Материалы методических объединений
учебно-методический материал

Киселева Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Модель построения образовательной траектории творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения

Е.А.Киселева ,

зав.отделением РНИ  

МГЛ им.Д.Аюшеева г.Улан-Удэ

 

Актуальность модели построения образовательной траектории творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения связана с социальной необходимостью общества в творческих  кадрах, исполнителях, которые легко адаптируются  к научным открытиям, изобретениям, быстро меняющемуся  потоку информации.

Согласно теории развития творческих способностей Б.М. Теплова, творческая деятельность является неизменным стимулом развития индивидуально- психологические способностей ребенка, определяющих успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимых к знаниям, умениям, навыкам, но обусловливающих легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности [1]. Такая позиция сформировалась, основываясь на идеях культурно-исторической психологии. Л.С. Выготский убедительно обосновывает творческую деятельность как условие развития и самореализации: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [2].

Поскольку творчество характеризует вершины любого вида человеческой деятельности, то, развивая творческий потенциал с детских лет, закладывается основа нестандартного подхода ребенка к любой деятельности, а значит в будущем и к профессиональной деятельности в том числе.

Творческие способности и творческий потенциал личности в зарубежной психологии связаны с категорией «креативность», суть которой заключается в нестандартности мышления, оригинальности подходов и самовыражения, способности удивляться и видеть мир по-особому (Э. Фромм, Дж. Гиллфорд, Э. Торренс и др.).

Элис Пол Торренс отмечал, что в процессе развития креативности, проявляется выраженный релаксационный эффект: снятие напряжения, эмоциональную гармонизацию и позитивное отношение к миру и окружающим людям [3].

Эти тезисы являются ключевыми к пониманию сути модели построения образовательной траектории творческой самореализации в сфере дополнительного образования.

Поскольку творчество присутствует во всех видах деятельности, то именно эта модель характеризуется максимальными возможностями выбора направлений и видов деятельности, к которым проявляет интерес ребенок. Практика свидетельствует, что интерес детей к сфере творчества всегда неизменно является высоким и востребованным, оказывает положительное влияние на общее развитие детей и учебные достижения. Это также подчеркивает актуальность разработки модели творческой самореализации.

Модель построения образовательной траектории творческой самореализации ориентирована на организацию образовательного процесса по освоению следующих видов творческой деятельности:

  • деятельность в сфере эстетического воспитания и художественной направленности:
  • музыкально-исполнительская деятельность: игра на музыкальных инструментах (сольное, ансамблевое, оркестровое исполнительство), вокал (сольное, ансамблевое, хоровое пение, в том числе в классической, народной, эстрадной манере);
  • танцевально-хореографическая деятельность: балет, народный танец, эстрадный танец, в том числе сольное и ансамблевое исполнение;
  • театральные виды деятельности: декламация, теарт (кукольный, игновой, пантомимы и др.);
  • исследовательская (научно-исследовательская) деятельность: история, музееведение; теория музыки;
  • сфера композиторской деятельности: сочинительство музыкальных произведений, создание музыкальных программ, аранжировок, инструментовок.

 

Структура модели построения образовательной траектории творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения музыкально- одаренных детей

Параметры моделирования

Основные характеристики модели

Назначение

Построение образовательной траектории творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей

Целеполагание

Создание организационно-педагогических условий для творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения музыкально-одаренных детей;

Задачи (круг решаемых проблем)

-      Организация деятельности, направленной на развитие музыкальных и творческих способностей целевой удитории

-      Формирование общекультурных компетенций, обеспечивающих укрепление и развитие личностного ресурса;

-      Формирование у целевой группы потребности и готовности к творческому взаимодействию с социальным окружением;

-      Развитие творческих способностей в интересующей сфере деятельности с перспективой возможного выбора профессии и успешной профессиональной самореализации.

Целевая группа

Музыкально-одаренные дети

Охват

Регулируется форматом реализации модели: от индивидуального до группового и массового количества участников

Включенность участников

Определяется форматом реализации модели:

-      Очное участие в рамках индивидуальных занятий, групповых форм работы, в том числе и тренинговых (определяется особенностями участников и рекомендациями по итогам психолого-педагогической диагностики);

-      Очное участие в рамках детского объединения интегративного характера (определяется особенностями участников и образовательными задачами);

-      Очное участие в составе отряда детского оздоровительного, творческого лагеря (состав групп определяется особенностями участников и регламентируется нормативными документами детского оздоровительного, творческого лагеря)

Формат реализации

-      Индивидуальные формы работы

-      Малые, в том числе, тренинговые группы

-      Детские объединения, в том числе интегративного характера, различных направленностей, формирующиеся в системе ДШИ в условиях реализации  предпрофессиональных программ дополнительного образования

-      Отряды в детских оздоровительных лагерях (возможно, профильные)

Продолжительность педагогического воздействия

Продолжительность определяется объемом образовательных программ, тренинговых, творческих и иных развивающих программ; программ каникулярных смен детских оздоровительных лагерей (объем программ определяется разработчиками)

Содержание деятельности

Содержание деятельности в рамках модели осуществляется в несколько этапов:

1)             Подготовительный этап – заключается в сборе информации о программах дополнительного образования, обеспечивающим развитие творческого потенциала детей; размещение информации о программах на сайте МГЛ и обеспечение доступа к ней;

2)             Организационный этап – заключается в проведении кампании по информированию детей и родителей целевой аудитории о возможности заниматься по программам дополнительного образования с выбором одной программы в рамках интересующей направленности (день открытых дверей, Школа для родителей «Семицвет»); организация возможности психолого-педагогического консультирования по вопросу выбора направленности и программы дополнительного образования; проведение записи детей на выбранную программу;

3)             Деятельностный этап – характеризуется вариативностью направлений и форм творческой деятельности, обеспечивающих условия творческой самореализации одаренных детей, в рамках выбранной программы; здесь предполагается разработка индивидуалного образовательного маршрута (ИОМ) творческой самореализации ребенка в рамках освоения образовательной программы. ИОМ открывает возможности по следующим направлениям творческой деятельности:

-        участие в проектной деятельности в группе и/или индивидуально с возможностью педгогического сопровождения в рамках разработки творческих проектов;

-        участие в презентационной деятельности, направленной на демонстрацию творческих работ и достижений ребенка, в том числе с возможностью получения экспертных заключений на представленные разработки и иные демонстрационные материалы;

-        участие в соревновательной (конкурсной) деятельности с возможностью состязаться в мастерстве овладения той или иной деятельностью, в том числе в мероприятиях, входящих в перечень олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к творческой деятельности, обеспечивающих при достижении высоких результатов получение рекомендаций (особых условий) к  поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения по профилю;

-        участие в просветительской деятельности, направленной на формирование общей культуры и расширения представлений об интересующей избранной сфере деятельности посредством посещения мероприятий, где демонстрируются высокие достижения с возможностью общения с людьми, являющимися мастерами своего дела;

-        участие в профориентационной деятельности, направленной на получение информации о возможных направлениях выбора профессий в избранной сфере деятельности с перспективой посещения организаций,  где работают интересующие специалисты.

* Индивидуализация предполагает опору на личностные особенности и пристрастия ученика, а ИОТ реализует права и возможности каждого обучающегося на:

– выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном предмете;

– личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

– составление индивидуальных образовательных программ;

– выбор индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые определяются в соответствии с учебным планом;

– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов;

– индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

– индивидуальную картину мира и индивидуально обоснованные позиции по каждой образовательной области

4)             Рефлексивно-оценочный этап – направлен на проведение мероприятий по осмыслению и оценке достижений в избранной сфере интереса ребенка и осуществляется в режиме сопровождающей деятельности посредством ведения портфолио творческой самореализации с накоплением информации по результатам прохождения ИОМ и материалами экспертной оценки результатов творческого развития ребенка.

Выстроенная таким образом деятельность в рамках модели построения образовательной траектории творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения детей позволяет решить поставленные образовательные и развивающие задачи и достичь желаемых результатов.

Технологическое обеспечение деятельности

-      Интерактивные технологии;

-      Проблемное обучение

-      Разноуровневое обучение

-      Игровые технологии;

-      Рефлексивные техники;

-      Технология проектной деятельности;

-      IT-технологии

-      Дистанционные технологии

-      Здоровьесберегающие технологии

-      Технологии сотрудничества

-      Технологии внеурочной деятельности

Прогнозируемый результат

-      Укрепление и развитие личностного ресурса;

-      Развитие творческого потенциала в процессе овладения творческой деятельностью в избранном направлении дополнительного образования с возможной перспективой выбора профессии в данной сфере.

Оценка результативности

-     Диагностика психоэмоционального состояния в сочетании с анализом доминирующих мотивов, отношения к деятельности и других особенностей личности (цветовой тест М. Люшера);

-     Диагностика внутренних психологических состояний посредством использования рисуночных диагностических методик («Кактус», «Дом», «Семья» и др.)

-    Диагностика креативности П. П. Торренса

-    Диагностика профессиональных предпочтений (Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, Матрица профессий Г.В. Резапкиной);

-     Педагогическое наблюдение за поведением и способами реагирования (ведение карт, дневников педагогического наблюдения).

 

https://ug.ru/wp-content/uploads/2020/11/47mv_0401.jpg

       

Литература:

1. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.

2. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М., 2005. С. 596.

3. П. Торренс. Креативность, как показатель одаренности. Режим доступа:  http://ps-log.86sch2-sov.edusite.ru/DswMedia/kreativnost-myishleniya.html 

4.Развитие одаренности в современной образовательной среде. Режим доступа:http://tropa.tomsk.ru/elibraries/gifted-children/conference_gifted_children/razvitie_odarennosty_v_sovremennoy_obrazovatelnoy_srede%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5_ch_1.pdf 

Система деятельности по организации работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении (пример)

Содержание

Формы и методы осуществления деятельности

Выявление   одаренных и талантливых детей

-    анализ особых успехов и достижений ребенка;

— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

— диагностика  детей с использованием ресурсов психологических  и социально - педагогических служб (педагогическое наблюдение; опросник В.Б.Успенского  для выявления готовности школьников к выбору профессии;  «социальные пробы»; методика выявления коммуникативных склонностей; методика М.И.Рожкова для изучения уровня творческой активности; методика Савенкова «Карта  одаренности»; творческий отчёт и др.);

— преемственность между дошкольным, начальным  и общим образованием посредством создания системы дополнительного образования  на базе общеобразовательных учреждений;

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

-   создание для  ребенка ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное  обучение и воспитание;

— формирование и развитие сети дополнительного образования;

- организация научно-исследовательской деятельности;

— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, педагогических  олимпиадах, научно-практических конференциях.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

- контроль  за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах  разного уровня;

Поощрение одаренных детей

-     ежемесячная  публикация в СМИ успехов обучающихся, статей, творческих  и научно-исследовательских работ детей и педагогов;

— Денежная премия  (награждение победителей олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований разного уровня; стипендия главы РБ, мэра города и т.п.)

— Увеличение каникулярного времени;

— Внеконкурсное зачисление в  творческие коллективы;

— Стенд « Звезды  МГЛ»;

— Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;

Работа с родителями одаренных детей

-    Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне  муниципалитета;

Работа с преподавателями

-    Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в ДШИ», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения»

— Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию

— Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика

Взаимодействие ДШИ с  другими  структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности  

-  в основе деятельности ДШИ , по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МБОУ Музыкально-гуманитарный лицей им. Д. Аюшеева г.Улан-Удэ

Отделение русских народных инструментов

ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ

«В каждом ребенке свет, только дайте ему светить!»

Автор: Елена Александровна Киселева,

преподаватель по классу аккордеона,

заведующий отделением

русских народных инструментов

 Музыкально-гуманитарного лицея

им. Д. Аюшеева г. Улан-Удэ,

Республики Бурятия

Улан-Удэ, 2021


 «В каждом ребенке свет, только дайте ему светить!»

Основная цель:

- Создание организационно-педагогических условий для творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения музыкально-одаренных детей.

Задачи:

– представить народные инструменты  как одно из средств всестороннего  развития личности.

– воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

– формирование у учащихся потребности и готовности к творческому взаимодействию с социальным окружением;

– развитие творческих способностей с перспективой возможного выбора профессии и успешной профессиональной самореализации;

Форма проведения:

Лекция - концерт

Участники: учащиеся 1-8 классов, преподаватели МГЛ.

Место проведения: концертный зал Музыкально- гуманитарного  

лицея имени Дандара Аюшеева г. Улан-Удэ.

Время проведения: 40 минут.

        Оборудование:

1. Микрофон для ведущей– 1 шт,  микрофонна стойке – 6шт

2. Стулья на сцене– 30 шт

3. Пюпитр– 7 шт

4.Музыкальные инструменты оркестра русских народных

инструментов -домры альт– 4 шт

5. Рояль

Предварительная подготовка:

1. Репетиции концертных номеров

2. Разработка, согласование сценария

3. Оформление концертного зала

Методы и формы работы:

1. групповая

2. индивидуальная

3. вариативная

4. творческая деятельность

5. разноуровневое обучение

6. игровые технологии

7. рефлексивные техники

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Вас приветствует отделение русских народных инструментов Музыкально-гуманитарного лицея имени Дандара Аюшеева.

Сегодня мы поговорим о развитии способностей детей посредством  занятий на музыкальных инструментах и раскроем секрет чарующей власти музыки.

Любовь к музыке имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают ее с тех пор, как зародилась культура. Более 30 тысяч лет назад наши предки уже играли на каменных флейтах и костяных арфах. Похоже, это увлечение имеет врожденную природу. Младенцы поворачиваются к источнику приятных звуков (консонансов) и отворачиваются от неприятных (диссонансов). Учеными доказано, что при прослушивании финальных звуков симфонии мы испытываем благоговейный трепет, а в головном мозге активизируются те же центры удовольствия, что и во время вкусной трапезы.[3]

И мы предлагаем вам здесь, и сейчас получить удовольствие от встречи с нашими юными музыкантами. Встречайте, на сцене ансамбль домристов «Звонкие струны»:

1. Русская народная песня «Тонкая рябина», исполняет Лауреат Международных конкурсов Ансамбль домристов «Звонкие струны».

Ведущий: Согласно опроса пользователей сервиса «Яндекс.Музыка», большинство слушателей унаследовали любовь к музыке от родителей. Матери с рождения тихо напевают младенцам убаюкивающие колыбельные песни. И, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка.

Отличительной особенностью детей является способность впитывать новые знания и навыки, как губка. Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой.

В Университете Техаса провели исследование, в рамках которого попытались найти корреляцию между любимыми музыкальными жанрами и чертами характера респондентов. Студенты прошли несколько тестов — на музыкальные предпочтения, тип личности и уровень IQ. И получили такие результаты:

1. Блюз, классическую музыку, фолк, джаз — любят «сложные» люди, которые склонны к рефлексии: либералы, интеллигенты, не очень спортивные, но открытые новому опыту.

2. Вторую группу: альтернатива, хеви-метал, рок — предпочитают «напористые и бунтующие» натуры. У них много общего с предыдущей группой, но они более спортивны и не любят казаться умнее всех.

3. Кантри, поп, религиозную музыку, саундтреки — слушают  оптимистичные натуры, экстраверты, они более добросовестные и склонные соглашаться с другими, видят себя спортивными, богатыми, красивыми и политически консервативными. Эта группа менее всего склонна к депрессии, но и результаты теста IQ у неё ниже, чем у всех остальных.[7]

Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания. Один из музыкальных примеров, как можно расширить кругозор детей и познакомить с культурой разных народов мира, это произведение:

2. А.Цыганкова «Путешествие по миру», исполняет  Ансамбль домристов «Звонкие струны».

Ведущий: Музыка — это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои эмоциональные настроения, чувства. Она таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Игра на музыкальном инструменте одновременно задействует практически все мозговые ресурсы человека. Она задействует все части, ответственные за движения, слух и зрение. В это время левое и правое полушария работают в полной гармонии. Музыкант развивает способность одновременно задействовать целый комплекс функций: социальную, исполнительную и аналитическую. [2]

Поэтому вопрос музыкально-эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей ребёнка чувствовать и понимать прекрасное, отличать хорошее и плохое, является едва ли не самым важным в формировании личности ребёнка.

Музыка прививает ребёнку эмоциональную отзывчивость, воспитывает в нём дисциплинированную и ответственную личность, отвлекает познавательный мозг от опасных увлечений и дает ему позитивное правильное направление в жизни.

Сегодня мы на практике покажем вам, как музыка влияет на развитие детей, и как из неопытного маленького музыканта вырастают настоящие музыканты, победители различных фестивалей и конкурсов.

На сцене самые маленькие наши ученики отделения Русских народных инструментов, встречайте - Гуруева Дарья 1 класс (домра)

3. В.Ианников «Паучок»

Ведущий: На сцене - Настя Грязнова 1 класс (чанза)

4. А.Филлипенко «Цыплятки»

Ведущий: Вот такие маленькие музыкальные шажки начинают дети делать на своих инструментах. Вслед за эмоциями, которые ребёнок переживает, слушая и исполняя музыку, почти всегда возникают зрительные образы. Ребёнок представляет героев музыкального произведения, в его воображении встают картинки, ассоциирующиеся с мелодией. Чем старше ребенок, тем ярче возникающие образы. Очень хорошо музыка влияет на развитие фантазии и воображения. Для детей старше 5-6 лет «музыкальные фантазии» настолько характерны, что они способны выразить их художественно – нарисовать рисунок по любимой песенке.

Халимов Костя (аккордеон), ученик 1 класса, подготовил для вас иллюстрации к пьесам «Я играть всегда готов!» и  «Маленькая плясовая» А.Белоусова. А мы с удовольствием послушаем пьесы в Костином исполнении и  рассмотрим его рисунки.

5. А.Белоусов. «Я играть всегда готов!», «Маленькая плясовая»

Ведущий: Мы благодарим наших самых юных исполнителей. А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, попробовать так же, как Костя, играя на аккордеоне, поработать обеими руками, но выполнять различные действия. Тем самым задействовав работу сразу двух полушарий головного мозга. Так называемое межполушарное взаимодействие, которое влияет и  на скорость чтения у детей. Существует такая наука — кинезиология, которая изучает  развитие способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Упражнение: правой рукой мы с вами будем отбивать длинные ритмичные удары по правой ноге(четвертными длительностями), а левой рукой — отбиваем два коротких ритмичных удара (восьмыми длительностями), начиная первый удар одновременно с правой рукой:

Ведущий: А теперь поменяйте руки. Правой стучим — восьмые длительности, левой — четверти. У всех получилось? Теперь вы понимаете, насколько трудно научиться играть на музыкальных инструментах.

При игре на музыкальных инструментах каждое прикосновение пальцев к предметам вызывает раздражение тактильных рецепторов и возбуждение в коре головного мозга. Прикосновение же в различных аппликатурных комбинациях к клавишам, струнам, при котором рождается большое разнообразие звуков, гармоний, вызывает значительно большее эмоциональное возбуждение за счет комплексности сенсорных притоков.[5]

С разнообразием звуков и аппликатурных комбинаций вас познакомит Гундерин Вадим 2 класс (гитара).

6. О.Киселев. «Игра в снежинки».

Ведущий: Учеными доказано, что чувство ритма играет большую роль в развитии памяти и интеллекта. Получены данные о положительной корреляции между успеваемостью младших школьников и успешностью выполнения ими задания на воспроизведение ритмов по образцу.[5]  

У учащихся класса ударных инструментов отличное чувство ритма. И в этом мы сейчас убедимся. Встречайте, Антон Богданович, 5 класс (ксилофон).

7. О.Зееле. «Концертная Полька».

Ведущий: Антон с успехом осваивает ударные инструменты и готовится в этом году к поступлению в музыкальный колледж. Пожелаем ему успеха!

Музыкальное исполнительство требует от ученика большой физической выносливости, хорошего здоровья и работоспособности. Специфика творческой обстановки в коллективах музыкальных школ требует также и моральной выносливости, способности «отстаивать себя» в борьбе за лидерство, за приоритетность собственных творческих ролей и позиций. Талантливый, грамотный, но «слабый» в волевом отношении ученик нередко оказывается отброшенным на задний план.

Но, наш ученик Плешков Егор прекрасно справляется с лидерскими позициями, и недавно завоевал звание Лауреата 3 степени I Международного конкурса-фестиваля «Кубок Сибири» в городе  Красноярск. Встречайте — Плешков Егор (баян) 4 класс.

8. А.Прибылов. «Соната №1»

Ведущий: Максимально благоприятные условия для кристаллизации музыкально-интеллектуальных качеств учащегося создает коллективное музицирование. Почему же, в силу, каких обстоятельств? Как вы считаете? Конечно, прежде всего, это поддержка, вера в свои силы. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально интеллектуальных действий.

Поэтому, занятия ансамблевой игрой важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений — эти занятия способствуют качественному улучшению процессов мышления. Потому-то и особый психологический настрой присутствует при занятиях в ансамбле.

Встречайте, Лауреаты и дипломанты  Международных конкурсов и фестивалей —ансамбль аккордеонистов: Базарсадаев Архип, Козинец Михаил. Солистка Колобкова Маргарита (сопрано).

9. А.Пономаренко. «Плачут вербы».

 Вариантов ансамблевого музицирования множество, один из них: ученик и учитель. Предлагаем вашему вниманию дуэт аккордеонистов: Никитчук Алена (7 класс)  и преподаватель Янькова Анна Николаевна.

10. Ф. Бушуев. «Падают листья»

Ведущий: Сейчас мы с вами, уважаемые родители, попробуем тоже сыграть в ансамбле. Вы научились исполнять четверти и восьмые длительности. Предлагаем вам исполнить эти простые ритмы на  инструментах оркестра русских народных инструментов —  домре альт. Кто желает попробовать?

В зал выносятся инструменты, раздаются желающим родителям, детям.

Концертмейстер на сцене исполняет на рояле «Во саду ли в огороде» в тональности «e-moll».

Зрители: играют нажимом большим пальцем правой руки ноту на открытой струне «Ля» — на первую  долю, первую фразу. Вторую фразу — играют на открытой струне  «Ми», так же — на первую долю.

D:\Мои документы\МГЛ\сценарии\во саду набор.JPG

Ведущий: Молодцы. Сложно было? Спасибо вам за участие в нашем ансамбле.

Слух для когнитивного развития ребенка играет более важную роль, чем зрение. Музыкальный слух включает в себя ряд компонентов: звуковысотный слух, мелодический, полифонический и др. Большинство из этих компонентов развиваются только в процессе музыкального обучения. Овладение устной и письменной речью у ребенка с музыкальным слухом происходит легче и быстрее, а восприятие окружающего мира гораздо тоньше, богаче оттенками.[3,4]

Я приглашаю на сцену Савушкину Софию, 4 класс. София не только учится в МГЛ, но и  с успехом выступает на спортивных соревнованиях. А так же,  показывает отличные результаты на предметных олимпиадах.

11. О.Киселев. «Осенний пейзаж»

Ведущий: Музыка тесно связана с математикой. Понимая ритм, такт и длительность нот, дети учатся делению, составлению дробей и распознаванию повторяющихся элементов. Так музыка помогает ребенку лучше понимать различные области математики. Становясь старше, дети могут воспроизводить мелодии из краткосрочной и отчасти из долгосрочной памяти. Если использовать при этом различные техники запоминания, память ребенка можно использовать и в учебных целях.

Учащиеся отделения Чжан-Ден-Шин Ефим и Новокщенов Матвей демонстрируют отличные знания по всем предметам. В сентябре посетили лагерь Артек, получив путевку в качестве приза за инновационный проект по экологии, они так же являются участниками многочисленных концертов на различных площадках города, победителями конкурсов и предметных олимпиад. Встречайте, Лауреат  Международных конкурсов ЧжанДен Шин Ефим (аккордеон) 8 класс.

12. П.Дранга. «Черноглазая казачка»

Ведущий: Существует много веселых и полезных занятий, которым ребенок может посвятить свое внеурочное время. Если же вы размышляете о том, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу — вам стоит знать о преимуществах занятий музыкой. О них мы вам сегодня и рассказали.

У экспертов нет однозначного мнения по поводу того, какие музыкальные инструменты лучше всего подходят для детей, а сегодня мы предложили вашему вниманию инструменты, представлены на нашем отделении русских народных инструментов.

Возможно, ваш ребенок и не станет вторым Моцартом, но ему будет лучше даваться математика в школе, он приобретет много полезных навыков, в том числе усидчивость, и научится более тонко чувствовать мир.

А наша встреча подошла к концу. Мы говорим вам: «До новых встреч!»


Литература:

1. Википедия. «Музыкальный слух». Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85.

2. Музторг. «Как работает мозг музыканта». Режим доступа: https://www.muztorg.ru/news/11214.

3. Норман Уэйнбергер. «Музыка и мозг». Аутизм и нарушения развития. № 2(29). – М.,2010 – 8с. Режимдоступа: https://psyjournals.ru/files/74563/autism_2010_2_weinberger.pdf.

4. Пермякова М.Е. «Влияние занятий музыкой на психическое развитие ребенка». Образование и наука.2016;(4): с.228-229. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/25234/1/pv-2013-10-28.pdf.

5. Развитие ребенка. «Значение занятий музыкой для развития детей» Режим доступа: https://childdevelop.ru/articles/develop/4048/.

6. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. / отв.ред. Э.А. Голубева и  др.– М., 2003 – 377 с.

7. Хабр. Сообщество IT специалистов. «Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования».  Режим доступа: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/374443/.



Предварительный просмотр:

1.Структура ИОМ творческой самореализации

Процессуально образовательная траектория творческой самореализации может осуществляться посредством реализации трех образовательных маршрутов, отражающих основные сферы творческой деятельности ребенка в дополнительном образовании:

  • Образовательный маршрут № 1 «Деятельность в сфере эстетического воспитания и художественной направленности»;
  • Образовательный маршрут № 2 «Исследовательская (научно-исследовательская) деятельность»;
  • Образовательный маршрут № 3 «Композиторская (изобретательская) деятельность»

Каждый образовательный маршрут детализируется с учетом особенностей интересов, развития и социализации ребенка, относящегося к категории «музыкально-одаренные дети», а также на основе психолого-педагогических рекомендации по итогам обследования в части психоэмоционального состояния, индивидуальных интересов и потребностей, первичных профессиональных предпочтений.

Такая детализация содержания деятельности по освоению образовательного маршрута ребенком закрепляется в индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ), в рамках которого указывается образовательная программа, на которую поступил ребенок, его ожидания, образовательные задачи, рекомендации специалистов, а также приоритетные сферы деятельности, которые отражают специфику реализации модели творческой самореализации с перспективой профессионального самоопределения: проектная деятельность, презентационная деятельность, конкурсная деятельность, просветительская деятельность, профориентация.

 

Примерная структура индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения

Раздел, содержание

Примечание

Раздел «Визитная карточка»

Образовательная организация дополнительного (общего) образования

Образовательный маршрут № 

Приоритетные направления внеурочной деятельности

ФИО ребенка

Дата рождения

Образовательная организация, класс

ФИО родителей

Адрес

Контактный телефон

e-mail

Заполняет педагог совместно с ребенком

Раздел «Образовательные задачи и ожидания»

Дополнительная общеобразовательная программа

Уровень программы

Срок реализации

Объем

«Мои ожидания»

Эмоциональное состояние, с которым ребенок начинает освоение образовательной программы и маршрута

Образовательные задачи

 

Заполняет педагог

 

 

 

Заполняет ребенок

 

Заполняет ребенок

Заполняет педагог

Раздел «Рекомендации»

Обратить особое внимание

Заслуживает поощрения

Перспективы развития

Заполняет педагог совместно с психологом

Раздел «Мои творческие проекты»

Заполняет ребенок совместно с педагогом

Раздел «Мои презентации»

Раздел «Мои конкурсы»

Раздел «События в моей жизни»

Раздел «Моя будущая профессия»

Раздел «Самоанализ»

«Мои особенности или что меня отличает от других людей»

«Мои сильные стороны или что я умею делать хорошо»

«Сфера моих жизненных интересов»

«Мои перспективные цели»

«Что мне нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей (чему научиться, в чем принять участие, что посетить)»

Заполняет ребенок



Предварительный просмотр:

1 сентября 2019 года

Преподаватель Киселева Елена Александровна

класс аккореона

Внеклассное мероприятие на тему:

«Мы снова вместе - это здорово!»

Цели:1.развивать интерес к учению, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

2. активизировать эмоциональный фактор обучения.

3. развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха.

Задачи: - создавать атмосферу праздничного дня;

- развивать внимание, логическое мышление, творческие способности;

- сформировать положительный настрой на общение;

- воспитывать активность учащихся, интерес к учебным предметам, школе.

Ход мероприятия:

Звучит музыка.

Сегодня молодой народ
Встречает новый школьный год.
С утра по тротуарам
По улице любой
Идут ребята парами, цепочкою, гурьбой.

Учитель:  - Первое сентября... В этот день все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя… Этот день в нашей стране является государственным праздником — Днем знаний. Дорогие родители, ребята, разрешите вас поздравить с началом  нового учебного года, с Днём знаний!

    -   А знаете ли вы, ребята, что не все дети мира идут в школу 1 сентября?  В Индии начало учебного года приходятся на июль  В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа. В Японии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля. В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января. А в республике Коста-Рика вчера, т.е. 31 августа в школах прозвенел последний, а не первый, звонок.

-  А у нас закончилось лето, вновь на дворе осень, а значит мы снова вместе.  Я вижу, как вы повзрослели за лето, ваши глаза говорят о  том, что вы ещё многое ходите узнать. А какими вы были тогда… 1 сентября 2017 года, … 1 сентября 2018 года. Как приятно об этом вспоминать!

- Хочу вам пожелать здоровья, усердия, пожелать успехов в учёбе, а родителям – терпения и понимания.

 -С праздником вас поздравляем, друзья!

-За этот урок знаний, мы вспомним с вами, какие бывают виды искусства?

Ответы детей.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.

 -А какими средствами выразительности воздействует на человека произведение изобразительного искусства, вызывая определенные образы, ассоциации?

Ответы детей.

-К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…

-Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации. Всё в природе имеет определённый цвет, который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.

Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства. Какие?

Ответы детей:  регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр,  фактура и метр.

-Правильно.

Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности.

-Сегодня в этот праздничный день, Ерахаев Александр подготовил музыкальный подарок. А вам я предлагаю, прослушивая музыкальный подарок, подобрать иллюстрацию к данному номеру из картинок-ассоциаций популярной игры Имоджинариум.

Настольная игра Имаджинариум — это оригинальная и увлекательная настольная словесная игра, ориентированная на ассоциации. Игра  ориентирована на творчески закалённую аудиторию. А учащиеся МГЛ- это очень творческие дети! Я думаю, что у вас все получится отлично!

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

-Итак, Ерахаев Александр, исполнит для вас «Цыганочку» в обработке А.Привалова.

Дети слушают, выбирают карточку-иллюстрацию к исполняемому произведению «Цыганочка», обр.А.Привалова.

   -Сегодня вы показали неплохие знания, проявили свое творчество. Значит, за лето вы не всё забыли. Ну, а, если что-то и подзабыли, с завтрашнего дня начнём вспоминать.

-Вот и пожелаю вам, чтобы вас в жизни сопровождали знания, хорошие люди, верные друзья, много открытий и интересная для вас работа.

-В добрый путь, ребята!         
В вечный поиск
Истины, добра и красоты,
Чтобы явью стали в нашей жизни
Самые высокие мечты!

-Пусть завтра, в первый учебный день, вам сопутствует удача! До свидания!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комитет по культуре г.Улан-Удэ

МБОУ  Музыкально-гуманитарный лицей им Д. Аюшеева г.Улан-Удэ

Сценарий музыкальной гостиной, посвящённой 8 марта

«В мелодии - душа»

Составлен: Киселевой Е.А.

2019

Цель: создание условий для эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

Задачи: 

  • овладение детьми духовными и культурными и нравственными ценностями народов мира;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности, навыков публичных выступлений;
  • приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства.
  • воспитание  у детей доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие способности проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения.

Оборудование:

Микрофоны- 3 шт

Стулья 25 шт

Ведущий

Ход концерта:

«Веселый фокстрот» исп. Ансамбль баянистов преп.Коршунова И.А.

Ученик   класса(преп.Яньковой)
Сегодня день такой, мы славим женщин,
Да не коснётся вас беда, обиды, зло,
Мы славим бабушек, нет лучше их, добрее,
Во всём помогут и всегда умеют всё.

Ученик    класса(преп.Яньковой)
Мы славим наших мам, спасибо вам!
Любимым, любящим, не знающим покоя,
Неутомимым, столько дел на них,
Долготерпимым, к шалостям нестрогим,


Ученик  класса (преп.Савватеевой)
Мы славим девочек, прекраснее их нет,
У них займёшь и ластик, и тетрадку,
Шепнут в контрольной правильный ответ,
Подскажут, как решается задача.

Ученик     класса(преп.Савватеевой)
Мы славим женщин всех, спасибо вам,
За красоту, за доброту и нежность.
Вы помните – мы очень любим вас,
И постараемся оправдывать надежды.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в обновленном концертном зале Музыкально-гуманитарного лицея  имени Дандара  Аюшеева.

Прекрасный праздник, День 8 Марта, который величают Международным женским Днем - это праздник наших мам, бабушек, сестренок и одноклассниц. Всех, кого мы знаем. И кого не знаем. Всех, кто живет рядом с нами... И далеко от нас... Праздник половины человечества. И какой половины! Самой обаятельной, самой красивой, самой доброй.

  

Для вас, дорогие наши, сегодня  Праздничный концерт!

 Аплодисменты

В: Как много зависит от настроения. Я думаю, многие со мной согласятся в том, что от того какое настроение утром порой зависит, каким будет весь день. Для того, чтобы настроение было позитивным, врачи рекомендуют съесть банан или выпить чашечку ароматного травяного чая. Ну а если и это не поможет, поддайтесь зажигательным музыкальным ритмам и тогда яркое настроение обеспечено вам на весь день!

1.Тико-Тико исп. Игнатьева Мария 5 класс преп.Ефимова Ю.Н.

Стихотворение « Женщина»  Юрий Полисский  (рассказывают Ученики класса (преп.Ефимовой)

Ученик 1
Каждая женщина - это событие,
Вечная тайна и счастье открытия,
Лето и осень, зима и весна.
Женщина миру в награду дана.

Каждая женщина - это явление,
Жизни бушующей благословение,
Связь поколений во все времена.

Женщина миру в награду дана.

Ученик 2

Каждая женщина - это призвание,
Радость и горе, любовь, и страдание,
Свет, пробуждающий звёзды от сна.
Женщина миру в награду дана.

Каждая женщина - это горение,
Не повторяемость и повторение,
Песней звучащая в сердце струна.
Женщина миру в награду дана.
Ученик 3

Женщина спит и во сне улыбается.
Этой улыбкой земля наполняется,
Смысл, придавая течению лет.
Каждая женщина - чей-то рассвет.

Ведущий:

  1. Либертанго исп. Бальхаев Петр 5 класс преп.Ефимова Ю.Н.

Ведущий: Знаете ли вы, что блеск в глазах делает взгляд более привлекательным и придаёт внешности особый шарм и красоту. Так вот, оказывается, блеск в глазах напрямую зависит от душевного состояния человека, а именно от ощущения счастья. Конечно, у каждого из нас своё представление о счастье, но в чём я точно уверена, так это в том, что именно музыка способна сделать каждого человека хотя бы чуть-чуть, но счастливее.

Новое исследование команды ученых из Университета Дикина в австралийском штате Виктория подтвердило, что люди, которые любят танцевать и ходить на концерты, довольно счастливы.

И сегодня мы тоже дарим вам немного счастья,

3.Вальс-мюзет "Indifference" французских композиторов Жозефа Коломбо и Тони Мурена исполняет Чжан-Ден-Шин Ефим 7 класс преп.Киселева Е.А.

Ведущий: 

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Вот так довольно-таки взыскательно отозвался о душе поэт Николай Заболоцкий. Но согласитесь, что иногда так хочется этой самой душе праздника, отдыха. Мне кажется, что отдых в хорошей кампании, да ещё и с хорошей музыкой это тоже своего рода воспитание и труд.

3. О. Киселев «Портрет последнего романтика» Савушкина Софья 3 класс, преп.Шелковников Алексей Александрович.

Ведущий:

Песнями богата родина моя.

Прославляет песня милые края.

Звонкая, веселая, грустная порой

Льется по России вольною рекой.

Сердце замирает, когда ты звучишь.

О судьбе о нашей - правду говоришь.

О любви, разлуке часто мы поем,

И о счастье тоже - каждый о своем…

5. Александр Егорович Варламов. Красный сарафан исп. Назаров Максим 7 класс, преп. Архипов Дмитрий Анатольевич. (ксилофон)

6.Зееле «Концертная полька» исп.  Назаров Максим преп.Архипов Дмитрий Анатольевич.

Ведущий:

В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».

«Как живется, так и поется»

«Где песни, там и молодость»

 «Песня - душа народная». Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти.

Вынести стул, микрофон. (Ксилофон остался на сцене)

6.Русская народная песня «Как у наших у ворот» исп.Вахов Вова 1 класс преп. Янькова Анна Николаевна(аккордеон)

7. «Вальс Мальвины»

Ведущий: Много разных песен у народа. От всех них отличаются бытовые песни. Их темы –семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью. Эти песни разнообразны, как труд людей, их традиции и обычаи.

8. Добри Палиев Тарантелла. Исп. Богданович Антон 3 класс, преп. Савватеева Марина Михайловна (ксилофон)

Убрать ксилофон, вынести стул, микрофон поставить

9.Щербаков Никита исполнит три пьесы:

    «Паровоз»

    «Про лягушек и комаров»

    «Марш Бармалея»

Ведущий: Служить в российском флоте всегда считалось престижным и почетным. Русские моряки отличаются удалью и задором, что проявляется и в морских буднях на палубе и в короткие минуты отдыха. Широта русского характера, открытость и удальство прекрасно отражены в танце российских моряков «Яблочко».

Заменить стул

10.русский народный танец «Яблочко» исп. Колобов Арсений 3 класс преп.Киселева Елена Александровна.

Ведущий:

Не все знают, что у стихов  известной песни о тонкой рябине, мечтающей "перебраться к дубу" есть автор. Слова написаны в 1864 г. русским поэтом Иваном Захаровичем Суриковым (1841-1880).

В процессе исполнения  в народе немного изменились слова, сократилось количество куплетов. В результате напев стал чище, а песня стала по настоящему народной. Народной еще и потому, что авторство музыки не установлено.

11.«Тонкая рябина», исп. Ансамбль домристов кл.преп. Ефимовой Юлии Николаевны, концертмейстер____________

Ведущий:

Народная песня зародилась ещё до появления письменности на Руси. Крестьянин обрабатывал землю, сажал огород, разводил скот и совсем не знал, что есть на свете буквы, а вот о том, что на свете есть песни, знали все. Да и как могло быть иначе?  Вся жизнь человека была в те времена связана с песней. Что вижу, о том и пою.

(Викторина)

Ведущий: Предлагаю вам, дорогие гости, ответить на вопросы викторины:

Угадать о какой песни идёт речь, ответ принимается в исполнении нескольких строк или слов!

1Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к

его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)

2. Песня ветреной девушки, соблазнившей молодого человека и озабоченной

огромным чувством вины. (Виновата ли я)

3. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном

берегу реки Волга. (Ах, Самара-городок)

4. Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с

бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)

5. Песня - обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает

вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)

6. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти.

(Валенки)

11. Валенки обр. Анатолия Широкова исп.Новокщенов Матвей 7 класс, преп.Киселева Елена Александровна.

Выходит на сцену оркестр, ведущий читает стихи

Ведущий:

Песня русская – это просторы,

По которым всю жизнь мне идти.

Это батюшка-Дон у Ростова,

Это матушка-Волга в пути.

Песня русская –это пастуший,

Росный, радостный, ранний рожок.

Только встань на минуту, послушай,

Заведешься, как новый движок.

Песня русская – не голошенье,

Не дебош, не надрывная грусть,

Это тихое разрешенье

Рядом сесть и в глаза заглянуть.

Всё она своим сердцем объемлет,

Ей и двадцать и тысяча лет.

Песню русскую, русскую землю

Так люблю, что и слов больше нет

Встречайте, на сцене Концертный  Оркестр «Кедровые орешки»

12.Вадим Биберган «Любимая мелодия» исп. Концертный  Оркестр «Кедровые орешки», солист ________, дирижер Светлана Мищенко.

13.«Фантазия на русские темы» исп. Концертный  Оркестр «Кедровые орешки» руководитель Мищенко Светлана Сергеевна.

Ведущий:

С душистой веточкой сирени

Весна приходит в каждый дом,

От всей души Вас поздравляем

С Международным Женским днём!

Пусть радостью сегодня солнце светит,

В тени оставив сноп больших тревог,

И все цветы, какие есть на свете,

Цветут сегодня пусть у Ваших ног!

Мы поздравляем всех девочек, мам, тёть, бабушек с наступающим праздником 8 марта.

Ну, а  наша встреча подошла к концу, и мы говорим Вам до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы методических объединений "МОТИФ"

Отчет за год ШМО "МОТИФ" - доклад о проделанной работе....

Материалы методических объединений

laquo;Наивысший, наибольший эффект в профессиональном росте учителя может быть достигнут  только в том случае, когда личные усилия учителя по своему самообразованию начинают совпадат...

Материалы методического объединения учителей-словесников

Представленные документы - протоколы заседаний ШМО - отражают работу учителей словесников за 2014-2015 учебный год...

Материалы методического объединения

Анализ работы творческой группы учителей за 2014-2015 учебный год...

Материалы методических объединений

Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников...