Программа дополнительной образовательной деятельности «Логоритмическая мозаика»
методическая разработка

Ермакова Светлана Леонидовна

Новизна программы заключается в создании условий для коррекции речевых нарушений у детей, обучающихся  в группах компенсирующей направленности через организацию кружковой деятельности. Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_detskogo_obedineniya_logoritmicheskaya_mozaika_.docx193.02 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительной образовательной деятельности  

«Логоритмическая мозаика»

УТВЕРЖДЕНАF:\роспись заведующей.jpg

 приказом заведующего МБДОУ д/с № 13

от  03. 09.2018 № 51

Автор-составитель: 

учитель-логопед: Ермакова Светлана Леонидовна

музыкальный руководитель: Данилова Анна Петровна    

                                                         

                           

2018год

Пояснительная записка

          Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмическая мозаика» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении   Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПин 2. 4. 4. 3172 – 14 от 20. 08. 2014г; СанПиНом 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013  "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;  Уставом  МБДОУ «Детский сад № 13 «Солнышко».

          Направленность программы – социально-педагогическая

          В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения. Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они могут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.

Актуальность программы

  Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.

  В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.

  В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.

  Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

          Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

          Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Новизна программы

          Новизна программы заключается в создании условий для коррекции речевых нарушений у детей, обучающихся в группах компенсирующей направленности через организацию кружковой деятельности. А также в новых подходах к структурированию тематического плана и содержания работы, расширения разнообразия базы используемых игр, которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность.

Педагогическая целесообразность программы

          Логоритмическое занятие - является сочетанием пения, движения и речи. Следовательно, такое занятие позволяет закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие, необходимые для успешного обучения в школе.

  Занятия по логоритмике находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции. В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.  

 Адресат программы:  

Программа рассчитана на детей 4-7 лет.  Программа доступна для детей, посещающих общеобразовательные группы дошкольного учреждения  и  детей  с ограниченными возможностями здоровья, имеющими различные нарушения речи.

Объем программы:

Количество занятий в год – 30

Форма обучения – очная.

Форма организации ученого процесса:  

групповая

Виды  проведения занятий:

  • комбинированное занятие;
  • тематическое занятие;
  • интегрированное занятие;
  • занятие – сказка;
  • ролевые игры

Срок освоения программы: 

Срок реализации программы: 1 год

Занятия проводятся с 01 сентября по 30 апреля.

Режим занятий:

Длительность занятия – 25-30 минут

Количество занятий в неделю – 1.

Учебная группа   10-12 детей;

Возраст детей: 4-7 лет.

Цели и задачи реализации рабочей программы

          Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.

          Задачи:

образовательные:

            •  развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;

• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;

• развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений;

• формировать умение  различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки;

коррекционно-развивающие:

• развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;

• развивать силу голоса и выразительность речи и пения;

• развивать мелкую моторику, точность движений;

• формировать правильную артикуляцию звуков;

воспитательные:

  • развивать творчество и инициативу;
  • воспитание чувства товарищества, чувства коллектива.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • Ребенок активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками;
  • проявляет позитивные качества личности и управление своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
  • инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.

Метапредметные результаты

  • Ребенок управляет своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми действует даже в ситуациях неуспеха;
  • Осуществляет         взаимный контроль в совместной деятельности;
  • адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты 

  • Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, с характером, темпом и динамикой музыки, выразительно передавая заданный характер, образ.
  • У ребёнка сформированны, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
  • Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка.
  • Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
  • Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения
  • Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

Условия реализации программы

Требования к среде:

  • Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
  • Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра,  набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
  • Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
  • Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
  • Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
  • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
  • Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.

Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием.

Форма контроля:

Игры, беседа,  наблюдение, диагностика ,открытые занятия.

Виды   контроля и формы аттестации:  

1. Входной контроль  (диагностика)

2. Итоговая аттестация (психолого-педагогическая диагностика, творческое задание)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

          Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, и педагогами групп.

          Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.

          Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.

          Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей.

Диагностика неречевых психических функций

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент:        - - .. -

2-й элемент:        - .. - -

3-й элемент:        - - …

4-й элемент:        … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение с одного движения на другое.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение с одного движения на другое.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций». (Приложение № 1)

Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих образовательных задач:

  1. С целью построения индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка;
  2. Построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией развития группы;
  3. Для отбора методов, приемов и технологий.

Учебный  план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика

2

2

наблюдение, игры, результаты продуктивной деятельности, беседа

2.

Игрушки

5

5

наблюдение, игры

3.

Огород

8

8

наблюдение, игры

4.

Сад

3

3

наблюдение, игры

5.

Осень

4

4

наблюдение, игры

6.

Деревья. Лес.

3

3

наблюдение, игры

7.

Растительный мир

2

2

наблюдение, игры

8.

Наша Родина

2

2

наблюдение, игры

9.

Школа

1

1

наблюдение, игры

10.

Детские писатели

4

4

наблюдение, игры

                                                   Итого

34

34

Содержание учебного плана

          В данном образовательной процессе используется групповая форма работы. 

          Форма контроля на занятиях: наблюдение.

Занятие 1,2

Первичная диагностика.

Занятие 3  «Фрукты»

1 Ходьба в различных направлениях

2.Ритмическая разминка

3.Упражнение «Ослик в саду» (на координацию речи с движениями под музыку)

 4. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

 5.Игра с мячом. Какое варенье, какой компот.

 6.Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение.
7.Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции

 8.Игра «Прикоснись друг к другу».         

 9. Музыкальная игра на развитие дыхания.

 10.Релаксация. Разноцветные сны.

Занятие 4 «Спор овощей»

1 Ходьба в различных направлениях

2.Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды…»

3. Массаж «Капуста»

4.Коммуникативная игра  «Пирожки»

5. Игра с мячом. «Какой суп?»

6.Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение.

7. Игра с мячом «Передай мяч другому».

8.Игра «Прикоснись друг к другу». 

9. Музыкальная игра на развитие дыхания.

10.Слушание музыки. 

Занятие 5. Творчество С. Михалкова.

1 Ходьба в различных направлениях с предметами и без.

2.Подвижная игра «Котята».

3. Музыкальная игра «Занимай место».

4. Музыкальная игра «Бабочки».

5.Игра «Слушай инструмент».

6.Игра с музыкальными инструментами.

7.Собери игрушки под музыку

8.Расскажи быстро и медленно.

9.Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

10.Завершающее упражнение 

Занятие 6 «Откуда хлеб пришел».

1.Ходьба по кругу с движениями под песню

2.Ходьба и маршировка, разные виды ходьбы

3. Музыкальная игра

4.Введение в тему. «Откуда хлеб пришел».

5.Упражнение-хоровод «Веселится золотится».

6.Ритмическая игра «Хлеб».

7.Игра «Грузовички везут хлеб в магазин»

8.Артикуляционные, мимические, дыхательные упражнения.

9.Игра под музыку 

10. Музыкальная игра на развитие дыхания.

11.Подведение итогов занятия.

12.Заключительное релаксационное упражнение «Бабочки».

Занятие 7 Ягоды и грибы. Лес осенью.

1.Введение. Вступительная часть.

2.Двигательные упражнения «Прогулка в лес»

3.Пальчиковая игра «Грибочки»

4.Упражнение для развития  чувства ритма и темпа

5. Упражнение «Эхо»

6.Дыхательное упражнение  «Ветерок»

7.Игра с мячом.

8.Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение.

9. Музыкальная игра на развитие дыхания

10. Игра с мячом «Передай мяч другому».

11.Релаксация.

Занятие 8 Перелетные птицы. Водоплавающие птицы

1.Ходьба в различных направлениях

2.Пальчиковая игра «Филин»

3.Пальчиковая игра «Птичка-невеличка»

4.Игра с мячом. Поймай перелетную птицу.

5.Игра на развитие слухового внимания и чувства ритма «Кукушка»

6.Игра «Быстро и медленно»

7.Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение

8. Музыкальная игра на развитие дыхания.

9.Упражнение на развитие подражательности

10.Игра «Прикоснись друг к другу». 

11.Релаксация.

Занятие 9 С. Маршак.

1.Ходьба и маршировка

2. Звучит песня «Ну-ка все, встали в круг».

3. Музыкальная игра:

4.Ритмическое упражнение с разными видами хлопков под стихотворение Маршака «Мяч».

5. Игра с мячом «Скажи ласково». 

6. Коммуникативная  игра  «Здравствуй, друг!»

7.Речевая игра «Усатый полосатый»

8.Ритмическая игра «Мы увидели кота»

9. Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

10.Итоговое упражнение. 

Занятие 10 Водоплавающие птицы

 1.Ходьба в различных направлениях

 2.Пальчиковая игра «Филин»

 3.Пальчиковая игра «Птичка-невеличка)

 4.Игра с мячом. Поймай перелетную птицу.
5.Игра на развитие слухового внимания и чувства ритма

 6.Игра «Быстро и медленно»

 7.Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение.
8. Музыкальная игра на развитие дыхания.

 9.Упражнение на развитие подражательности

10.Игра «Прикоснись друг к другу». 

 11.Релаксация.

     

Занятие 11. Зима. Зимующие птицы

1.Ходьба в различных направлениях

2. Фонопедическое  упражнение «Метель»

3. Логопедическая  распевка «Ворона»

4. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

5. Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка»

6.Пальчиковая игра «Веселый воробей»

7.«Зимняя  сказка»

8.Музыкальное упражнение «Воробьи и кошка».

9. Музыкальная игра на развитие дыхания.

10.Игра с мячом «Передай мяч другому»..

11.Упражнение на релаксацию. 

Занятие 12Домашние животные

1. Ходьба в различных направлениях

2.Упражнение на развитие просодической стороны речи.
3.Логопедичкая распевка «Корова»

4.Логопедичкая распевка «Конь»

5.Логопедическая гимнастика «Собака»

6.Песня «Кот-царапка»

7.Игра-дразнилка «Пасем быка»

8.Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение.
9.Игра «Прикоснись друг к другу». 

10.Игра с мячом «Передай мяч другому».

11.Упражнение на релаксацию. Поросенок Пятачок.


 Занятие 13 Дикие животные наших лесов

1.Ходьба в различных направлениях

2. Упражнение «ПРО МЕДВЕДЯ»

3.Упражнение на развитие просодической стороны речи.

4.Упражнение «Звери»

5.Игра с мячом «Передай другому мяч»

6.Упражнение на развитие внимания. 

7.Игра «Быстро и медленно».

8.Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение.
дыхания.

9.  Упражнение на релаксацию.

Занятие 14 К. Чуковский

1.Разные виды ходьбы под музыку.

2.Организационный момент

3.Динамическое упражнение «Муха-Цокотуха»

4.Мимическая гимнастика «Облака»

5.Массаж лица «Бурундук»

6.Упражнение для развития  координации речи с движением

7.Подвижная игра «Спрячься от паука!»

8.Коммуникативная игра «Фонарик»

9. Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

10.Упражнение на развитие просодической стороны речи.

11.Упражнение на релаксацию.


Занятие 15
 Животные жарких стран

1.Ходьба в различных направлениях

2.Упражнение – массаж «Кенгуру»

3. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

4.Игра «Зоопарк»

5.Игры на развитие слухового внимания и чувства ритма

6.Пальчиковая игра «Где обедал воробей»

7.Подвижная игра «Караван»

8.Игра под музыку (в соответствии с лексической темой).

9.Игра с мячом «Передай другому мяч»

10.Релаксационное упражнение.

Занятие 16-17 Новогодний праздник

1.Введение.
2. Ходьба  и маршировка в различных направлениях

3. Упражнение для развития  координации речи с движением

4.Пальчиковая игра «Снежинки»

5.Упражнение  для развития речевых и мимических движений

6.Пальчиковое упражнение «Покажи сосульку, шарик, елочную игрушку»

7.Хороводная игра «Путешествие Снегурочки».

8. Музыкальная игра на развитие дыхания.

9. Игра с мячом «Передай другому мяч»

10.Упражнение на релаксацию.

Занятие 19 А.Л. Барто

1.Маршировка под музыкальное сопровождение в разных направлениях

2. Игра драмматизация «Гуси лебеди».

3.Собери игрушки под музыку
4. Расскажи быстро и медленно.

5.Игра «Найди свое место»

6. Упражнение на развитие интонационной стороны речи: «Покажи эмоцию».

7.Ритмичные упражнения «Цыганочка».

8.Упражнение на развитие просодической стороны речи.

9. Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

10.Ритмическое упражнение «В кулачок и на бочок».

Занятие 20 Труд на селе зимой

1.Ходьба в различных направлениях.

2.Упражнение «Угадайте, где мы были».

3.Упражнение с круговыми движениями рук.

4.Музыкальная игра «Слушай внимательно»

5.Дыхательное упражнение «Дровосек». 

6.Игра с мячом «Передай мяч другому».

7.Релаксационное упражнение. 

Занятие 21 Аквариумные и пресноводные рыбы.Животный мир морей и океанов.

1.Ходьба в различных направлениях

2.Двигательное упражнение «У моря».

3.Игра с бубном «Рыбки»

4. Подвижная игра «Море волнуется».

5.Подвижная игра «Летучая рыба»

6.Двигательное упражнение «Морские камушки»

7. Игра с мячом «Передай другому мяч»

8.Релаксационное упражнение.


Занятие 22
 А.С. Пушкин.

1.Маршировка и ходьба в разных направлениях под ритмичную музыку.

2.Развитие слухового внимания 

3.Упражнение на координацию речи и движения «У моря»

4.Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

5.Игра с мячом «Герои сказок Пушкина».

6.Игра «Скажи наоборот».

7.Игра «Мельница». 

8.Музыкальная игра «Занимай место».

9.Музыкальная игра «Бабочки».

10.Релаксация: 


Занятие 23 Транспорт

1. Ходьба в различных направлениях

2. Упражнение на координацию речи и движения»Самолет»

3. Упражнение на координацию речи и движения»Теплоход»

4. Игра-упражнение «На шоссе»

5. Пальчиковая игра «Веселится детвора»

6. Фонопедическое и  двигательное упражнеие «Паровоз привез нас в лес»

7. Песня  «Мчится паровоз».

8.Музыкальное упражнение «Угадай транспорт по звуку»

9.Игра с мячом «Передай другому мяч»

10.Релаксационное упражнение.


Занятие 24
 Ранняя весна. Мамин праздник

1.Маршировка и ходьба в разных направлениях под ритмичную музыку.

2.Песня -  упражнение -игра «Ходьба на носках и пятках»

3.Чистоговорка «Обиделась мама»

4. Логопедическая распевка «Мамочка»

5.Песня «Ночь прошла»

6.Игра «С любовью к маме»

7.Игра с мячом «Мамы и малыши».
8.Подвижная игра «Клен»

9.Пальчиковая  гимнастика «Весна-красна»

10.Музыкальная игра (в соответствии с лексической темой).

11.Релаксационное упражнение.

Занятие 25 Посуда

1 Ходьба в различных направлениях

2. Упражнение «Чайник» Развитие творческого воображения, общих речевых навыков

3. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

4. Фонопедическое упражнение «Чайник»

5. Логопедическая распевка «Тарелка»

6. Логопедическая распевка «Чашка»

7. Речевая игра «Кухонный оркестр»

8. Коммуникативная двигательная игра

9.Игра «Прикоснись друг к другу». 

10. .Релаксационное упражнение. 

Занятие 26 Мебель

1.Ходьба в различных направлениях

2.Пальчиковая игра «Домик».
3.Пальчиковая гимнастика «Наша  квартира»

4.Игра на развитие интонации

5.Логопедическая распевка «Стул»

6.Упражнение для речевого выдоха «Назови по порядку».

7.Подвижная игра «Займи стульчик».

8.Игра «Прикоснись друг к другу». 

9.Игра с мячом «Передай мяч другому».

10.Релаксационное упражнение.

Занятие 27 Одежда, обувь, головные уборы

1.Ходьба в различных направлениях

2.Пальчиковая игра «Стирка»:

3.Игра на координацию речи и движения «Мамины помощники»:

4.Упражнение для развития интонации

5.Игра с мячом «Одежда или головной убор».

6.Подвижная игра «Кто останется босым»

7.Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение.
8.Игра «Прикоснись друг к другу». 

9.Игра с мячом «Передай мяч другому».

10.Релаксация.


Занятие 28
 Комнатные растения

1.Ходьба в различных направлениях

2.Ритмическая игра «Топотушки».

3.Двигательное упражнение «Комнатные растения»

4.Пальчиковая гимнастика «Цветки»

5.Игра с мячом. «Назови ласково»

6.Подвижная игра "На окне"

7.Музыкальная игра (музыка в соответствии с лексической темой).

8.Музыкальная игра на развитие дыхания.

9.Игра с мячом «Передай другому мяч»

10.Релаксационное упражнение.

Занятие 29 Профессии

1Двигательные упражнения. 

3.Пальчиковая гимнастика «Такие разные дела».
4.Двигательное упражнение «Мы пилоты»

5.Игра с мячом. Назови профессию.

6.Игра с мячом «Передай профессию».
7.Игра на развитие слухового внимания и чувства ритма

8.Дыхательное упражнение «Назови любимую профессию на выдохе».

9.Музыкальная игра на развитие дыхания.

10.Релаксационное упражнение.


Занятие 30
 Орудия труда. Инструменты

1.Ходьба в различных направлениях с предметами.

2. Игра с мячом. «Назови инструмент»

3.Музыкальная игра «Угадай мелодию».

4.Пальчиковая игра «Оркестр»

5. Игра «Назови музыкальную профессию» 
6.Подвижная игра «Старый клен»

7.Скороговорка.

8.Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение.
9.Музыкальная игра на развитие дыхания.
10.Релаксационное упражнение.


Занятие 31 Наша Родина – Россия

1.Разные виды ходьбы.

2.Двигательные упражнения

3.Чистоговорка. «Журавель».
4.Упражнение на развитие просодической стороны речи.
5.Пальчиковая игра «Береза»

6. Пальчиковая гимнастика «Семья»

7. Коммуникативная двигательная игра «Здравствуй, друг!»

8.Игра под музыку (в соответствии с лексической темой).

9. Ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение.

10.Релаксационное упражнение.


Занятие 32
  Москва – столица нашей Родины

1. Разные виды ходьбы.

2.Чистоговорки. Произносим в медленном и быстром темпе. Все вместе и мини-группами.

3. Игра с мячом «Москва»

4. Упражнение, активизирующее внимание

5. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

6. Музыкальная игра (музыка в соответствии с лексической темой).

7. Музыкальная игра на развитие дыхания.

8. Двигательное упражнение «Ныряем пальчиками».

9.Релаксационное упражнение.

Занятие 33«Поздняя весна. Цветы»

1.Маршировка под музыку в разных направлениях

2.Организационный момент

3.Динамические упражнения

4. Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

5.  Динамические упражнения (на координацию речи и движения) .

6. Массаж лица «Пчела»

7.Хоровод «Венчек»

8. Гимнастика для глаз «Пчела - оса».

9. Подвижная игра «Собери букет »

10.  Пальчиковая гимнастика «Цветок».

11.Релаксационное упражнение


Занятие 34
 Школа. Школьные принадлежности.

1.  Маршировка и ходьба в разных направлениях под ритмичную музыку.

2. Динамические упражнения (на координацию речи и движения) .

3. Пальчиковая гимнастика «В школу осенью пойду …»

4. Логопедическая   гимнастика «Буратино на уроке »

5. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

6. Речевая игра «Эхо»

7.Коммуникативная игра «Здравствуй, друг

8.Игра с мячом «Назови школьные принадлежности»

9. Игра с мячом «Назови много».

10.Игра «Слушай инструмент».
11.Релаксационное упражнение

Форма контроля: наблюдение., открытое занятие

Занятие 35 Насекомые. Пауки.

 1.Ходьба в различных направлениях

2.Песенка про паучка (Автор- Е. Железнова)

3.Пальчиковая игра

4.Игра на развитие слухового внимания и чувства ритма

5. Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение.

 6. Динамические упражнения (на координацию речи и движения) .

 7.Подвижная игра «Спрячься от паука!»

 8.Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции

 9.Колыбельная

 10.Игра «Прикоснись друг к другу». 

 11.Игра с мячом «Передай мяч другому».
12. Релаксация: Музыка – Вальс бабочек

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

09

5

15.25

индивидуальная

30 мин.

Диагностика

кабинет логопеда

Опрос, беседа, игры

2

09

12

15.25

индивидуальная

30 мин.

Диагностика

кабинет логопеда

Опрос, беседа, игры

4

19

15.25

групповая

30 мин.

Поезд игрушек

муз.зал

наблюдение

5

26

15.25

групповая

30 мин.

Зайка огородник

муз.зал

наблюдение

6

10

3

15.25

групповая

30 мин.

 Мы в саду гуляли

муз.зал

наблюдение

7

13

15.25

групповая

30 мин.

Сундучок осени

муз.зал

наблюдение

8

24

15.25

групповая

30 мин.

Путешествие в осенний лес

муз.зал

наблюдение

9

31

15.25

групповая

30 мин.

Сказка о том, как Алёнка растеряла вещи

Муз.зал

наблюдение

10

11

7

15.25

групповая

30 мин.

Собираемся гулять

Муз.зал

наблюдение

11

14

15.25

групповая

30 мин.

Зимовье зверей

Муз.зал

наблюдение

12

21

15.25

групповая

30 мин.

Теремок-холодок

Муз.зал

наблюдение

13

28

15.25

групповая

30 мин.

Встреча с Федорой

муз.зал

наблюдение

14

12

5

15.25

групповая

30 мин.

Снеговик-почтовик

Муз.зал

наблюдение

15

12

15.25

групповая

30 мин.

Приключение снежинки

Муз.зал

наблюдение

16

19

15.25

групповая

30 мин.

Цыпленок Цып и его семья

Муз.зал

наблюдение

17

26

15.25

групповая

30 мин.

Новогодний праздник

Муз.зал

наблюдение

18

01

16

15.25

групповая

30 мин.

Поездка в Простоквашино

Муз.зал

наблюдение

19

23

15.25

групповая

30 мин.

Колобок-путешественник

Муз.зал

наблюдение

20

30

15.25

групповая

30 мин.

Весёлые путешественники

Муз.зал

наблюдение

21

02

6

15.25

групповая

30 мин.

Капризная внучка

Муз.зал

наблюдение

22

13

15.25

групповая

30 мин.

Кем быть?

Муз.зал

наблюдение

23

20

15.25

групповая

30 мин.

Поиграем с куклой Аней

Муз.зал

наблюдение

24

27

15.25

групповая

30 мин.

Путешествие по городу

Муз.зал

наблюдение

25

03

13

15.25

групповая

30 мин.

Весенняя прогулка

Муз.зал

наблюдение

26

20

15.25

групповая

30 мин.

Мебель

Муз.зал

наблюдение

27

27

15.25

групповая

30 мин.

Одежда.Головные уборы.

Муз.зал

наблюдение

28

04

3

15.25

групповая

30 мин.

Будем вместе мы играть!

Муз.зал

наблюдение

29

10

15.25

групповая

30 мин.

Даша и Маша

Муз.зал

наблюдение

30

17

15.25

групповая

30 мин.

Весна в лесу

Муз.зал

наблюдение

30

24

15.25

групповая

30 мин.

Отчетный показ на дне открытых дверей «Муха-цокотуха» по мотивам одноименной сказка К.Чуковского

Муз.зал

наблюдение

Методическое обеспечение программы

           Данная программа создана на основе программы Н.В. Нищевой «Логопедическая ритмика».

          Пособия и наглядный материал, используемый при организации образовательного процесса  указан в разделе «Условия реализации материалы программы».

           Программа дополнительного образования «Логоритмическая мозаика» основывается на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми старшего дошкольного возраста.

          В данном образовательной процессе используются групповая форма работы.

           Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.).

          Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние детей с нарушениями речи. Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п.  Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха, должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий.

Структура занятия по логоритмике

          Подготовительная часть длится 3-5 минуты. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

          Основная часть занимает 15-20 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

– на развитие внимания;

– регулирующие мышечный тонус;

– формирующие чувство музыкального размера;

– на развитие чувства темпа и ритма;

– на развитие координации движения;

– на координацию речи с движением;

– на координацию пения с движением;

– на развитие речевых и мимических движений.

          Заключительная часть занимает 3-5 минуты. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Основные методы обучения:

           В коррекционном процессе на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

            Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:

1) наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.;

2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;

3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.

 Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи:

1) краткое описание и объяснение новых движений;

2) пояснение, сопровождающее показ движения;

3) указание, необходимое при воспроизведении движения;

4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;

5) вопросы для проверки осознания действий;

6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);

7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;

8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.

Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.

Педагогические технологии

           Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей объединены педагогические технологии как традиционные, так и инновационные.

К традиционным технологям относятся:

- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п.

На занятиях используются следующие виды ходьбы:

  • ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами;
  • ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой;
  • ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала;
  • ходьба вдоль каната по кругу друг за другом: это готовит детей к ходьбе в колонну по одному;
  • ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у;
  • ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;
  • ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2—3 круга);
  • ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д.

Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.

- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц.

 Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются.

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить :

  • общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка);
  • коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки).

- Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях используются:

  1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
  2. выработка продолжительного речевого выдоха,
  3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

- Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

- Ритмические игры и счетные упражнения развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

- Пение песен и вокализов, распевок развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

- Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

- Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

- Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.упражнения на словотворчество также входит в эту группу.

- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

- Заключительные упражнения. (упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения и др.

Инновационные технологии:

- Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.

- Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых,

- «Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности

- Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания.

- Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков)

- Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и др. технических средств,

- Использование элементов массажа, самомассажа – (массажные коврики)

- Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости)

- Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы построений, перестроений, модели, планы)

Однако не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие, некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на других занятиях (музыкальное, физкультурное, логопедическое и т.д.)

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала.

Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

Литература

В разработаной программе  использованы упражнения из следующих источников: 
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». - М. 2002 г.

- Железнова Е. Н. «Веселая логоритмика». - М. 2015 г.

-Киселёва Т.В., Манакова Л.А. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работе с детьми с 4-5 лет с ТНР. –СПб.2019.

-Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду».-С-П. 2019 г.

- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми».- М. 2017 г.

- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». - М. 2007 г.

.

Приложение № 1

        

№ №№№п/п

Ф.И

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма

Ориентирование в пространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности "В гостях у сказки"

Данное календарное планирование расчитанно и прошло опробацию на детях среднего и старшего дошкольного возраста. Создано по материалам Шороховой О.А, Фесюковой Л.Б, Ивановской О.Г. Прошло опробацию на...

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг, спецкурс "Проектная деятельность: требования к подготовке и защите выпускных квалификационных работ" 2021-2022г.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравствен...

Формирование коммуникативных навыков у воспитанников в процессе реализации программы по дополнительной образовательной деятельности «Будущее начинается сегодня»

Одним из  эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния воспитанников социальн...

Дополнительная образовательная деятельность «Хомусчаана» по обучению детей игре на инструменте варганной музыки — хомусе

Хомус – удивительный инструмент, дошедший до наших дней из глубины веков. Несмотря на простоту наружного вида хомус музыкально богат, широк и глубок по диапазону звучания. Когда его держат в лад...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образо...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Современная жизнь требует от любого человека элементарной химической грамотности для безопасного обращения с современными материалами и средствами бытовой химии.Без глубокого понимания химии нево...