Создание фильма по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама
план-конспект урока

Чагдурова Надежда Хандуевна

Путем организации самостоятельной исследовательской работы над отдельными эпизодами текста расширить представление учащихся о композиции, сюжете, жанровом своеобразии, показать роль художественных приемов и изобразительно- выразительных средств в раскрытии идеи повести. (Именно этот материал должен лечь в основу будущего фильма по повести).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_filma_po_povesti_a.s._pushkina_pikovaya_dama.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - игра

"Создание фильма по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

(обобщающий урок)

Составила учитель русского языка и литературы МАОУ «Средней школы №40»

Чагдурова Надежда Хандуевна

Оборудование: текст, проектор, учебник, маршрутные листы.

Цель урока:  С  помощью  игровой  формы   и  разнообразных заданий проверить степень овладения художественным произведением, уровень постижения авторской позиции, эмоционального восприятия повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Задачи урока:

Образовательные: Путем организации самостоятельной исследовательской работы над отдельными эпизодами текста расширить представление учащихся о композиции, сюжете, жанровом своеобразии, показать роль художественных приемов и изобразительно- выразительных средств в раскрытии идеи повести. (Именно этот материал должен лечь в основу будущего фильма по повести).

Развивающие: 1. Развивать навыки элементарной исследовательской работы: умение наблюдать, анализировать, систематизировать материал, делать выводы, подкрепляя их цитированием (на данном уроке- производить отбор материала для создания фильма) .

2. Формировать коммуникативные навыки через игровые формы организации учебной деятельности.

3.  Дать представление учащимся и механизме создания фильма.

Воспитательные: 1. Способствовать воспитанию вдумчивого    читателя, умеющего постичь поднятую автором проблему,  видеть способы ее художественного воплощения;

2.Оказать влияние на формирование эмоционально-нравственной сферы учащихся через опыт сопереживания, творческие задания, через соотнесение текста с реальностью;

3. Содействовать воспитанию у школьников нравственных жизненных устоев (я так делать точно не буду).

Предварительная подготовка к уроку: познакомиться с технической стороной создания фильма, способами отбора материала для его постановки; выборка цитатного материала к характеристике главных героев: Германна, Лизаветы Ивановны и графини, ее эпохи; подобрать музыкальное сопровождение к будущему фильму, комментировать его; подумать над названием будущего фильма, исходя из главной идеи произведения.

Ход урока

Урок начинается просмотром заключительного эпизода фильма по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" (фильм 1998 года. В роли Германна - Виктор Проскурин, Томского Виталий Соломин, в роли Чекалинского - Иннокентий Смоктуновский, Лизавету Ивановну играет Ирина Дымченко, графиню- ЕленаГоголева. Текст читает Алла Демидова).

Чтение Аллы Демидовой и музыкальное сопровождение способствуют настрою прочувствовать трагедию, разыгравшуюся в повести Пушкина...)

Учитель: Итак, закрыта последняя страница повести Пушкина "Пиковая дама". Грустная история о судьбе человека, и не последнюю роль в этом играет сам человек... Мне хочется начать наш разговор с прочтения замечательных слов, написанных на доске. Их высказал мастер психологического романа, автор "Преступления и наказания" Ф.М. Достоевский (они записаны на доске): "Мы пигмеи перед Пушкиным. Недавно я прочитал "Пиковую даму" Пушкина. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение."

Хочется, чтобы вы, ребята, очень внимательно вчитались в эти слова и выделили самые ключевые, самые главные слова в этом высказывании, ((учащиеся выделяют слова: фантазия, тонкий анализ, движения, мучения, надежды, страшное, внезапное поражение), (подчеркиваем эти слова) Так вот я предлагаю вам прожить все эти процессы человеческого бытия вместе с нашими героями, прочувствовать все, что чувствуют они... (На доске написаны слова: 1.расчетливость, азартность, настойчивость, честолюбие, скрытность, страсть, самолюбие, алчность, равнодушие; 2.Сомнения, угрызения, раскаяние, жалость, сострадание; 3.Злодеяние, возмездие, преступление, наказание.). Учитель: Прочитаем слова, записанные на доске. Есть ли среди этих слов непонятные вам по смыслу слова? (если дети затрудняются дать толкование некоторых слов, учитель объясняет их значение. Трудность вызывают слова алчность, честолюбие). (Учитель обращает внимание детей на слова "Честолюбие и честь ", вспоминает с учащимися эпиграф повести "Капитанская дочка"- о чести. Что значила честь для героев повести "Капитанская дочка"?)

- Распределите эти слова по группам, характеризующим поступки героев повести "Пиковая дама". К кому бы вы отнесли ту или иную группу слов? (учащиеся устно называют группы слов, характеризующих главных героев).

Основная часть урока. Учитель, разделив класс на 3 группы, предлагает составить сценарий фильма по повести "Пиковая дама". - Скажите, пожалуйста, кто из вас знает, как создается фильм? Какие специалисты участвуют в создании фильма? Обсуждаем. Делаем выводы. (Прежде всего ставится цель, затем создается сценарий фильма, руководит постановкой режиссер, снимают кадры операторы, роли исполняют актеры, оформлением занимаются художники по костюмам, музыкальному сопровождению.) - В нашем случае, сценарием будет являться произведение "Пиковая дама", режиссером разрешите быть мне, остальные обязанности будете выполнять вы, дети.

-Итак, какую цель мы преследуем, начиная работать над созданием фильма? ( Обращаем внимание на слова, выделенные в эпиграфе: произвести тонкий анализ движений души Германна, ответить на вопрос: что привело его к такому трагическому концу?)

Учитель предлагает учащимся совместно сформулировать название будущего фильма (т.е темы урока). Дети обсуждают варианты, опираясь на слова, записанные на доске: "Три роковых карты", "Три злодейства", "Злодеяние и возмездие", " К чему привела Алчность? ", "Преступление и наказание".

По ходу обсуждения материала параллельно ученик - оператор создает слайды.

Итак, 1 слайд- название фильма. А теперь поставим перед собой задачу (коллективное обсуждение и запись в слайд)

2 слайд: Задачи: 1. Знать текст, 2.Определить героев, дать оценку их поступкам, действиям.3.Создать рабочую творческую группу. 4. Продумать художественное и музыкальное оформление фильма.

3 слайд: Время и место действия: (обсуждение) Петербург, 30-ые годы 19 века. (обращаем внимание на образ Петербурга-Петербург графини(праздность) и Петербург Германна ( в момент ожидания возможности проникнуть в дом)- контрасты).

4-8 слайды: Главные герои фильма.

(учащиеся делятся на 3 группы. Используя материалы домашнего задания- заготовки по образам главных героев в ходе коллективного обсуждения учащиеся создают устные портреты героев. Затем публично защищают их)

1 группа создает проект - образ Графини.

2 группа- проект- образ Германна.

3 группа- проект- образ Лизаветы Ивановны. (оператор создает слайды о героях на материале ребят, представители каждой группы помогают оператору создать слайд) Выводы:

1.Воплощение какого мира является графиня? - Старый мир в образе графини уходит в прошлое. Графиня прожила пустую бесцельную жизнь. Первая жертва Германна. 2.Лизавета Ивановна- вторая жертва Германна. Почему не состоялась их любовь? (Деньги...Вот чего алкала его душа.)

3.Германн- каков он предстает в нашем фильме? -По национальности -немец, по профессии- инженер, душа -Мефистофеля, профиль- Наполеона. Идеалы Германна- его погоня за призрачной тайной безумны, лишены смысла, и мир, убивший Германна- безумен. Он и стал третьей жертвой своих поступков.

И последний вопрос: В чем видел свое счастье Германн? (выразительное чтение отрывка: "Вы можете составить счастие моей жизни, и оно ничего не будет вам стоить: я знаю, что вы можете угадать три карты сразу...")

И последний этап нашей работы: Какое музыкальное сопровождение вы можете предложить для нашего фильма? (дети включают классическую музыку, подобранную дома и комментируют, почему они предлагают именно этот отрывок музыкального произведения)

Чтение стихотворения Эдуарда Асадова "Что такое счастье?"

Что же такое счастье?

Одни говорят:- Это страсти:

Карты, вино, увлеченья –

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье –

 В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье –

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Учащиеся свое участие в работе урока оценивали по маршрутному листу, в котором указаны все пункты работы на уроке и основной рабочий материал, а также домашнее задание.

Фамилия имя _________________________________________________

класс   8 в

Тема урока:  (формулируем сами)                  ( по повести А.С .Пушкина «Пиковая дама»)

1.Вступление. Ф.М. Достоевский: "Мы пигмеи перед Пушкиным. Недавно прочитал я "Пиковую даму" Пушкина. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение""

Баллы (от 1до 5)

Свое участие я

оцениваю на ________

баллов.

2.Домашнее   задание.   1.   Чтение   повести"Пиковая   дама", подобрать материал для характеристики героев, ознакомиться с механизмом создания фильма.

Словарь: Расчетливость, настойчивость, азартность, честолюбие, скрытность, страсть, самолюбие, алчность;.

Сомнения, угрызения совести, раскаяние, трудолюбие, жалость, мечтательность сострадание, разочарование; Злодеяние, возмездие.

Подобрать применительно к главным героям эпитеты, антитезу сравнение

Прочитал___________

Понял ______________

Участвовал__________

 3.Составление сценария фильма по повести "Пиковая дама". Название фильма. Основная идея.

Место действия. Время. Сюжет. Главные герои фильма.

Музыкальное сопровождение. (Самостоятельный выбор ). Какие чувства помогает нам выразить музыка? Какое настроение? Какое душевное состояние испытываем мы, слушая эту музыку?

Преобладающая цветовая гамма фильма...

Я активно

 участвовал _____

Я участвовал _____

Я мало участвовал__

Мой балл

По итогам урока я ставлю себе оценку, которую заслужил

Оценка

Этот урок дал мне возможность поразмышлять над (Чем?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владимиро-Суздальская Русь. Создание фильма в программе Windows Live.

Интегрированный урок (История, информатика и ИКТ)  для 7Б класса.Целью урока является познакомление учащихся с Владимиро-Суздальским княжеством; территорией, хозяйством, культурой; монтирование в...

Владимиро-Суздальская Русь. Создание фильма в программе Windows Live.

Презентация к уроку Владимиро-Суздальская Русь. Создание фильма в программе Windows Live....

Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....

Эссе по повести Л. Улицкой «Пиковая Дама»

Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсах....

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2014 по 2018 гг.)

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время.  (пери...

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2019 по 2023 гг.)

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время.  (пери...