Семинар-практикум "Система работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями"
консультация

Крепких Марина Вячеславовна

26.02.2018г.  в ГКУ СО МО "Каширский ССРЦН  "Семья"  прошел муниципальный семинар-практикум для  специалистов района, работающих  с детьми с  речевыми нарушениями. В семинаре участвовали специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями.

Мастер - класс учителя-дефектолога Крепких М.В. по теме  "Виды работы по развитию наглядно-действенного мышления  у детей с ОВЗ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум по теме

 «Система работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями».

Мастер-класс учителя-дефектолога М.В.Крепких:

«Виды работы по развитию наглядно-действенного мышления  у детей с ОВЗ».

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о формировании коммуникативных навыков у детей и мне хотелось бы в рамках этой темы рассказать о той работе, которую я, как учитель-дефектолог,  провожу с безречевыми детьми нашего отделения.

Одним из основных направлений коррекционной работы учителя-дефектолога является развитие познавательной деятельности детей. В первую очередь это касается тех детей, которые по тем или иным причинам не говорят, а значит, их актуальный уровень речевого и общего развития соответствует младшему дошкольному возрасту. Такие дети составляют основной контингент воспитанников нашего отделения: это дети с ЗПРР, РДА, умственно отсталые дети, а также дети со множественными сочетанными нарушениями развития. Именно таких безречевых детей по нашему мнению и нужно учить мыслить для того, чтобы ребенок мог лучше ориентироваться в окружающем мире, мог организовывать свою жизнь и стать более самостоятельным.

В своей работе с детьми я использую метод проблемного обучения, суть которого заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

У большинства  детей, с которыми нам приходится работать,  наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Такие дети, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют предложенные им  условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия.

              Кроме того, проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения практических задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий во внешней речи. Это даёт им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребёнку планировать свои действия.

              У детей с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает, да к тому же у них зачастую нет такой возможности. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом.

Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности проблемных детей и составляет существенное звено в подготовке их к дальнейшему обучению и социализации.

 Актуальность этой работы заключается в том, что дети с особенностями психофизического развития с трудом усваивают предлагаемый специалистом материал. В связи с этим, мы видим необходимость  развития познавательной деятельности наших воспитанников посредством развития наглядных форм мышления со стимуляцией ориентировочно-исследовательской деятельности.

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно - действенное, наглядно - образное и словесно - логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания  мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления.

Наглядно — действенное мышление - это такой  мыслительный процесс, который протекает с участием реально выполняемых действий и операций с предметами.         

Наглядно - действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми условиями и новыми способами решения проблемной практической задачи. С задачами такого типа ребёнок встречается на протяжении всего детства - в бытовой и игровой ситуациях.

Разработана программа, в которой  представлен материал по формированию познавательной активности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями через ознакомление с окружающим миром. Все комплексы занятий состоят из предельно простых игр, которые способствуют созданию ситуации успеха, повышению уверенности ребенка в своих силах, обеспечению контакта со специалистом.

Мы знакомим детей с окружающим миром и его предметами  через конкретную тематику. Выделяем следующие разделы:

1. «Игрушки”. 
2. «Человек и части тела. 
З. «Семья и знакомые».                                                                                                                                    4. «Предметы обиходного характера”. 
5. «Ориентировка в помещении и пространстве”. Другие предметы окружающего мира. 
   
                   Данные особенности построения объясняются определенными причинами. Начинать коррекцию целесообразно на материале игрушек, т. к. прежде всего предметы игрушек позволяют специалисту наладить контакт с ребенком. Далее разделы работы строятся по усложнению, исходя из особенностей освоения ребенком окружающего мира. Так, ребенок чаще всего общается с людьми—с членами семьи и знакомыми, поэтому второй раздел работы посвящен темам «Семья и знакомые, «Человек. Части тела». С предметами обиходного характера ребенок сталкивается ежедневно, в процессе игры и изучения окружающего. Поэтому в следующем разделе работы раскрываются  темы: «Пища», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель». И наиболее сложный для усвоения ребенком является раздел «Ориентировка в помещении и пространстве» и ознакомление с другими предметами окружающего мира. 

В этом году данная программа была опробована в работе с детьми нашего отделения. У большинства детей отмечается положительная динамика в развитии познавательной сферы. И мне хотелось бы рассказать о том, как я работаю по данной программе.

Цель работы: познание свойств и отношений, окружающих ребенка предметов в процессе их восприятия в ходе опыта собственных действий с предметами и в результате знакомства с рядом явлений окружающей действительности.

              Особенностью моей работы, как учителя-дефектолога,  является распределение материала (игры по формированию наглядно - образного мышления) по 4 основным разделам:

1.  Игры - упражнения на развитие представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.

2.  Игры - упражнения на развитие представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.

3.  Игры - упражнения на развитие метода проб как основного способа решения наглядно - действенных задач.

4.  Игры - упражнения на определение причинно - следственных зависимостей.

Игры-упражнения на развитие представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.

               Прежде всего надо научить детей использовать предметы, имеющие фиксированное назначение,    сформировать   представление   об   использовании   предметов-орудий   в деятельности,   научить подражать действиям взрослого.   Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя такие вспомогательные средства, как стул, ложка,   чашка,   карандаш,   веревка,   ножницы,  лейка и   другие  предметы,   имеющие фиксированное   назначение.

У большинства  детей, с которыми нам приходится работать,  наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В таких случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия.

ИГРА «ЛОВИ ШАРИК!»              проиграть с аудиторией

ИГРА «ПОКОРМИ МИШКУ»

ИГРА «ПОКАТАЕМ ЗАЙЧИКОВ!» 

ИГРА «ИСПЕЧЕМ ПИРОГИ!» 

ИГРА «ПЕРЕВЕЗЕМ ИГРУШКИ!» 

ИГРА «ПОЙМАЙ РЫБКУ!» 

ЗАНЯТИЕ «НА ЧЕМ МЫ СИДИМ?»

ИГРА «ДОСТАНЬ ШАРИКИ!»

ИГРА «КУКЛЫ ПРИШЛИ В ГОСТИ» 

Игры-упражнения на развитие представлений об использовании вспомогательных средств  в проблемной практической ситуации.

               Цель занятий - познакомить детей с различными вспомогательными средствами или орудиями, со способами их использования.

              Необходимо не только дать детям представление о проблемных практических задачах, о применении вспомогательных средств и орудий, но и обеспечить перенос полученных представлений на разнообразные ситуации, в которых детям приходится самостоятельно достигать цели с помощью предметов-заместителей. Такие ситуации можно специально создавать на занятиях или использовать ситуации, созданные самой жизнью в быту и на прогулках (например, необходимость достать мешок с игрушками, достать мяч, закатившийся под веранду и т.п.).

              Необходимо объяснить и показать детям, что разные орудия могут служить одной и той же цели и, наоборот, одно и то же орудие может быть использовано для достижения разных целей. Например, лопатка - это предмет, имеющий фиксированное назначение - - копать. Но в том случае, если какой-либо предмет повис на дереве, на суку, лопатка может быть использована вместо палки. Или под шкаф закатилась игрушка тогда можно использовать лопатку, чтобы достать эту игрушку.

ИГРА «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»       проиграть с аудиторией

ИГРА «ДОСТАНЬ МИШКЕ МЯЧИК!»

ИГРА «ДОСТАНЬ КУКЛЕ ШАРИК»

ИГРА «ДОСТАНЬ ИГРУШКУ!»

ИГРА «СТОЛКНИ МЯЧ.»  

ИГРА «ДОСТАНЬ МАШИНКУ!

ИГРА «ДОСТАНЬ МЯЧ!

ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ» 

ЗАДАНИЕ «УКРАСИМ КОМНАТУ!»

                        Игры-упражнения на развитие метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач.

               На предыдущем этапе создавались ситуации, в которых в поле зрения ребенка находило только одно вспомогательное средство (палка, когда надо было достать закатившуюся под шкаф игрушку; стул, когда надо было достать высоко лежащую игрушку и т.п.). Теперь надо создать ситуацию, при которой в поле зрения ребенка находится несколько предметов и из них надо выбрать наиболее подходящий - по величине, форме, назначению. Например¸ педагог предлагает детям достать закатившуюся под шкаф игрушку. Для этого они должны выбрать вспомогательный предмет: палки разной длины, щетка, сачок, лопатка и т. д.

Безошибочно можно выбрать подходящее орудие только в том случае, если уровень зрительного восприятия ребенка достаточно высок и позволяет на расстоянии соотнести свойства предмета-цели и предмета-средства. Однако такого уровня зрительное  восприятие ребенка с отклонениями в развитии не достигает к этому времени обучения. Поэтому основной способ, которым следует вооружить детей, - метод целенаправленных проб.

ИГРА «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!»    проиграть с аудиторией

ИГРА«ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ!»

ИГРА «НАПОИ ПТИЧКУ!» 

ИГРА «ПОКАТАЙ МАТРЕШЕК!»

ИГРА «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

ИГРА «ПОСТРОЙ ЗАБОР!»

                Игры-упражнения на определение причинно-следственных зависимостей.

               Самыми простыми случаями, в которых ребенок сталкивается с поисками причинно-следственных связей, являются такие, в которых нарушается привычный ход явления. Это вызывает у него удивление и следом за ним ориентировочную реакцию, которая и является начальным этапом поиска причины нарушения. На первых порах дети могут находить такую причину лишь в том случае, если она является внешней, хорошо видимой. 

 ИГРА «ПОЧЕМУ СКАТИЛСЯ МЯЧИК?»  проиграть с аудиторией

ИГРА «ПОЧЕМУ ШАРИК НЕ УПАЛ?»

ИГРА «ПОСТРОЙ ЗАЙКЕ ДОМИК!»

 Заключение.

               Развивая ориентировочно-познавательную деятельность ребенка; необходимо активно формировать основные функции его речи. Такой подход позволяет сформировать взаимосвязь между действием и словом, подготовить предпосылки для развития наглядно-образного мышления, так как слово помогает детям закрепить опыт действия, а затем и обобщить способ этого действия, что способствует формированию полноценных образов- представлений.

              Представленная система занятий по развитию наглядно – действенного мышления у детей с отклонениями в развитии позволит сформировать у них взаимосвязь между наглядными и словесно – логическими формами мышления.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по преодолению нарушений звукопроизношения

Серия занятий по теме: Звук[ л] Цель: сформировать умения и навыки правильного звукопроизношения через различные виды речевой деятельности....

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».

laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».   Важной и неотъемл...

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...

Система опыта работы по теме «Арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

Данная система опыта работы описывает изучение и практическое обоснование эффективности применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихс...

Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...