Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии
материал

Иванова Аксана Ивановна

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии

Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой человек объективно вынужден быть личностью более мобильной, информированной, критически и творчески мыслящим, а значит и более мотивирован к самообучению и саморазвитию.

Соответственно контроль результатов обучения является одной из важнейших компонентов процесса обучения предмету «Химия». Для этого на своих уроках я использую критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Структура системы оценки образовательных достижений учащихся на уроках химии:

В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования:

Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.

Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.

Особенности системы оценивания образовательных достижений:

  1. комплексный подход к оценке результатов образования;
  2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  3. оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  4. оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  5. использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
  6. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Методы и формы оценивания предметных результатов:

1. Стартовая диагностика. Стартовые («входные») проверочные работы по химии для 9, 11 классов.    

2. Текущее оценивание предметной обученности:

- устный контроль (индивидуальный опрос, фронтальный, групповой, взаимный опрос, устные зачеты);

- письменный контроль (презентации, сообщения, рефераты, доклады, самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, практические работы, комплексные работы, разноуровневые и дифференцированные работы, диктант по терминологии, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки);

- творческие работы (составление кроссвордов и сканвордов, тестов, задачи и примеров с ошибками).

3. Итоговая оценка предметной обученности. Итоговые контрольные работы по химии.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и практические работы и т.п.) становятся: - продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

  • метапредметные диагностические работысоставленные из компетентностных заданий, требующих от ученика познавательных, регулятивных и коммуникативных действий;
  • диагностика результатов личностного развитиякоторая проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.).

Привычная форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение;
  • кейсы;
  • контекстные задачи;
  • междисциплинарные экзамены;
  • компетентностно-ориентированные тесты;
  • ситуационные задания;
  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
  • результаты учебных проектов;
  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
  •  портфолио становится главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика;
  • оценивание при участие обучающихся;
  • сотрудничество;
  • оценка процесса;
  • учебные результаты;
  • оценивание умений, способностей, компетенций;
  • оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза;
  • оценивание модуля;
  • формирующее, развивающее оценивание;
  • приоритетность учения;
  • формирующее оценивание.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся:

  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии

Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой ч...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии.

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках биологии и химии....

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии и биологии

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии и биологии...