Презентация методических разработок по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья "Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих"
презентация к уроку (5 класс)

Рыжонкова Жанна Александровна

Определение.Особенности обучения детей с ОВЗ. Изобразительная деятельность. Начало творческого пути между учителем и ребенком. Формы проведения урока. Содержание самого урока. Цель. Задачи. Актуальность. Золотое правило учителя. Итог урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:




Презентация методических разработок

по работе с обучающимися

 с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила:

Рыжонкова Жанна Александровна

учитель Изобразительной деятельности

МБУ Школы № 69

 г.о. Тольятти

«Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.

 Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!» 

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через рисование

Определение

 Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Состояние здоровья этих детей препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Особенности обучения детей с ОВЗ

основная цель специального образования - введение в образовательную среду и культуру ребенка (по разным причинам выпадающего из нее), то для достижения этой цели нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

 

Изобразительная деятельность- прекрасная возможность повысить самооценку через труд.

Решающая роль в восстановлении эмоционального равновесия в психике ребенка.

 Снятие внутренней напряженности.

Получение жизненно необходимых навыков.

Возможность поверить в свой успех, свои силы.  

Открывает возможность самоизлечения.  

Развитие фантазии и пространственного воображения

Развитие мелкой моторики

Начало творческого пути между учителем и ребенком

Лежит с принятия детей такими какими они есть с их отклонениями в развитии

выяснение имеющихся умений, накопленных знаний и навыков

знакомство через сказки, театрализованных представлений, упражнений и простейших тестов

Создание у ребенка ощущение собственной значимости, активизация общения с внешним миром.

Создание атмосферы доброжелательности на уроке

Заинтересованность заданной темой используя педагогическое мастерство

Поиск оптимальных вариантов и приемов

 «Не навреди здоровью ребенка»

исследования и наблюдения

 выбор техники, средств и приемов изобразительной деятельности (декоративно-прикладное искусство, дизайн, живопись, графика )

 получение знаний и умений на основе интегрированного программного материала по изобразительному искусству и дизайну с использованием различных приемов и средств

Уроки Изобразительной деятельности предполагают использование разных форм проведения занятий:

1. Игра-как одно из самых важных средств адаптации детей с ОВЗ в социальной среде.

Возможность эмоционального раскрепощения.

 Приобщение к искусству.

 Возможность вернуться в прошлое.

 Способ получения умений и навыков.

 Развитие пространственного мышления и фантазии.

Возможность самоутверждения

2. Наблюдения и исследования

3. Знакомство с аудио и видео материалами. Использование информационных технологий.

Золотое правило для учителя в работе с детьми ОВЗ:

1. Доверительное отношение к ребенку

2. Доброжелательность

3. Учет индивидуальных возможностей и особенностей детей при выборе форм,

методов и приемов в работе с детьми на уроке

4. Учет самодостаточности и неповторимости ребенка

5. Настрой на успех в выполнении задания

6. Высказывание самим ребенком своего мнения

Содержание самого урока по Изобразительной деятельности:

1. Введение

2. Цель и задачи

3. Актуальность и поэтапность

4. Раскрытие темы

5. Подведение итогов, анализ работ

Цель урока- научить ребенка самовыражаться через рисунок

Задачи-

-развивать художественный вкус

-воспитывать самодостаточную личность

-развивать эмоциональную и интелектуальную сферу

-развивать художественный вкус и творческий потенциал

-овладение практическими навыками и умениями

-освоение знаний основ изобразительной деятельности

-формирование любви и уважения к труду

Актуальность-

-восприятие и осмысление темы урока

-обмен мнений

-снятие психологических зажимов

-сотворчество педагога и ученика

-мотивация

Раскрытие темы- использование педагогических приемов и методов, применение традиционных и нетрадиционных техник

Анализ работ — дружественное обсуждение работ с высказыванием каждого мнения каждого ученика

 

Работа учителя важна, от того как мы воспитаем ребенка, молодое

 поколение — зависит будущее России!

В подготовке к урокам я использую специальную литературу при работе с детьми с ОВЗ :

Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.

Диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. г.о. Новокуйбышевск, 2009 г.

 Заваденко Н.Е. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000 г

 Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения,-Альманах ИКТ №13, 2009 г.

 Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.-М.,1991

Великий Выготский сказал:«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».

Его труды лежат в основе специфики работы детей с ОВЗ.

Исходя из этих слов учитель может развивать детей, может вдохновлять, может научить основам рисования, расширить кругозор если есть желание, понимание особенностей детей с ограниченными возможностями и любовь к искусству.

Хочется поделиться своими методами работы с детьми с ограниченными возможностями, так как для меня общение с детьми является важным моментом в педагогической жизни.

Урок по Изобразительному искусству начинается с улыбки и занимательной зарядки по теме урока.

 Для деток с ОВЗ залог успешного урока — положительный настрой и ожидание сказки. В начале урока я озвучиваю тему с помощью загадок, дети с удовольствием отгадывают их. Затем начинается театрализованное представление по теме урока с участием детей и учителя используя сказочные персонажи сделанные детьми . Доверительное отношение между детьми и педагогом, раскрепощенное состояние детей в ходе представления и придумывание сказки по теме урока сближает психологически и развивает речь ребенка и фантазию, что значительно помогает рисовать ребенку на заданную тему. После сказочного представления раскрытие темы увлекательной информацией с использованием пословиц, поговорок с использованием метафор и афоризмов, например: луна-небесный сыр, подсолнух -огородное солнышко,  информации из научных энциклопедий и русско-народных сказок.

Поэтапное выполнение рисунка проводится вместе с детьми с паузами с учетом индивидуальных возможностей детей, если ребенок с ДЦП то я рисую вместе с ребенком его рукой.

 Детский рисунок это прежде всего выражение его души, передача его настроения, поэтому важно продумывать каждый шаг, каждое слово при проведении урока. Связующее звено между детской душой и миром взрослого служит доверительное общение и любовь к ребенку. Ребенок чувствует сердцем его никакими положительными словами и играми не заинтересуешь в рисовании если не будешь его любить. Любовь к творчеству и детям окрыляет и вдохновляет на чудеса в изображении картин.

Поэтому для меня на первом месте в проведении урока стоит не педагогические приемы и мастерство, а прежде всего любовь к детям! Уметь чувствовать рядом с собой ученика, уметь  понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Это залог успеха в налаживании отношения между учеником и учителем, стать ему другом, помощником, наставником.

Не должно быть детей незаметных, поэтому каждый раз во время урока я  хвалю каждого ребенка, ставлю  в пример рисунки каждого даже если есть ошибки в рисунках.

 Дети должны чувствовать себя равными между собой. Только единство и общнось детей дадут яркие плоды. Каждый  ребенок должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды звездочек, сверкать своей индивидуальностью и неповторимостью дети должны чувствовать на уроке свою значимость, значимость выражения своей души в рисунках.

Как писал Сухомлинский:
«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.

Любовь - это прежде всего ответственность за того человека, которого ты любишь, за его судьбу, за его будущее. Любить - это значит прежде всего отдавать, отдавать любимому существу силы своей души, творить для любимого существа счастье».

Поэтому учитель своей любовью и ответственным подходом к уроку получит интересные плоды — удивительные произведения  рисунков учеников.


«Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость»— так говорил Сухомлинский ! А значит учитель  создает своей душой и мастерством теплый настрой на урок.

 «Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе.» Поэтому чтение  сказок по теме урока помогает в изображении рисунка и проговаривание в слух снимает напряжение и стресс в душе детей, меняет плохое настроение на хорошее.

«Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.

Учителя не случайно называют высоким именем народный. Его мудрость творит ту сложную вещь, которую принято называть преемственностью поколений.

Наш труд - это, образно говоря, труд сеятеля. Мы сеем семена, из которых должны вырасти - в этом смысл нашего труда и нашей жизни - колосья, полные зерна, - убеждения, поступки.»

Ценные слова на которые я опираюсь в работе с детьми.

На уроках я окунаюсь в детство и на равных с детьми делаю зарядку, играю в игры, пою песни участвую в викторинах и рисую. Провожу урок так как хотела бы если б была того же возраста как и они. А еще самое важное никогда ни при каких обстоятельствах я не указываю на недостатки в физическом и умственном развитии ребенка, общаюсь, шучу, раскрываю тему на равных.

Но безусловно при работе с детьми ОВЗ учитываю:

индивидуальные возможности вхождения ребенка в практическую деятельность

на занятии раздаю задания в соответсвии с темпом деятельности

если задание для ребенка сложное то разбиваю на шаги в виде последовательных частей

устраиваю паузы ( дидактические игры, загадки, пазлы по теме урока, физминутка, песенки по теме урока, театрализованное представление, пальчиковая гимнастика, рисование пальцем в воздухе, приятные слова детей друг другу и пожелание добра, взаимо обмен  информациеей друг другу и помощь со своей стороны).

периодически контролирую каждый шаг ребенка над каждой частью рисунка

внося коррективы в работе

использую в процессе обучения состязательные соревнования по теме урока

поддерживаю любую инициативу и самостоятельность ученика.

в оценивании работы главное  как старался или не старался ребенок а не как нарисовал.

На уроках по Изобразительной деятельности часто использую игру — угадай цвет с закрытыми глазами. Дети любят отгадывать держа ладошку перед карточкой с цветом, остальные с заинтересованностью смотрят угадает ученик цвет или нет. Активно использую технику угадай что нарисовано на листке и дорисуй изображение. А также ватные диски и палочки, мятую бумагу и тканевые валики в технике примакивания и отпечатывания. Техника набрызг и рисование по сырому. Дети любят помогать друг другу на уроке, что сближает их и объединяет. При анализе работ в конце занятия дети активно высказывают свою точку зрения свободно без психологических зажимов.

В заключение хочется повториться, что самый важный момент в работе с детьми это- любовь и дружелюбное отношение к ним. Дети чувствуют настроение и отношение к ним от этого они или открывают свои сердца и идут на встречу в работе с учителем или замыкаются в себе. Каждый ребенок индивидуальная, самобытная личность. И от того насколько учитель сможет зажечь искорку в его сердечке, настолько будет плод его труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование средств мультимедиа при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья"

Социализация учащихсяВ «Концепции модернизации российского образования» одной из важнейших задач образовательных учреждений является «формирование способности к успешной соци...

доклад по теме Эффективные приёмы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Данный  доклад  знакомит  с  эффективными приёмами  работы  с  детьми  ОВЗ  по  биологии...

Краткий обзор методик и программ, рекомендуемых для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Выступление на заседании методического объединения педагогов младших классов....

"Педагогические условия организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами на уроках музыки"

Выступление на методическом объединении учителей предметов эстетического направления ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 12 апреля 2019 г....

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данный план предусматривает выявление особых образовательных потребностей ребёнка с овз; осуществление индивидуально -  ориентированной педагогической помощи ребёнку с овз с учётом особеннос...

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

С целью мониторинга физического развития в начале, середине и конце учебного года проводятся тестирования учеников на показатели Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) прибором «Диагностический комплекс...

Презентация методических разработок по работе с обучающимися с ОВЗ "Хозяюшка бумага в декоративно- прикладном искусстве"

Определение. Особенности обучения. Начало творческого пути. Техники папье-маше. Цель. Задачи. Актуальность. Содержание. Раскрытие темы. Анализ работ.  Методы работы с детьми с ОВЗ....