Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка
статья (10 класс)

Луговая Анна Викторовна

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений.

   Актуальность избранной темы состоит в том, системная работа над лингвистическим анализом текста позволяет добиваться положительных результатов  в формировании коммуникативной компетенции. Ученик овладевает разными видами речевой деятельности, развивает культуру устной и письменной речи, учиться использовать язык в различных ситуациях и сферах общения. Он становится конкурентоспособной личностью, которая будет востребована на рынке труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx72.53 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

 Отдел методики преподавания

учебных дисциплин

  Основные виды лингвистического анализа текста.

Использование каждого из видов анализа на

различных этапах изучения русского языка  

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Луговой Анны Викторовны,

        слушателя курсов повышения квалификации

 учителей русского языка и литературы,

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы лингвистического анализа текста

1.1.Текст как объект лингвистического анализа

1.2.Цели и задачи лингвистического анализа

1.3. Виды лингвистического анализа текста

Глава 2. Методика  лингвистического анализа текста

1.1.Формы и методы лингвистического анализа текста

1.2.  Приемы обучения  лингвистическому анализу текста  

1.3. Нестандартные формы уроков

Заключение

Список использованной  литературы

Введение

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений.

   Актуальность избранной темы состоит в том, системная работа над лингвистическим анализом текста позволяет добиваться положительных результатов  в формировании коммуникативной компетенции. Ученик овладевает разными видами речевой деятельности, развивает культуру устной и письменной речи, учиться использовать язык в различных ситуациях и сферах общения. Он становится конкурентоспособной личностью, которая будет востребована на рынке труда.

Цель работы – разработка теории и практики по работе с лингвистическим анализом текста на уроках русского языка.

  В связи с этим мною поставлены следующие задачи:

1. Познакомиться с методической литературой, посвященной лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.

2. Разработать задания, направленные на глубокое понимание содержания текста и проверку знаний, умений и навыков по русскому языку.

 Мною были изучены и использованы материалы учебных и методических пособий.

Книга Гальперина Ильи Романовича «Текст как объект лингвистического исследования» посвящена проблемам лингвистики текста. В работе описаны

наиболее характерные особенности структуры текста, его грамматические категории, их взаимодействие, а также  дана классификация различных видов текстовой информации.

В статье Бабайцевой В.В., Беднарской Л.Д. « Комплексный анализ текста на уроке русского языка»большое внимание уделено значению комплексного анализа текста для практики школы и приведены  образцы анализа.

В пособии Ипполитовой Н.А. «Текст в системе изучения русского языка» анализируются различные подходы к использованию текста на уроках русского языка, раскрываются сущность принципа изучения единиц языка на текстовой основе и пути его реализации в практике школьного обучения. Книга содержит не только теоретический материал, но и практические рекомендации, направленные на совершенствование методики изучения грамматики в школе.

Шанский Н.М.в книге «Лингвистический анализ художественного текста» наглядно показывает, как при правильной методике использования стихотворные тексты могут игратьв преподавании русского языка не только образовательнуюроль, но и формировать положительную мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета.

Глава 1. Теоретические основы лингвистического анализа текста

1.1.Текст как объект лингвистического анализа

Вопрос о видах и способах лингвистического анализа текста является традиционным для научных исследований.

Но прежде, чем говорить непосредственно о лингвистическом анализе текста, нужно дать определение самому понятию «текст».

Общепринятым в лингвистике является следующее определение текста: «Текст – это реально высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений,… могущее… служить материалом для наблюдения фактов данного языка»[1, с.365].

Традиционно в лингвистике термином «текст» обозначают не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное «речевое произведение» любой протяженности – от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги [8,с.11].

Согласно Гальперину И.Р., «текст – это некий снятый момент процесса…»[4, с.7] .

В школьных учебниках понятие текст издавна фиксируется в определении: «Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу и грамматически»[9,с.16].

При подходе к тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним.Текстовым материалом для лингвистического анализа текста могут служить тексты упражнений из школьных учебников, а также тексты из программных литературных произведений и другие, специально подобранные учителемхудожественные миниатюры.

Особую роль в воспитании современного школьника приобретают

тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы, о богатстве языка, о глубине слова. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистические мироощущения. Выбирая текст для работы, нужно помнить о том, что в условиях классно-урочной системы он, с одной стороны, должен содержать смысловую информацию и стать стимулом для обсуждения различных проблем, обеспечивающих воспитание общечеловеческих ценностей, а с другой стороны, должен предоставлять необходимые факты и языковой материал для реализации практической направленности обучения.

1.2. Цели и задачи лингвистического анализа

Что же такое лингвистический анализ текста?

« Лингвистический анализ текста – это анализ текстуальности,поскольку основной вопрос такого анализа: как последовательностьязыковых единиц превращается в текст» [5, с.1].

По определению М.Р. Львова, лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия».

6

Методика лингвистического анализа текста впервые была предложена К. Д. Ушинским в его «Первоначальной практической грамматике». В ней он использовал универсальный способ формирования у детей языкового мышления – наблюдение над явлениями, органически сосуществующими в тексте. 
Этот метод включает всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания. 
Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, не отстраненно (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста. 
По мнению методистов, анализу текста необходимо учить, и делать это следует планово и систематически, начиная с 1-го класса. Обучение анализу текста должно строиться в соответствии с программой основного школьного курса, то есть с учетом изученного или изучаемого программного материала.

По словам Л.В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов».

Задачи лингвистического анализа могут быть следующими:

-помочь осмыслить идею и сюжет произведения;

-показать художественные средства, использованные для достижения своей цели;

-обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.

При лингвистическом анализе текста не должен нарушаться основной

принцип – учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого

языкового явления, так как именно единство, связность – основные черты текста

1.3. Виды лингвистического анализа текста

     В школьном обучении имеют  место такие  виды лингвистического анализа:

1.Смысловой - выяснение авторского намерения, цели, замысла

Цель смыслового анализа – прийти к пониманию содержания и смысла текста. Понимание достигается восприятием и освоением всех информативных компонентов высказывания (заголовка, ключевых слов, понятий и мыслей текста, шрифтового оформления) и установлением многообразных связей и отношений между ними.

Смысловой анализ может быть представлен следующим составом действий:

1.Определение коммуникативной цели автора.

2.Определение темы.

3.Определение главной мысли (идеи).

4.Соотнесение темы и идеи с заголовком. Подбор других заголовков.

5.Выделение ключевых слов.

6.Осмысление шрифтового оформления.

7.Анализ имеющихся примеров. Приведение примеров.

8.Поиск ранее известного и нового.

                                               8

9.Установление разнообразных смысловых связей между фактами, явлениями, понятиями, суждениями.

 2.Структурный - определение состава и смысловой взаимосвязи частей текста

Особенность школьного структурного анализа состоит в  углублении смыслового анализа путем деления текста на смысловые части. Он обычно включает в себя следующий состав операций:

1.Членение текста на завершенные в тематическом или смысловом отношении части.

 2.Группировка частей по смыслу (или перегруппировка в более крупные или мелкие).

3.Установление смысловых связей между частями текста (предложениями).

4.Определение причин абзацного членения.

       3.Типологический - установление типовых особенностей текста (типового значения, композиции, средств языка)

Цель анализа – определить тип связного высказывания и доказать его типовую принадлежность.

Содержание типологического анализа:

1. Определить тип текста.

2.Указать его типовое значение.

3.Показать типовое строение (композицию).

4.Привести примеры типовых языковых средств.

9

4.Языковой анализ - выявление зависимости отбора языковых средств от коммуникативного намерения и замысла автора:

а) стилистический- обоснование принадлежности текста к определенному функциональному стилю путем выявления стилеобразующих языковых средств;

б) синтаксический - выявление грамматического строения текста как синтаксической единицы языка;

Синтаксический анализ текста включает разбор словосочетания, простого предложения, сложного предложения.

Для синтаксического разбора можно брать словосочетания как вне предложения, так и из предложения и из текста.

Порядок синтаксического разбора словосочетания.

1.  Выделить словосочетание из предложения.

2.  Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слово и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.

3.  Указать грамматическое значение словосочетания.

Основные умения и навыки учащихся, необходимые для развития мышления и речи, формируются при изучении простого предложения. Синтаксический разбор предложений надо проводить так, чтобы учащиеся видели строение и значение предложения, думали над их соотношением. Для этого нужно привлекать внимание к стилистической стороне анализируемых предложений.

Синтаксический разбор простого предложения проводится на всех

                                             10

этапах обучения русскому языку, но с указанием тех его свойств, которые известны учащимся.

Порядок синтаксического разбора простого предложения.

1.  Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.

2.  Назвать тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3.  Рассказать о строении предложения:

а) двусоставное или односоставное; если односоставное – какого типа (указывается после изучения соответствующих тем);

б) нераспространенное или распространенное;

в) полное или неполное (указывается после изучения соответствующей темы).

4. Отметить, если предложение осложнено однородными членами или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами .

5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого).

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

Порядок синтаксического разбора сложносочиненного предложения.

1.  Указать, сколько простых предложений входят в сложное, и назвать их.

2.  Какими союзами эти предложения связываются между собой? Если есть другие средства связи, отметить их.

                                         11

3.  Указать грамматическое значение предложения (смысловые отношения между простыми предложениями).

4.  Объяснить знаки препинания.

5.  После этого каждое предложение разбирается как простое.

Порядок синтаксического разбора сложноподчиненного предложения.

1.  Указать главное и придаточное предложение.

2.  К чему относится придаточное предложение (к слову, словосочетанию или ко всему предложению)?

3.  На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

4.  Определить тип сложноподчиненного предложения.

5.  Отметить средства связи (союзы, союзные слова, указательные слова ).

6.  Указать место придаточного предложения, знаки препинания.

7.  После этого главное и придаточное предложение разбираются как простые предложения.

 в)   система языковых средств, с помощью  которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание художественного текста.  

Анализ фонетических особенностей текста представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков в потоке речи, слове, словосочетании, предложении; анализ их качественного и

количественного состава, способов и условий их образования, изменений в потоке речи, роли в образовании слов и их форм, в выражении мысли, а также характеристику букв, их обозначающих.

        Порядок фонетического разбора слова

                                                 12

1.  Слоги, ударение.

2.  Гласные звуки: ударные и безударные, какими буквами обозначены.

3.  Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.

4.  Количество звуков и букв.

Анализ лексических средств  текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического   стиля, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя. 
Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому, когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор.

Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте:

1.Ключевые слова (словосочетания).

2.Слова, употребленные в переносном значении.

3.Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы.

4.Слова, стилистически окрашенные.

                                              13

5.Заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские).

6.Профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы.

7. Объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию.

8.Уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте.

9.Подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;

6. Показать, при  помощи каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль  лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных).

 Анализ словообразовательных средств состоит в развитии представлений учащихся о путях пополнения словарного запаса русского языка. В основе самой идеи словообразовательного анализа лежит представление о том, что от одного слова можно образовать другое. При словообразовательном разборе вычленяются не все значимые части слова, а только та часть, с помощью которой образовалось данное слово.

При словообразовательном разборе графически выделяется в анализируемом слове лишь словообразовательная морфема и основа в слове, от которого оно образовано. Кроме того, стрелкой указывается направление словообразовательной связи.

План словообразовательного разбора слова.

                                                14

1.  Дать толкование лексического значения слова.

2.  Сравнить состав данного слова с однокоренным,выявить ту часть  слова, с помощью которых оно образовано.

3.  Определить, от чего образована основа.

При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов и обозначить способ словообразования.

Анализ морфологических средстввключает в себя перечисление в определенной смысловой последовательности грамматических признаков отдельных слов и его форм.

Как известно, слова классифицируются по частям речи на основании не одного, а трех признаков:

1) общее значение;

2) морфологические признаки;

3) синтаксическая роль.

Понимание совокупности этих признаков лежит в основе морфологического разбора слов. Соответственно строится и план морфологического разбора каждой части речи.

При морфологическом разборе очень важно понимание различий

между постоянными и непостоянными морфологическими признаками слова. Это отображается в требовании соблюдать определенный порядок при разборе: сначала указываются постоянные, более общие признаки, свойственные слову в целом, в какой бы форме оно ни стояло, затем – такие, которые характеризуют только данную словоформу.

Умение выделять грамматические признаки и понимать их систему в

15

слове лежит в основе правильной квалификации слова как части речи. Поэтому упражнение в морфологическом разборе является очень важным средством развития грамматического мышления школьников.

Анализ пунктуационных особенностей текста определяется целями и задачами обучения, а также условиями его проведения. Независимо от того, выступает ли пунктуационный разбор как самостоятельный вид работы или как составная часть общего синтаксического разбора, его компоненты будут такие:

1.  Назвать синтаксическую единицу, в которой объясняются знаки препинания (однородные члены, обращения, части сложносочиненного предложения и т. д.).

2.  Назвать знак препинания (запятая, две запятых, двоеточие, тире и т. д.).

3.  Указать на функцию знака препинания (разделение, выделение).

4.  Перечислить необходимые и достаточные условия (условия пунктуационной нормы ), при которых ставятся (или не ставятся) знаки препинания в рассматриваемой синтаксической единице

Анализ орфографических особенностей– один из важнейших видов

работы почти на каждом уроке русского языка. Функции его не только

обучающие, но одновременно и контролирующие, так как, работая над орфограммой или орфограммами в слове, учащиеся должны привести в действие весь необходимый для их объяснения запас теоретических знаний, умений, навыков по фонетике и графике, лексике, морфологии, словообразованию и синтаксису.

Порядок орфографического разбора.

  1. Найти орфограмму или орфограммы в слове ( если производится не

частичный, а полный анализ выделенного слова).

2.  Соотнести данную орфограмму с соответствующим правилом и дать определение этому орфографическому правилу.

3.  Графически обозначить орфограмму в слове.

5.Комплексный анализ текста – это творческое воссоединение действий смыслового, структурного, типологического, стилистического и в целом языкового анализа.  

Анализ текста может быть полным и  неполным. Полный анализ текста требует большой затраты времени, поэтому его можно проводить лишь после изучения какой-либо темы, раздела. При этом желательно использовать такие тексты, анализируя которые можно показать роль изучаемых в данный момент языковых средств. Это является прекрасной мотивацией ценности теоретических знаний.

Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста является «мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой – логического» [2, с.57].

Глава 2. Методика обучения лингвистическому анализу текста

2.1.Формы и методы лингвистического анализа текста

В зависимости от языкового материала произведения и поставленных задач принципы лингвистического анализа текста предполагают различные формы и методы его проведения.

Каждый учитель вправе выбирать свой путь к «сердцу» текста, поэтому лингвистический анализ не может проводиться всеми по какой-то одной схеме

В ходе педагогической практики пришла к выводу, что наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом.

На уроке русского языка в 7 классе, изучая тему «Изобразительные средства

художественной речи»,можно использоватьметод  лингвистического комментирования.Для анализа предлагаются эпизоды из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Традиции и обычаи Запорожской Сечи», повествующие о быте и нравах Запорожской Сечи.Школьники находят  историзмы, архаизмы, просторечные слова, объясняют стилистическую  игру автора.

 Стилистический метод – это анализ используемых автором ярких, образных языковых средств. Используя данный метод, можно легко разобраться с текстами, в которых преобладает описание окружающей среды, человека, животного.

На уроке русского языка в 6 классе  по теме «Особенности художественного стиля речи», можно предложить отрывки из   произведения И.С.Тургенева «Бежин луг». Проанализировав отрывки рассказа, обучающиеся сопоставляют  описание июльского утра и вечера, находят яркие образные языковые средства, наблюдают за тем, как соотносится природа с состоянием человека.

      Можно дополнить    заданием:  убрать из данного отрывка все прилагательные и посмотреть, что станет с текстом. Текст лишён яркости, образности, выразительности. Этот метод называется лингвостилистический эксперимент – устранение какого-либо языкового явления из текста. Это один из приёмов анализа текста

        Метод сопоставления авторских вариантов применяли на уроке русского языка в 10 классе по теме  «Художественный стиль. Особенности анализа поэтического текста». Для анализа взяты тексты И.А.Бунина, Н.М.Рубцова, А.П.Чехова. Наблюдали явление ветра. У Рубцова ветер –

                                           18

«человек», изливающий душу. У Бунина «демон», яростный, беспокойный. У Чехова «волк», воющий, плачущий.

Метод редактирования сосредоточивает свое внимание на сравнении вариантов текста, возникающих в процессе правки.

Метод стилистического эксперимента заключается в искусственном придумывании стилистических вариантов к тексту. На уроке русского языка в 11 классе при изучении темы «Официально-деловой стиль речи» предложено задание: изменить текст разговорного стиля на текст официально-делового

стиля. Обучающиеся, опираясь на знания терминов, правил оформления

документов, стилистические языковые средства, выполняют предложенную работу

2.2. Приемы обучения  лингвистическому анализу текста

Элементы лингвистического анализа текста я применяю на разных этапах урока: в начале урока – для активизации знаний по теме, в процессе учебного занятия – в целях отработки знаний, умений и навыков учеников.  

Цель лингвистического анализа на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности.

Предлагаю некоторые приемы лингвистического анализа текста

Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «Письмо с дырками».Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.

                                              19

При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить

древний  пергамент, в котором  некоторая информация  оказалась утраченной.

Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и объединенных одной … Собирание текста из фрагментов.Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Восстановление авторского текста.Восстановить авторский текст, заменяя придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, где это возможно и целесообразно.

 Ветер гнал перед собой серый туман, который был перемешан с дымом. Быстрыми шагами мы спустились по оврагу и полукилометром дальше, когда повернули направо, пересекли еще один гребень поменьше, затем еще один овраг и без затруднений подошли к подножию башни.  

Сопоставление текстов. Сравнить два текста: в чем их сходство и различие, каковы стиль каждого из них, тема, тип речи?

I) Сначала мы зажгли небольшую веточку, пушистую, но высохшую, с красными иголками. Она вспыхнула от одной спички. На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест -накрест, потом шалашиком. Постепенно пошли палочки потолще, еще потолще, и нашатеплинка разгорелась ровным сильным огнем;

II) Складывают маленький шалашик или колодец из сухих тонких веток. Внутри кладут растопку и зажигают с той стороны, откуда дует ветер.

Составление рассказа  о существительном по опорным словам.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.  

                                                    20

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2)  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:…

Относятся к … или …,  или … роду,  к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , …

Имя существительное не является членом предложения, если… .

Собирание текста из фрагментов

Степь, задымленная тучевой тенью молчаливо, покорно ждала дождя. Ветер уже дышал дождевой влагой. А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. Степь наполнилась сухим ропотом прошлогодних бурьянов. Но прошло немного времени, роса испарилась. Воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла. Жизнь замерла. Степь - это безлесное ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата. Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою;

Создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Написать сочинение-миниатюру, используя в начале или конце безличное

                                                   21

предложение, например: Светало. Смеркалось. Хорошо! Нарядно и тихо в осеннем лесу. Рассвело и т.д.;

Написать сочинение на лингвистическую тему: «Приставка и суффикс» (рассказать об их сходстве и различии), «Связанные корни», «Единый корень» и др.;

 Написать текст по началу, например, «Всякий человек может быть…», используя в роли однородных членов антонимы, соединенные попарно.

«Анализ текста -основной прием обучения учащихся написанию изложений и сочинений. При подготовке к написанию изложений анализируется исходный текст, при подготовке к написанию сочинений – текст-образец. Анализ исходного текста и текста-образца обусловлен целями и задачами работы по развитию речи учащихся в каждом конкретном случае. … В обоих случаях текст анализируется как единая, целостная структура, все компоненты которой, каждый по-своему, участвуют в передаче его смысла. В связи с этим и его анализ должен быть целостным, а все этапы анализа взаимосвязаны, объединены общностью цели, подчинены тому главному выводу, к которому должны прийти учащиеся в результате работы. Это не означает, что анализировать следует все элементы текста. Отбираются лишь те из них, которые имеют значение для данного этапа работы… Так, если мы обучаем учащихся построению текстов типа рассуждение, то отбор элементов, подлежащих анализу, будет обусловлен характером этой задачи. Значит, в ходе анализа мы прежде всего обратим внимание учащихся на композицию текста, на способы соединения его частей, на особенности употребления языковых средств, способствующих организации рассуждения. При этом необязательно рассматривать, например, особенности индивидуальной манеры выражения мысли автора… Таким образом, при подготовке к анализу … следует четко обозначить цель работы, определить, к каким выводам следует подвести

                                                    22

учащихся в ходе анализа» [7, с.31-32].

Провожу я также и специальные уроки, на которых осуществляется

комплексный анализ предложенного текста. Такие уроки я организую обычно

при повторении, обобщении и систематизации изученного (в начале, в конце учебного года, полугодия, после изучения темы, раздела). Комплексный анализ текста предполагает многообразие вариантов заданий по всем практически разделам языкознания: фонетике, графике, орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации, словообразованию, лексике и фразеологии, стилистике.  

Непременным условием комплексного анализа является тщательный подбор практического материала (текстов), продуманное сочетание заданий к нему.

Разнообразные вопросы и задания к  тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам.

Интереснее, если тексты для анализа подбирают сами ученики, обращаясь к авторам, изучаемым на уроках литературы. Таким образом, происходит интеграция уроков русского языка и литературы. Например, на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества А.С.Пушкина детям было дано задание: найти и выписать высказывания известных людей, писателей, поэтов, ученых об А.С.Пушкине. Затем к каждому тексту предлагалось подобрать вопросы для анализа. Завершающим этапом является создание презентации.

Комплексный анализ текста –  творческая работа, жесткие рамки здесь неуместны: каждый текст неповторим, своеобразен.

 Примерный план комплексного анализа текста

1.Докажите, что данное высказывание является текстом.

                                            23

2.Определите тему, основную мысль текста.

3.Озаглавьте текст.

4. Какова его композиция?

5.Составьте план текста.

6.Определите тип речи.

7.Определите стиль текста.

8.Какие средства связи между предложениями используются в тексте: цепная, параллельная, их сочетание.

9.Какие изобразительно-выразительные средства и фигуры речи используются в тексте? (метафоры, эпитеты, сравнения, риторические вопросы и т.д.)

10.Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов.

11.Подберите к выделенным словам синонимы(антонимы).

12. Найдите в тексте многозначные слова, докажите что они многозначные.

13.Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значения.

14.Произведите на материале теста разные виды разбора.

15.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

16.Расставьте недостающие знаки препинания.

Опираясь на данный план, приведём пример лингвистического анализа текста:

Быстро наступает1 вечер в глухом лесу4.

Тёмные тени лежат под деревьями. Неподвижно высятся1 старые сосны, чернеют густые разлапые ели.

                                                  24

Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.

Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел—желна*. Он звонко долбит сухое дерево. Далекослышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.

Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червяков.

Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Выйдет из дневного логова* зайчишка-беляк, робко заковыляет по сухим,ломким листьям.

Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухою веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки. (И. Соколов-Микитов).

Анализ текста

1)Данное высказывание является текстом, так как предложения между собой связаны грамматически, объединены темой, основной мыслью.

2) Тема текста: наступление вечера в лесу, ночная жизнь зверей.

Основная мысль заключается в том, что жизнь в лесу не прекращается ни на минуту, что даже ночью животные ведут свою жизнь.

3) К этому тексту подойдут следующие заголовки: «Вечер в лесу», «Ночная жизнь зверей», «наступление ночи в лесу», «Вечер в осеннем лесу».

4) Текст представляет собой фрагмент, композиция которого состоит из:

                                               25

вступительной и основной части. Во вступлении говорится о том, что в лесу

наступает вечер и описываются признаки его наступления. В основной части

говорится о поведении животных в лесу вечером. Заключения нет, так как данный текст является фрагментом. Однако, в завершении фрагмента автор делает вывод, что ночью в лесу страшно и дикие звери не спят.

5) План текста:

1 Наступление вечера в лесу.

2 Ещё не спят птицы.

3 Заяц-беляк выходит из норы.

4 Страшно в лесу ночью.

6) Тип речи: описание с элементами рассуждения. В тексте подробно описываются изменения в природе при наступлении вечера, поведение животных. Но присутствуют и элементы рассуждения.

7) Стиль данного текста—художественный. Автор рисует словами конкретные образы лесных животных, вечернего леса.

8)В тексте сочетаются разные виды связи: параллельная и цепная.

9)Писатель использует в тексте изобразительно-выразительные средства:эпитеты: «разлапые ели», «звонко долбит», «торопливый стук дятла», «тёмная, непроглядная ночь» , «злые волки»; и др.; метафоры: «шустрые синички», «трусливому зайчишке», «робко заковыляет» сравнение: «Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю».

10) Далее, используя толковый словарь, объясняем значения выделенных слов, отмеченных «*».

                                                26

11) Подбираем антонимы(противоположные по значению)и синонимы

(близкие по значению)к выделенным словам.

Далее выполняем разные виды разбора, графически объясняем орфограммы и пунктограммы в тексте.

2.3.Нестандартные уроки

Нестандартные уроки позволят обеспечить занимательность занятий, активизировать познавательную деятельность, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика,воспитывают общую культуру, умение грамотно вырабатывать  активную позицию.

Группы нестандартных уроков

1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, викторина и т.п

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, устный журнал.

4. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк,  ученый совет.

6. Интегрированные уроки.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные  уроки русского языка  обеспечивают системный анализ лингвистических

                                           27

сведений, развивают языковую наблюдательность.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Целесообразно использовать такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.

Дидактическая ценность такого урока заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся  от простого к сложному, от подражания к творчеству.  А выполнение  реконструктивных самостоятельных

работ заставляет  школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Этапы подготовки и проведения урока - исследования по русскому языку:

- выбор текстов;

- составление плана анализа текста;

- предварительная работа с произведением;

- создание творческих групп;

- дифференцированное распределение отрывков;

- исследование художественного текста под«лингвистическим микроскопом»;

- подготовка группы к «защите» исследования;

- представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

- лингвистический анализ отрывка;

- обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

- оценивание работы учащихся.

                                                  28

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста.Необходимо учитыватьвозрастные особенности учеников и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста  «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности.

Нестандартные уроки – это всегда уроки, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил  Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

                                                  29

Заключение

Обучающая значимость лингвистического анализа очевидна: с его помощью  не только углубляются (а в ряде случаев и расширяются) знания учащихся о системе языка и речи, но и развиваются художественные языковые способности, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность художественного текста, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку, гордость за него.

Но самое главное, анализируя текст, познавая его структуру и содержание, изучая родной язык,  ученик, по словам К.Д. Ушинского, «одухотворяется». Ведь по его же словам, язык – это «самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое …»

 30

Литература

1.Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахманова. – М., 1996. - С.365.

2.Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность. – 1997. - № 3. – С. 57-61.

3.Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 1983.-128с. 

4.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р. Гальперин.- М., 1981.- С.7 .

5.Глазков А.Текст и текстуальность/ А. Глазков.- М., 2010.- С.1-3.

6.Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ текста. - М., 1983.-126с. 

7.Ипполитова Н. А. Текст в системе изучения русского языка в школе / Н. А. Ипполитова Н.А.- М., 1998.-176с.

8. Львова С.И. Язык в речевом общении/ С.И. Львова.- М.: Просвещение,1991.- 128 с. 

9. Никитина Е. И., Русская речь.Учебное пособие по развитию связной речи.-

М.:Просвещение,1995.-192с.

10.Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста.Учебно- методическое пособие. - М.: Просвещение, 2002. -225с.

 31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"

Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений ...

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучению русскому языку.Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений, ...

Доклад на тему: «Интегрированный подход к совершенствованию коммуникативных и лингвистических навыков при изучении русского языка»

Доклад на тему:«Интегрированный подход к совершенствованию коммуникативных и лингвистических навыков при изучении русского языка».Интегрированный урок - любой урок со своей структурой...

Система оценки учебных достижений учащихся на различных этапах изучения темы «Газовые законы».

В методической разработке "Система оценки учебных достижений учащихся на различных этапах изучения темы "Газовые законы" представлены виды и формы контроля, позволяющие эффективно форми...

Комплекс учебно-методических заданий по теме углубленного изучения русского языка в 10 классе: «Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста» (УМК: С.В. Львова, Т.В. Львов

■В современной практике обучения текст становится основной дидактической единицей , поэтому на уроке русского языка необходима организация речевой деятельности с включением заданий повышенного уровня ...