Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в рамках реализации ФГОС"
материал

Молчанова Любовь Дмитриевна

Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурентоспособным на рынке продолжения образования и трудоустройства.

Весь учебно - воспитательный   процесс направлен на решение этой миссии.  Деятельность школы основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности и светского характера образования.

Системно - деятельностный подход в обучении в биологии, да и не только в этой дисциплине, а вообще во всех дисциплинах позволяет вовлечь обучающегося в процесс активного учения.

Принцип такого подхода состоит в практических действиях, обучающихся с учебным материалом. Реализация деятельностного подхода позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности. В этом случае, обучающиеся становятся субъектами образовательного процесса, что приводит к интенсификации обучения и мотивации, обучающихся в данной дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Мужевская средняя общеобразовательная школа

имени Н.В. Архангельского»

Системно-деятельностный  подход

в преподавании биологии в условиях введения ФГОС

учитель биологии

Молчанова Любовь Дмитриевна

с. Мужи

2021

Системно-деятельностный  подход

в преподавании биологии в условиях введения ФГОС

 

(учитель биологии Молчанова Любовь Дмитриевна)

Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурентоспособным на рынке продолжения образования и трудоустройства.

Весь учебно - воспитательный   процесс направлен на решение этой миссии.  Деятельность школы основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности и светского характера образования.

Системно - деятельностный подход в обучении в биологии, да и не только в этой дисциплине, а вообще во всех дисциплинах позволяет вовлечь обучающегося в процесс активного учения.

Принцип такого подхода состоит в практических действиях, обучающихся с учебным материалом. Реализация деятельностного подхода позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности. В этом случае, обучающиеся становятся субъектами образовательного процесса, что приводит к интенсификации обучения и мотивации, обучающихся в данной дисциплине.

В условиях школы основной формой обучения является урок. Здесь, на уроке фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание обучающихся к поиску новых знаний.

Роль учителя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.

        Технология деятельностного метода, используемая на уроках, включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, и осуществляется через развитие творческой активности обучающихся.

        Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации обучающегося, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

 Деятельностный подход в обучении позволяют осуществить следующие новые (забытые старые) педагогические технологии: (Таблица № 1)

Педагогические технологии системно-деятельностного подхода в обучении биологии

Название

технологии

Цель

Сущность

Механизм

Модульное обучение

Обеспечение гибкости обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, позволяющих активно усваивать знания

Поисковые методы, постановка познавательных задач

Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов

и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека

и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Активное (контекстное) обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение обучающихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление,  рефлексия

 Как и любой урок, урок  биологии включает в себя следующие этапы:

  1. Первый этап - постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Обучающиеся формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Обучающиеся обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным материалом.

II. Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания.

Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.

Обучающиеся самостоятельно «открыть» могут далеко не все явления. Не менее важно научить обучающихся не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная для обучающихся ситуация.  Обучающиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые обучающиеся подготавливают свои сообщения, исследовательские проекты.

III. Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. 

Вначале учитель предлагает обучающимся ответить на репродуктивные  вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы.

Затем обучающиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют  лабораторную работу или решают задачи.

В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения  окружающего их мира. Это главный воспитывающий эффект курса биологии. Обучающиеся должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

IV. Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени.  При обсуждении работ надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится  особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

 

Системно-деятельностный подход внедряется в 5,6,7,8,9 классах. Например, на уроках Анатомии, физиологии и гиены человека актуальны проблемные вопросы:

  1.    «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная?
  2.  Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях?
  3.  Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание?
  4.  Почему одни заболевают, наступив на холодную пола ногу, а другие купаются зимой в проруби и не простужаются».
  5. Как легче перенести заболевание «Ковид-19», с прививкой или без нее?

Подобные проблемные вопросы являются для обучающихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний.

В своей педагогической деятельности использую информационно – коммуникационные технологии ищу пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств. 

Программы внеурочной деятельности: «Оказание первой медицинской помощи» (6кл), «Основы медицины и здорового образа жизни» (7кл), «За страницами учебника биологии. Подготовка к ОГЭ» (9б), уроки биологии в 6,7,9 классах требуют в системе изучать, апробировать, применять современное учебное оборудование (интерактивная доска, мобильный компьютерный класс), цифровые образовательные продукты. (иллюстративные материалы, обучающие и контролирующие программы, электронное приложение к учебникам), он-лайн ресурсы, Применяю возможности Интернета: проведение уроков с использование интернет связи Zoom, Viber так и возможностей социальных сетей Майл.ру, Вконтакт.  Использую в образовательном процессе федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды «Российская электронная школа», электронные учебники издательства «Просвещения».

Все уроки должны соответствовать современным требованиям ФГОС, в частности, должна просматриваться нацеленность деятельности детей на формирование УУД: внутренняя позиция школьников на уровне позитивных отношений к изучаемому на уроке материалу (личностные УУД), самооценка собственных достижений (регулятивные УУД), формирование исследовательской деятельности учащихся (познавательные УУД), умение правильно выражать свои мысли (коммуникативные УУД).

 Необходимо грамотно осуществлять перевод учебных целей в цели деятельности ученика, т.е. дети формулируют сами цель и задачи урока, либо с помощью учителя и понимают их значимость.  У учащихся формируются навыки не только целеполагания, но и умение подводить итог и делать выводы на каждом этапе урока, грамотно анализировать ответ и оценивать его.  Главное для учителя, отследить в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенно психологического состояния, используя рефлексию.

Стимулируя мыслительную активность, поисковую деятельность обучающихся, используя проблемное изложение материала, использование нестандартных форм организации ученической деятельности с целью создания мотивации к изучению предмета.

Решая проблему дифференцированного обучения, системно-деятельностного обучения применяю собственные оригинальные методы и средства в зависимости от цели и содержания урока.

Внеклассные мероприятия по предмету, занятия по внеурочной деятельности отличаются нетрадиционными подходами к обучению и воспитанию учащихся, четкой организацией, хорошей плотностью и наглядностью, всегда продуманы, тщательно спланированы.  

Владея методикой преподавания предмета естественно-научного цикла, необходимо умело организовать деятельность учащихся, обеспечивающее высокое качество обучения, воспитания и развития детей.  

 Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими обучающимися.

Список литературы:

 

  1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
  2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельности подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011.-№4.-С.13-27.
  3. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа: [http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
  4. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного о...

Технология исследовательской деятельности в преподавании физики в рамках реализации ФГОС"

Презентация содержит материал для формирования исследовательской компетенции учащихся средствами предмета ФИЗИКА в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  р...

Педагогика сотрудничества в преподавании географии в рамках реализации ФГОС

В презентации рассматривается как теоретический материал, так и  практические примеры педагогики сосрудничества...

ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья. Реализация программы ФГОС с учащимися 5-8 классов....

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его си...

«Преподавание технологии в рамках реализации ФГОС»

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудо...