Дополнительная общеобразовательная программа "Дизайн и проектирование"
рабочая программа

Валеева Лейсан Рафинатовна

Программой «Дизайн и проектирование» предусмотрен индивидуальный подход к каждому воспитаннику, с учетом его интересов, направленности на творческую самореализацию. В программе выделены разделы, посвященные авторскому проекту, где ребята могут раскрыть себя в соответствии со своими увлечениями.

Цели:

  • Дать учащимся представление о различных видах дизайнерской деятельности;
  • Формировать навыки предпрофильной подготовки по основам дизайна.

Задачи:

  1. Приобретение непосредственного опыта общения с широким кругом материалов, технологий, инструментов и технических средств, понимание их возможностей;
  2. Привитие культуры графического труда;
  3. Приобретение навыков разработки и презентации проектных идей различными средствами – графикой, моделями, макетированием и др.
  4. Овладение методами и способами интеграции знаний различных предметных дисциплин и наук вокруг какой-либо выбранной учащимися проектной проблемы.

Решение задач через:

  1. изучение основ различных видов дизайна, стилей архитектуры;
  2. знакомство с работами архитекторов с мировым именем;
  3. формирование представления о современных тенденциях дизайна;
  4. формирование первичных умений графического изображения геометрических фигур в пространстве и составление композиции из них, формирование первичных графических умений области черчения, перспективы, аксонометрии;
  5. создание условий для последующего самообразования воспитанников в данном направлении, творческой самореализации при создании эскизов и проектов;
  6. привлечение к участию в конкурсах дизайна с целью апробации проектов и эскизов в жизнь, а также для самоанализа проектной деятельности.
  7. воспитание эстетического вкуса, чувства гармонии цвета и формы, красоты с пользой и функциональностью;
  8. развитие пространственного и конструкторского мышления.
  9. развитие пространственного видения конструкции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района

____________________________________________________________________________

Дополнительная общеобразовательная программа «Дизайн и проектирование»

Направленность: техническая

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7-12 лет

Срок реализации: 2 года

                                                                           

Составитель: Валеева Лейсан Рафинатовна,

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория

п. Пурпе Пуровского района ЯНАО

2021 год

Пояснительная записка

Дизайн относят к сравнительно молодой профессии. Но если видеть в дизайне профессию, формирующую мир вещей, то ее истоки и корни уходят во времена зарождения цивилизации, культуры. Социокультурная природа дизайна обусловила широкое распространение его на все сферы жизнедеятельности общества: на промышленное и сельскохозяйственное производство, быт, отдых и спорт, торговлю и сферу обслуживания, общественную жизнь и т. д. Вместе с тем дизайн представляет собой синтез науки, техники и искусства.

Обучение основам дизайнерской деятельности даёт возможность учащимся получить представление о художественном проектировании, а также основных видах дизайна.  Помимо формирования профессионального кругозора такое представление поможет им определить свои интересы, свое направление специализации в дальнейшем обучении.

Дополнительная общеобразовательная программа «Дизайн и проектирование» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
  2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
  6.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  8. Распоряжение Министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
  9. Устав МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

Направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Дизайн и проектирование» является программой технической направленности.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки программы.

  • Дополнительная общеобразовательная программа «Дизайн и проектирование» (2021) составлена на основе программы Н.О. Кудрявцевой «Дизайн и проектирование», разработанной в 2015 году для объединения «Дизайн и проектирование» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
  • Программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология», «черчение» и «искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни, предусматривает развитие художественно – конструкторских способностей учащихся, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
  • Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования.  

Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование.

 Дополнительная общеобразовательная программа «Дизайн и проектирование» является модифицированной программой и составлена на основе учебных пособий по основам дизайна и проектирования:

  • Учебное пособие для студентов вузов «Основы теории дизайна», авторы Ковешникова Е.Н., Ковешников А.И., Издательство: М.: Машиностроение 1999г.;
  • Учебное пособие «Основы дизайна», авторы: Михайлов С., Кулеева Л. Издательство: Новое знание 1999;
  • Учебное пособие «Основы теории и методологии дизайна», авторы: Рунге В., Сеньковский В., Издательство: МЗ-Пресс 2003.

Место программы в учебном плане МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

        Дополнительная общеобразовательная программа «Дизайн и проектирование» введена в учебный план МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе в рамках технической направленности и реализуется в объединении «Дизайн и проектирование». Содержание программы распределено по разделам: «Введение. Понятие о дизайне», «Основы   построения   общей   композиции дизайна», «Рисунок-чертёж-макет», «Работа с тканью. Дизайн одежды», «Виды техник при создании объектов дизайна», «Эко-fantasy», «Проектная деятельность».

Особенность программы.

Данная дополнительная общеобразовательная программа предназначена для расширения предметных знаний по Дизайн и проектированию, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей и подростков. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.

Программа состоит из разных уровней сложности:

  • Первый уровень – модуль «Базовый», где ученикам предлагается более углубленное изучение тем и навыков;
  • Второй уровень сложности – модуль «Углублённый», рассчитанный на выстраивание индивидуальной работы, дальнейшего личностного, творческого роста. Участие в творческой исследовательской, творческо-продуктивной деятельности.

Программа является интегрированной, так как содержит объем знаний из различных областей прикладных наук (изобразительной искусство, биология, строительство, архитектура и др.). Отличительной особенностью программы является включение в нее элементов черчения, рисунка, композиции и художественного конструирования. А также расширение знаний в области искусства архитектуры, знакомство с работами архитекторов и дизайнеров прошлого и современности. Программа построена циклично, с постоянным повтором и углублением изучения тем разделов.

Также отличительной особенностью программы является разноуровневость (ступенчатость) освоения программы, так как программа учитывает запросы детей дошкольного и школьного (младшего и среднего) возраста, желающих расширить свои знания в области технического и художественного дизайна.

Актуальность программы.

Актуальность программы заключается в формировании предпрофильного и предпрофессиональном самоопределения юношей и девушек.

Современный уровень развития производства, техники, строительства немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только технологичность, прочность конструкций, но и эстетический вид изделий, предметов, построек, малых архитектурных форм. Все это дизайн. Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает, усовершенствует предметное окружение человека «от иголки до самолета», улучшает качество жизни. Программа необходима и для профессиональной ориентации учащихся, и для более осознанного выбора профессии, и для формирования у школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей.

Новизна, значимость программы.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • Системно-деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением детей в активную творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом и занимает свое место на выставках в нашем учреждении. Что развивает интерес к различным пространственным, пластическим, декоративным и другим видам деятельности, и ориентирует ее на положительный результат;
  • Личностно – ориентированный подход. Декоративно-прикладное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;
  • Региональный подход. Учитываются художественные традиции историко–культурные связи, сложившиеся в данном регионе России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этно-художественного пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям (особенностям культуры народов Крайнего Севера, ЯНАО, особенностям культуры лесных и тундровых ненцев).

Также новизна программы просматривается через применение современных образовательных технологий:

  •  «Эко-просвещение». «Эко-fantasy» основана на информации о способах переработки бытовых отходов и преобразование в арт-объекты вещи, ставшие ненужными, потерявшие былой вид, давая им, тем самым, вторую жизнь. Освещается в рамках объединения в изучении основных экологических понятий и применении их и популяризации через ДПИ, участие в конкурсах рисунков и экологических акциях, проводимых на разных уровнях (муниципальный, окружной, всероссийский, международный).

Программой «Дизайн и проектирование» предусмотрен индивидуальный подход к каждому воспитаннику, с учетом его интересов, направленности на творческую самореализацию. В программе выделены разделы, посвященные авторскому проекту, где ребята могут раскрыть себя в соответствии со своими увлечениями.

Цели:

  • Дать учащимся представление о различных видах дизайнерской деятельности;
  • Формировать навыки предпрофильной подготовки по основам дизайна.

Задачи:

  1. Приобретение непосредственного опыта общения с широким кругом материалов, технологий, инструментов и технических средств, понимание их возможностей;
  2. Привитие культуры графического труда;
  3. Приобретение навыков разработки и презентации проектных идей различными средствами – графикой, моделями, макетированием и др.
  4. Овладение методами и способами интеграции знаний различных предметных дисциплин и наук вокруг какой-либо выбранной учащимися проектной проблемы.

Решение задач через:

  1. изучение основ различных видов дизайна, стилей архитектуры;
  2. знакомство с работами архитекторов с мировым именем;
  3. формирование представления о современных тенденциях дизайна;
  4. формирование первичных умений графического изображения геометрических фигур в пространстве и составление композиции из них, формирование первичных графических умений области черчения, перспективы, аксонометрии;
  5. создание условий для последующего самообразования воспитанников в данном направлении, творческой самореализации при создании эскизов и проектов;
  6. привлечение к участию в конкурсах дизайна с целью апробации проектов и эскизов в жизнь, а также для самоанализа проектной деятельности.
  7. воспитание эстетического вкуса, чувства гармонии цвета и формы, красоты с пользой и функциональностью;
  8. развитие пространственного и конструкторского мышления.
  9. развитие пространственного видения конструкции.

Возраст учащихся: 7-12 лет

Срок реализации программы - 2 года.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2 часа, всего 144 часа в год, общее количество часов по программе составляет 288 часов. Количество детей в группе 10-15 человек.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.

Для реализации программы используются основные методы развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий), дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания, вариативность основного модуля программы), игровые; используются разнообразные формы проведения занятий: беседа, лекция, объяснение, демонстрация и показ слайдов (с использованием обучающих компьютерных программ и оборудования), практическая и лабораторная работа, виртуальная экскурсия, творческая работа, конференция, конкурс работ, викторина, тест.

Выбор методов и форм для реализации программы определяется:

  •  поставленными целями и задачами;
  • принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка;
  • возможностями учащихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности);
  • наличием соответствующей материально-технической базы.

Методы обучения:

1). Практические (практическая работа, изготовление макета, чертежа, рисунка, составление презентации), наглядные (демонстрация наглядных пособий, рисунок, технологические карты, поэтапность работы), словесные (беседа, рассказ, объяснение, лекция);

2). Методы стимулирования (поощрение, анализ ошибок)

3). Рефлексия

4). Метод мозгового штурма

5). Поисковые методы

Формы контроля.

        Опрос, просмотр, участие в конкурсах, выставках, конференциях, защита проекта, составление портфолио воспитанника.

Формы занятий: групповое, индивидуальное.

Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы занятий и методы обучения).

Формы: учебное занятие.

Типы:

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений);

- комбинированное занятие;

- мастер-классы для детей;

- контроль умений и навыков.

Содержание программы по разделам

п/п

Разделы

Модуль «Базовый»

Модуль «Углублённый»

Введение. Понятие о дизайне

6

4

Основы построения общей композиции дизайна.

14

16

Рисунок-чертёж-макет

24

28

Работа с тканью. Дизайн одежды

16

16

Виды техник при создании объектов дизайна

24

22

Эко-fantasy

38

38

Проектная деятельность

22

20

Итого:

144

144

Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования.

Планируемые результаты освоения программы

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования.

Прогнозируемые результаты по итогам обучения.

 Учащиеся должны знать:

  • историю зарождения и развития дизайна;
  • принципы формообразования и композиции;
  • принципы объемного проектирования (макетирования)
  • роль цвета;
  • профессиональный язык дизайна;
  • последовательность выполнения проекта;
  • технику выполнения проекта
  • уровень развития своих профессионально важных качеств;
  • правила выбора профессии, карьеры.

  Учащиеся должны уметь:

  • составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов;
  • выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму;
  • использовать цветовое оформление;
  • подбирать информацию, анализировать источники и получать необходимые данные, устанавливать личные контакты, определять свой уровень знаний и оценивать его у других;
  • решать конкретные задачи художественного проектирования;
  • реализовывать свои творческие способности в рамках существующих ограничений (сроки, ресурсы, возможности производства), работать в коллективе, организовывать свое время и планировать де6ятельность;

  Учащиеся должны приобрести навыки:

  • воплощения идеи в материале,
  • создания макетов, с использованием различных материалов, технологий, инструментов, оборудования.

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи в области дизайна и проектирования;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок других людей;
  • способность к самооценке;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с искусством дизайна и архитектуры.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Учащийся научится:

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

Познавательные универсальные учебные действия.

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Система отслеживания результатов.

 Диагностика:

  •  Тесты (складывание конфигураций из определенного набора элементов) позволяют оценить такие качества ума, как быстрота, гибкость (разнообразие идей), оригинальность (уникальность форм), масштаб охвата (число элементов, использованных в конфигурации);
  •  Срезы (направлены на выявление особенностей   деятельности учащихся с учетом зоны ближайшего развития; проводится в форме анализа творческих работ, т.е. активного обсуждения целей изучения данного раздела (темы) и степени достижения этих целей каждым учащимся);
  • Курсовые творческие задания разного уровня, рассчитанные на проведение экспериментов, отработку навыков и умений, развитие художественного творчества;
  • Авторские проекты - самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Проект состоит из отдельных частей, например, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия, разработки технологического процесса.

Основные задачи разделов.

Тематическое планирование и общее содержание разделов.

1.Введение. Понятие о дизайне.

Основные задачи раздела:

  • ознакомление обучающихся с курсом обучения.  Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях;
  • Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
  • -рассмотреть виды дизайна. Основные инструменты и материалы дизайнера.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Введение. Понятие о дизайне»

Знать:

- знать технику безопасности на занятиях по дизайну и проектированию;

- отличать и выделять дизайн среди других искусств и рекламы;

- иметь устойчивый интерес к изучению предмета;

Уметь:

- уметь ориентироваться в основных терминах: «Дизайн», «арт-объект», «дизайн-проект», «дизайнер ландшафта», «дизайнер интерьера», «модельер», «моушн-дизайнер»;

- уметь работать с обучающими ИКТ-материалами (игры, викторины, задания по дизайну и истории дизайна;

- развитие навыка работы в коллективе,

- отработка навыка выступления, участие в беседе, отстаивание точки зрения.

2. Основы построения общей композиции дизайна.

Основные задачи раздела:

-дать понятие о композиции. Виды графики. Чёрно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки. Тоновая графика –отмывка.

-обучить основам Цветоведения (характеристики и свойства цвета, их взаимодействия). Цвет –элемент композиционного творчества. Виды орнаментов (по форме, по жанру).

-рассмотреть построение орнамента в полосе, квадрате, круге (Единство формы и декора. Закономерности построения орнамента).

-дать понятие о дизайне интерьера. Перспектива (законы перспективы, главная точка). Построение перспективы комнаты.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Основы построения общей композиции. Предметный дизайн.  Дизайн интерьера»

Знать:

- знать и называть не менее 6 видов дизайна (рекламный, д. интерьера, средовой, ландшафтный, одежды и аксессуаров, полиграфия и графический, арт-дизайн);

- приводить примеры видов дизайна из нашей жизни, уметь наблюдать;

- выделять для себя наиболее интересные разновидности дизайна, планировать свои возможные проекты в этой сфере;

- знать более 10 разновидностей дизайна, уметь различать их;

Уметь:

- уметь с помощью педагога пройти этап планирования, эскизирования, обрисовки в программе, создания готового продукта (макеты, готового изделия);

- развитие навыка работы на компьютере, с девайсами, облегчающими создание дизайн-проекта;

- развитие навыка сотрудничества в детском коллективе.

- уметь задаваться вопросом: «А как можно улучшить этот дизайн?»;

- уметь предлагать варианты выполнения дизайн-проекта, выделять наиболее удобные программы и способы создания проекта;

- уметь стимулировать себя к поиску новых знаний для улучшения своей работы;

- отработка навыка работы в программах типа: «Дизайн интерьера-зд», «Paint», «Corel Draw», программы для создания презентации, видеомонтажа, анимации.

3. Рисунок - чертеж –макет. 

Основные задачи раздела:

  • формировать представление о масштабе в макетировании, о соразмерности архитектурных элементов и ответственности работы дизайнера-архитектора;
  • развивать умения и навыки работы с различными материалами для макетов;
  • сформировать четкое представление о едином архитектурном стиле для всех частей ее ансамбля.
  • развивать пространственное мышление, конструкторские способности;
  • установить связь предмета с сторонами жизни человека, подчеркнуть необходимость знаний технических предметов;

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Рисунок – чертёж - макет»

Знать:

-знать значение рисунка и чертежа в дизайне;

- знать отличия рисунка, технического рисунка и чертежа;

-знать основные выразительные средства в художественном конструировании (начальное ознакомление)

- знать основные материалы для создания формы;

-  владеть основными приемами формообразования из бумаги;

- знать, применять, комбинировать основные приемы формообразования из бумаги;

- Выделять составляющие дизайна в конкретных примерах из жизни.

Уметь: 

- умения пространственного мышления;

- навыки работы с клеем, бумагой, картоном, пенопластом и прочими материалами;

-иметь устойчивый интерес к поиску новых форм удобных, красивых, функциональных;

-вводить неожиданные материалы в работу.

4.        Работа с тканью. Дизайн одежды.

Основные задачи раздела:

  • Изучить историю и классификация одежды. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды;
  • Выполнение изделия в материале. Кукла как объект предметного дизайна;
  • Обучить детей в подборе материалов и подготовка их к работе;
  • Рассмотреть виды кукол;
  • Изготовить куклу-сувенир и тряпичные куклы;

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Работа с тканью. Дизайн одежды»

Знать:

- знать 3 составляющие(формулу) дизайна (удобство+функциональность+красота);

- знать основные материалы для создания формы;

-  владеть основными приемами формообразования из бумаги;

- знать, применять, комбинировать основные приемы формообразования из бумаги;

Уметь:

- умения пространственного мышления,

- навыки работы с клеем, бумагой, картоном, пенопластом и прочими материалами.

- Выделять составляющие дизайна в конкретных примерах из жизни;

- вводить неожиданные материалы в работу;

- иметь устойчивый интерес к поиску новых форм удобных, красивых, функциональных.

5. Виды техник при создании объектов дизайна.

Основные задачи раздела:

  • Знакомство с понятием предметный дизайн на примере декупажа (украшение елочных шаров, тарелок, свечей).
  • расширить знания о применении дизайна в жизни, показать охват им сфер жизни человека;
  • развивать конструкторские и творческие способности, умения довести начатое дело до конца;
  • воспитывать уважительное отношение в деятельности инженера, дизайнера, архитектора.
  • Направления деятельности дизайнера. Особенности каждого направления. Важность и согласованность каждой разновидности дизайна. Пробные работы в каждом виде дизайна. Разработка визитных карточек "от руки" и в графическом редакторе. Работа дизайнера украшений. Украшения в стиле "этно" из кожи и меха. "Ненецкие мотивы". Разработка пробного проекта транспорта.

Предметный дизайн на примере росписи по ткани(батик), камню, стеклу(витраж). Предметный дизайн на примере вышивки. История Вышивки. Вышивка нитями (крест, гладь). Вышивка лентами (цветы, орнаменты).

Аппликация из ткани, фетра.  Квиллинг. Лоскутное ручное шитье (пэчворк). Мозаика. Виды мозаики. Витраж.

Ожидаемые результаты по изучению раздела

 Знать:

- Знать основы различных техник декоративно-прикладного творчества;

-Знать роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

- названия и особенности декоративно-прикладных техник: флористика, работа с бумагой, декупаж, витраж, батик;

- технику безопасности труда.

Уметь:

- под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и выполнение практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку; -находить дополнительную информацию;

-организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

-эстетично оформлять готовую работу;

-строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности;

- соблюдать правила безопасной работы.

6. Эко-fantasy.

Основные задачи раздела:

  • Формировать умения представить форму и варианты ее сборки(создания), компоновки с другими формами;
  • Развивать умению подбирать материал, сочетания материалов;
  • Развивать умение видеть конечный результат труда, пространственное мышление, воображение.

Конструирование из бумаги. Конструирование без масштаба. Форма из бумаги. Сочетание форм. Русская изба из бумажных трубочек. Конструирование народного жилища. Сферические формы. Введение в работу других материалов. Применение умений и знаний по конструированию в жизни. Связь конструирования с другими сферами знаний.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Эко-fantasy»

Знать:

- способы и методы решения экологической проблемы;

- способы утилизации и переработки бытовых отходов;

- виды бытовых отходов;

-экологические требования к жилищу;

-сведения о цвете и цветовых сочетаниях;

-разные техники изготовления поделок из вторсырья, бумаги, текстиля, изолона, фоамирана;

-историю развития текстильной промышленности;

-виды текстиля;

-правила безопасности труда;

-технологии выполнения декоративных и декоративно-прикладных работ;

-этапы выполнения и защиты творческого проекта.

 Уметь:

-разрабатывать эскизы декора;

-работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;

- владеть навыками работы принадлежностями и материалами;

- применять различные инструменты, оборудование и основные изобразительные техники и материалы;

-владеть навыками плетения из газетных трубочек;

-формировать собственную позицию в отношении дизайна в целом.

- соблюдать все необходимые правила ТБ;

- выполнять эскизы для творческих работ, используя приемы декоративной композиции, стилизации, составления орнамента;

- изготавливать необходимые лекала и шаблоны;

- работать с бумагой;

-работать с пластиком;

- работать режущими инструментами;

- разрабатывать эскиз и выполнять творческую работу;

- анализировать информацию, полученную из разных источников;

- уметь правильно организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности.

Бумага и картон.

Свойства бумаги и картона. Разновидности. Способы обработки данного вида материала. Обзор новинок от современных мастеров. Материалы и ТБ. Практическая работа: Втулка картонная и картонные трубки. Цветочные композиции из нарезанных элементов. Гофрированный картон. Настольная полка в виде животного. Техника Папье – маше на проволочном каркасе.  

7. Проектная деятельность.

Основные задачи раздела:

  • Научаться грамотно, защищать свой проект, объяснив целесообразность тех или иных творческих решений;
  • развивать познавательную активность, пространственное мышление;
  • воспитывать эстетический вкус

Изготовление декоративного объекта интерьера. Беседа на тему: «Творческий проект – творческая самореализация». Понятие «авторская (дизайнерская) вещь». Знакомство с этапами создания дизайнерской декоративной вещи. Определение учащимися с элементом декора и его стилистикой, практической значимостью. Вводный инструктаж.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Проектная деятельность»

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

-  умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

-  умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-  умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-  умение запросить недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);

-  умение находить несколько вариантов решения проблемы;

— умение выдвигать гипотезы;

-  умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-  умения коллективного планирования;

-  умение взаимодействовать с любым партнером;

-  умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-  навыки делового партнерского общения;

-  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

-  умение проектировать процесс (изделие);

-  умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-  умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

-  навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

-  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

-  умение вести дискуссию;

-  умение отстаивать свою точку зрения;

-  умение находить компромисс;

-  навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

-  навыки монологической речи;

-  умение уверенно держать себя во время выступления;

-  артистические умения;

-  умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Личностные универсальные учебные действия

Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь

гражданская идентичность, этническая принадлежность

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь

1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Собеседование наблюдение

Уровень внутренней позиции учащегося

Развитие мотива учебной деятельности

сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо),

5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый),

8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация)

Наблюдение, анкетирование

Нравственно-этическая ориентация

Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор

Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки,

5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им,

8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности

Анкетирование

Собеседование

наблюдение

Регулятивные УУД

Целеполагание  

Постановка  учебной задачи

Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно

1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем,

5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое,

8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи

Решение учебных задач

умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами

1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий

наблюдение

умение планировать и корректировать свою учебную деятельность

Определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления.

1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем,

5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы,

8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности.

Наблюдение

Познавательные УУД

Работа с информацией

умение осуществлять информационный поиск

Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников

1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию,

5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач,

8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Наблюдение

Развитие логического мышления

способность к осуществлению логических операций

Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д.

1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии

5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя

8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей самостоятельно

Наблюдение,

тестирование

Коммуникативные УУД

Адекватная оценка учебной деятельности

Степень адекватного оценивания результатов своей работы

сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы

1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем,

8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность

Анкетирование наблюдение

Умение  сотрудничать

Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других,

5-7 – средний уровень– умеет работать в малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других,

8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий

Наблюдение

Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).

  1. Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
  2. Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
  3. Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  4. Степень мотивации к творческому труду.
  5. Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
  6. Уровень развития умений публичного выступления.
  7. Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  8. Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
  9. Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  10. Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.

Учебно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Модуль «Базовый»

Модуль «Углублённый»

всего

теория

практика

всего

теория

практика

1

Введение. Понятие о дизайне

6

2

4

4

1

3

1.1

Дизайн. Виды Дизайна

2

1

1

-

-

-

1.2

Основные инструменты и материалы дизайнера

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

1.3

Шаблоны

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

Основы построения общей композиции.

14

3,5

10,5

16

4

12

2.1

Понятие композиции

2

0,5

1,5

-

-

-

2.2

Виды графики. Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2.3

Цветоведение. Цвет –элемент композиционного творчества

2

0,5

1,5

-

-

-

2.4

Русская изба. Конструирование

-

-

-

2

0,5

1,5

2.5

Построение орнамента в полосе, квадрате, круге

-

-

-

2

0,5

1,5

2.6

Понятие о дизайне интерьера. Перспектива.

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2.7

Построение перспективы комнаты.

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2.8

Понятие о ландшафтном дизайне. Замысел

2

0,5

1,5

2.9

Фито-дизайн

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2.10

Сферические формы: чум, иглу, юрта. Конструирование

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

3

Рисунок-чертёж-макет

24

6

18

28

7

21

3.1

Значение рисунка и чертежа в дизайне. Отличия рисунка, технического рисунка и чертежа.

2

0,5

1,5

-

-

-

3.2

Основные выразительные средства в художественном конструировании.

4

1

3

4

1

3

3.3

Масштаб в макетировании

2

0,5

1,5

4

1

3

3.4

Макет жилого дома

2

0,5

1,5

4

1

3

3.5

Каллиграфия - шрифт

4

1

3

2

0,5

1,5

3.6

Искусство плаката

4

1

3

2

0,5

1,5

3.7

Линейная и воздушная перспектива

2

0,5

1.5

4

1

3

3.8

Дизайн – проект визитной карточки

2

0.5

1.5

-

-

-

3.9

Формы и стиль. Формы и мода

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

3.10

Сложные формы. Конструирование существующего объекта дизайна ил архитектуры. Материалы для конструирования. Работа по эскизу.

-

-

-

2

0,5

1,5

3.11

Конструирование арт-объектов. Материалы: металл, папье-маше, картон.

-

-

-

4

1

3

4

Работа с тканью. Дизайн одежды

16

4

12

16

5

11

4.1

Материаловедение.  Подбор материалов и подготовка их к работе.

2

0,5

1,5

-

-

-

4.2

Изготовление тряпичных кукол.

4

1

3

6

2

4

4.3

Раскрой  деталей  куклы  из  ткани  по  готовым шаблонам.

4

1

3

6

2

4

4.4

Зарисовки силуэта в статичной форме

2

0,5

1,5

-

-

-

4.5

Моделирование одежды.

4

1

3

4

1

3

5

Виды техник при создании объектов дизайна

24

6,5

17,5

22

5,5

16,5

5.1

Предметный дизайна на примере декупажа.

4

1

3

4

1

3

5.2

Предметный  дизайн  на  примере росписипо  ткани, камню, стеклу.

4

1

3

4

1

3

5.3

Предметный дизайн на примере вышивки. История Вышивки.

6

2

4

4

1

3

5.4

Аппликация из ткани, фетра

2

0,5

1,5

4

1

3

5.5

Квиллинг.

2

0,5

1,5

-

-

-

5.6

Лоскутное ручное шитье (пэчворк).

2

0,5

1,5

4

1

3

5.7

Мозаика. Виды мозаики

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

5.8

Витраж

2

0,5

1,5

-

-

-

6

Эко-fantasy

38

11,5

26,5

38

10,5

27,5

6.1

Политерефталат этилена (ПЭТ)

6

2

4

8

2

6

6.2

Занимательные крышки

6

2

4

8

2

6

6.3

Экодизайн с элементами арт-дизайна

6

2

4

8

2

6

6.4

Природа и фантазия

6

2

4

-

-

-

6.5

Сохраним планету вместе «Работа с бросовым материалом»

8

2

6

-

-

-

6.6

Освоение свойства бумаги и картона. Разновидности.

-

-

-

2

0,5

1,5

6.7

Изготовление картины в технике Пейп-Арт

4

1

3

6

2

4

6.8

Паперкрафт. Бумажные скульптурные композиции.

2

0,5

1,5

6

2

4

7

Проектная деятельность

22

6

16

20

6

16

7.1

Изготовление

декоративного объекта

интерьера

10

2

8

10

2

8

7.2

Разработка текстового

описания творческого

проекта

10

2

8

8

2

8

7.3

Итоговое занятие

2

2

2

2

ИТОГО

144

39,5

104,5

144

39

105

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

       На каждом учебном занятии предполагается использование нескольких учебных методов, являющихся наиболее эффективными в конкретной ситуации. В основе всех методов лежит движение:

  • от целого к частному;
  • от образа к образу;
  • от повтора вариаций к импровизации;
  • от интуитивного к осознанному, к пониманию «общего» в структуре разных этапов технологического процесса.

Каждая работа строится с учетом законов композиции – пропорций, ритма, контраста, в каждом проекте выбираются самые выигрышные для данной темы материалы и инструменты, продумывается колорит. Наряду со свободой в обращении с формой, материалами, технологиями учащимся прививается понимание полезности произведений архитектуры и дизайна, их социальной роли.

 Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов, позволяющий развивать навыки решения проблем посредством проектирования и изготовления изделий.

Материально-техническое оснащение.

  1. Ученические столы.
  2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
  3. Технические средства (проектор, компьютер)
  4. Презентации по темам занятий и разделов.
  5. Проекты и макеты, выполненные педагогом, другими учащимися.

Литература.

  1. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии Издательство: Харвест (Минск). 2010;
  2. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии Издательство: Харвест (Минск). 2015
  3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 2016
  4. Бесчастнов Н. П. Цветная графика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 07 1002.65 «Графика». – М.: ВЛАДОС, 2014.
  5. Богданов С. Справочник по рисованию: Материалы. Приёмы. Техники. – Минск.: Харвест, 2011.
  6. Визер В.В. Живописная грамота [Электронный ресурс]: Основы пейзажа. – СПб.: Питер, 2007.
  7. Галерея знаменитых мастеров: Энциклопедия живописи для детей. [изоматериал] / Н. Ермильченко, Л. Жукова, А. Новгородова. – М.: Белый город; Воскресный день, 2014.
  8. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М., Просвещение, 2018
  9. Кожохина, С. К. Батик. Все о картинах на ткани / С.К. Кожохина. - М.: Академия развития, 2012. - 144 c.
  10. Константиновский, М. Как ткани ткут и нитки прядут / М. Константиновский, Н. Смирнова. - М.: РГГУ2014. - 794 c.
  11. Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама / В. Д. Курушин. – М.: ДМК Пресс, 2016
  12. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум. Заголова Л.А., 2015
  13. Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель,  2015
  14. Селиверстова Д. Школа юного художника. Рисование. Первые шаги. М.; ЭКСМО 2017
  15. Яшухин А.П. Живопись [Электронный ресурс]: Учеб. пособ. для учащихся педучилищ по специальности №2003 «Преподавание черчения и изобразительного искусства». – М.: просвещение, 1985.25.Анфилохиева Е. Изобразительное искусство : Полная энциклопедия. – М.: Эксмо,2013.

Интернет-ресурсы:

1. template. ouverture.ru

2. avtdesign.ucoz.ru

3. stvservice.ru

4. artodocs.ru

5. RosDesign.com

6. http://linteum.ru/ - сайт для художников - любителей и профессионалов. Здесь вы найдете уроки и мастер-классы по живописи, графики, освоите работу с маслом, акварелью, сангиной, сепией, соусом, пастелью и другими мягкими материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"

В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...

Методический конструктор проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья

Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы адаптированные для детей имеющих статус «...

Статья "Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Умник"

В статье описаны этапы проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию творческого мышления "Умник"....

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Материал помогает педагогам дополнительного образования свободно ориентироваться в структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе....

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Презентация

      Современная система дополнительного образования переживает кардинальные изменения, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было пост...

Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

          Уважаемые коллеги, мое выступление  на сетевом методическом объединении педагогов дополнительного образования Черепановского района  - это опыт рабо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектирование и дизайн десертов»

             Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфе...