Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога-психолога.
методическая разработка (5 класс)

Куликова Ирина Иосифовна

"Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога-психолога".

21 век  называют веком информации. И чем дальше -  тем больше: современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Преимущества  использования ИКТ открывают широкие возможности  в практической деятельности психолога образования.   На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную и дошкольную  психологическую практику позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной.  Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Основные направления использования  технологий в работе педагога-психолога 

1. Психодиагностика.

2. Психологическое просвещение и консультирование.

3. Коррекционная и развивающая работа.

4. Самообразование психолога.

Одно из основных направлений деятельности психолога – это психодиагностика.

Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим. Система автоматизированной диагностики состоит из конструктора тестов, компьютерной диагностики, программ обработки информации.

Конструктор тестов

С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг. Школьный психолог предложит детям не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу с учащимся.

В Интернете также есть неплохие находки, которые помогут создать компьютерный вариант теста:

http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-910

http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-1

http://soft.softodrom.ru/ap/Konstruktor-testov-p4024

http://freesoft.ru/?id=7999

Компьютерная диагностика

Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. За небольшой промежуток времени школьный психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

Психологические компьютерные тесты вы можете скачать на сайтах:

http://www.psychometrica.ru

http://psytest.info/taxonomy/term/16/all

http://vch.narod.ru/myprog.htm

http://psylib.myword.ru/index.php?s=72e17d098e61cd4b85aacb07e02d6da0&
automodule=downloads&showcat=14

Обработка информации

Обработка информации — едва ли не самый сложный, длительный и скучный вид работы, а использование персонального компьютера в качестве средства подсчета результатов тестирования дает возможность психологу облегчить свой труд.

Обработчик тестов вы можете скачать здесь: http://pl-42.narod.ru/

Краткий практический курс о том, как самостоятельно создать обработчик тестов с помощью программы Excel, вы можете скачать по адресу: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib.

         Там же можно найти готовые обработчики.

Следующее направление деятельности – просвещение и консультирование.

Для этого вида деятельности можно широко использовать различные электронные книги, энциклопедии, справочники на дисках, а так же возможно использование различных психологических ресурсов Интернет. Кроме этого можно создать для этой цели свой сайт, сайт своей школы или детского садика.

Для работы со старшеклассниками  по вопросам профессионального и личностного самоопределения например можно  использовать игру «Ориентир в мире профессий», которая позволяет в игровой форме систематизировать полученную на занятиях информацию о мире профессий. Возможно создание со старшеклассниками программы-презентации «Цветонастроение», в которых можно совместно подобрать фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, сопровождаемые определенным музыкальным сопровождением что потребует от учеников предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека.

Сегодня существует много сайтов, посвященных теме развития детей и вы можете посоветовать родителям воспользоваться тем, что там есть. Первый в Рунете и один из самых больших – это портал «Раннее развитие детей» Лены Даниловой. Там можно найти много информации не только для родителей, но и для специалистов.

В создании презентаций незаменима программа Power Point.

На сайте http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com вы сможете найти готовые медиа-презентации семинаров, родительских собраний.

Для работы с педагогами можно использовать подборки компьютерных тестов для самодиагностики, электронные учебники по возрастной психологии, по различным проблемам. Это удобно, но конечно при условии, что у самих педагогов есть возможность пользоваться компьютером.

Большое количество  материалов связанное с просвещением педагогов  можно найти на сайте Адалин.

Следующее направление деятельности - коррекционная и развивающая работа.

Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

Развивающие игры

Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).

В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.

Развивающие игры вы можете скачать на сайтах:

http://gameboss.ru/games/all/page-2_

http://www.solnet.ee/games/g1.html

http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua

Развивающие психологические тренажеры

Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.

В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

Коррекционно-развивающие занятия

К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с учащимися в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка.

Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:

http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

http://www.effecton.ru/758.html

Медиауроки психологии

Многие школьные психологи проводят уроки психологии. С применением медиатехнологий данные уроки приобретают статус медиауроков. Данные занятия строятся непосредственно с использованием презентаций (программа Power Point).

Кроме того, сейчас почти у каждого школьника есть дома компьютер, поэтому педагог-психолог может раздавать детям дискеты с электронными заданиями. Таким образом, небольшую коррекционно-развивающую работу учащиеся могут проводить дома с родителями.

В рамках медиауроков ИКТ выступает в большей степени как средство обучения, которое в умелых руках может помочь, в противном случае — навредить. Организовать грамотный медиаурок не просто. С одной стороны, необходимо хорошо знать, как определенную тему можно подать с использованием ИКТ. С другой стороны, надо обладать достаточной подготовкой, чтобы либо самому создать необходимые компьютерные материалы для урока, либо освоить имеющиеся программы и суметь их корректно использовать.

Конечно, медиауроки психологии вы можете составить и самостоятельно, а можете скачать на сайте:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib

Мультстудии

Мультстудии позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия, а также создавать собственные мультфильмы. Психолог может совместно с ребенком развить сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную ситуацию (например, ответ у доски). При этом созданные детьми мультфильмы не только имеют коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал.

Например, при работе с тревожным школьником использование мультстудии может способствовать повышению самооценки ребенка, обучению его навыкам управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Даже просто «проигрывание» фрустрирующей ситуации благодаря созданию и озвучиванию мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора. Главное в этом методе работы — сопровождающая роль психолога: он вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Сама психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом.

Психолог может предложить ученикам как созданные им самим, но незаконченные мультфильмы (для продолжения с детьми), так и просто темы для создания мультисторий. Играя в сюжетно-ролевую сказку и взаимодействуя с определенными сказочными персонажами, учащиеся вырабатывают модели общения и поведения, необходимые для успешной социальной адаптации. Даже в работе со старшеклассниками возможно использование мультстудий для развития личностных смыслов и перспектив жизненного пути.

Мультстудии, а также различные учебные пособия можно самостоятельно создавать с помощью компьютерной программы Flash. Научиться этому можно, скачав материалы с сайта:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=73740&tmpl=com

Психологические компьютерные программы

В сети Интернет бесплатных психологических программ очень немного, в основном все они платные. Но все же уем школьным психологам стоит приобрести несколько таких программ. Это программы типа аутотренинга, расслабляющие, стимулирующие, развивающие. Например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз.

Данные программы могут применяться школьным психологом в индивидуальной коррекционной и развивающие работе. Кроме того, можно установить такого рода программы в комнате разгрузки (если таковая имеется), и все желающие смогут воспользоваться ими для релаксации. Любой преподаватель после тяжелого рабочего дня или в стрессовый момент может прийти в эту комнату, включить расслабляющую музыку, сесть за компьютер и поработать с данной программой.

Следующее направление деятельности - самообразование психолога.

Чтение различной литературы, самодиагностика с помощью батареи компьютерных тестов, общение с психологами на психологических форумах. В этом вам поможет замечательный ресурс My word, библиотека Куб, сайты таких известных психологов, как Козлов Николай Иванович, Леви.

Расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создать условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической культуры и реализации личностного потенциала позволяет участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Открытый класс – http://www.openclass.ru

Завуч-инфо- http://www.zavuch.info

Школьный психолог -http://psy.1september.ru

ИнфоУрок - http://infourok.ru/user/yalovaya-yuliya-viktorovna

Ваш психолог- http://www.vashpsixolog.ru

Фестиваль педагогических идей- http://festival.1september.ru

Журнал «Школьный психолог» - http://psy.1september.ru/

Психология счастливой жизни- http://psycabi.net

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать работу педагога-психолога более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

1. Компьютер является надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса.

2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

3. Тесное сотрудничество психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности, компетентности и жизненной позиции будет зависеть развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога.

Литература и материалы

1. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать//Информатика и образование. – 2004. – № 3.

2.Мокрушина Е.И. Развитие модели информационного поля образовательного учреждения: автоматизация психологической поддержки учебно-воспитательного процесса // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.

3.Никитенко С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии // Школьные технологии. – 2002. – № 2.

4.Сонисус О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств психологического сопровождения школьников // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.

5.Чепкасова Е.М. Использование новых информационных технологий в работе школьного психолога // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.

6.Олейникова  Елена Викторовна педагог-психолог, победитель дистанционной олимпиады психологов образования в номинации «Информационные технологии в деятельности школьного психолога» (г. Лесосибирск, Красноярский край)

7.Материалы сайтов Адалин, Детский психолог, 7-я.ру, Казанское образование

8.Болсуновская Н.А. Сетевое методическое объединение психологов образования: понятие и технологии реализации // www.it-n.ru

9.Болсуновская Н.А. Новые практики организации школьной психологической службы в свете информатизации системы образования // www.som.fio.ru

10.Олейникова Е.В. В ногу со временем: опыт использования в практике школьного психолога информационных компьютерных технологий. Вторая Всероссийская неделя школьной психологии // www.tochkapsy.ru

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternye_tehnologii_dlya_pedagoga_-_psihologa.odt36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии для педагога - психолога

21 век  называют веком информации. И чем дальше -  тем больше: современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Преимущества  использования ИКТ открывают широкие возможности  в практической деятельности психолога образования.   На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную и дошкольную  психологическую практику позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной.  Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Основные направления использования  технологий в работе педагога-психолога 

1. Психодиагностика.

2. Психологическое просвещение и консультирование.

3. Коррекционная и развивающая работа.

4. Самообразование психолога.

Одно из основных направлений деятельности психолога – это психодиагностика.

Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим. Система автоматизированной диагностики состоит из конструктора тестов, компьютерной диагностики, программ обработки информации.

Конструктор тестов

С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг. Школьный психолог предложит детям не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу с учащимся.

В Интернете также есть неплохие находки, которые помогут создать компьютерный вариант теста:

http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-910

http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-1

http://soft.softodrom.ru/ap/Konstruktor-testov-p4024

http://freesoft.ru/?id=7999

Компьютерная диагностика

Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. За небольшой промежуток времени школьный психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

Психологические компьютерные тесты вы можете скачать на сайтах:

http://www.psychometrica.ru

http://psytest.info/taxonomy/term/16/all

http://vch.narod.ru/myprog.htm

http://psylib.myword.ru/index.php?s=72e17d098e61cd4b85aacb07e02d6da0&
automodule=downloads&showcat=14

Обработка информации

Обработка информации — едва ли не самый сложный, длительный и скучный вид работы, а использование персонального компьютера в качестве средства подсчета результатов тестирования дает возможность психологу облегчить свой труд.

Обработчик тестов вы можете скачать здесь: http://pl-42.narod.ru/

Краткий практический курс о том, как самостоятельно создать обработчик тестов с помощью программы Excel, вы можете скачать по адресу: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib.

         Там же можно найти готовые обработчики.

Следующее направление деятельности – просвещение и консультирование.

Для этого вида деятельности можно широко использовать различные электронные книги, энциклопедии, справочники на дисках, а так же возможно использование различных психологических ресурсов Интернет. Кроме этого можно создать для этой цели свой сайт, сайт своей школы или детского садика.

Для работы со старшеклассниками  по вопросам профессионального и личностного самоопределения например можно  использовать игру «Ориентир в мире профессий», которая позволяет в игровой форме систематизировать полученную на занятиях информацию о мире профессий. Возможно создание со старшеклассниками программы-презентации «Цветонастроение», в которых можно совместно подобрать фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, сопровождаемые определенным музыкальным сопровождением что потребует от учеников предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека.

Сегодня существует много сайтов, посвященных теме развития детей и вы можете посоветовать родителям воспользоваться тем, что там есть. Первый в Рунете и один из самых больших – это портал «Раннее развитие детей» Лены Даниловой. Там можно найти много информации не только для родителей, но и для специалистов.

В создании презентаций незаменима программа Power Point.

На сайте http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com вы сможете найти готовые медиа-презентации семинаров, родительских собраний.

Для работы с педагогами можно использовать подборки компьютерных тестов для самодиагностики, электронные учебники по возрастной психологии, по различным проблемам. Это удобно, но конечно при условии, что у самих педагогов есть возможность пользоваться компьютером.

Большое количество  материалов связанное с просвещением педагогов  можно найти на сайте Адалин.

Следующее направление деятельности - коррекционная и развивающая работа.

Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

Развивающие игры

Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).

В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.

Развивающие игры вы можете скачать на сайтах:

http://gameboss.ru/games/all/page-2_

http://www.solnet.ee/games/g1.html

http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua

Развивающие психологические тренажеры

Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.

В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

Коррекционно-развивающие занятия

К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с учащимися в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка.

Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:

http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

http://www.effecton.ru/758.html

Медиауроки психологии

Многие школьные психологи проводят уроки психологии. С применением медиатехнологий данные уроки приобретают статус медиауроков. Данные занятия строятся непосредственно с использованием презентаций (программа Power Point).

Кроме того, сейчас почти у каждого школьника есть дома компьютер, поэтому педагог-психолог может раздавать детям дискеты с электронными заданиями. Таким образом, небольшую коррекционно-развивающую работу учащиеся могут проводить дома с родителями.

В рамках медиауроков ИКТ выступает в большей степени как средство обучения, которое в умелых руках может помочь, в противном случае — навредить. Организовать грамотный медиаурок не просто. С одной стороны, необходимо хорошо знать, как определенную тему можно подать с использованием ИКТ. С другой стороны, надо обладать достаточной подготовкой, чтобы либо самому создать необходимые компьютерные материалы для урока, либо освоить имеющиеся программы и суметь их корректно использовать.

Конечно, медиауроки психологии вы можете составить и самостоятельно, а можете скачать на сайте:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib

Мультстудии

Мультстудии позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия, а также создавать собственные мультфильмы. Психолог может совместно с ребенком развить сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную ситуацию (например, ответ у доски). При этом созданные детьми мультфильмы не только имеют коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал.

Например, при работе с тревожным школьником использование мультстудии может способствовать повышению самооценки ребенка, обучению его навыкам управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Даже просто «проигрывание» фрустрирующей ситуации благодаря созданию и озвучиванию мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора. Главное в этом методе работы — сопровождающая роль психолога: он вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Сама психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом.

Психолог может предложить ученикам как созданные им самим, но незаконченные мультфильмы (для продолжения с детьми), так и просто темы для создания мультисторий. Играя в сюжетно-ролевую сказку и взаимодействуя с определенными сказочными персонажами, учащиеся вырабатывают модели общения и поведения, необходимые для успешной социальной адаптации. Даже в работе со старшеклассниками возможно использование мультстудий для развития личностных смыслов и перспектив жизненного пути.

Мультстудии, а также различные учебные пособия можно самостоятельно создавать с помощью компьютерной программы Flash. Научиться этому можно, скачав материалы с сайта:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=73740&tmpl=com

Психологические компьютерные программы

В сети Интернет бесплатных психологических программ очень немного, в основном все они платные. Но все же уем школьным психологам стоит приобрести несколько таких программ. Это программы типа аутотренинга, расслабляющие, стимулирующие, развивающие. Например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз.

Данные программы могут применяться школьным психологом в индивидуальной коррекционной и развивающие работе. Кроме того, можно установить такого рода программы в комнате разгрузки (если таковая имеется), и все желающие смогут воспользоваться ими для релаксации. Любой преподаватель после тяжелого рабочего дня или в стрессовый момент может прийти в эту комнату, включить расслабляющую музыку, сесть за компьютер и поработать с данной программой.

Следующее направление деятельности - самообразование психолога.

Чтение различной литературы, самодиагностика с помощью батареи компьютерных тестов, общение с психологами на психологических форумах. В этом вам поможет замечательный ресурс My word, библиотека Куб, сайты таких известных психологов, как Козлов Николай Иванович, Леви.

Расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создать условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической культуры и реализации личностного потенциала позволяет участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Открытый класс – http://www.openclass.ru

Завуч-инфо- http://www.zavuch.info

Школьный психолог -http://psy.1september.ru

ИнфоУрок - http://infourok.ru/user/yalovaya-yuliya-viktorovna

Ваш психолог- http://www.vashpsixolog.ru

Фестиваль педагогических идей- http://festival.1september.ru

Журнал «Школьный психолог» - http://psy.1september.ru/

Психология счастливой жизни- http://psycabi.net

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать работу педагога-психолога более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

1. Компьютер является надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса.

2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

3. Тесное сотрудничество психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности, компетентности и жизненной позиции будет зависеть развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога.

Литература и материалы

1. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать//Информатика и образование. – 2004. – № 3.

2.Мокрушина Е.И. Развитие модели информационного поля образовательного учреждения: автоматизация психологической поддержки учебно-воспитательного процесса // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.

3.Никитенко С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии // Школьные технологии. – 2002. – № 2.

4.Сонисус О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств психологического сопровождения школьников // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.

5.Чепкасова Е.М. Использование новых информационных технологий в работе школьного психолога // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.

6.Олейникова  Елена Викторовна педагог-психолог, победитель дистанционной олимпиады психологов образования в номинации «Информационные технологии в деятельности школьного психолога» (г. Лесосибирск, Красноярский край)

7.Материалы сайтов Адалин, Детский психолог, 7-я.ру, Казанское образование

8.Болсуновская Н.А. Сетевое методическое объединение психологов образования: понятие и технологии реализации // www.it-n.ru

9.Болсуновская Н.А. Новые практики организации школьной психологической службы в свете информатизации системы образования // www.som.fio.ru

10.Олейникова Е.В. В ногу со временем: опыт использования в практике школьного психолога информационных компьютерных технологий. Вторая Всероссийская неделя школьной психологии // www.tochkapsy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении

Рекомендации педагогу - психологу образовательного учереждения...

Перечень электронных образовательных ресурсов, используемых в работе педагога-психолога

Перечень электронных образовательных ресурсов, используемых в работе педагога-психолога...

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в работе социального педагога

    Анализ практической работы социального педагога позволил нам выделить следующие основные направления использования средств ИКТ для осуществления их профессиональной деятельности:1...

4.6.1. Разработка электронных образовательных продуктов: использование готового современного интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности

В данном разделе размещена информация по применению ИКТ в свойе работе.1. Электронный образовательный продукт на секцию дополнительного образования регионального образовательного форума "Вектор-2...

4.6.1. Разработка электронных образовательных продуктов: использование готового современного интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности

1. Семинар-совещание по теме  «Завершение текущего учебного года. Подготовка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к новому учебному году. Реализация краткосрочных про...