Представление собственного инновационного педагогического опыта
материал

Вечканова Наталия Михайловна

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта

«Формирование проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время с использованием современных образовательных технологий»

Автор опыта:

Вечканова Наталия Михайловна

учитель истории

МБОУ «Шугуровская СОШ»

2021

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории МБОУ "Шугуровская СОШ" Вечкановой Наталии Михайловны

Педагогическая проблема

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трех лет  «Формирование проектно- исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время с использованием современных образовательных технологий ».

Актуальность и перспективность

Актуальность и перспективность опыта обусловлена значительными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Модернизация и инновационные развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкретном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации.  

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках истории.

Традиционная цель исторического образования - усвоение и запоминание фактической истории. Но в условиях расширения информационного поля, появления различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого происходит изменение цели исторического образования. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации. Модернизация российского образования, концепция профильного образования вызвали необходимость введения новых стандартов, программ и учебников. Образование направлено на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта

В настоящее время многие учителя  истории и обществознания используют проектную деятельность на своих уроках.  Обучение школьников таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, критический анализ документов, формулировка своих суждений о важнейших событиях, теориях, концепциях, фактах,  вовлекает учащихся в различные виды познавательной деятельности. Немаловажной задачей в современном мире является развитие информационной компетенции детей, которая демонстрирует готовность ученика самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Я, как учитель истории, часто использую информационные технологии в учебном процессе.

Использование информационных технологий на уроке является наиболее сложным и ответственным делом, так как это  связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы компьютерного  оборудования и программного обеспечения.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению.

        Своеобразие:

Применение метода проектной деятельности на уроках:

во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;

во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;

в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);

в-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;

в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Новизна опыта:

В процессе преподавания истории и обществознания  проектный метод в обучении может быть реализован в различных формах:    

 - мультимедийный продукт

-  бизнес-план

-  исторический журнал

-  сценарий

-  маршрут экскурсии и т.д.

В разработке исследовательской компетентности посредством проектной деятельности учитывается метапредметный подход к обучению:

 -  регулятивный, познавательный, коммуникативный.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы.

Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью проектной деятельности.

Проектная деятельность

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод  дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Роль учителя в проектной деятельности – я считаю, что учитель должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями, и. конечно, фантазией! Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта с гордостью мог сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя тьютерские функции: является консультантом на всех этапах, инициирует рождение и развитие проекта, помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование, является экспертом. Наши проекты мы представляем на научно-практических конференциях, различных исследовательских конкурсах, краеведческих олимпиадах, внеклассных мероприятиях и, конечно на уроках истории.

      Анализируя свой педагогический опыт, я прихожу к выводу, что общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся посредством проектной деятельности обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Главным является личностный результат, поэтому реализуется главное предназначение учителя сегодня-воспитание гражданина России.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы способствовать формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Теоретической базой опыта явились работы:

1. Баранов П.А. История в профильной школе: пособие для учителя.

2. Бычкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе.

3. Гузеев В.В. «Метод проектов » как частный случай интегральной технологии обучения.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.

5. Изучение истории на профильном уровне в современной школе.

А так же:

Курсы повышения квалификации  «Методика преподавания истории и обществознания в условиях ФГОС », МРИО, 21.08.- 09.09. 2019 г, 108 ч;

Элективные курсы: «Роль личности в истории», 2017 г., «История родного края» (утверждены методическим советом школы).

Мною разработана система внеурочной вовлеченности учащихся в исследовательскую проектную деятельность. Ведется диагностика повышения интереса к изучаемому предмету (анкетирование учащихся). Многие уроки реализуются с использованием проектной технологии.

Опыт моей работы основан на формировании информационной культуры учащихся, развитии логического мышления, творческого и познавательного потенциала. Данной проблеме посвящен ряд докладов, с которыми я выступала на педсоветах.

Технология опыта:

Повышение качества обучения истории, развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности за счет использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.

Проектная деятельность позволяет:

1. Согласовывать цели обучения педагогов и учеников.

2. Повысить степень мотивации учения.

3. Подготовить учащихся к сознательному обучению в других учебных заведениях.

4. Подготовить учащихся к успешной жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.

Проектная деятельность делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.

Средства достижения этой цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

-  создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату ( « правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность в способах работы;

-  предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что проектная деятельность в обучении предмету истории играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого  обучения  происходит  активное  участие  в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования,  саморазвития в ходе овладения знаниями.

В своей педагогической деятельности стараюсь использовать различные методы и формы организации учебной деятельности, приобщаю к историческому, культурному и духовному богатству родного Отечества на основе уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности. Призываю ребят самостоятельно найти правильное решение проблемы. Навыки проектно-исследовательской деятельности я начинаю формировать постепенно. На начальных этапах считаю эффективными различные педагогические ситуации, где школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, выяснять непонятное. Рецензирование ответов одноклассников тоже связано с экспертизой, активным поиском правильного ответа.

В младшем среднем звене предлагаю написать сочинение от какого-нибудь исторического лица или участника того или иного события. Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития ученика.

Существуют различные виды, методы исследовательской деятельности: работа с источниками, решение познавательных задач, написание рефератов, сообщений, проектов, самостоятельные исследования. Например, в 5 классе при изучении темы «Библейские сказания» можно предложить детям составить проект по библейским сюжетам. На уроках использую  мультимедийные  презентации по разным темам.

Проблема нравственности во все времена затрагивала души разных народностей. Я на своих уроках, и совместно с детьми при работе над проектами, уделяю особое внимание общечеловеческим ценностям. Внутренний мир детей раскрывается в творческих работах – проекты, рисунки, презентации, инсценировки.

Большое внимание уделяю работе с историческими источниками, которые дают возможность отработать учащимся навыки учебно-исследовательской деятельности и способствуют формированию аналитического мышления, погружают их в изучаемую эпоху. При изучении исторических документов используются эмпирические методы, применяется анализ, синтез, обобщение. Проводя урок в 10 классе по теме «Крещение Руси», учащиеся работают с историческими источниками. Ребята делятся на группы. Перед каждой группой стоит определенная задача. Результатом работы групп становятся проекты в виде схемы, кластера, стенгазеты.

Так же в 6 классе при изучении темы: «Крестовые походы», после изучения исторического источника, учащиеся должны сделать выводы о том, какие слои населения принимали участие в походе, что заставило их отправиться в поход, как вели себя участники похода по отношению к местным жителям и т.д.

В 9 классе при рассмотрении темы «Гражданская война» учащиеся выполняют учебный проект, куда входит комплекс поисковых, исследовательских, проблемных и других работ – с целью практического и теоретического решения значимой проблемы. Для этого на уроке создаются рабочие группы для исследовательской работы с источниками. Перед каждой группой стоят свои задачи. В конце урока учащиеся должны обобщить и оформить результаты проектной деятельности в виде презентаций, схем, таблиц и защитить свои работы.  

В старших классах провожу уроки с опережающим обучением. И это дает определенный результат: дети не просто слушают объяснения учителя, но и принимают самое активное участие в обсуждении темы, высказывают свое мнение, доказывают свою точку зрения. Наряду с уроком в традиционной форме, применяю урок-конференцию, урок-исследование, урок-поиск, урок-защиты идей и т.д.

Вместе с учащимися провожу экскурсии к школьный краеведческий музей. Дети наглядно знакомятся с историческим прошлым нашего края. Они с большим удовольствием слушают рассказ учителя по экспонатам музея, задают вопросы. Все это позволяет доходчиво объяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как жилось народам нашего края.

 Особую атмосферу на уроке создают наглядные пособия, представленные настенными картами и таблицами, и необходимая на уроке техника: интерактивная доска, компьютер. Сейчас уже нельзя работать только с мелом и доской. На уроках истории я использую сюжеты документальных, исторических и художественных фильмов. Эта форма работы очень продуктивна, т.к. позволяет одновременно задействовать зрительные и слуховые рецепторы учащихся. Кроме того, документальные кино и фрагменты художественного фильма, являются превосходной базой для источниковедческого анализа и большим дополнением к учебному материалу. Также на уроках использую наглядность, презентации, иллюстрации, фотографии.

Большое внимание уделяю гражданско-патриотическому воспитанию детей на уроках. Уроки истории – это особые уроки: именно здесь закладываются основы патриотического воспитания, именно здесь воспитывается чувство национальной гордости за свой великий народ. Поэтому стараюсь вовлекать учащихся во внеурочную работу. Провожу мероприятия о героическом прошлом, о великих людях, о своей малой родине.

Особый интерес для меня представляют исторические проекты по краеведению в разных номинациях. Например, проекты: «История моей семьи», «Летопись родного края», «Культурное наследие», «Военная история». Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики встречаются со старожилами села, со знаменитыми людьми края, обращаются в музеи, в местные предприятия. В процессе работы ученики посещают библиотеки, проводят опросы жителей села, ведут кропотливую работу по сбору информации.

Результативность

Использование проектной деятельности в обучении предмету ведет к появлению следующих результатов:

- Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках истории, в практической деятельности.

- Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, колледже или профильном классе.

-  Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.

- Учащиеся овладевают историческими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение на более высоком уровне по предмету

- У учащихся формируется представление об истории как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

- Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, анализируются полученные результаты.

- Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).

- Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

- Результаты во внеурочной деятельности. Имеются ученики, которые с интересом участвуют в олимпиадах по предмету и являются их призерами.

Таким образом, внедряя метод проектно-исследовательской деятельности на уроках истории удается: повысить творческую активность учащихся на уроке, развивать их логическое и критическое мышление, повысить уровень их конкурентноспособности, расширить кругозор школьников.

За время занятия проектно-исследовательской деятельностью мои ученики участвовали во многих конкурсах: это - школьные, муниципальные, республиканские конкурсы.

Результативность применения данной проблемы проявляется в:

- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА;

- результатах детей в предметных олимпиадах по краеведению.

Результаты учащихся по предмету:

ФИО обучающего

Класс

Учебный год

Результат

Тютина Диана

8

2017-2018

призер

Ишуткина Ирина

10

2019-2020

победитель

Трудности и проблемы при использовании опыта

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их общее интеллектуальное развитие.

Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.

Трудоемкость опыта заключается в подходе к каждому моменту обучения ребенка - продуманно прогнозировать результаты этого обучения. В обучении проектной и исследовательской деятельности очень важна роль самостоятельных решений ученика, а вот подвести его к ним грамотно и осторожно – должен учитель, это моя задача.

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения проектно-исследовательской деятельности, которая все плотнее входит в нашу жизнь.  В процессе работы я пришла к выводу, что ребенок, не овладевший приемами проектно-исследовательской деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд слабоуспевающих. Обучение через применение проектной деятельности предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования  одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

И в заключении, хочется сказать, что невозможно стать настоящим учителем без любви и уважительного отношения к детям, какими бы они не были: плохими или хорошими. Дети это тонко чувствуют и обязательно ответят тебе тем же, и, как следствие придут успехи и высокие результаты. Ибо нет большей награды для учителя, чем ученик, превзошедший его по знаниям и умениям.

Возможность тиражирования

Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами. Тиражирование опыта работы осуществляется через проведение открытых уроков, публикацию статей, участие в профессиональных конкурсах. Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на республиканских и районных семинарах. С публикациями о представленном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на сайте МБОУ «Шугуровская СОШ» http://www.sh.edurm.ru/.

       

                 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...