МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
материал

Коробова Анастасия Алексеевна

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Методика диагностики уровня познавательной самостоятельности имеет своей целью обеспечение отражения состояния ее характеристик, определение предпосылок и динамики развития, установление возможных причин и закономерностей, вызывающих изменения, разработку обоснованного и конкретного плана организации педагогического процесса дальнейшего развития познавательной самостоятельности учащихся в образовательном процессе.

В.Н. Пустовойтов познавательную самостоятельность признает как ключевую компетенцию и компетентность современного выпускника.

А.В. Иванова, А.Г. Скрябина, Л.В. Степанова под уровнем сформиро- ванности познавательной самостоятельности понимают совокупность показателей, взаимосвязь которых отражает степень познавательной зрелости, достигнутой личностью в процессе целенаправленного педагогиче- ского влияния.

Три уровня познавательной самостоятельности определяет В.Н. Пустовойтов, положив в основу степень владения способами самостоятельной познавательной деятельности.

Первый уровень – копирующая познавательная самостоятельность: учащийся владеет типичными формами познавательной самостоятельности (по алгоритму, аналогии).

Второй уровень – воспроизводящая (репродуцирующая) познавательная самостоятельность: учащийся способен к самостоятельному воспроизведению основных способов познавательной самостоятельности, выбору и использованию нужного способа.

Третий уровень – творческая познавательная самостоятельность: учащийся владеет способами конструктивного подхода к выбору и созданию новых способов познавательной самостоятельности.

Характеристики уровней познавательной самостоятельности

Название уровня

Характеристика

Первый уровень – воспроизводящая самостоятельность

Наличие знаний по предмету, соответствующих низкой ступени усвоения; отсутствие способности к самостоятельному воспроизведению усвоенных знаний; отсутствие умений переноса усвоенных знаний и способов деятельности в аналогичные условия

Второй        уровень        –        реконструктивно- вариативная самостоятельность

Наличие знаний, которые учащийся может воспроизвести с помощью наводящих вопросов; проявление умений переноса усвоенных знаний и способов деятельности в ситуации с изменением 2–3-х параметров

Третий уровень – частично-поисковая самостоятельность

Наличие опорных знаний, которые учащийся может самостоятельно воспроизвести; владение навыками переноса усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия; владение способами самостоятельной познавательной деятельности; проявление готовности к самостоятельному мышлению; наличие положительной мотивации

Четвертый уровень – творческая самостоятельность

Наличие широкого круга знаний, обладание умениями получать знания из различных источников путем их умственной переработки; владение навыками поиска нового подхода к решению задач без посторонней помощи; обладание способностью к самоорганизации и

самоконтролю

Определив количество уровней и их название, преподаватель фиксирует каждый уровень на основе установленных критериев и показателей. Под критерием в педагогике понимается совокупность признаков, на основании которых производится оценивание, а количественными измерителями, позволяющими судить о его динамике и степени выраженности, являются показатели. Обратимся к описанию критериев и показателей сформированности познавательной самостоятельности учащихся, предложенных И.Я. Лернером (табл. 2).

Таблица 2

Характеристики показателей критериев сформированности познавательной самостоятельности учащихся

Критерий

Показатели

Мотивационный критерий

характеризует внутренние побуждения учащегося, обусловливающие целенаправленную деятельность по овладению знаниями и способами действий

Потребность в знаниях; работоспособность; организованность; настойчивость, ответственность, трудолюбие; самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность

Содержательно-операционный критерий характеризует объем и качество знаний, владение методами анализа, синтеза,

сравнения, качество учебных и интеллектуальных умений

Сформированность общеинтеллектуальных умений: гностических, конструктивных, коммуникативных, проектировочных; владение умениями и способами познавательной деятельности

Волевой критерий

характеризует готовность учащегося совершать волевые усилия, самостоятельно ставить цели познавательной самостоятельной деятельности

Устойчивый познавательный интерес, стремление к самостоятельному выполнению действий, заданий; регулярность, ритмичность познавательной самостоятельной деятельности; стремление к творчеству

Следует отметить, что сложность осуществления диагностики уровня познавательной самостоятельности учащихся для преподавателя заключается не только в способности к психолого-педагогическому осмыслению методики диагностики, но и в том, что познавательная самостоятельность – это многокомпонентный феномен и, поэтому, единственного и наилучшего способа для определения у учащихся уровня сформированности этого качества не существует. Системный подход к реализации методики диагностики уровня познавательной самостоятельности обосновывает необходимость определять ее уровень по комплексному признаку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активностиУровень творческой активности определяе...

Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников (по В.Н. Пустовойтову)

Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников  (по В.Н. Пустовойтову)...

Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников (по В.Н. Пустовойтову)

Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников  (по В.Н. Пустовойтову)...

Методика формирования познавательной самостоятельности, учащихся 9 классов в процессе обучения алгебре с применением технологии фундирования опыта личности

В статье описан педагогический опыт применения методологии фундирования в ходе формирования познавательной самостоятельности учащихся....

Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников (по В.Н. Пустовойтову)

Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников (по В.Н. Пустовойтову)....

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности....