Самообразование
материал


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

План работы по самообразованию

Формирование слоговой структуры речи у обучающихся с нарушением интеллекта

учитель-логопед: Габнасырова Р.Б.

г. Нефтеюганск-2019 г.

Обоснование плана работы по самообразованию

Миссия КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Создание современных условий для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на:

-         овладение комплексом жизненных компетенций;

-        снижение выраженности ограничений жизнедеятельности;

-        включение в среду сверстников и интеграцию в общество, в том числе организацию возможности профессиональной подготовки и содействие в трудоустройстве (занятости).

Актуальность выбранной темы: на социальном уровне определяется заметно возросшим за последние десятилетия количество детей с искажённым психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра, в частности, кроме того, отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития. В то же время в условиях гуманизации общества эти дети, ранее считавшиеся необучаемыми, включаются в систему образования и адаптируются в ней более или менее успешно. Соответственно, при обеспечении государственных гарантий доступности и равных возможностей для получения полноценного образования для каждого ребёнка, перед обществом в целом и системой образования, в частности, встаёт вопрос о взаимной адаптации ребёнка к требованиям социума и социума к индивидуальным возможностям ребёнка.

Актуальность темы нашего исследования также определяется тем, что существующие на сегодняшний день методы и диагностики изучения коммуникативных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно апробированы и требуют более подробного рассмотрения.

Анализ работы с обучающимися с РАС показывает, что одним из главных нарушений, препятствующим успешному развитию, адаптации и социализации ребёнка с данным типом дизонтогенеза является недостаточное развитие, а по ряду данных отсутствие потребности и способности к общению, проявляющиеся в виде уклонения от контакта, отставании или отсутствии разговорной речи, неспособности завязать или поддержать разговор, отсутствие диалоговых форм взаимодействия, непонимание своих и чужих переживаний, дисгармоничность когнитивного развития и другие специфические особенности.

Таким образом, актуальность развития коммуникативных способностей у школьников с РАС становится наиболее острой не только в связи с необходимостью включения этой категории детей в сферу школьного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных организационно-психологических условий для этого.
Тема самообразования: формирование слоговой структуры речи у обучающихся с нарушением интеллекта

Цель: рассмотреть и изучить специфику развития слоговой структуры речи у обучающихся с нарушением интеллекта

Объект исследования: слоговая структура речи у детей с нарушением интеллекта у детей с нарушением интеллекта

Предмет исследования: определение особенностей развития слоговой структуры речи

Задачи:

-изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме самообразования;

-проанализировать особенности развития коммуникативных способностей у детей с РАС

-провести исследование уровня сформированности коммуникативной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра.

-проанализировать результаты исследования.

-распространить опыт в учреждении, участвовать в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ

Ожидаемый результат работы по самообразованию

Повышение профессиональной компетентности на основе:

-   передового опыта по проблеме;

 -   методических рекомендаций, методических материалов;

-   систематизации и обобщении опыта;

-   транслирования педагогического опыта.

                                                                1этап – формирующий

№ п/п

Этап работы:

2017 – 2018

Формы представления результатов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Формирующий

1

Анализ затруднений

Собеседование с заместителем директора по УВР, руководителем МО

2

Постановка проблемы

3

Изучение нормативно правовых документов

4

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Апробирующий

1

Определение цели и задач работы над темой

Выступление на заседании МО.

Изучение и использование современных психолого-педагогических технологий в условиях дистанционного обучения.

2

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

3

Прогнозирование результатов

3 этап – корригирующий

№ п/п

Этап работы:

2018 – 2019

Формы представления результатов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Корригирующий

1

Знакомство с внедрением передового педагогического опыта

Разработка методических рекомендаций, памяток, инструкций для обучающихся, родителей.

2

Система мер, направленных на решение проблемы

3

Формирование методического комплекса

4

Отслеживание процесса текущих и промежуточных результатов

Корректировка работы

4 этап – стабильное функционирование

1

Подведение итогов

Обобщение и распространение педагогический опыт в рамках профессионального сообщества.

2

Оформление

результатов работы по теме

3

Представление материалов

5 этап – обобщение

Обобщение

1

Использование своего опыта в дальнейшей работе

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

2

Распространение опыта

Содержание работы:

2021 год

2022 год

Этап работы:

Задачи

  1. Формирующий
  1. Актуализировать основы законодательства.
  2. Систематизировать теоретический материал.

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

  1. Анализ затруднений

+

2.  Постановка проблемы

+

3.  Изучение нормативно правовых документов

+

+

4.  Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

+

+

5.  Участие в сетевом взаимодействии

+

Самоэкспертиза

2022 год

2023 год

II  Апробирующий

Задачи:

  1. Подбор и разработка методических материалов: рабочих планов, коррекционно-развивающих программ, подбор диагностического инструментария, его опробование
  2. Планировать и провести коррекционно – развивающих занятий в соответствии с ФГОС
  3. Использовать ИКТ в области коррекции и развития
  1. Подбор и разработка диагностического инструментария для изучения особенностей профориентационного самоопределения

+

+

  1. Апробация и анализ результатов экспериментального изучения особенностей профориентационного самоопределения

+

+

  1. Подбор методик, методов и приемов работы по  профориентационному самоопределению

+

+

  1. Апробация методик, методов и приемов работы по  профориентационному самоопределению

+

+

+

  1. Мониторинг

+

  1. Анализ работы

+

2023 год

2024 год

III  Коррегирующий

Задачи:

         Совершенствовать и коррегировать диагностический, методический материал

  1. Внесение дополнений и изменений

+

+

  1. Стабильное функционирование

+

+

+

+

+

+

+

+

Анализ работы

+

+

+

2025 год

2026 год

IV Стабильное функционирование, обобщение опыта

Задачи:

  1. Совершенствовать психолого – педагогические условия сопровождения образовательного процесса
  2. Содействовать повышению методической компетентности педагогов
  3. Обобщить и распространить опыт
  1. Коррекция планирования конструктов занятий

+

  1. Разработка методических рекомендаций, памяток, инструкций для обучающихся, воспитанников, родителей

+

+

+

  1. Систематизация материала

+

+

+

  1. Выступление на семинарах, конференциях, круглых столах

+

+

+

+

  1. Публикации

+

+

+

+

+

  1. Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ

+

+

+

+

  1. Анализ работы

+

+

+



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодёжной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ–МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

                                                                                                                                                         

                 

 

Отчёт

о проделанной работе по самообразованию

учителя-логопеда Габнасыровой Р.Б. за 2017-2019 годы

                Тема: «Формирование слоговой структуры речи у обучающихся с нарушением интеллекта»

г. Нефтеюганск  2019

Отчёт

о проделанной работе по теме самообразования

Задачи

Содержание работы

Ожидаемый результат

Результат

Изучение научно – методической литературы по теме самообразования

Чтение научно – методической литературы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей (проект)

Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Зиновьева М.В., Никифорова Г.В.   Справочник педагога-психолога. Школа. - №4. – 2012 г.

- Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения / Шешерина Г.А. авт.-сост.:– Тамбов, 2011

  • «Перспективы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в свете разработки федерального государственного образовательного стандарта»  Кантор В.З - проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор.  Институт коррекционной педагогики РАО

Ознакомление с  дидактическими и психологическими основаниями психологического сопровождения образовательного процесса

Ознакомилась с   дидактическими и психологическими основаниями  психологического сопровождения образовательного процесса.

Дополнила понятийно-информационный словарь

Изучить психолого – педагогические периодические издания по теме самообразования

Изучение теоретического материала  по теме «Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС в образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Освоение теоретического материала по теме «Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС в образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Изучила теоретический материал по теме «Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС в образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дополнила понятийно-информационный словарь

Войти в сетевое взаимодействие с коллегами по вопросу психологического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС в образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Войти в сетевое взаимодействие в рамках профессионального сообщества

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества

Участвовала в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества по вопросу   психологического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС в образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Провести систематизацию теоретических знаний по психологическому сопровождению обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) 

Моделирование и проектирование, экспертиза (образовательных маршрутов, образовательных программ), систематизирование методического инструментария (разработка конспектов по коррекционно – развивающим занятиям, дидактического материала, консультаций)

Умение разрабатывать дидактический материал для индивидуальной работы с обучающимися

Пополнение методической копилки

Изучить потребности и возможности обучающихся в образовательных услугах

Изучение потребностей и возможностей обучающихся в образовательных услугах (анкетирование)

Выявление потребностей и возможностей обучающихся в образовательных услугах

Выявила потребности и возможности обучающихся в образовательных услугах в связи с внедрением ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Самоэкспертиза

Проведение самоэкспертизы

Выявление проблемных моментов

При самоэкспертизе выявила проблемные моменты


В результате выяснилось:

-   я   владею формированием слоговой структуры речи у обучающихся с нарушением интеллекта -  определила потенциально проблемные моменты

      Исходя из общешкольных задач, задач методического объединения, учитывая контингент обучающихся и результат самоэкспертизы, я ставлю новую тему самообразования на   2019-2024 гг.:

«Логопедическая работа по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с РАС в условиях ФГОС ОВЗ»

           Ожидаемый результат: повышение профессионального уровня учителя-логопеда на основе логопедической работы по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с РАС в условиях ФГОС ОВЗ.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26

«РАДОСТЬ» (МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость»)

План работы по самообразованию

Логопедическая работа по формированию коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с ТНР

учитель-логопед: Габнасырова Р.Б.

г. Нефтеюганск-2019 г.

Обоснование плана работы по самообразованию

Актуальность выбранной темы: на социальном уровне определяется заметно возросшим за последние десятилетия количество детей с искажённым психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра, в частности, кроме того, отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития. В то же время в условиях гуманизации общества эти дети, ранее считавшиеся необучаемыми, включаются в систему образования и адаптируются в ней более или менее успешно. Соответственно, при обеспечении государственных гарантий доступности и равных возможностей для получения полноценного образования для каждого ребёнка, перед обществом в целом и системой образования, в частности, встаёт вопрос о взаимной адаптации ребёнка к требованиям социума и социума к индивидуальным возможностям ребёнка.

Актуальность темы нашего исследования также определяется тем, что существующие на сегодняшний день методы и диагностики изучения коммуникативных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно апробированы и требуют более подробного рассмотрения.

Анализ работы с обучающимися с РАС показывает, что одним из главных нарушений, препятствующим успешному развитию, адаптации и социализации ребёнка с данным типом дизонтогенеза является недостаточное развитие, а по ряду данных отсутствие потребности и способности к общению, проявляющиеся в виде уклонения от контакта, отставании или отсутствии разговорной речи, неспособности завязать или поддержать разговор, отсутствие диалоговых форм взаимодействия, непонимание своих и чужих переживаний, дисгармоничность когнитивного развития и другие специфические особенности.

Таким образом, актуальность развития коммуникативных способностей у школьников с РАС становится наиболее острой не только в связи с необходимостью включения этой категории детей в сферу школьного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных организационно-психологических условий для этого.
Тема самообразования: Логопедическая работа по формированию коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с ТНР

Цель: рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных способностей у детей с РАС.

Объект исследования: коммуникативные способности у детей с с ТНР

Предмет исследования: определение особенностей развития коммуникативных способностей у детей с ТНР

Задачи:

-изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме самообразования;

-проанализировать особенности развития коммуникативных способностей у детей с ТНР

-провести исследование уровня сформированности коммуникативной сферы у детей с ТНР

-проанализировать результаты исследования.

-распространить опыт в учреждении, участвовать в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ

Ожидаемый результат работы по самообразованию

Повышение профессиональной компетентности на основе:

-   передового опыта по проблеме;

 -   методических рекомендаций, методических материалов;

-   систематизации и обобщении опыта;

-   транслирования педагогического опыта.

                                                                1этап – формирующий

№ п/п

Этап работы:

2019 – 2020

Формы представления результатов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Формирующий

1

Анализ затруднений

Собеседование с заместителем директора по УВР, руководителем МО

2

Постановка проблемы

3

Изучение нормативно правовых документов

4

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2 этап – апробирующий

№ п/п

Этап работы:

2020 – 2021

Формы представления результатов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Апробирующий

1

Определение цели и задач работы над темой

Выступление на заседании МО.

Изучение и использование современных психолого-педагогических технологий в условиях дистанционного обучения.

2

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

3

Прогнозирование результатов

3 этап – корригирующий

№ п/п

Этап работы:

2021 – 2022

Формы представления результатов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Корригирующий

1

Знакомство с внедрением передового педагогического опыта

Разработка методических рекомендаций, памяток, инструкций для обучающихся, родителей.

2

Система мер, направленных на решение проблемы

3

Формирование методического комплекса

4

Отслеживание процесса текущих и промежуточных результатов

Корректировка работы

4 этап – стабильного функционирования

Формы представления результатов

№ п/п

Этап работы:

2023-2024

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Функционирование

1

Подведение итогов

Обобщение и распространение педагогический опыт в рамках профессионального сообщества.

2

Оформление

результатов работы по теме

3

Представление материалов

5 этап – обобщение

№ п/п

Этап работы:

2024 - 2025

Формы представления результатов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Обобщение

1

Использование своего опыта в дальнейшей работе

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

2

Распространение опыта

Содержание работы:

2021 год

2022 год

Этап работы:

Задачи

  1. Формирующий
  1. Актуализировать основы законодательства.
  2. Систематизировать теоретический материал.

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

  1. Анализ затруднений

+

2.  Постановка проблемы

+

3.  Изучение нормативно правовых документов

+

+

4.  Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

+

+

5.  Участие в сетевом взаимодействии

+

Самоэкспертиза

2022 год

2023 год

II  Апробирующий

Задачи:

  1. Подбор и разработка методических материалов: рабочих планов, коррекционно-развивающих программ, подбор диагностического инструментария, его опробование
  2. Планировать и провести коррекционно – развивающих занятий в соответствии с ФГОС
  3. Использовать ИКТ в области коррекции и развития
  1. Подбор и разработка диагностического инструментария для изучения особенностей профориентационного самоопределения

+

+

  1. Апробация и анализ результатов экспериментального изучения особенностей профориентационного самоопределения

+

+

  1. Подбор методик, методов и приемов работы по  профориентационному самоопределению

+

+

  1. Апробация методик, методов и приемов работы по  профориентационному самоопределению

+

+

+

  1. Мониторинг

+

  1. Анализ работы

+

2023 год

2024 год

III  Коррегирующий

Задачи:

         Совершенствовать и коррегировать диагностический, методический материал

  1. Внесение дополнений и изменений

+

+

  1. Стабильное функционирование

+

+

+

+

+

+

+

+

Анализ работы

+

+

+

2025 год

2026 год

IV Стабильное функционирование, обобщение опыта

Задачи:

  1. Совершенствовать психолого – педагогические условия сопровождения образовательного процесса
  2. Содействовать повышению методической компетентности педагогов
  3. Обобщить и распространить опыт
  1. Коррекция планирования конструктов занятий

+

  1. Разработка методических рекомендаций, памяток, инструкций для обучающихся, воспитанников, родителей

+

+

+

  1. Систематизация материала

+

+

+

  1. Выступление на семинарах, конференциях, круглых столах

+

+

+

+

  1. Публикации

+

+

+

+

+

  1. Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ

+

+

+

+

  1. Анализ работы

+

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...