Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»
рабочая программа

Еремина Альфия Асхатовна

http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника необходимо помнить, что наставничество – это деятельность, основанная на принципе добровольности. Кроме этого, педагог - наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе, среди учащихся, родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста к совместной работе. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог - наставник должен всячески способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественные интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа  

«Зайковская средняя общеобразовательная школа имени

Дважды Героя Советского Союза Г.А.Речкалова»

Программа

«Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»

Педагог – наставник  

Еремина Альфия Асхатовна,

учитель иностранного языка,

высшая квалификационная категория

                                                           

Содержание

1.        Концепция программы        3

2.        Актуальность  программы        3

3.        Сведения о молодом специалисте и наставнике        5

5.        Цель программы наставничества:        6

6.        Принципы и направления работы        7

7.        План  работы с молодым специалистом на  2017 -2018 учебный год        

«Знания и умения учителя – залог профессиональных и творческих успехов молодого специалиста»……………………………………………………………...8

8.        План  работы с молодым специалистом на  2018 -2019 учебный год        

«Самостоятельность и творческий поиск»        11

9.        План работы с молодым специалистом на  2019 -2020 учебный год «Индивидуальные достижения и творческие находки»        13

10.        Работа  молодого  специалиста  в  2020 -2021 учебный год«Cамостоятельные шаги»        14

11.        Результативность  работы наставника и молодого специалиста        16

12.Заключение        17

  1. Концепция программы «Школы должны наполниться энергией молодых профессионалов»

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм  адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров.

Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника необходимо помнить, что наставничество – это деятельность, основанная на принципе добровольности. Кроме этого,  педагог - наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе, среди учащихся, родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста к совместной работе. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог - наставник должен всячески способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественные интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Школы должны наполниться умом, энергией и творческим потенциалом молодых профессионалов.

  1. Актуальность  программы

Национальным проектом «Образование» предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества, которое рассматривается как перспективная образовательная технология и  позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки. Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к актуальным проблемам современного образования. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в устойчивом, предсказуемом, определенном мире.  Выпускники  ВУЗов знали свою жизнь заранее. Сейчас произошел переход к другому миру,а именно  к жизни нестабильной, неопределенной, сложной  и  неоднозначной. В этих условиях помимо привычных  потребностей людям крайне необходимы  другие, такие как  безопасность своего существования, гарантия занятости, уверенности в завтрашнем дне. Решить эту стратегическую задачу для выпускников педагогических вузов  поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества. Поэтому в МОУ «Зайковскаяй СОШ №1» разработано положение о Наставничестве, в котором определены:

  1. Цели и  задачи;
  2. Документы, необходимые для работы наставника;
  3. Организационные основы наставничества;
  4. Обязанности и права  наставника;
  5. Обязанности  и  права молодого специалиста;
  6. Документы, регламентирующие наставничество;
  7. Примерный приказ «Об организации работы с молодым специалистом»;
  8. План  работы с молодыми специалистами;
  9. Основные направления, принципы и этапы работы с молодыми специалистами;
  10. Методические материалы в помощь наставнику и молодому специалисту;
  11. Рекомендации наставнику и  молодому специалисту;

Три года назад в наш коллектив пришёл молодой учитель, с огромным желанием работать, но не имеющий опыта этой работы. Я, как учитель – наставник, проработавшая в данной школе более 40 лет, с большой ответственностью отнеслась к порученному делу. И создала свой план совместной деятельности.

Выделены следующие этапы нашего взаимодействия:

1. Прогностический: определение целей совместной работы, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.

2. Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.

3. Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

  1. Сведения о молодом специалисте

Ф.И.О

Ипатова  Евгения  Нестеровна

Образование и учебное заведение

Нижне-Тагильский социально-педагогический институт

Высшее образование

Специальность по диплому

Учитель английского языка

Должность

Учитель иностранного языка

Стаж работы

3 года

Кв. категория

соответствие

Достижения

Грамота УО за подготовку победителей в фестивале зарубежной культуры.

Грамота за подготовку призеров агитбригады по ПДД и конкурса Юннатов.

Представление собственного опыта работы на педсоветах, на ШМО и РМО;

Организация и проведение районной игры по ИЯ «Своя игра»

  1. Сведения о наставнике

Ф.И.О

Еремина Альфия  Асхатовна

Образование и учебное заведение

Нижне-Тагильский педагогический институт

Высшее образование

Специальность по диплому

Учитель английского и немецкого языков

Должность

Учитель иностранного языка

Стаж работы

41 год

Кв. категория

высшая

Достижения

-Победитель конкурса  лучших учителей России 2007 года (нац. проект)

-Почетный работник общего образования Российской Федерации

-Медаль за вклад в развитие образования

-Победитель конкурса «Лучший наставник работающей молодежи 2005 г.»

  1. Цель программы наставничества:

создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодых специалистов к реалиям  современной школы и

их успешной самореализации и профессионального роста.

Задачи:

  • Прививать начинающим педагогам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательной организации;
  • Ускорить процесс адаптации к корпоративной культуре в школе и правилам общения;
  • создать атмосферу поддержки  молодого  специалиста  в  педагогической деятельности;
  • оказать методическую помощь в освоении инновационных пед- технологий, их применении в иноязычной образовательной деятельности;
  • развивать навыки  практической деятельности в планировании образовательной деятельности, ее соответствия ФГОС,  организации контрольно - оценочной  деятельности.
  • стимулировать творческую деятельности в работе с классным коллективом;
  • оказать психолого - педагогическую поддержку в разрешении конфликтных ситуаций различного характера;
  • развивать у начинающего педагога стремления проектировать свой профессиональный рост и профессиональную компетенцию;
  1. Принципы и направления работы

Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип индивидуализации

Основные направления работы:

  • Планирование образовательной деятельности по иностранному языку;
  • Планирование и организация воспитательной работы.
  • Работа с документацией.
  • Работа по самообразованию и овладению педтехнологиям.
  • Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.
  • Психолого - педагогическая поддержка.

Этапы работы  с молодым специалистом.

  1. Адаптационный (2017 -2018 уч.г): Изучаются нормативные документы, определяется круг профессиональных обязанностей и полномочий, формируются умения работы с документацией
  2. Основной (проектировочный) (2018- 2019 уч.г.) этап: реализуется программа формирования профессиональных компетенций, разрабатывается индивидуальная профессионально-методическая траектория, проектируется реализуется программа воспитательной деятельности с детьми.
  3.  Контрольно-оценочный (2019 – 2020 уч.г.). Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога.
  4. «Самостоятельные шаги» (2020-2021 уч.г.). Наставник определяет степень  готовности молодого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.

  1. План  работы с молодым специалистом на  2017 -2018 учебный год

«Знания и умения учителя – залог профессиональных и творческих успехов молодого специалиста»

Сроки

Содержание деятельности

Ответствен-

ный

Август

Собеседование с молодыми специалистами   

 директор школы,    зам. директора

Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами.

 методист

Сентябрь

Организационные мероприятия:

знакомство с традициями школы;

выбор и назначение наставников

директор школы, методист

Инструктаж о ведении школьной документации (заполнение, ведение и проверка классных журналов, тетрадей, дневников учащихся)

Наставник

Практикум по разработке рабочих программ по предмету, составлению календарно-тематического планирования

зам. директора  по УВР, наставник

Посещение уроков с целью оказания методической помощи молодым специалистам.

Разработка методических рекомендаций «В помощь молодому учителю»

 руководитель ШМО, Наставник

Составление личного перспективного плана работы

  Наставник

Изучение локальных нормативных актов школы

Самостоятельно

Октябрь

Беседа по темам "Разработка поурочных планов", "Триединая цель урока и его конечный результат"

методист,

Наставник

 

Изучение методических разработок «Конструирование современного учебного  занятия»

Выбор темы по самообразованию

 Методист

наставник

Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам

 Методист, наставник  

Диагностика личностных качеств учителя

педагог-психолог

Ноябрь

 "Методы работы с  личностью  ученика и классного коллектива"       

Наставник

зам. директора  по воспитатель

ной работе

•        тематика родительских собраний в 5 классе

•        "Методика проведения родительского собрания",

Изучение памяток "Типы уроков. Формы уроков", "КИМы"

Методист.

Наставник

 

Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков

Декабрь

Изучение памяток "Самоанализ урока", "Виды самоанализа"

Методист

Наставник

Диагностика профессиональных качеств учителя

Наставник

Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых специалистов     

Наставник

 

Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика (теория, характеристика урока).

Анализ урока с позиции здоровьесбережения

Наставник

 методист

Беседы на психологические темы "Учусь строить отношения", "Анализ педагогических ситуаций"

Наставник

педагог-психолог

Март

Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока 

методист,

Наставник

Тренинг "Твое оригинальное начало урока"

Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков

"Организация дифференцированного подхода к учащимся"

Апрель

1.        Оценивание знаний учащихся: теория и практика.

2.         Обсуждение проблемы «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников».

зам. директора по УВР,

 методист,

Наставник

Май

  1. Беседа «Роль нетрадиционных уроков и приемов в обучении  и  развитии обучающихся.
  2. Как обеспечить дисциплину на уроке.

Наставник

Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе.

зам. директора по УР,

Наставник

 

.Отчеты  наставников  о  работе  с  молодыми  педагогами.

Наставник

Анализ работы

Наставник

  1. План  работы с молодым специалистом на  2018 -2019 учебный год

«Самостоятельность и творческий поиск»

Сроки

Содержание деятельности

Ответствен-

ный

Сентябрь

Разработка и корректировка рабочих программ НОО

Молодой специалист и

наставник

Методика составления контрольно-измерительных материалов

Наставники

Молодой специалист

Контрольно-измерительные материалы НОО

Самостоятельно

Октябрь

Методика работы с одаренными детьми.

Практика подготовки обучающихся к школьному и муниципальному этапам Всероссийской олимпиады школьников «Юные интеллектуалы Среднего Урала

Наставник

 Молодой специалист

Методика организации и проведения внеурочных лингвострановедческих мероприятий.

Проведение праздника «Хэллоуин»

Ноябрь

Участие в заседании ШМО по теме «Использование возможностей технологии «ИКТ» на уроках иностранного языка

Молодой специалист

наставник

Посещение уроков Дылдиной Т.А. и Ереминой А.А. по теме «Использование ИКТ на уроках иностранного языка»

Декабрь

Опыт участия с международной страноведческой олимпиаде «GoWest»

Наставник

 Молодой специалист

Знакомство с документацией по аттестации педагогических работников. Присутствие на  аттестации наставника для того, чтобы иметь представление о данном виде профессиональной деятельности.

Наставник Молодой специалист

 

Февраль

Изучение методики проектной деятельности и присутствие на муниципальном этапе НПК в секции «Лингвистика»

 Наставник Молодой специалист

Посещение уроков учителей иностранного языка по теме «Проектный метод обучения»

Наставник

 

Март

Представление опыта работы молодого специалиста  по теме «Технология перевернутого урока» на заседании РМО учителей иностранного языка

Молодой специалист

Участие в работе педсовета и выступление по теме «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности»

Апрель

Встреча молодого специалиста с представителями управления образования. Собеседование по проблемам адаптации молодых специалистов.

 Открытый урок по теме «Здоровье» в 4 классе.

Наставник

начальник управления образования

Май

Выступление по теме самообразования на заседании РМО в ЗСШ№1.

Создание и проведение молодым специалистом страноведческой игры по социокультурной жизни Британии «Своя игра»

Молодой специалист наставник

Отчет  наставника  о  работе  с  молодыми  педагогами на заседании ШМО. Анализ работы

Наставник

  1. План работы с молодым специалистом на  2019 -2020 учебный год «Индивидуальные достижения и творческие находки»

Сроки

Содержание деятельности

Ответствен-

ный

Сентябрь

Презентация опыта работы на районном Едином методическом дне   в  секции  «Учитель будущего»

Молодой специалист

Разработка и корректировка рабочих программ ООО

Наставник и

Молодой специалист

Методика составления контрольно-измерительных материалов

Наставник и

Молодой специалист

Контрольно-измерительные материалы ООО

Самостоятельно

Октябрь

Формирование метапредметных УУД на уроках иностранного языка в основной школе .

Наставник

 Молодой специалист

Обсуждение проблемы «Образовательные дефициты в метапредметных УУД» по результатам ВПР в 7 классах

Ноябрь

Обсуждение проблемы качества иноязычного образования. «Смысловое чтение как один из путей повышения качества образования»

Молодой специалист

наставник

Декабрь

Открытый урок во 2 классе по теме «Кто, где живет». Анализ урока по критериям ФГОС НОО: преимущества и недостатки.

 Молодой специалист

Организация и участие в новогоднем представлении для жителей п. Зайково.

Молодой специалист

Февраль

Технология подготовки к ВПР в 7-х классах.

Разбор заданий и алгоритм их выполнения

 Молодой специалист

Участие в районном конкурсе молодых вокалистов.

Молодой специалист

Март

Повышение квалификации

Молодой специалист

Апрель

Фестиваль зарубежной культуры.

Подготовка вокальных номеров, танцевальных номеров, театральной драмы «Пигмалион» Бернарда Шоу. Грамота за 1 место.

Молодой специалист

Май

Творческий отчет  молодого специалиста по теме самообразования.

Молодой специалист

Отчет  наставника  о  работе  с  молодыми  педагогами на заседании ШМО. Анализ работы

Наставник

  1. Работа  молодого  специалиста  в  2020 -2021 учебный год

«Самостоятельные шаги»

Сроки

Содержание деятельности

Ответствен-

ный

Сентябрь

Разработка рабочей программы по УМК «Английский язык» - автор Кузовлев В.Н.

Молодой специалист

Образовательная иноязычная деятельность онлайн в Пьянковской ООШ на муниципальной платформе , «Я класс», «Учи.ру»

Молодой специалист

Организация и проведение ВПР онлайн в 8 классе.

Оценивание результатов и анализ работ обучающихся.

Молодой специалист

Организация внеурочной деятельности по иностранному языку в 8-х классах

Самостоятельно

Октябрь

Презентация опыта работы на заседании РМО по теме «Использование ЭОР на уроках иностранного языка»

 Молодой специалист

Ноябрь – декабрь

Сопровождение дистанционного обучения обучающихся ЗСШ №1.

Оказание помощи родителям в реализации дистанционного обучения.

Молодой специалист

Январь

Подготовка к участию в муниципальном конкурсе  «К вершинам мастерства»

 Молодой специалист

Февраль

Работа с индивидуальными проектами обучающихся в рамках ФГОС ООО

 Молодой специалист

Март

Открытый урок в 8 а классе по теме «Взгляд в будущее»

Молодой специалист

Апрель

Презентация видеозаписи урока на конкурс.

Молодой специалист

Май

Анализ качества иноязычного образования в рамках НОО и ООО  в форме  мониторинга  и выявление образовательных дефицитов.

Молодой специалист

Обсуждение самостоятельной работы: успешность, недостатки и принятие решений.

Наставник и Молодой специалист

  1. Результаты  адаптации  молодого специалиста
  1. Умение создавать и корректировать рабочие программы по предмету «Иностранный язык»
  2. Опыт создания КИМов в рамках ФГОС НОО и ООО;
  3. Умение создавать  конструкты уроков по ФГОС НОО и ООО;
  4. Освоение современных образовательных технологий;
  5. Приобретение опыта работы с классным коллективом и родителями;
  6. Умение работать с профессиональной документацией;
  7. Повышение квалификации на курсах по темам:

-«Новые тенденции в обучении ИЯ в условиях внедрения ФГОС ООО»,

-«Актуальные направления деятельности классного руководителя»,

-«Особенности организации деятельности кл. руководителя в современных условиях»

  1. Представление собственного опыта работы на педсоветах, на ШМО и РМО:
  • 2018г -  «Технология перевернутого урока» (РМО);
  • 2019г - «Учитель будущего» - работа с наставником. Выступление на едином методическом дне (муниципальный уровень);
  • «Основные направления деятельности классного руководителя по патриотическому воспитанию» (педсовет);
  • 2020 г -  «Использование ЭОР на уроках ИЯ» (РМО);
  • 2020 г – «Дистанционные технологии учителя английского языка» в рамках информационно-аналитического часа педагогического общения для руководителей Ирбитского МО.

9. Опыт организации творческой внеурочной деятельности: фестивали зарубежной культуры, концертные программы, страноведческие праздники т.д.;

10. Организация и проведение внеурочных мероприятий на уровне школы и района:

  • 2017,2018,2019гг – проведение праздника «Хэллоуин»  в школе.
  • 2019г – фестиваль зарубежной культуры (создание и выступление с номерами художественной самодеятельности) – 1 место в районе.
  • 2018 – районная страноведческая игра «Своя игра».

11. Участие с детьми в таких мероприятиях как КВН, осенних ярмарках, туристических слетах, слетах юннатов на муниципальном уровне.

12. Участиеcдетьми  в районном конкурсе агитбригад по правилам дорожного движения (2018).

13. Участие в общественной жизни села: участница хора русской песни  в Зайковском ДК, участница сельских праздников;

Результаты наставника: наставник открыл для себя ряд преимуществ

  1. наставничество помогло увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности ;
  2.  виден вклад в систему профессиональной адаптации  коллеги;
  3. это стимул к самосовершенствованию;
  4. расширение  своего арсенала «современных» навыков и умений, освоение  современных технологий обучения, стиля профессиональной деятельности;
  5. общение с молодым поколением  интересно, современно, креативно, мобильно;
  6.  партнёрство «на равных» - это профессиональный рост не только молодого специалиста, но и наставника тоже. Это обоюдный процесс.

12.Заключение

Во все времена культура и образование сохранялись, транслировались и возрождались в новых условиях за счет людей, внутренний нравственный "стержень" которых был сильнее сиюминутных обстоятельств окружающего быта. И этими людьми были  учителя - наставники. Но России как никогда нужны сегодня молодые современные учителя, которые могут  самостоятельно мыслить и творить, формировать самодостаточную личность своих учеников. Они должны быть  психически и технологически способны к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы в образовании. Поэтому  профессиональная  и творческая работа наставников  с молодыми специалистами крайне важна и востребована. Именно с молодыми специалистами сегодня мы связываем свои надежды на будущее нашей Родины и мира. Школы должны наполниться                                                                энергией молодых профессионалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального становления молодого специалиста

адаптация и оказание педагогической и психологической поддержки молодого педагога...

Программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства"

разработать современную систему профессиональной подготовки молодого специалиста к практической деятельности, апробировать ее в условиях ОУ....

Программа индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста в условиях общеобразовательного учреждения "Мы вместе!"

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на учебном занятии, логично выстроить последовательность эт...

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА профессионального становления молодого педагога

1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодому педагогу.2. Стимулировать повышение теоретического и практического          уровня...

План профессионального становления молодого специалиста

План профессионального становления молодого специалиста...

Программа «Наставничество - эффективный путь профессионального становления молодого специалиста.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм   адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадр...

Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...