Педагогический опыт
опыты и эксперименты

Никифорова Светлана Ивановна

«Использование элементов инновационных технологий в образовательном процессе с целью повышения мотивации к предмету»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Использование элементов инновационных технологий в образовательном процессе с целью повышения мотивации к предмету»

Автор педагогического опыта: Никифорова Светлана Ивановна,

учитель ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Использование информационных технологий является одним из приоритетов образования, в том числе и образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Благодаря внедрению в образовательный процесс инновационных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют большой шанс приобрести необходимые умения и знания для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

         Целью обучения и воспитания детей является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

Задачи по обучению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • дать ученикам знания, умения и навыки по образовательным предметам;
  • воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
  • подготовить детей к адаптации к окружающей и социальной среде в обществе.

Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Среди многообразия инновационных образовательных технологий хочу рассказать о тех, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала обучающимися.

Использование образовательных технологий в учебном процессе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальной проблемой современного школьного образования. В своей работе, находясь в постоянном творческом поиске, я стараюсь отбирать наиболее эффективные методы и приемы обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Знания учеников должны соответствовать современным требованиям образования, на уроках, наряду с традиционными, я использую инновационные образовательные технологии.

Теоретическая база опыта

В классической педагогике внутренним механизмом обучения является интерес (Я. А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.). По И. Ф. Гербарту интерес – синоним учебной мотивации. Л.С. Выготский считал, что образовательный процесс необходимо строить на «точно учтенных детских интересах».

Технологии обучения умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) обучающихся всегда вызывали споры, привлекали внимание педагогов. При всем многообразии подходов, исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. Работая по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могу сказать, что содержание материала, представленного в системе, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает в развитии и успешном обучении, побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с обучающимися.

                                               Новизна 

    Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения. Использование нестандартных инновационных форм образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс инновационных технологий обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс повысить уровень мотивации к обучению.

Технология опыта

Чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, стараюсь в своей педагогической деятельности   активно использовать технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с обучающимися, различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типами памяти, умению учиться.

Применение данных технологий обеспечивает эффективный характер деятельности каждого обучающегося, предоставляет возможность оказать своевременную помощь на любом этапе урока.

Самая доступная и близкая для учителя русского языка - игровая технология. Работая с данной категорией детей, пришла к выводу, что в воспитании и обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, викторины, загадки.        

Игры применяю на уроках различного характера, но чаще я использую их на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками.

 Рассмотрим некоторые виды игр, которые я использую на своих уроках.

Игра «Найди лишнее слово»

Найдите «лишнее» слово по типу склонения.

Речь, весть, просека, лесть

Тропинка, ручка, береза, рот

Вася, Петербург, поезд, вокзал.

Отвага, капель, жалость, жимолость.

Окно, путешествие, достояние, техника.

Народ, остров, копилка, ум.

Тепло, наследие, река, богатство.

Ягода, роща, огонь, бригада.

Игра - эстафета. «Чей ряд лучше?»

На доске записаны 2 столбика слов с безударными гласными для 2 команд: необходимо подчеркнуть безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.

поля - …….       стрела -…….

моря-…….         звезда……

дома -…….        роса    -

столы -……       коса-……

ковры - ……      сова - ……

Каждый член команды должен подчеркнуть безударную гласную и

написать проверочное слово, поставить ударение.

Игра «Четвертый лишний».

Прочитайте слова в каждом столбике, найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

береза                     снежный                    старый

подберезовик        снежинка                    старик

березовый              снеговик                    старушка

  березняк                 снег                            старичок

Игра «Кто быстрее образует от заданных слов прилагательные с сочетанием чк/чн?»:

горчица   молоко   песок

яйцо        мука      сказка

тряпка дача встреча

ночь лодка бутылка

Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?»

(за) горой (за) водой

(по) бежал (по) дороге

(по) опушке (по) мчался

(из) учить (во) дворе

(об) судить (по) трепал.

           В конце игры я спрашиваю детей об их впечатлениях и обещаю, что в следующий раз можно будет поиграть в новую игру, и она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

     Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что обучающиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, повышается мотивация к предмету.

Применение игровой технологии даёт возможность сделать обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. 

В настоящее время одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является использование современных информационно – коммуникационных технологий при проведении различного рода занятий.

На своих уроках применяю вариант проникающей технологии, т.е. применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. На сегодняшний день я использую ИКТ в преподавании русского языка по следующим направлениям:

- подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.);

- создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов (применяется мультимедиа проектор);

- применение компьютерных тестов для контроля ЗУН обучающихся.

Особенно актуален вопрос использования ИКТ в коррекционной школе, ведь большинство детей из малообеспеченных семей и не имеют дома компьютеров, не говоря уже о доступе к сети Интернет. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков обучающихся.

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию.

Применять компьютер на уроках русского языка я начала несколько лет назад, когда он появился в школе. Презентации создавала самостоятельно, и хотя работы были просты, их использование вызывало живейший интерес у учеников. На сегодняшний день я продолжаю использовать свои презентации, т.к. материал презентаций ориентирован на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития. Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя дидактическую единицу. Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему. Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний и т.д. Применение презентаций позволяет мне активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить мотивацию к предмету.

         Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах урока.

Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающее внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание обучающихся на особо значимых моментах учебного материала.

Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и чтения позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению учебного материала.

В моей педагогической копилке собраны уроки с использованием ИКТ по предметам.

Использование здоровье сберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.

Систематически в течение учебного года на уроках и переменах использую различные здоровье сберегающие технологии (динамические паузы, подвижные и спортивные игры на переменах, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную и артикуляционную гимнастику). Они успешно обеспечивают восстановление сил, дают возможность сохранению работоспособности на уроках, предупреждают перегрузки и преждевременному утомлению. Часто использую музыку на минутках релаксации.

Хочу заметить, что для снятия напряжения недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку. Стараюсь, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, в дружелюбной обстановке, в благоприятной, располагающей к занятиям, атмосфере. Всегда нужно помнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь!

Применение перечисленных образовательных технологий в процессе обучения детей способствует: повышению самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.

                           Результативность опыта

На уроках русского языка создаю комфортную психологическую атмосферу, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:

- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка;

- формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

         В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методических объединениях педагогов, педсоветах, республиканских семинарах. Размещаю материал на собственном сайте:

1. https://nsportal.ru/nikiforova-s-i

        Результаты применения педагогического опыта представлены:

в процессе выступлений на семинарах, педсоветах:

1.  Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в образовании и воспитании детей с особыми образовательными потребностями».

2. Выступление на заседании методического объединения учителей школы «Использование инновационных технологий на уроках русского языка».

                              

                                    Возможность тиражирования.

Опытом своей работы делюсь на заседаниях методического объединения учителей школы, семинарах различного уровня.

         Но я не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации.

Посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предмету в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу.

На личном сайте регулярно обновляется информация, где можно ознакомиться с опытом моей работы. https://nsportal.ru/user/727657#:~:text=https%3A//nsportal.ru/nikiforova%2Ds%2Di

                                            Список литературы

1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
2. Горбич, О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка: Учебно-методическое пособие / О.И. Горбич. - М.: ВК, 2012. - 144 c.
3. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.
4. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2013. - 256 c.
5. Левитес, Д.Г. Педагогические технологии: Уч. / Д.Г. Левитес. - М.: Инфра-М, 2014. - 260 c.
6. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2017. - 422 c.
7. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.
8. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2013. - 272 c.
9. Патракеев, В.Г. Педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения обучающихся со сниженными учебными возможностями: Научное издание / В.Г. Патракеев. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 164 c.
10. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.
11. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: Учебное пособие / В.А. Федоров. - М.: Академия, 2012. - 176 c.
12. Шевченко, Н.И. Педагогические технологии: социализация обучающихся на уроках обществознания: Учебно-методические материалы / Н.И. Шевченко. - М.: Рус. слово - учебник, 2012. - 208 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Передовой педагогический опыт"

В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...

Актуальный педагогический опыт

Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.

quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей  ребенка...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...