Участие в работе методических объединений
материал

Цыдыпова Марина Николаевна

Преподаватель постоянно должен совершенствовать себя как человека и профессионала. Для этого постоянно занимаюсь научно-методической работой, транслирую собственный педагогический опыт и разработки. Участвую в работе предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин в техникуме и республиканском методическом объединении, педагогических советах, научно-практических конференциях различных уровней, конкурсах профессионального мастерства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ РБ «ТСиГХ»

Отчет по научно-исследовательской работе

преподавателя истории и обществознания

Цыдыповой М.Н.

 

Цель: создание условий для применения инновационных педагогических технологий развития творческих и интеллектуальных способностей студентов.

Задачи:

  • организация системы изучения опыта педагогов по вопросам использования инновационных педагогических технологий;
  • изменение модели взаимодействия педагога со студентами путем интеграции инновационных педагогических технологий в совместную деятельность.

Содержание работы:

  • проведение различных методических мероприятий -  мастер-классов,  открытых мероприятий, участие в конкурсах, направленных  на внедрение  инновационных технологий в практику ГАПОУ РБ «ТСиГХ»;
  • интеграция различных видов деятельности с использованием инновационных педагогических технологий;
  • профессиональное развитие и саморазвитие

         Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование  информационных технологий.

 Задачи:
     В связи с этим определяются задачи:
1.    Обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию.
2.    Развитие общеучебных умений и навыков.
3.    Содействие развитию информационной компетентности.
4.    Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

В своей практике я использую несколько вариантов презентаций: 
    - лекционная презентация,  
   - «плакаты»,  
   - «тройное действие»,  
    - интерактивные презентации.  
              Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций,  докладов, выступлений учителя или обучающихся. 
        Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму.  На слайды помещаю только опорные тезисы  выступления, которые в ходе  лекции  раскрываю и развиваю. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется  некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд  демонстрирую на экране не менее 10 - 15 секунд. 
           «Плакаты» - это  демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учащихся. Наиболее активно  данную разновидность презентаций я использую при составлении так называемых виртуальных экскурсий по историческим  местам, предлагая детям при помощи презентации совершить заочную экскурсию. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие  картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия. 
             «Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая  может либо пояснять  содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала. 
        Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности ребят на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Если  презентация предназначена для самостоятельной  работы  детей, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку  управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается учителем именно как  электронный материал, в расчете на его чтение с экрана.

     На эти же моменты обращаю внимание учащихся, когда предлагаю им подготовить презентацию  по той или иной учебной теме. Это, кстати, ещё одна их форм использования ИКТ, благодаря использованию которой ребята учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения  своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, учащиеся могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как студент видит и слышит  учебную тему.

   Считаю, что уроки-презентации имеют ряд преимуществ:

  1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована, это приучает учащихся к дисциплинированности  и точности при выполнении заданий. Кроме того, при минимальных затратах времени можно проверить знания всех учащихся класса, например, при помощи МИНИ – ТЕСТА,  осуществить самопроверку или взаимопроверку (выставление правильных ответов на слайде), при этом, учащиеся могут сами дать оценку своей работе или работе одноклассника (ученики знакомы с критериями оценок).  Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки  мотивации ученика.
  2.  Без дополнительных затрат времени учитель может включить в урок – презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом.  
  3.  С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка. 
  4. С помощью логических схем (на слайде) можно сравнивать содержание различных источников, например, археологические памятники и летописи. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся.
  5. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы. 
  6. Затраты времени педагога при создании презентации значительные. Но в последующем затраты сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это экономит время педагога и направляет его усилия на совершенствование урока – презентации.
  7.    Содержание задания на слайде предлагаются в различных формах: 
    - прослушай фрагмент лекции и ответь на вопросы...,  
    - по рисунку на слайде опиши «..», 
    - в тексте документа (на слайде) найди «...», сравни как это описано в твоем учебнике,
    - продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений «...» (логическая цепочка на  слайде),
    - просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения на слайде, расскажи о сражении (или отдельном  этапе сражения),
    - на основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника  составь план сражения,
    - создай свой слайд, (презентацию)  по  теме «...». В этом случае учитель должен позаботиться о публичности работы ученика. Самое  действенное – включить слайд (или презентацию) ученика в урок. 
    Возможны и другие формы организации деятельности учащихся. С помощью  заданий на слайде можно активизировать познавательную  деятельность учащихся.

               Использование авторских  презентаций повышает активность учащихся. Использую  следующие компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. 

                Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаю учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе и дома. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.
При подготовке к урокам и во внеурочной деятельности используются программы:
              Электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Excel позволяет обрабатывать  статистические данные  экономического и социологического  характера, проводить  сравнительный анализ таких данных и пр. 
  Вторая форма работы – это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности обучюащихся.
     Уделяю внимание учебно-исследовательской и проектной работе с учащимися:


а) в учебном процессе;
б) во внеурочное время.
      Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения истории и актуален при изучении краеведческого материала.
Этапами исследовательской деятельности является:
•    Знакомство со статистическими данными.
•    Обсуждение социальных проблем.
•    Социологический опрос населения по данной проблеме.
•    Обработка полученных результатов и их анализ.

       Составление компьютерной презентации.
•    Публичное самостоятельное представление результатов работы.

        . Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых» словах:
•    междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;
•    оригинальность – в основе проекта – нестандартная  идея, оригинальный способ  решения задачи;
•    технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, цифровой фотоаппарат) и с ними интересно работать;
•    завершенность – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории. (Презентация)
            Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.) используется небольшим кругом  учащихся дома.

На уроках и во внеклассной работе использую свои тематические презентациииспользую готовые цифровые образовательные ресурсы. Пользуюсь Интернет-ресурсами.

Использование информационных технологий позволяет мне осуществлять: подготовку к урокам и внеклассным мероприятиям; проводить учебные занятия; вести индивидуальную работу с учащимися, работу с группой, группой учащихся (непосредственное использование электронных и печатных материалов на предметных уроках в соответствии с учебной программой); сбор и обработку дидактического, методического, нормативного и информационного материала; поддерживать профессиональную связь с коллегами.

Мои педагогические наблюдения, анкетирование учеников показывают позитивное влияние используемых компьютерных технологий на качество знаний и интерес к предмету. Обучающиеся не считают эти методы, приёмы новыми, но в беседах, анкетах отмечают эти уроки как наиболее продуктивные.

           Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию учащихся, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся на уроках  сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

        Студент становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он   отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании истории  и обществознания является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития личности.



Предварительный просмотр:

 

Тема: Исследовательская деятельность учащихся по разработке проекта

«История моей семьи в истории моей страны».

Цыдыпова Марина Николаевна, преподаватель  истории ТСиГХ

     В процессе преподавания курса истории России преподавателю истории приходится сталкиваться с такими проблемами:

-непонимание учащимися значимости изучения истории России;

-недостаточно сформирован у учащихся интерес к отечественной истории, к истории малой родины;

-незнание учащимися истории собственной семьи.

  Для того чтобы воспринимать и понимать события, нужно их пережить, «пропустить через себя». Это можно сделать опосредованно, через исследование какой-либо близкой учащемуся темы. А что может быть ближе истории своей семьи и своей малой родины?

   Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в учреждениях среднего профессионального образования.

   Студенты техникума на протяжении нескольких лет занимаются разработкой проекта «История моей семьи в истории моей страны».

Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством преподавателя определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном). Регулярно проводятся консультации.

    На первых занятиях ребята узнают о том, что может служить историческими источниками, на которых и будет строиться работа. Учатся работать с документами. Позднее уже обсуждаются первые результаты работ участников проекта.  На завершающем этапе работы ребята учились правильно оформлять свои работы. Конечным продуктом проекта стали доклады учащихся первых, вторых курсов техникума об истории своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

   За все время работы над проектом учащиеся  представили двадцать пять проектов под общим названием “История моей семьи в истории моей страны”.  Показателен тот факт, что большинство проектов   посвящены Великой Отечественной войне.  

  Вот выдержка из одной работы: «Письма с фронта». Автор проекта Алексеева Ксения, группа 228.

 « Мой прадедушка В.З.Волокитин 1916 г.р. был призван в действующую армию в июле 1941г. Кяхтинским РВК. Последнее место службы 10 Гвардейская армия 56 ГАП РГК, воинское звание- сержант, командир отделения связи. Убит 14 ноября 1943 г. Похоронен у деревни Редьки Оршанского района Витебской области. Эту информацию я  узнала на сайте www.obd-memorial.ru   «Мемориал» Минобороны РФ по систематизации учетных данных и документов о погибших...    

   В семье моей тети до сих опор хранятся фронтовые письма моего прадедушки.

    Василий Волокитин писал письма в Кяхту своей жене  Анне Борисовне и детям: Вовочке и Идочке. Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения: «милая Нюра», «мои родные», «дорогие мои дети». Во всех письмах встречаются короткие строки о войне: « громим немецких оккупантов, освобождаем города и села. А чаще – беспокойство об оставленной семье».

 Выполненные работы рецензируются преподавателем, научными консультантами и представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается в научном обществе, где учащийся может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях

   Итогами проекта «История моей семьи в истории моей страны» стали следующие  результаты:

 1.Творческие отчеты по теме индивидуального исследования.

 2. Проведение участниками проекта тематических классных часов в группах техникума.

 3.Выступления студентов с докладами на научно-практических конференциях. Год от года увеличивается количество участников и разнообразие тем исследований

     Студенты техникума участвовали:

  • Научно-практическая конференция  «Путь к познанию». март 2006 г.
  • IX республиканская научно-практическая конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна».  (Программа «Одаренные дети».)  март  2007 г.
  • Научно-практическая конференция «Новые горизонты», посвященная 10-летию Научного Общества Учащихся ПЛ №24.Ноябрь 2007 г.
  • Научно-практическая конференция «От познания к практике». март 2007 г.
  • Республиканский интеллектуальный  форум  молодежи УНПО «Ступени мастерства». апрель 2009 г.
  • Международная научно-практическая конференция «Общие ценности-общее будущее». ноябрь 2009 г.
  • Республиканская конференция «Афганская война: история, воспоминания». февраль 2013 г.
  • Межрегиональная НПК «Студент. Время. Наука». апрель 2013 г.
  • Конференция, посвященная 25-летию вывода советских войск из Афганистана в рамках XXII межрегионального турнира по мини-футболу. февраль 2014 г.
  • Выставка – конференция, посвященная 26 годовщине вывода советских войск из Афганистана и 70 годовщине Победы в ВОВ. февраль 2015 г.
  • Республиканская конференция, посвященная 27-летию вывода советских войск из Афганистана. Февраль 2016 г.
  • Межрегиональный конкурс исследовательских работ по теме «Есть раны на сердце России… Эхо Афганской войны». февраль 2017 г.
  • Публичная защита индивидуальных проектов внутри техникума. Июнь 2017 г.
  • Республиканский дистанционный конкурс электронных презентаций «Афганистан к нам тянется сквозь годы», посвященный 30 –летию вывода советских войск из Афганистана. 2019 г
  • Республиканская научно-практическая конференция «История Великой Победы в лицах», посвященной 75-летию Победы в ВОВ.2020 г.

 4.Заметно повысился интерес к предмету история, что проявилось в выборе учащимися профильного экзамена.

 5.Появился интерес к истории своей семьи.

  По итогам собранных материалов   выпущен альманах и подготовлена презентация проекта.  Возможны перспективы для дальнейшего исследования.

Список использованной литературы и ссылки на материалы.

  1.www.pobeda65.kz

  3. http://www.may9.ru/ru/ 

  4. http://soldat.ru/

   5.Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход при изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 9, с. 10—20.

  6.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, № 1, с.116—119.

 7.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. 96 с.

 8. В статье  цитировался отрывок  из проектов учащихся:  

  • «Письма с фронта». Автор проекта Алексеева Ксения, 228 группа.  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...

Участие в работе методических объединений. Участие в работе семинаров:

Участие в работе методических объединений*:Подготовка команды школы. Региональный этап всероссийского регионального турнира «Лига знаний: школа и колледжи» — команда заняла 4 место, ...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", участие о областной ол...