Доклад "Методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в условиях реализации требований ФГОС"
статья

Куйдина Любовь Юрьевна

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка и требуют новых форм организации учебного процесса, новых методов и приемов подачи информации. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование гибкости мышления, не только развитие лингвистической компетенции учащихся, но и умение применять полученные системные знания на практике; воспитание самостоятельно мыслящей, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни личности, формирование у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования с целью успешной сдачи экзаменов и социализации в обществе. Современные методики предлагают довольно широкое разнообразие педагогических технологий, методов и приемов, направленных на формирование компетенций школьников. Перед преподавателями встал вопрос, как рационально и эффективно сочетать это разнообразие методических инструментариев? Формирование высокого уровня лингвистической компетенции возможно только при системном подходе к организации познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uchitelya_russkogo_yazyka.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, приемы и формы

организации учебной деятельности

на уроках русского языка

в условиях реализации требований ФГОС

( из опыта работы)

Куйдина Любовь Юрьевна

учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 48 г.Улан-Удэ

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка и требуют новых форм организации учебного процесса, новых методов и приемов подачи информации. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование гибкости мышления, не только развитие лингвистической компетенции учащихся, но и умение применять полученные системные знания на практике; воспитание самостоятельно мыслящей, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни личности, формирование у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования с целью успешной сдачи экзаменов и социализации в обществе. Современные методики предлагают довольно широкое разнообразие педагогических технологий, методов и приемов, направленных на формирование компетенций школьников. Перед преподавателями встал вопрос, как рационально и эффективно сочетать это разнообразие методических инструментариев? Формирование высокого уровня лингвистической компетенции возможно только при системном подходе к организации познавательной деятельности учащихся.

Как привить интерес к своему предмету, как выстроить урок, чтобы в учебный процесс включились все учащиеся, а не только те, кому нравится русский язык, у кого есть способности. Как выстроить систему работы учителю? Как выявить рациональное звено среди разнообразия методик? Где же эта «золотая середина»? Если целенаправленно и систематически эффективно сочетать активные приемы работы на уроках для формирования лингвистической и коммуникативной компетенций у обучающихся, то это позволит значительно повысить качество знаний обучающихся по русскому языку.

ЭФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

При планировании урока важно все: и педагогическая технология, ложащаяся в основу деятельности конкретного учителя, и методы, и приемы подачи информации, и правильная организация учебной деятельности учащихся. Практико-ориентированное планирование учебной деятельности способствует созданию условий включения в учебную деятельность каждого обучающегося.

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

Эффективность урока складывается из продуманной структуры, эффективного сочетания методов и приемов, рациональных форм организации учебной деятельности и педагогического мастерства педагога.

Начало любой учебной деятельности – учитель. Именно учитель подает пример своим ученикам. Увлеченный предметом, выстраивающий «горизонтальные» отношения «учитель – ученик», способный к неординарным решениям, способный продолжать учиться постоянно, в том числе и у детей, способный идти в ногу со временем, применять инновационные технологии в обучении. Только учитель-практик способен организовать взаимодействие с учениками эффективно. Только в практической деятельности рождается система работы учителя. Именно для учителей-практиков с целью повышения их педагогического мастерства и разработано данное пособие. С целью привлечения внимания к предмету «Русский язык», с целью развития интереса к предмету, с целью формирования твердых умений и навыков и высокого уровня языковой и коммуникативной компетенций, путем проб и ошибок, путем постановки эксперимента были выявлены эффективные методы и приемы подачи информации и организации учебной деятельности на уроке.

В условиях реализации ФГОС учитель должен активно использовать в своей работе различные передовые образовательные технологии. Одна из технологий современного образования - системно-деятельностный подход в обучении школьников. Она основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П.Я. Гальперина. Согласно этой технологии, современный урок предполагает использование деятельностных методов и приемов обучения: учебной дискуссии, ролевых игры, проблемных вопросов, мозгового штурма и т.д., что заставляет современного педагога уходить от привычного объяснения материала и предоставлять обучающимся право самостоятельно открывать для себя новые знания. Сегодня ученик – это главное “действующее лицо” на уроке, следовательно, его учебная деятельность должна быть осмысленна и значима: что я делаю, зачем и как я это делаю?

Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать в себя следующие этапы:

  1. мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  2. целеполагание (самостоятельное формулирование обучающимися цели урока);
  3. осознание недостаточности имеющихся знаний (создание учителем на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  4. коммуникация (поиск способа решения поставленной задачи);
  5. фиксация открытого способа решения практической задачи (в виде схемы, пооперационного состава, алгоритма и т.п.);
  6. взаимопроверка, взаимоконтроль (действия контроля и оценки на основе открытого способа решения конкретно-практической задачи);
  7. рефлексия (осознание обучающимися и воспроизведение в речи того, что они узнали и чему научились на уроке, озвучивание возможных затруднений).

Организация ситуации «разрыва» (проблемной ситуации) с целью активизации учебной деятельности учащихся - важный этап урока. Проблемная  ситуация  возникает  тогда, когда учащиеся не могут дать объяснение  новому, потому что  у них не хватает знаний для объяснения данного языкового явления, что мешает решению практической задачи и требует доработки известного способа действия или конструирования нового способа.     Вот фрагмент урока по теме: «Чередование в корнях. Беглые гласные». Пятиклассникам предложено понаблюдать за рядами следующих слов и указать чередующиеся звуки в следующих рядах слов :

1. Берег, береговой - брег, прибрежный

2. Ворота, подворотня – врата, вратарь

3. Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный

4. Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать

5. Молодёжь, молодой – младенец, младший.

Далее ребятам задается вопрос: «Что вам показалось необычным в корнях этих слов?» Они говорят, что в каждом ряду есть слова, в корнях которых гласный звук исчезает или появляется в корне слова. Таким образом, ребята выходят на понятие беглого гласного и чередования гласных е-о с нулем звука.

Важным моментом урока является и поиск способа решения поставленной задачи. Здесь необходимо подобрать такой дидактический материал, который выведет обучающихся на нужный способ решения. Метод сравнительного анализа и поисково-исследовательский метод являются наиболее эффективными средствами на этапе решения конкретно-практической задачи.

Вот фрагмент урока по теме «Правописание гласных и согласных в приставках». Вначале создается ситуация «успеха», когда учащиеся без труда проверяют орфограммы слабых позиций для гласных и согласных в корне. Далее задается вопрос : а можно ли таким же способом проверить данные орфограммы?

На…колоть

над…рвать

пр…махнуться

по…пилить

под…ждать

Обучающиеся в ходе анализа орфографической задачи выясняют, что в этих словах орфограммы находятся в приставках и выдвигают свои гипотезы относительно способа проверки. Исследуя данную проблему, они приходят к выводу, что эти приставки можно проверить по сильной позиции, как орфограммы слабых позиций в корне:

надколоть – надрезать

надорвать – надорван

промахнуться – промах

подпилить – поднять.

Таким образом, используя метод сравнительного анализа, учащиеся нашли верный способ решения данной орфографической задачи.

Очень важен и этап фиксации выводов в ходе наблюдений обучающихся. Фиксировать выводы можно помощью схемы, набора тезисов, таблицы и т.п., которые будут появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент должен рождаться в диалоге с учениками по ходу решения возникшей учебной проблемы. Важно также спланировать вопрос для выражения способа решения практической задачи (проговаривание, фиксация способа в устной, а затем и в письменной форме). Например: «Так как же вы решили данную проблему?»

Не менее важными являются и формы построения учебной деятельности на уроке. Так, действия контроля и оценки на основе открытого способа решения конкретно-практической задачи обучающиеся могут продемонстрировать, работая в парах или в микрогруппах. В основе коллективно-распределенной деятельности лежит открытый на уроке способ решения практической задачи. Учащиеся контролируют друг друга по операциям этого способа, выполняя упражнения на закрепление материала. Это весьма эффективная форма учебной деятельности, способствующая развитию коммуникативных навыков.

При групповой форме работы обучающихся можно использовать различные приемы. Например, прием «лови ошибку». Учитель предлагает ряд грамматических правил. Одно или несколько из них – неверны. Надо найти и доказать ошибочность. Ребята ищут ошибки группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который передает результаты учителю или озвучивает их перед классом сам. Чтобы обсуждение в группах не затянулось, нужно заранее определить регламент. Могут быть и другие варианты этого приема: корректировка текста, анализ и выбор способа решения орфографической задачи и другие. Этот прием можно использовать и в индивидуальной работе, например, как задание для проверочной работы, когда учащимся предлагается найти и исправить ошибки в тексте или указать ошибочные суждения, определяя сущность какого-либо лингвистического понятия.

Формируя учебно-познавательный интерес школьников, необходимо включать элемент занимательного и в домашние задания. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов. Кроме того, домашние задания должны носить дифференцированный характер. Здесь можно использовать, например, метод трех уровней. Первый – обязательный минимум. Главное свойство этих заданий заключается в том, что они должны быть понятны и посильны любому ученику. Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особых трудностей усваивающие учебный материал. Третий уровень может использоваться учителем в зависимости от темы урока и подготовленности класса. Это творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой отметкой и похвалой учителя.

Важным аспектом ФГОС является стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблицы, цветовые схемы, шрифт и т.п.), что позволяет решать следующие задачи развития читательской грамотности:

  1. понимать коммуникативную цель чтения текста;
  2. фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
  3. определять основную мысль текста;
  4. дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
  5. выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

комментировать и оценивать информацию текста.

Эти задачи можно решить в процессе использования следующих видов деятельности:

  •    нахождение границ  предложений в тексте;
  •    деление текста на абзацы;
  •    восстановление деформированного текста;
  •    собирание текста из фрагментов;
  •    определение темы, главной мысли, идеи;
  •    озаглавливание;
  •    дописывание концовки текста;
  •    создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Вот пример задания, нацеленного не только на овладение способом морфемного анализа слова, но и формирующего навыки лингвистического анализа текста.

Талантливый русский лингвист Михаил Викторович Панов умел объяснить сложные языковые явления просто и интересно. Прочитайте отрывок из его книги «Занимательная орфография».

ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ

Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.
… Изобрели особый прибор – шляпоприподниматель. Вы идете по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу – знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу, приветливо приподнимает ее и потом снова нахлобучивает на вашу голову. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.
Я уверен, что, прочитав слово 
шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель. Они обозначают прибор; и у всех есть часть -тель. Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор.
Если 
-тель значит «прибор», то, выходит, -тель – значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема».
Морфемы бывают такие: корни, приставки, суффиксы 
(-тель – как раз суффикс), окончания. В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-под-ним-а-тель. Корень -ним-. Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть; -ним- обозначает физическое действие. Какое – это уточняет приставка.

Задания к тексту:

1. Выделите абзац, в котором заключена его основная мысль.
2. Понаблюдайте, как изменится значение слова, если заменить хотя бы одну морфему в его составе: 
вход – выход – уход – заход – приход – …
3. Какое правило культурного поведения использовано для создания шутливой ситуации с «изобретением» шляпоприподнимателя?

Очевидно, что новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам и возможность по-новому взглянуть на урок, воплотить новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть полностью. Их можно и нужно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Главное, о чем следует помнить учителю, работающему согласно требованиям ФГОС, что школьное образование - это не получение обучающимися отвлеченных от жизни знаний, а подготовка к самостоятельной жизни, поиск полезной информации и формирование навыков ее применения в реальности.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

  1. А. Гин. Приемы педагогической техники. Издательство «Вита». М.2004
  2. А.Б. Воронцов. Практика развивающего обучения. «Русская энциклопедия» М.1998
  3. Е.Н. Гуляков. Новые педагогические технологии. Дрофа. М.2006.
  4. В.А. Левин. Воспитание творчества. «Пеленг». Томск. 1992.
  5. Сергей Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Рига. 1997
  6. Панов М.В. Занимательная орфография. — М.: Просвещение, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы".

Темой статьи  является изучение проблемы, как построить дифференцированное обучение на уроках, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деят...

«Методы и формы организации учебной деятельности на уроке английского языка»

Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностранного языка в совр...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО

        В предстоящем 2015-2016 учебном году перед каждым учителем–предметником, который будет работать в 5 классе, возникает необходимость перейти на стандарт нового п...

Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"

В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...

Современный урок русского языка в условиях реализации требований ФГОС СОО

Методика проведения современного урока по русскому языку...

«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

laquo;Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»...