Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: Главное условие – наличие мотивации учащихся. 
Технология «обучения в диалоге» Примером может быть исследовательская работа, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
Метод проектов: развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени. 
Метод открытий:  деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, путешествие, зачет, игра и др.

Наибольший активизирующий эффект  дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:

• отстаивать свое мнение;
• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
• ставить вопросы своим товарищам
• оценивать ответы и письменные работы товарищей;
• объяснять более слабым обучающимся непонятный материал;
• самостоятельно выбирать посильное задание;
• решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения

- Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором  способов  и приемов, на мой взгляд, таких способов  много. Наиболее эффективные приёмы моей работы показаны на слвйде.

Дистанционное обучение показало нам большие возможности использования  цифровых ресурсов. В своей работе часто стала использовать Online Test Pad и LearningApps. Виды заданий легко использовать при повторении д\з, изучении новой темы, самостоятельной работе: пройти тест (викторину), разгадать кроссворд, классифицировать объекты по группам, найти пару собрать пазлы, найти соответствия,  найти на карте (например, «Устройство микроскопа», «Строение клетки»). Вот несколько примеров https://learningapps.org/14811705,

 https://learningapps.org/14600312 , https://onlinetestpad.com/horqt36mokswq  Задания можно создавать и редактировать в режиме он-лайн, используя различные шаблоны. Высокая мотивация учащихся, скорость выполнения заданий и многократная отработка навыка, визуальные образы и теоретический материал - дают прочность знаний.

- Заметила, что большой  интерес у ребят вызывает биографический материал об ученых биологах Вавилов, Павлов, Вернадский, Пирогов и др.  В этом году учащимся очень понравились  внеклассные мероприятия посвященные жизнедеятельности Ломоносова и Аристотеля. Поэтому даю задание подготовить сообщение об ученых, внесших вклад в развитие науки.

Применение фольклора на уроках биологии  на примере сказок, загадок и поговорок делает урок живым и интересным. Произведения, помогают  разнообразить уроки биологии, всегда вызывают у учеников светлые чувства, развивая познавательный интерес, стремление к решению трудных вопросов, формируя научное мировоззрение.

Почетное место на уроках биологии занимают игровые моменты.

Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрои, активизирующий учебный процесс.

Игра может быть положена как в основу всего урока, так и в его отдельные моменты. 
Игры - путешествия  Примерами таких игр могут быть «Путешествие по следам плодов и семян» (6 класс); «Путешествие по земному шару с красной книгой» (6-7-й класс), при изучении как растений, так и животных; «Путешествие на дно океана» при обобщении темы «Жизнь в морях и океанах» (5-й класс).
Игры упражнения.  игру «Найди родственников». Вызванный ученик вытаскивает карточку и подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, порядку, отряду, семейству растение или животное. Например, если на карточке изображено растение пшеницы, то ученик, подбирая ряд других представителей злаковых, дает общую характеристику семейства.

 Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме)

Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науке.

-убедится в изменении химического состава растений, семян
убедиться, что вода испаряется через устьице листа

ВЫВОДЫ
Основные пути активизации познавательной деятельности - разнообразие форм и методов, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.
обеспечивает повышение уровня мотивации к изучению предмета, следовательно, способствует качественному усвоению материала. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие Я-концепции личности ребенка через активные формы обучения и воспитания

Сложность и многогранность личностных изменений в раннем возрасте, его роль на ход развития личности обуславливает актуальность выбранной  темы....

Развитие и саморазвитие мотивации учащихся через активные формы работы.

Одной  из центральных проблем современной школы можно назвать формирование мотивации учения.Развитие мотивации особенно важно на начальной ступени обучения, так как в младшем школьном возрасте за...

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

Развитие познавательного интереса у учащихся через игровую деятельность

Статья об организации игровой деятельности воспитанников с умственной отсталостью...

Повышение мотивации через активные формы обучения на уроках математики

Педагогический проект: Повышение мотивации через активные формы обучения на уроках математики...

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы"

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы" на школьном методическом объединении естественно-математическог...

«Развитие познавательного интереса обучающихся через использование активных форм обучения на уроках химии»

Статья раскрывает значение использования активных форм обучения в развитии познавательной активности обучающихся....