Представление педагогического опыта учителя эрзянского языка МБОУ «Комсомольской средней общеобразовательной школы №1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Тутушкиной Марии Викторовны.
материал

Тутушкина Мария Викторовна

Представление педагогического опыта учителя эрзянского языка

МБОУ «Комсомольской средней общеобразовательной школы №1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

Тутушкиной Марии Викторовны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_tutushkinoy_m.v.docx65.34 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта учителя эрзянского языка

МБОУ «Комсомольской средней общеобразовательной школы №1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

Тутушкиной Марии Викторовны.

«Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать».                                                                                                                               Д.С.Лихачёв

Но как воспитать эту любовь? Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине, воспитать нравственные качества? Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - в настоящее время задача актуальная и сложная. Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Это одна из наиболее значимых не проходящих ценностей, присущих всем сферам жизни. Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть духовного становления личности. И сегодня эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Тема опыта.

Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является: «Формирование гражданско-патриотических качеств на уроках эрзянского языка как условие для становления и развития успешной личности учащегося».

Актуальность и перспективность опыта.

Проблема, над которой я работаю, не является новой, актуальность её состоит в том, что, как и много лет назад над её решением  задумывались и трудились многие педагоги. Но она приобрела особую актуальность в связи с переходом современных школ к новым Федеральным Образовательным стандартам, которые требуют формирования личностных, метапредметных и предметных результатов воспитания и обучения. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Отражение этой проблемы находит своё место в законодательных и нормативно-правовых документах: «Национальная доктрина образования в РФ», «Концепция национальной образовательной политики РФ», Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», «Закон Республики Мордовия о государственных языках Республики Мордовия», «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «Государственная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 гг., Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Любовь к национальному языку – одно из проявлений патриотизма.                
К. Д. Ушинский говорил, что
«Язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа». Национальный язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность привития чувства любви к родному краю, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитания личности с высоким чувством патриотизма. Многоязычное образование сегодня рассматривается как один из приоритетов развития образования. Нужно максимально использовать мощный воспитательный потенциал языков, истории, культуры народа в формировании у детей любви к родной земле, родному краю. Именно такой подход позволяет воспитывать настоящих патриотов нашей многонациональной России.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к национальному языку и национальной культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Проблема «Формирование гражданско-патриотических качеств на уроках эрзянского языка как условие для становления и развития успешной личности учащегося» решается мною как в урочной, так и во внеурочной деятельности посредством современных педагогических технологий, интерактивных методов, приёмов обучения.

Условия формирования опыта.

Патриотизм –  любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

В последнее время мы видим снижение интереса учащихся к национальному языку и к национальной культуре. Теряется гордость за свой национальный язык. Мы забываем, что родились, выросли и живем на мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.  

Каждый уважающий себя человек должен знать свои корни, историю и культуру родного края. Моя задача – донести до учащихся знания, мудрость, жизненный опыт наших предков. В этом я и вижу смысл своей работы как учителя эрзянского языка. Перед собой я ставлю такие задачи, как: изучить мордовскую культуру, историю своего народа, привить любовь к своей малой Родине. Хотелось бы, чтобы учащиеся дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык, изучали его и общались на нём, исполняли песни мордовских композиторов, знали стихи мордовских поэтов.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая основа моего опыта была взята из работ таких педагогов-новаторов, как И.А. Пашкович, Т.А. Касимова,  Н.К. Беспятова,  Т.С. Буторина, Т.А. Орешкина  и другие. В своих работах ими были предприняты попытки отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения.

Моя работа, как учителя эрзянского языка, несомненно, основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков мордовских языков (Д. В. Цыганкин, М. В. Мосин,
А. П. Феоктистов, О. В. Кочеваткина, С. Ю. Дмитриева и др.).
Так через все труды Д. В. Цыганкина проходит мысль о  том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что изучать его – значит развивать духовные способности учащегося».

Так же теоретическая база основывается и на богатом материале мордовской художественной литературы. Родная литература – духовная культура народа. Через литературу родного края учащиеся глубже  вникают в то, как  жил народ раньше, душу и традиции народа, силу языка. Знание литературы родного языка воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. На уроках эрзянского языка активно используется большой фольклорный материал: это и народные стихи, сказки, пословицы, песни, прибаутки, заклички, народные игры, хороводы, танцы, частушки, колядки и т. д. Весь этот материал – интересный, смешной, обыгрывается с детьми, поэтому легко запоминается. Каждая пословица, загадка, песня, небылица учат детей нравственным основам жизни.  

Технология опыта.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный  выбор учителем методов, приемов и средств обучения. Своей главной задачей я считаю создание условий для интересной, содержательной, успешной работы и творческой обстановки. Стараюсь вызывать у детей желание размышлять, вступать в диалог с учителем и даже в чем-то помогать учителю. Дети тщательно готовятся, вносят свои предложения при подготовке к открытым урокам и мероприятиям.  Дети сами пытаются писать сказки, рассказы, стихи.

Уроки эрзянского языка для меня и моих учеников – поиск, диалог и совместный труд. Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является самой значимой задачей. Ведь именно интерес является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс обучения продуктивным и привлекательным. В своей педагогической деятельности я, не нарушая целостность курса эрзянского языка, формирую интерес учащихся к изучению предмета через использование информационных технологий, межпредметных связей, использование разных форм уроков.

Реализация моей педагогической проблемы осуществляется в первую очередь через содержание основного учебного материала, изучаемого по эрзянскому языку. Во-вторых, через организацию учебно-воспитательного процесса.

Формирование гражданско-патриотических чувств начинается с кабинета эрзянского языка, где на видном месте расположена государственная символика нашей республики. На первых уроках  дети знакомятся с огромной семьёй финно-угорских народов, изучают историю возникновения эрзянского языка, и какие условия этому способствовали. Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его свершениям и героическим страницам прошлого, традициям и обычаям осуществляется на примере таких тем, как «Национальный костюм», «Народные игры», «Народные промыслы», «Исторический облик Саранска», «Знаменитые люди Мордовии» и др.

Кроме уроков эрзянского языка огромное значение имеет и внеклассная работа. Ежегодно в нашей школе проводятся предметные недели. В рамках которых организуются поэтические вечера («С.М. Люлякинань моронзо», «Эрзянь эйкакшонь писательтне»), викторины и конкурсы («Знатоки эрзянского языка», «Час мордовской культуры»). Учащиеся охотно готовят стенгазеты и выставки рисунков. К юбилейным датам наших выдающихся земляков проводятся открытые мероприятия («С. Д. Эрьзя – скульптор мира», «Человек – легенда: М.П.Девятаев»). Ежегодно организуются мероприятия в День эрзянского языка: «Эрзянь кель – ашо килей, чуди лей», «В мире эрзянского языка». Учащиеся нашей школы участвуют и в районных фестивалях, посвященных эрзянскому языку, где показывают художественные, музыкальные и поэтические номера.

Чувство патриотизма невозможно формировать принудительным способом. Здесь необходимо найти технологии и методы, которые стали бы интересны и увлекательны для обучающихся.

Опыт моей работы строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством применения на уроках различных технологий:

1. Технология личностно – ориентированного образования.

2. Технология развития критического мышления.

3. Творческие задания.

4. Групповая работа.

5. Технология использования игровых методов.

6. Технология использования ИКТ.

7. Проектная технология.

В своей работе реализую такие задачи, как:

-  воспитание патриотических и нравственных качеств учащихся.

- воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию.

- формирование чувства гордости за свой родной край, воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье.

Через песни, использование жанров фольклора, бережное отношение к окружающему миру, любовь к Родине прививается интерес к культуре своего народа, его духовности. Приобщая учащихся к культурным ценностям своего народа, в своей практике использую различные формы: уроки-путешествия, уроки-игры с целью ознакомления с малыми жанрами фольклора, развития творческих способностей. 

Планомерная работа по формированию гражданско-патриотического воспитания учащихся непременно даст положительные результаты. Ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры и высмеивании истории своей малой Родины, а научится находить правильные ориентиры, научится формировать систему отношений к тем или иным событиям.

Анализ результативности опыта.

Результат систематической работы по формированию гражданско-патриотических качеств на уроках эрзянского языка – это достижения моих учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях и различных конкурсах. В предметной олимпиаде на муниципальном уровне мы имеем следующие достижения:

Год

Фамилия, имя участника

Класс

Уровень участия

Результат

2019

Гусева Екатерина

5

муниципальный

призёр

2020

Гусева Екатерина

6

муниципальный

победитель

2020

Гурьянов Кирилл

4

муниципальный

призёр

2020

Алеева Александра

6

муниципальный

призёр

2020

Андрюшкина Маргарита

7

муниципальный

призёр

2021

Алеева Александра

7

муниципальный

победитель

2021

Романов Андрей

3

муниципальный

призёр

Учащиеся охотно участвуют в конкурсах различного уровня и имеют следующие достижения:

Год

ФИ участника

Название конкурса

Уровень

Результат

2019

Орлова Татьяна

Конкурс детского рисунка «Мы один народ, у нас одна страна»

муниципальный

победитель

2020

Гурьянова Арина

Конкурс компьютерных презентаций «Родной язык в моей семье»

муниципальный

победитель

2020

Гурьянова Арина

Конкурс компьютерных презентаций «Родной язык в моей семье»

республиканский

призёр

2020

Боркунова Дарья

Всероссийские олимпиады и конкурсы «Мир – олимпиад»

всероссийский

победитель

2020

Елисеев Вячеслав

Всероссийские олимпиады и конкурсы «Мир – олимпиад»

всероссийский

победитель

2021

Команда «Превей каткинеть»

Дистанционная олимпиада «Путешествие в тайны родного языка»

республиканский

призёр

2021

Арискина Анастасия

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Академия Интеллектуального Развития»

всероссийский

победитель

2021

Храмова Наталья

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Академия Интеллектуального Развития»

всероссийский

победитель

2022

Ивашкина Валерия

Конкурс «Люблю тебя, мой край родной!»

муниципальный

победитель

2022

Быкова Ульяна

Республиканская олимпиада школьников по эрзянскому языку

муниципальный

призёр

2022

Цыганов Арсений

Республиканская олимпиада школьников по эрзянскому языку

муниципальный

призёр

2023

Гусева Екатерина

Конкурс компьютерных презентаций «Родной язык в моей семье»

республиканский

призёр

Также учащиеся принимали участие в конкурсах и конференциях по итогам исследовательской, поисковой работы и проектной деятельности, где занимали призовые места.

Год

Фамилия, имя участника

Класс

Уровень участия

Результат

2019

Гурьянова Арина

9

муниципальный

призёр

2019

Гурьянова Арина

9

муниципальный

призёр

2019

Гурьянова Арина

9

республиканский

призёр

2023

Гусева Екатерина

8

региональный

призёр

Чтобы быть учителем, профессионалом своего дела необходимо быть в постоянном творческом поиске в стремлении совершенствовать и развиваться.

Каковы же мои достижения в моей  профессиональной деятельности?  Я активно принимаю участие в профессиональных конкурсах и неоднократно становилась победителем и призёром на различных уровнях:

Наименование

конкурсов, смотров др.

Год

Результат участия

Муниципальный  уровень

Лучший учитель мордовского (мокшанского, эрзянского) языка Республики Мордовия – 2022

2022

победитель

Республиканский уровень

Конкурс учебно-методических разработок «Родной язык – душа мордовского народа!»

2019

участник

Лучший учитель мордовского (мокшанского, эрзянского) языка Республики Мордовия – 2022

2022

призёр

Конкурс методических разработок для преподавателей русского государственного и родных языков народов Российской Федерации

2022

победитель

Межрегиональный уровень

Фестивал-конкурс «Это всё – моё, родное», номинация: методические разработки

2023

призёр

Всероссийский уровень

Конкурс «Методические разработки педагогов»

2020

победитель

Международный уровень

Педагогический конкурс «Свободное образование»

2021

победитель

Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания.

Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.

Трудоёмкость опыта.

Данная методическая проблема реализуется в условиях не требующих специальных затрат, специальных условий для её реализации. Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к урокам. У детей мал интерес к национальному языку, нет заинтересованности в народном достоянии, культуре, обычаях. Поэтому приходится проявлять много выдумки, творчества, вкладывать сил, энергии, чтобы вызвать интерес и любовь к своему национальному языку. Так же трудоёмкость опыта заключается в изготовлении дополнительного дидактического материала, наглядных пособий, презентаций и др.

Адресность опыта.

В рамках обмена опытом с коллегами проводила открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер-классы (Внеклассное мероприятие «Тиринь Мордовия, вечкевикс край!» (2019); Мастер-класс «Мордовское полотенце» (2019); Открытый урок «Зимние забавы»  (2020); Внеклассное мероприятие «Эрьзя – скульптор мира»  (2021); Открытый урок «Эрзянская женская национальная одежда» (2021); Внеклассное мероприятие "Знатоки эрзянского языка" (2021).

Готовила выступления и доклады на заседания  школьного и районного методического объединения учителей («Использование современных образовательных технологий в преподавании эрзянского языка» (2019); «Особенности обучения эрзянскому языку в русскоязычной школе» (2019); «Актуальные вопросы преподавания эрзянского языка в русскоязычной школе» (2020); «Формирование УУД на уроках эрзянского языка»  (2021); «Нестандартные технологии, стимулирующие активность учащихся на уроках эрзянского языка, раскрывающие творческий потенциал личности ребёнка» (2021). «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы» (2022). Также выступала с докладом на районной августовской  педагогической  конференции («Проектная деятельность как определяющая развитие у обучающихся способности учиться, быть успешным» (2022).

Мой опыт работы отражен и в моих публикациях. Это: публикации в районной газете, публикации в информационной системе «Педагогическая мастерская» Педагог 13.ру, интернет-публикации. Материалы из опыта работы размещены в Интернет-сообществе «Инфоурок» (https://infourok.ru/user/tutushkina-mariya-viktorovna) и образовательной социальной сети «nsportal.ru» (https://nsportal.ru/tutushkina-mariya-viktorovna).

Формирование гражданско-патриотических качеств учащихся – актуальная проблема. Я как педагог, гражданин России осознаю, что она требует глубокой, содержательной, многоаспектной, повседневной работы. Личная позиция как человека и как учителя, наше честное отношение к работе и ответственность за страну – это пример для подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М : Просвещение, 2009.
  2. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера

// Воспитание школьников. – 2005. – № 10. – С. 6-8.

  1. Лутовинов,        В. И.        В        патриотизме        молодежи        –        будущее        России / В. И. Лутовинов. – М. : Фонд Андрея Первозванного, 2013. – 208 c.
  2. Мазыкина, Н.        Инновационные        подходы        в                патриотическом воспитании        и        гражданском        становлении        личности        / Н.        Мазыкина

// Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-10.

  1. Российский        патриотизм.        Истоки,        содержание,        воспитание        в современных условиях. – М. : Планета, 2010. – 336 c.

Приложение.

Конспект урока  по эрзянскому языку в 4 классе

«Эрзянь ярсамопельтне (Мордовская национальная еда)»

Тема: Эрзянь ярсамопельтне - Мордовская национальная еда.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; работа в группах.

Цель: систематизировать и углубить знания по теме «Эрзянь ярсамопельтне»; практиковать  употребление лексики по теме в устной речи. 

Задачи:

Образовательные: введение новой лексики по теме «Эрзянь ярсамопельтне», формирование навыка употребления изученных слов на практике, повторение ранее изученной лексики, формирование умения правильно отвечать на вопросы, формирование умения работать с текстом;

Развивающие: активизирование словарного запаса, развитие навыков чтения, умения логически правильно переводить предложения, совершенствование слухового внимания и восприятия;

Воспитательные: сохранение у учащихся мотивацию к изучению эрзянского языка, формирование умений работать в группах, воспитание чувства взаимопомощи;

Здоровьесберегающие: создание благоприятного психологического климата  на уроке, профилактика умственного напряжения учащихся путем смены видов учебной деятельности, применение оздоровительных моментов на уроке.

Предметные умения:

правильно произносить и знать лексику по теме «Эрзянь ярсамопельтне», уметь применять новый лексический материал на практике.

УУД:

Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения темы урока; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; формирование мотивации к изучению эрзянского языка, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности творческой деятельности учащихся.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; возможность каждому обучающемуся адаптироваться среди своих сверстников и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении и принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение; понимать устную речь и учитывать её особенности при построении собственных высказываний.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, корзинка, предметные картинки, карточки для работ в группе, в паре, раздаточный материал для рефлексии.

Этапы урока

                             Ход урока      

     Деятельность учителя

Деятельность обучающего

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой

1. Перед началом урока контроль готовности кабинета, оборудования, наличие всего необходимого к уроку у учащихся.    

2.Приветствие.

-Шумбрачи, эйкакшт! Ёвтынк, кодамо течи чизэ?

- Классонть весе?

Ней, эйкакшт, ушодсынек минек уроконок. Озадо мазыйстэ, видьстэ. (Начнём наш урок. Сели все прямо, спинка прямая, не сутулимся). Уледе важодицякс, кунсолыцякс, арсян тенк паро ёжо ды валдо превть. (Будьте активными, внимательными, а я желаю вам хорошего настроения и  удачи).

- Эйкакшт, мон ёвтнян тенк ёвтнема мокшэрзянь раськеде.

Легенда о рождении мордовского народа.

Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой. третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.  
Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньку и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

Так родился мордовский народ, история которого насчитывает более двух тысячелетий. Мордва состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких языках: мокша и эрзя. Мордовский народ имеет свои корни, традиции, историю. Он интересен, самобытен и неповторим. Мордва – это народ с великим прошлым и интересным настоящим. Сегодня мы это и увидим на уроке.

3. Келень ливчакадомка. Речевая разминка. 

-Течи тенек сась оштё вейке инже. (Учитель показывает куклу).

-Эйкакшт, те кие? Тынь содасынк сонзэ?

Виде, те Татю. Сонзэ ули мелезэ теевемс содавиксэкс тынк марто. Отвечатано сонзэ кевкстеманзо лангс?

Кода тонь леметь?

Тон цёрыне эли тейтерне?

Зяро тонь иеть?

Кодамо классо тон тонавтнят?

- Превейкат! Пек паро. А минь мольтяно седе тов.

Ответы  детей

Ответы детей

Дети проговаривают лексические конструкции

Монь лемем ……

Мон …

Монень  ….    иеть.

Мон тонавтнян нилеце классо….

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи (проблемы)

Определение темы, целей урока, плана

         

- Эйкакшт, Татю сась аволь чавонь кедть. Сон кандсь тенек казне - «Дивань паргине». Вансынек мезе тосо.

Те мезе, эйкакшт?

(Ребята, Татю пришла не с пустыми руками, она принесла нам подарок – удивительный сундучок «Дивань паргине».  Посмотрим, что здесь).

Учитель достаёт фрукты и овощи. Учитель даёт оценку работе учеников.

- Паро, эйкашт, кода парсте содасынек эрзянь валтнэнь. А ней, Татюнь озавтсынек седе малав, невтсынек кода минь вечксынек эрзянь келенть, кода маштано кортамо тиринь кельсэ.

- Эйкакшт, «Дивань паргинесэнть» улить оштё содамоёвкст. Нейке содасынек сынст. (Ребята, в корзинке есть загадки, разгадав которые мы сможем узнать тему нашего урока).

Теплый, мягкий и блестящий,

С корочкой такой хрустящей!

Спросим мы у детушек:

«Что же это?» (Хлебушек)

Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

         Так вкусна на завтрак... (каша)

Лук, капуста и картошка,

Разных овощей немножко.

Ты в кастрюле их ищи.

Это суп с названьем... (щи)

Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь... (пирог)

Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко —

Это просто... (молоко)

- Ребята, а давайте назовём отгадки на эрзянском языке.

Пек паро, кода парсте важодтядо!

- Эйкакшт, тынь чарькодиде мезде минь течи карматано кортамо? (Дети, вы догадались о чём мы будем сегодня говорить?)

- Ёвтасынек уроконть теманзо эрзякс. (Давайте назовём тему нашего урока на эрзянском языке.)

Виде, уроконть темазо: Эрзянь ярсамопельтне.

- Ребята, я предлагаю создать проект, который будет называться так жк, как и наша тема «Эрзянь ярсамопельтне».

- Эйкакшт, мезде минь течи карматано кортамо уроксто? Кодат цельть путтано икеленек? (Дети, что мы будем сегодня делать на уроке? Какие цели поставим?)

- Виде, течи минь теевтяно содавиксэкс эрзянь ярсамопель марто, тонавтнетяно анокстамо эрзянь ярсамопельтнень.

- Цели нашего проекта совпадают с целями урока. Мы вкладываем их в проект.

Ответы детей

Дети называют их на эрзянском языке

Дети отгадывают загадки

Дети называют их на эрзянском языке

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей 

Тонавтано од валт.  Карматано важодеме текст марто

3.Усвоение нового знания

Учитель знакомит обучающихся с названиями некоторых блюд национальной кухни.

- Составной частью культуры каждого народа является традиционная кухня. В ней  отражается вся история, нравы, быт. Посредством питания человек приобретает здоровье, силу, красоту. Народная мудрость так оценивает роль пищи: «Ули ярсамопель – ули эрямо» («Есть пища – есть жизнь), «Эрямось ды ярсапелесь рядсек якить» -» («Питание и жизнь рядом ходят»).

- Ребята, а вы знаете какие-нибудь пословицы о еде? Назовите, пожалуйста.

- Сегодня мы поговорим о традиционной кухне мордвы. Национальная еда мордвы складывалась от наличия тех продуктов, которые имелись: мордва были исстари земледельцами, рыбаками, охотниками, бортниками.  

- Ребята, а вам все слова понятны?

Кроме этих промыслов держали большое количество домашних животных: корова, коза давала молоко, куры, гуси, утки несли яйца. Пища была богата витаминами, полезная для здоровья.

- Течи минь карматано содамо зярыя од валт – ярсамопелень невтицят. (Сейчас мы познакомимся с названиями нескольких традиционных блюд, а так же посмотрим как они готовились).

«Капста ям» - Щи

В кипящий мясной бульон кладут нашинкованную капусту и картофель, нарезанный дольками. В конце варки в щи добавляют лук и морковь и солят. При подаче в тарелку кладут кусок мяса.

(сывель, капста, модамарь, чурька, пурька)

«Салведь» - Окрошка

В хлебный квас кладут отварной, нарезанный кубиками картофель, яйца, зеленый лук, свежие, натертые через терку огурцы. Заправляют сметаной. 

(поза, модамарь, ал, чурька, куяр, велькс)

«Панжакай» - Национальный пирог,  Ватрушка

Для приготовления «Панжакая» нужно замесить тесто. Для начинки потребуется картофельное пюре, яйца, сметана, молоко. Когда тесто поднимется, раскатывают толстые блины, на него кладут начинку из картофеля, и отправляют в печь. К столу «Панжакай» подается с молоком или с Чапамо ловсо.

(почт, ловсо, модамарь, ал, велькс)

«Суронь пачалксеть» - Пшенные блины

Для приготовления Пшенных блинов, замачивают пшенную крупу с мукой, в тесто добавляют яйца. Блины пекут на толстой, горячей сковороде, смазанной маслом. Кушают Пшенные блины с молоком или со сметаной.

(суро, почт, ал, ой)

 «Поза» - Квас

Делают его из свёклы, ржаной муки и солода. В квас добавляют дрожжи и сахар. Квас хранят в прохладном месте.

(якстерькай, почт, солод, сахар)

- Ребята, мы познакомились с названиями мордовских блюд, давайте вложим эти сведения в наш проект.

Ответы детей 

Ответы детей

4. Словарная работа

- Эйкакшт, кодат од валт тыненк вастовсть? (Какие новые слова вам встретились?)

- Ловносынек неть валтнэнь ды кирдсынек мельсэ. (Прочитаем эти слова и запомним их.) 

Учитель выводит на доску слова с переводом.

- Ней, эйкакш, сёрмадсынек од валтнэнь валксос. (Теперь, ребята, запишем новые слова в словарик).

Ответы детей

Дети вместе с учителем читают их вслух. Проговаривают хором

Дети записывают новые слова в словарь

5. Первичное закрепление

Работа в парах.

- Пек паро, эйкакшт! Ней топавтано истямо важодема од валтнэнь коряс. Важодтяно парасо.

Нужно из данных слов выбрать названия продуктов и положить их на стол.

- Проверим себя. Правильно ли вы справились с заданием.

- Ребята, все так выполнили задание? Если вы допустили ошибку, исправьте, пожалуйста.

- Молодцы, с заданием справились хорошо.

Дети выполняют задание, учитель частично помогает детям

Дети зачитывают слова, и проверяют себя по слайдам

6. Физкультминутка

- Эйкакшт, минь ламо важодинек, сизинек, сась шкась оймсемс. (Дети, мы много работали, устали, пришла пора отдохнуть).

- Эйкакшт, кода овтось моли?

Вана истя, вана истя

Вирьга овтось моли.

- Эйкакшт, кода чувтось лыки?

- Вана истя, вана истя,

Иcтя чувтось лыки.

- Кода нумолнэсь кирнявтни?

- Вана истя, вана истя,

Нумолнэсь кирнявтни.

- Нимилявось кода ливти?

- Вана истя, вана истя

Нимилявось ливти.

Дети произносят физкультминутку с движениями

7. Закрепление изученного

Работа с учебником.

- Паро, эйкакшт, оймсинек. Важодтяно седе тов книганок марто. Панжинк книганк лопась 44, упражнениясь 4-це.  Важодтяно текстэнть марто. Ловносынек сонзэ рольга.

(Мы отдохнули, ребята. Дальше работаем с учебником. Откройте книги на стр. 44 упр. 4. Поработаем с текстом. Прочитаем его по ролям).

- Ребята, а вы поняли о чем этот диалог?

- Эйкакшт, текстэнь эйсэ вастовсть ярсамопелень лемть? Ёвтынк сынст. (Дети, в тексте встретились названия блюд? Назовите их).

Работа в группах.

- Ней, эйкакшт, минь тынк марто карматано эрзянь ярсамопелень анокстамо. Важодтяно группасо. Эрьва группанть карми улеме эсензэ заданиязо.

(Сейчас, ребята, мы с вами будем готовить мордовские блюда. Работаем в группах. Но у каждой из групп будет свое задание. Каждой группе дается блюдо, учащимся нужно выбрать необходимые продукты для его приготовления.)

Учитель делит класс на группы. Учитель проверяет правильность выполнения задания.

- Вот мы и получили результат нашего проекта, вложим его.

Дети читают текст по ролям

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют задание

8. Итоги урока

- Эйкашт, течи минь тынк марто ламо важодинек. Мезде течи кортынек уроксто? Мезес тонадынек? (Чему мы с вами научились сегодня? Что нового узнали? Что на уроке вам особенно понравилось? Решили ли мы задачу, поставленную в начале урока?)

- А как вы считаете, нужно ли нам знать и сохранять рецепты мордовских национальных блюд?

- Правильно, нам нужно хранить традиции нашего народа.

- Мы подвели итоги, которые так же вложим в наш проект. Наш проект готов. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Ответы детей

Ответы детей

9. Рефлексия

-  Эйкакшт, Татю, казсь тенек оштё вейке казне. Те «Умарина». Ёвтынк, кода ютавтови те валось? (Дети, Татю, подарила нам еще один подарок. Это  «Умарина». Скажите, как переведем слово «умарина».  

- Виде, те яблоня. Ансяк минек Умаринась оштё уды. Эрьга, пувтасынек сонзэ телень якшамодонть! (Конечно же – яблоня. Только, наша яблоня еще спит. Давайте разбудим ее от зимнего холода.)

Я раздала вам конверты. В этих конвертах яблоко, цветок и зеленые листочки. Вам нужно выбрать одну из предложенных картинок по такому признаку:

1. если вам все понравилось на уроке, вы узнали много нового, у вас всё получалось, и вы запомнили новые слова – выбираете яблоко.

2. Если вам понравился урок, но у вас были небольшие затруднения – цветок.

3. Если у вас осталось много вопросов, вы работали сегодня менее активно, или вам было трудно возьмет – выбираете зеленый лист.

Выбранный вами предмет нужно наклеить на нашу яблоню.

Учитель подводит итоги урока, если имеются зеленые листья, старается выяснить, что не поняли учащиеся.

- Паро, эйкакшт, минек умаринась сыргойсь ды лангсонзо кенерсть ламо умарть, секс, мекс минь важодитек парсте. Татюнь мельскак тусь минек важодеманок.

Ответы детей

Дети оценимают свою работу на уроке

Оценив свою работу на уроке, выбирают нужный предмет и клеят на яблоню

10. Домашнее задание.

- Эйкашт, кудосо топавтсынк истямо тевенть. Поинтересуйтесь у бабушек, дедушек, других родственников, какие блюда национальной кухни они знают и запишите рецепт приготовления.

Дети записывают домашнее задание

11. Завершение урока

- Ней, эйкакшт, стядо.  Урокось прядовсь. Монь мельс пек тусь мартонк важодемась. Весенень сюкпря! Вастомазонок! (Ребята, урок подошел к концу. Мне чень понравилось с вами работать. Спасибо за урок. До свидания!)

- Вастомазонок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Киржаевой Марии Семёновны

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. 2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления...

Программа по самообразованию Сагировой Ляйсан Ахнаповныучителя татарского языка и литературы МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1» Нижнекамского муниципального района Республик

Программа  по самообразованию Сагировой Ляйсан Ахнаповныучителя татарского языка и литературы МБОУ  «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1»  Нижнекамского мун...

ПОЛОЖЕНИЕ внутренней жизни обучающихся казачьих кадетских классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

ПОЛОЖЕНИЕвнутренней жизниобучающихся казачьих кадетских классовМуниципального общеобразовательного учреждения«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»Лямбирского муниципального рай...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Седойкина Анатолия Владимировича

laquo;Приобщение учащихся к здоровому образу жизни,  физическому развитию посредствам уроков физической культуры  и внеурочной деятельности ». Цель: содействие всестороннему...