Парциальная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мы Россияне"
рабочая программа

Шилина Ольга Владимировна

     Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.

Программа "Мы Россияне" способствует: 

Формированию у дошкольников интереса к окружающему миру, духовно-нравственных, патриотических чувств, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

 Развитию интереса к русским традициям и промыслам, чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране.

Целенаправленной социализации личности ребенка: введение его в мир природных и общечеловеческих связей и отношений, передача ему лучших норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, воспитание умений подчинять свои интересы определенным правилам (в игре, художественной и трудовой деятельности, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками).

  •  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 423 комбинированного вида

«Золотой ключик»

          

                               

         Парциальная программа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

  «Мы Россияне»

 

 

Воспитатель в.к.: Шилина О.В.

2019 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

Актуальность…………………………………………………………………………………...3

Цель и задачи программы……………………………………………………………………...4

Принципы……………………………………………………………………………………….4

Условия реализации программы………………………………………………………………5

Методические принципы программы………………………………………………………....6

Виды интеграции……………………………………………………………………………….9

Тематическое планирование……………………………………………………………10-13

Перспективный план………………………………….…………………………………14-22

Ожидаемые результаты……………………………………………………………………..22

Список литературы………………………………………………………………………….25

Материально-техническое оборудование и

предметно-пространственная среда для реализации программы……………………..25

 

                                                                 

                                                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     1.   АКТУАЛЬНОСТЬ

     Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.

     Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

      Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

     Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

     Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности, она всегда стоит на первом месте у каждого человека. Семья – это школа воспитания чувств, это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. К сожалению, мы видим, что в настоящее время семья переживает не самые лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше уделяют внимания своим детям. Растёт количество неполных, неблагополучных семей. Воспитание любви к самому родному, дому, семье - является основой из основ нравственно, гражданско-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

       Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны.  Так  С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился новый термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

        Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

     Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

       Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят пред собой дошкольники, чему изумляются и что вызывает отклик у них в душе. Эти впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие играют огромную роль в становлении личности.

       Положительное отношение в семье к близким формируется с первых дней жизни ребенка. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

       В патриотическом воспитании детей дошкольного возраста очень важным является пример взрослых, особенно близких для ребенка людей, на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Корни каждого – в истории т традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны.

       Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.

       Педагогическое решение этой проблемы состоит в том, чтобы помочь ребенку соприкоснуться с отечественной духовной и культурной традицией через сказку, музыку, игру и художественно-продуктивную деятельность, обеспечить фундамент для воспитания у него патриотических чувств.

  1.  Цель: Формирование духовно-нравственных чувств у дошкольников.        

     Задачи:

  • Формирование у дошкольников интереса к окружающему миру, духовно-нравственных, патриотических чувств, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
  •  Развитие интереса к русским традициям и промыслам, чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране.
  • Обеспечить  целенаправленной социализации личности ребенка: введение его в мир природных и общечеловеческих связей и отношений, передача ему лучших норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, воспитание умений подчинять свои интересы определенным правилам (в игре, художественной и трудовой деятельности, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками).

3.      Принципы 

1. Создание, благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

2. Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.), соответствующий возрасту дошкольников.

3. Комплексность – содержание концентрируется в темах-комплексах  «Мой детский сад», «День Земли!»,   «Моя малая Родина!», «Семья», «Природа»,   «Народное наследие» и другие.

4. Интеграция знаний – установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.

5. Динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста, что проявляется в предметно-пространственном окружении, учебно-наглядных пособиях и материалах.

     

4.  Условия реализации программы заключается в реализации запланированной деятельности, которая включала в себя взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.  Содержание вариативной части ООП ДОУ основано как на возрастных особенностях дошкольного возраста в целом, так и на специфике каждого возрастного этапа дошкольного детства. Поэтому задачи психолого-педагогической работы, представленные по возрастным периодам: младшая группа (3-4 года), средняя группа (4-5 лет), старшая группа (5-6 лет), подготовительная к школе группа (6-7 лет), демонстрируют определенное усложнение.

 1.  Организация детской деятельности детей по программе осуществляется в первой либо во второй половине дня, используя доп. литературу и др., а также дидактический материал: сюжетные картинки-пазлы по мотивам русских народных сказок, игры «Что с начала, что потом» и др.

2.   Знакомство дошкольников с художественной литературой о России, истории страны, столице и родном крае; художественным наследием русских писателей и художников, народных умельцев; информацией по темам «Я, мой дом, моя семья», «Я и моя безопасность», «Я и мои друзья».

3.  Проведение с детьми: Сюжетно-ролевых игр «Мой дом», «Моя семья», «В гостях у бабушки»; русских подвижных игр; настольных и дидактических игр: «Государственные символы», «Русский костюм», «Путешествие по Новосибирску»; игр-рассуждений, игр–путешествий. Рассматривание тематических картин и пособий; составление рассказов о родном крае и родном городе, о традициях русского народа; заучивание стихотворений, пословиц, потешек, поговорок, считалок.

4.  Подготовка и проведение досугов и развлечений, посвященных народным и государственным праздникам: «День города», «Масленица», «День Земли», «День матери», «День защиты детей», 23 февраля, 8 марта, 9 мая.

5.  Организация художественно-продуктивной деятельности по каждой теме.

6. Оформление познавательно-тематического уголка, по теме.

7. Проведение родительских собраний, консультаций о проектной деятельности по текущим темам.

8. Проведение выставок детских работ, выполненных совместно с родителями для участия в выставках таких как: «Осень золотая», Зимушка-зима». Создание альбомов с накопленным материалом таких как: «Вкусная и здоровая еда» по семейным традициям, фотоальбом с семейными фотографиями и детьми, который пополнялся каждый год с младшей группы.                          

 

                                     

5.  МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

        В целях обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребенку, педагогический процесс организован с учетом здоровья детей, гибкого режима дня, изучения интересов каждого ребенка, а, следовательно, проектирования самостоятельной деятельности детей с их учетом, использование психологических разгрузок.

      Наиболее эффективным при работе с дошкольниками является использование проблемного обучения. Игровые технологии, которые позволяют: во-первых: заинтересовать, удивить детей. Во-вторых: пробудить в воспитанниках активность, самостоятельность в добывании знаний.  В-третьих: превратить ребенка в партнера, сделать его субъектом обучения; в-четвертых: повысить эффективность обучения; в-пятых: открыть в ребенке творческую личность. Применение здоровье сберегающих технологий способствует сохранению и укреплению детского здоровья.

         Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.  Проект,  «Ай да берёзка», с использованием русского народного фольклора, сказки, используется в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

         Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Русские народные сказки передают из поколения в поколение нравственные ценности своего автора, народа: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы.

       Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях.    

         Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с окружающим миром. Но воспитательный процесс станет результативен только тогда, когда родители будут принимать активное участие в воспитательной работе.

       По работе с родителями традиционно главной формой взаимодействия, остаются родительские собрания, ведь эта форма общения позволяет совместно решать целый комплекс педагогических задач:

  • Осуществлять педагогическое просвещение по вопросам воспитания;
  • Реализовывать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и в детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;
  • Транслировать лучший опыт семейного воспитания.

        Достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата, помогают индивидуальные беседы. Совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников способствует   созданию в группе  обстановки приближенной к домашней,  создаются   условия для разностороннего развития детей в соответствии с их возрастом.  Детям доступны дидактические игры, книги, средства для художественного творчества.

        Работа с семьями воспитанников   направлена на то, чтобы способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

В ходе реализации проектной деятельности родителям   предлагается:

  •  Совместно с ребёнком изготовить поделки, придумать рассказ о своей семье, о семейных традициях.
  • Принять участие: в проведении презентации «Древа семьи»; создание альбома «Вкусная и здоровая еда»; в подготовке и участии в праздниках «8 марта», «23 февраля», семейного праздника - «Новый год», «Мама, папа, я – спортивная семья».  

        Беседы с детьми: «Что я знаю о семье?» «Какие мы разные», «Моя семья».  Беседы по серии картинок «Моя семья» расширяющие представления детей о взаимоотношениях в семье.  

занятия из цикла «Я и моя семья»- профессии, увлечения

         Чтение художественной литературы, стихов о семье, театрализованная деятельность, проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, художественно - продуктивную деятельность (изготовление подарков), побуждает детей к выполнению добрых дел для семьи, родного дома, детского сада,

       Организация совместного с родителями мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья».  Вызывают у детей наиболее эмоциональный отклик.  Подобные мероприятия   помогают сплотить семью: поделиться с детьми эмоциональным теплом, радостью от совместно проведённого времени, совместной победы.

        При ознакомлении с родной природой дети в средней группе получают сначала элементарные сведения о природе, которая их окружает, затем краеведческие сведения о природе, животном мире, лекарственных растениях. Проектная деятельность помогает расширить представления и знания детей о родном крае, а также помогает воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно; развивает желание больше узнать о родной природе. Таким образом, начинают формироваться основы экологического воспитания, через которые, мы, взрослые должны вызвать в детских сердцах чувства любви, заботы, сострадания.

         Знакомство с красотой русской природы на примере с самым почитаемым деревом в России – берёзы, помогает развить у детей познавательную активность, расширить знания о деревьях и элементарные экологические представления.   Организация проектной деятельности заключается в том, чтобы дети окунулись в мир природы, познакомились с ее частичкой – белоствольной красавицей, учились наблюдать и беречь эту красоту. Знакомство детей со стихами, песнями, загадками, помогает активизировать и обогащать словарь.

         Кроме этого, с целью формирования экологических представлений о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её, представлений о явлениях природы, формирования целостной картины мира, развития интереса к окружающей действительности в уголке природы созданы условия для познавательной деятельности детей.  Подобран: дидактический материал, природный материал для творчества (шишки, семечки, веточки и т.д.), оборудование для опытно-исследовательской деятельности, художественная литература (В. Бианки, Б. Житкова, М. Пришвина и др.), энциклопедии для детей.

      Известно, что дети дошкольного возраста лучше познают мир в игре.   На прогулке и во время образовательной деятельности необходимо больше использовать разные развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, народные подвижные игры.  Например: дидактические игры: «Чей домик», «Угадай животного»,   «Назови с какого дерева листочек»; подвижные игры: «Совушка», «Дотронься до …. дерева», «Волк во рву», « Охотник и утки»; словесные игры: «Бегемот», «Назови животного на последнюю букву» и т.д. Изучая причинно-следственные связи в природе актуален метод проблемного вопроса.   Например, ситуация: «Что будет если вырубить лес, что станет с его обитателями?», «Что будет, если все будут мусорить в лесу?» или можно провести игру «Кто чем питается?».

       Расширяя и систематизируя знания детей, в процессе ознакомления с окружающим миром, необходимо обращать внимание детей не только на доброжелательное отношение к природе, но и на гуманное отношение к людям, чтобы подвести их к пониманию того, что окружающая среда влияет на состояние человека.   Знакомство с основами здорового образа жизни, воспитывает желание вести здоровый образ жизни (закаляться, отдыхать и др.). Экологические знания способствуют развитию эмоциональной сферы ребёнка.

        Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.  Для воспитания этих чувств к русской культуре, начиная с младшей группы   с детьми проводится знакомство с народным творчеством, народными промыслами, народным костюмом, устным народным творчеством (сказки, былины, приметы, потешки, поговорки, частушки).  

      Развитие у детей эстетического вкуса, эстетического восприятия, интереса к искусству и творческих способностей происходит в процессе продуктивной деятельности через декоративно-прикладное искусство.

      Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка, что должно стать неотъемлемой частью души, началом, порождающим личность. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, которые включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Природа является источником творческого вдохновения многих людей. Так мастера хохломской и гжельской росписи умело составляют орнаменты.

       Продолжая воспитывать  у детей патриотические чувства: любовь к Родине; к земле, где родился и вырос (сведения о жизни своего народа, особенности быта, труда, культуры, традиций, знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики); чувства гордости за свою страну (исторические сведения о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны,  знание исторических памятников города, улиц),   по темам: «Мой город Новосибирск», «Моя страна Россия»,  традиции  и праздники русского народа, достопримечательности города с их историческим прошлым, наши природные богатства.

 

    6.    ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ

  • Социально-коммуникативное развитие: 

развитие свободного общения с взрослыми и с детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения)

Познавательное развитие:

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире;

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира;

формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности;    

использование дидактической игры как средства реализации образовательной области «Познание».                                                          

• Физическое развитие:

развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами

• Художественно-эстетическое развитие:

использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире

использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»

Речевое развитие:

использование сюжетно-ролевых, режиссерских игр и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей

 

                                           

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вторая младшая группа

Тема

Период

                                                           Задачи

Работа с родителями

1.Мой детский сад

Сентябрь

Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам д/с, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Собрание: «Мой любимый детский сад», беседа: «О чём можно поговорить с ребёнком».

2.Моя семья

октябрь

Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение ко всем членам семьи.

Родительское собр. «Нравственное воспитание в семье»

3. Знакомство с русской культурой

ноябрь

Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа; расширять активный словарь. Познакомить с историей возникновения чайника , его предшественником – самоваром. Развивать интерес к посещению «избы», ознакомление с внутренним убранством избы. Развивать познавательный интерес к песням, потешкам.

Помощь в подборе материала»

4.Моя Малая Родина

декабрь

Познавательно- исследовательская деятельность «Жизнь диких животных», «Русская зима». Воспитание чувства глубокой привязанности к родным местам.

Принять участие в подборе картинок.

5.Народные праздники

январь

Расширять знания детей о праздниках Рождество, Колядки

Участие в выставке поделок «Русские народные сказки»

6.Русская матрёшка

февраль

Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой; формировать понятия из чего она сделана, как украшена, расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрёшку.  

  Консультация «Ты нужен мне папа» (роль отца в нравственном воспитании)

7.«Пробуждение природы».

март

Познавательно-исследовательская деятельность «Русский лес». Познакомить с разнообразием русской природы (лес, бор, роща). Обогащать знания о старинных обычаях встречи весны. Познакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Веснянки. Расширять сл. Запас. Воспитывать бережное отношение к вещам, как к результату труда взрослых.

Активизировать родителей в участии в выставке «Наши умельцы»

8. «Весна красна»

Апрель

май

Знакомить детей с природой, учить классифицировать, замечать изменения. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседы с родителями «Как развивать у детей бережное отношение к природе», «Как развивать наблюдательность

Средняя группа

Тема

Период

                                                         Задачи

Работа с родителями

1.Мой детский сад

Сентябрь  1-2 неделя

Воспитывать желание поддерживать порядок в группе и на участке, бережно относиться к оборудованию, ухаживать за растениями; продолжать воспитывать уважение к труду сотрудников д/с

 

2. Моя семья

3-4 неделя Сентября, Октябрь

 

 

Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым членам семьи. Прививать уважение к труду родителей. Учить детей внимательнее относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи. Продолжать воспитывать уважение к старшим. Способствовать укреплению авторитета бабушки в семье. Познакомить с приметами, загадками, поговорками. Уточнить экологические представления детей о лечебных травах, ягодах.

Проведение опроса на тему «Участие бабушки в воспитании ребёнка». Оформление выставки рисунков «Моя бабушка». Подбор фотографий для альбома.

3. Путешествие в прошлое одежды

ноябрь

Познакомить с изменениями преобразованиями одежды человека, обогащать словарный запас. Развивать познавательный интерес к прошлому.    Познакомить с русским народным костюмом.

4.Моя малая Родина

декабрь

Познакомить детей с историей возникновения города, его названия, вызвать интерес к своему городу, привить чувство гордости за него.

Знакомить детей с животными и птицами родного края. Познакомить с красной книгой, учить беречь природу. Объяснять, что человек – часть её.  

Л.2 стр.103 Познакомить с праздниками народного календаря (Рождество, Коляда)

Изготовление проекта о животных.

январь

5.«Народное творчество»

февраль

Расширять знания и представления детей о народной игрушке. Развитие эстетического восприятия, учить созерцать красоту народного прикладного искусства

Создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности

Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, умение использовать для украшения оживки.

 Обогащать сл.запас. Воспитывать любовь и уважение к народному промыслу.

Обсудить вопрос «Нужны ли в современной жизни семейные традиции?»

6.«Весна – красна»

март

Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны; развивать речь, заучивая детьми заклички, поговорки, народные приметы. Знакомство с народными праздниками: проводы зимы, масленица. Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа; прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного, народного творчества.

Учить находить взаимопонимание с ребёнком путём совместной игры и сказок. Привлечь родителей к участию в мероприятиях, использующих сказку как метод воспитания и развития детей.

7.«Русская берёзка»

апрель

Познакомить с самым почитаемым деревом в России – берёзой. Знакомить детей со стихами, песнями, загадками о берёзе. Развивать у детей познавательную активность, элементарные экологические представления. Активизировать и обогащать словарь, воспитывать любовь к русской природе, бережное отношения к ней.

Изготовление поделок берёзы с детьми на конкурс.  Подготовка праздника «Люблю берёзку русскую»

8.«Растения -наши помощники»

май

Расширять знания детей о растениях, насекомых, которые нас окружают. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить соблюдать правила поведения на природе. Дать понятия об ядовитых растениях, опасных насекомых.

Привлекать родителей в сборе гербария.

                                         

Старшая группа

Тема

Период

                                        Задачи

Работа с родителями

1. Мой детский сад

сентябрь

Продолжать воспитывать желание поддерживать порядок в группе и на участке, бережно относиться к оборудованию, ухаживать за растениями; продолжать воспитывать уважение к труду сотрудников д/с

Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в д/с

2.Моя семья

октябрь

Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым членам семьи. Прививать уважение к труду родителей. Учить детей внимательнее относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи. Продолжать воспитывать уважение к старшим. Способствовать укреплению авторитета бабушки в семье.

Творческий проект «Генеалогическое древо семьи»,

3. Жизнь крестьян

ноябрь

Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством.  Формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта, развивать связную речь  

Привлекать родителей к помощи обогащения развивающей среды.

4. Животные Новосиб.обл

декабрь

Познакомить детей с понятием «заповедник», с Красной книгой. Формировать у детей ответственное и бережное отношение к родной природе. Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

 Проект «Животные Новосибирской области»

5. Народные промыслы

январь

Продолжать расширять знания и представления детей о народном промысле. Развитие эстетического восприятия, учить созерцать красоту народного прикладного искусства.

Создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности.

Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, умение использовать для украшения оживки.

 Обогащать сл.запас. Воспитывать любовь и уважение к народному промыслу.

Помощь в организации выставки детских работ.

 

6.Моя Родина

февраль

Расширять представления детей о России, городах страны, её столице. Воспитывать чувство гордости за Россию.

7. Традиции и праздники

март

Продолжать знакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны; развивать речь, заучивая с детьми заклички, поговорки, народные приметы.   Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа; прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного, народного творчества.

Привлечь родителей к участию в мероприятиях, связанных с встречей весны.

8. Природа - наш друг!

Апрель

Май

Закрепить знания о растительном мире родного края. Развивать физические качества (силу, ловкость, выносливость). Воспитывать бережное отношение к природе.

Продолжать знакомить с цветами, растущими на территории Новосибирска. Воспитывать желание охранять природу родного города.

Познакомить с птицами, живущими в Новосибирске, их внешнем виде, повадках.  

Продолжать знакомить с деревьями, растущими на территории Новосибирска.  

Досуг «День Земли»

Мини проекты

                                 

Перспективный план работы по авторской программе «Мы Россияне»

Младший возраст

Тема

Период

                                   Мероприятия с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

1.Мой детский сад

Сентябрь

1. Беседы: «Детский сад»; «Я и мои друзья в детском саду», «Кто работает в детском саду»;

экскурсии в мед кабинет, на кухню;

 Чтение с обсуждением русских народных сказок.

 

Собрание: «Мой любимый детский сад». Беседа: «О чём можно поговорить с ребёнком».

2.Моя семья

октябрь

 2. Беседа «Моя семья».        

Оформление альбома с семейными фотографиями «Наш семейный альбом».

Рассматривание альбома с семейными фотографиями «Моя семья».                                                                           Беседа «Мой папа и моя мама»        

Фотовыставка «Моя семья».

Выставка рисунков «Мы живем весело и дружно»

Праздник «День Матери».        

Дидактическая игра «Какая твоя мама»        

Изготовление подарка для мамочки. Чтение стихов о маме.                                                         Театрализация сказки «Курочка Ряба».      

                                                                                                                                     

Родительское собр. «Нравственное воспитание в семье»

Организовать подборку фотографий для фотоальбома Консультация «Ты нужен мне папа» (роль отца в нравственном воспитании)

Подготовка материала для данной темы: Подбор игр, литературы, картинок.

Разработка сценария праздника «День матери» совместно с музыкальным руководителем

3. Знакомство с русской культурой

ноябрь

3.  Знакомство с русской избой (лит.2 стр.30, 45);                                                                          

Беседа: «Путешествие по иллюстрациям сказок А.С. Пушкина: русский дом – изба, терем. Палаты»,

«Ходит сон близ окон» (лит. №2 стр. 32);

Ч.Х.Л. «Федорино горе».                                                                                                                             Учить потешку «Как у нашего кота».   (Л.2 стр.36).                                                                        «Фока воду кипятит» (Л.2 стр.43).                                                                                                       С.Р.И: «Напоим куклу чаем» (познакомить с самоваром) (лит.№2 стр.44) .  

Сказка «Маша и медведь».

 

Помощь в подборе материала.

Подборка дидактического материала и худ. литературы

4.Моя Малая Родина

декабрь

Л. 12 стр.42, 43.  Беседа о жизни животных зимой.

Рассматривание иллюстраций «Дикие животные и их детёныши».

Чтение сказки «Рукавичка». Беседа «Кто в сказке счастлив?»

Кукольный театр «Рукавичка».

Загадывание загадок о диких животных, зиме.

Разучивание стихов о животных, зиме.

Русские народные игры «Волк в лесу», «Медведь».

Помощь в подборе картинок.

Подборка материала

5.Народные праздники

январь

Беседа: Народные традиции. Хлебосольство.

Беседа: Народные традиции. Именины.

Приметы зимы.

Традиционные русские забавы.

Словесная игра: «Какими словами называют зимушку».

Рассматривание иллюстраций, рисование узоров на окнах

Участие в подготовке выставки поделок «Русские народные сказки»

Подбор материала

6.Русская матрёшка

февраль

 Русская матрёшка (лит.2 стр.38) Заучивание стихов. Игры с матрёшками.

Раскрашивание матрёшек. Ввести понятия из чего она сделана, как украшена, расширять словарный запас;    

Знакомство с малыми жанрами русского фольклора (потешки, загадки, заклички и т.д.)

Чтение русских народных сказок

 Разучивание с ребёнком стихов про матрёшку, помощь в подборе материала.

Подбор материала

7.«Пробуж-дение природы».

март

Беседа: «Какие есть леса в России».

Чтение худ. Литературы «Три медведя». Вопросы: «Что случается, когда дети не слушаются?», «Какие леса любят медведи?»

Настольная игра «Растительный мир».

Драматизация сказки «Три медведя».

Активизировать родителей в участии в выставке «Наши умельцы»

Подбор материала

8. «Весна красна»

Апрель

май

Наблюдения на прогулке за изменениями в природе.

Заучивание названий деревьев с помощью стихов.

Наблюдения за насекомыми.

Наблюдения за первыми цветами

Веснянки: «Приди, весна ясная…», «Прилетите жаворонки к нам», «Мороз, мороз не морозь овёс», «Водянюшка-водянной».

Беседы с родителями «Как развивать у детей бережное отношение к природе», «Как развивать наблюдательность

                                                             Средний возраст

Тема

Период

                      Мероприятия с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

1.Мой детский сад

Сентябрь  1-2 неделя

Праздник «День знаний».

Фотовыставка «Я в детском саду»;

Рисование д/с, друзей, игрушек;

Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в д/с.

Консультирование родителей по режиму дня в д/с; о важности уважительного отношения к ребёнку

Оформление выставки детских рисунков

 

2. Моя семья

3-4 неделя Сентября, Октябрь

 

 Беседа: «Какие наши бабушки».                                                                                                Изготовление пригласительных билетов на чаепитие и поделок подарков для бабушек.

Оформление фотоальбома «Наши бабушки».                                                                              Проведение досуга «Бабушки в детском саду».                                                                                      Беседы, составление рассказов о своей семье, о будущей профессии.                                                      

Беседа «Я и мое имя», «Животные в доме», «Домашние праздники».

Продуктивная деятельность «Моя любимая игрушка дома»

Проведение опроса на тему «Участие бабушки в воспитании ребёнка». Оформление выставки рисунков «Моя бабушка». Подбор фотографий для альбома.

Обсуждение сценария досуга «Бабушкины посиделки» совместно с музыкальным руководителем

3. Путешествие в прошлое одежды

ноябрь

Л.2 стр.107 Путешествие в прошлое одежды.          

Мини-викторина «Сказочная одежда»

Л.2 стр.115 «Народная игрушка-кукла самоделка».

Л.2 стр. 120 «Как рубашка в поле выросла».

Подготовить русские народные костюмы

4.Моя малая Родина

декабрь

январь

«Лесной колобок – колючий бок». Л.11 стр. 41

Рассматривание фотографий «Животные Новосибирской области».

Рассматривание и беседа о птицах родного края «Как помочь птицам зимой», «Какие птицы улетают в тёплые края».

Стихи и песни о родном крае.

Достопримечательности нашего города (музеи, театры).

Рассматривание фотографий «Наш город»        

Беседа «Наш город Новосибирск», «Мой дом»                                                                                                                         Сказка «Заюшкина избушка».

Изготовление проекта о животных.

5.«Народное творчество»

февраль

Рассматривать альбомы с иллюстрациями творчества народных умельцев.              

Ознакомительная беседа. Цель: познакомить детей с предметами декоративно-прикладного искусства. Рассмотреть доски, тарелочки. Дать понятия о древней славянской посуде – ковш, бочонок, поставец. (Хохлома, Гжель)

Обогащать сл.запас, Учить элементы росписей. Воспитывать любовь и уважение к народному промыслу.

Продолжить знакомство с «Сибирской матрёшкой» Цель: Провести сравнительный анализ росписи матрёшек разных регионов России и Сибири.

Заучивание стихов.

Рисование элементов росписи.

Обсудить вопрос «Нужны ли в современной жизни семейные традиции?»

6.«Весна – красна»

март

Л.12 стр.56 Познавательно-исследовательская деятельность «Хлебосольство на Руси».

ЧХЛ сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Лепка «Пироги из солёного теста»

Л.2 стр.112 «Госпожа честная Масленница».

Л.2 стр63 «Весна, весна, поди сюда».

Учить находить взаимопонимание с ребёнком путём совместной игры и сказок. Привлечь родителей к участию в мероприятиях, использующих сказку как метод воспитания и развития детей.

7.«Русская берёзка»

апрель

Беседа «Березка – символ России».

 Стихи и песни о березке.

 Провести с детьми цикл наблюдений за берёзой, в сравнении с другими деревьями, растущими на участке (рябина, клён) обсуждать наблюдаемые явления. На основе наблюдаемого провести обобщающие занятия, расширяющие представления детей о берёзе, о её использовании человеком. Конструирование «Берёзка». Рисование берёзки.  Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки берёзы, придумать сказку о берёзе. Читать сказку «Как коза избушку построила».

Изготовление поделок берёзы с детьми на конкурс.

 Разучивание стихов с ребёнком о берёзке.

Подготовка к развлечению совместно с музыкальным руководителем «Ай да берёзка»

8.«Растения - наши помощники»

май

Рассматривание фотографий «Растительный мир Новосибирской области».

Беседа: правила поведения на природе.

Наблюдения за природой.

ЧХЛ, о красоте природы.

Заучивание стихов русских поэтов.

Дидактические игры на классификации, игра «Хорошо-плохо».

Собираем гербарий лекарственных растений.

Привлекать родителей в сборе гербария, подборе картинок

Подбор материала

 

                                                          Старший возраст

Тема

Период

                                        Мероприятия с детьми

Работа с родителями

Работа педагога

1. Мой детский сад

сентябрь

Беседа «В детском саду много девочек и мальчиков»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Беседа: «У нас новенькая! Испугалась Сонечка и стоит тихонечко»

Продуктивная деятельность «Наш участок»

Беседа «Правила поведения в детском саду»

Экскурсия по улице, на которой расположен д/с,

Беседа «Кто работает в детском саду»,

Дидактическая игра «Расскажем зверюшкам, как нужно дружно играть»         

Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в д/с

2.Моя семья

октябрь

Творческий проект «Генеалогическое древо семьи»,

Дидактическая игра «Назови ласково...», «Моя мама»

Рисование дома-фантазирование сказочного дома.

Рисование «Кем я стану, когда вырасту».

Беседа: «Какие наши бабушки».                                                                                                Изготовление пригласительных билетов на чаепитие и поделок подарков для бабушек.

Проведение досуга «Бабушки в детском саду».                                                                                      Беседы, составление рассказов о своей семье, о будущей профессии.                                                      

 Беседы: «Я и мое имя», «Животные в доме», «Домашние праздники».

Творческий проект «Генеалогическое древо семьи», Проекты «Наши семейные традиции»

Оформление фотоальбома «Наши бабушки».  

Оформление выставки детских рисунков                                                                          

3. Жизнь крестьян

ноябрь

«День полиции»-Конкурс рисунков.

«Кузьминки-по осени поминки» по сказке «Зимовье зверей» л.2 стр.74

«Эх, лапти мои, лапти липовые…» л.2, ст.74

«Капустница» л.2,ст.78

«Быт русских крестьян» Л.12 стр.50

Чтение сказки «Коза дереза»

«Знакомство с русской избой» Л.11,ст.66

«Вкусен квасок коль шибает в носок л.11 ст.69

Поход в МБУДО ЦДО «Алые паруса» Народны праздник «Осенины».

Привлекать родителей к помощи обогащения развивающей среды.

Сопровождение на экскурсию в «Алые паруса»

Подбор литературы и дидактического пособия

4. Животные Новосибирской обл.

декабрь

Продолжить знакомство с животными Новосибирской области.

Что такое заповедник? Красная книга?

 Проект «Животные Новосибирской области»

5. Народные промыслы

январь

Русский народный костюм - его украшения.

 Рисование, рассматривание хохломской росписи

Рисование, рассматривание гжели

Знакомство с Городецкой росписью

«Я вышиваю заветный платочек» л.11 ст.75

Поход в МБУДО ЦДО «Алые паруса» Народный праздник «Святки».

Помощь в организации выставки детских работ.

 

Оформление выставки детских работ

6.Моя Родина

февраль

Беседы: «Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем»

Экскурсия: «Знакомство с улицами города по рассказам детей»

Беседа: «Достопримечательности нашего города»

Беседа «Моя улица»

Коллективная аппликация «Моя улица».

Конструирование домов из коробочек

Игровое упражнение: «Чем вы гордитесь?»

Настольная дидактическая игра «Города России»

Выучить с ребёнком домашний адрес

Подбор материала по теме

7. Традиции и праздники

март

Беседа: Русский народный праздник «Масленица»

Разучивание и повторение потешек, закличек.

Знакомство с русскими народными инструментами: ложки, бубен, трещотка, угольник и т.д.

Поход в МБУДО ЦДО «Алые паруса» Народный праздник «Масленица»

Знакомство с русскими народными играми

Продуктивная деятельность «Народная игрушка»

Привлечь родителей к участию в мероприятиях, связанных с встречей весны.

8. Природа - наш друг!

Апрель

Май

Цветы родного города Новосибирска–«Первоцветы»

Продолжить сбор гербария.

«Птицы родного края»

«Войди в природу другом»

Деревья Новосибирска

Экскурсия в краеведческий музей

 Участие в сборе гербария.

Участие в экскурсии в краеведческий музей

Организация экскурсии в краеведческий музей

                                                       Подготовительный возраст

Тема

Период

                                        Мероприятия с детьми

Работа с родителями

Работа педагога

1. Мой детский сад

сентябрь

Беседа «Как можно заботиться о товарище»

Продуктивная  деятельность «Мой любимый друг»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Художественно-продуктивная деятельность «Мы играем в детском саду»

Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в д/с

Оформление выставки рисунков

2.Моя семья

октябрь

 Беседы: «Семь  Я», «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Мои родные», «Я и мое имя»

Познакомить с поэтическими и художественными произведениями поэтов. Воспитывать любовь и уважение к своей маме.

Познакомить с историей русских имен, со значением имени для человека. Научить вежливо обращаться друг к другу. Воспитывать доброжелательность).

Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья».        

Дидактическая игра «На кого ты похож?»

Творческий проект «Генеалогическое древо семьи»,

Подбор дидактического материала

3.  Народные праздники на Руси

ноябрь

 Беседа «Народные праздники Руси»

Продуктивная деятельность «Куклы наших предков»

Рассматривание иллюстраций изделий декоративно-прикладного искусства

Разыгрывание народных обрядов

Русский народный костюм.

Привлекать родителей к помощи обогащения развивающей среды.

4.  Народные промыслы

декабрь

Хохломская роспись

Рисование гжели

Знакомство с Городецкой росписью

«Я вышиваю заветный платочек» л.11 ст.75

 Помощь в организации выставки детских работ.

Оформление выставки детских работ

5. Моя малая Родина.

январь

Дидактическая настольная игра «Города России».

Беседы: «Моя малая Родина», «Достопримечательности Новосибирской области», «Знаменитые люди Новосибирской области».

Знакомство с ФЛАГОМ, ГЕРБОМ Новосибирска

Дидактическая игра: «Мой город».

Продуктивная деятельность «Дома на нашей улице».

 Помощь в поиске информации, проектная деятельность «Знаменитые люди Новосибирска»

Выучить с ребёнком домашний адрес

Подготовить дидактические игры

Оформление выставки рисунков

6. Воды России

февраль

март

Рассматривание иллюстраций «Природа Сибири»

Познавательно-исследовательская деятельность: «Реки России»

Чтение Легенды о реке Оби

Дидактическая игра «Путешествие по Оби»

Познавательно-исследовательская деятельность: Обитатели водоемов Новосибирской области. Развивать познавательную активность, воспитывать культуру поведения на водоемах.

Дать детям знания о природных богатствах Новосибирска– о реке Обь, протекающей в нашей местности, с тем, какую роль она играет в жизни человека. Учить видеть красоту реки. Воспитывать бережное отношение к реке.

Рисование «Речные обитатели»

Помощь в подборе иллюстраций с изображением реки.

Оформление выставки рисунков

7.  Космос

апрель

Проектная деятельность «Космос и мы!», направленная на повышение уровня знаний детей о космосе и вкладе Новосибирской области в эту отрасль  

Художественно- продуктивная деятельность «Далёкий космос»

Создание проектов совместно с детьми о космосе.

Подбор информации, иллюстраций.

8. 9 мая!

апрель

май

Беседы о празднике «9 мая».

Детско-родительский проект о героях войны Новосибирской области.

Спортивное мероприятие, посвящённое Дню Победы «Ура! Победа!»

Участие в подготовке праздника 9 мая

Подготовка к спортивному мероприятию совместно с инструктором по физкультуре

6.    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       Сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети  овладели определенными знаниями, умениями и навыками по нравственному воспитанию норм поведения; научились в игровых ситуациях ставить цели и искать  пути их решения; у детей более высокий уровень самостоятельности, нравственной культуры положительных отношений; повысился познавательный интерес к природе родного края, городу Новосибирску – «малой Родине», появилось понимание значимости родного города; у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения; повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять  задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей. Результаты работы показали, что дети стали более бережно относиться ко всему живому, проявлять интерес к труду взрослых по уходу за растениями и животными, научились обращать внимание на красоту родной природы. Одним из результатов освоения программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

     Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми. Задача педагога — создать условия для формирования патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина России.

Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и моя семья»

Ребенок должен иметь представления:

о семье, семейных и родственных отношениях;

о семье, поступках и действиях, добром отношении к близким;

о том, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

о некоторых культурных традициях своей семьи, любимых занятиях членов семьи.

ЗНАТЬ:

свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, дату рождения, место жительства, адрес, номер телефона, членов семьи, ближайших родственников, место работы родителей;

родственников, близких и далеких, как их звали.

как чтят память предков;

кто в роду защищал свою страну от врагов и чем отличился в мирное время;

свою родословную;

семейные традиции и праздники;

стихи, пословицы, поговорки, в которых отражена забота и любовь детей к близким, труду людей, семье, добрым или героическим поступкам старших.

УМЕТЬ:

проявлять доброе, чуткое отношение к близким членам семьи (матери, отцу, братьям, сестрам, дедушке и бабушке) и старшим, не допускать проявление грубости, черствости к своим близким, к другим людям;

совершать положительные поступки, движимые благородными мотивами гуманности;

трудиться на благо своего детского сада, поселка, проявлять бережное отношение к природе

 

Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и природа»

Ребенок должен иметь представление:

о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе;

о богатстве природных ресурсов нашей страны и Новосибирской области: лесными (тайга, степи), природными ресурсами (реки, горы, озера), животными, рыбами, птицами;

представления о заповедниках нашей страны и Новосибирской области , о редких животных и растениях.

ЗНАТЬ:

природные богатства нашей страны и Новосибирской области;

различные природно-климатические зоны (тайга, лес, степь и др.);

виды ландшафта (горы, равнина, тайга, степь);

УМЕТЬ:

проявлять осознанное и бережное отношение к природе;

принимать участие в ее охране и защите;

поддерживать чистоту и порядок

Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и моя Родина»

Ребенок может иметь представление:

о городе Новосибирске, его достопримечательностях его жителях

о столицах России и Новосибирске

о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде; 

ЗНАТЬ:

свой город, некоторые сведения об его истории, достопримечательностях;

знать свой адрес, улицу, близлежащие учреждения их назначение;

знать, что Родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми;

название столицы Сибири;

знать традиции и обычаи русского народа;

название страны, ее главного города;

имена отдельных знаменитых граждан и героев Отечества;

флаг России, герб России, герб Новосибирска, герб родного города; Гимн России

знать о том, что нашу страну   населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

знать другие города России  

УМЕТЬ:

приводить примеры достопримечательностей России и Новосибирска;

показывать на карте и глобусе Россию и Новосибирск;

эмоционально откликаться, сопереживать событиям, происходящим в стране и

в родном городе (праздники, спортивные мероприятие и т.д.)

 

     7.   ЛИТЕРАТУРА

        

  1. Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. «Мы живём в России» «Мозайка-синтез» 2007
  2. В.Н. Косарева «Народная культура и традиции». Программа «Родник»: Занятия с детьми 3-7 лет. 2013.
  3. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. «Этические беседы с детьми 4-7 лет»: Нравственное воспитание в детском саду.- М.:  Мозаика-Синтез, 2008.
  4. П.Г. Федосеев. «Речевой этикет»
  5. Государственные символы России: Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  6. Деревья и листья: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011.
  7. Защитники Отечества: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  8. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  9. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина «Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников».  Старшая и подготовительная группы. Москва, 2008
  10. Л.Ю. Павлова. «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  11. С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  12. А .Я. Чебан Л.Л Бурлакова  «Знакомим дошкольников с народной культурой» Москва 2012

     

8. Материально-техническое оборудование и предметно-пространственная среда для реализации программы:

-библиотека (Энциклопедии, художественная литература);

-«центр творчества»;

-театрализованные уголки;

-демонстрационный материал (наборы тематических картинок, картины с изображением птиц, животных, насекомых, пейзажей Сибирского региона, произведений искусства и т.д.);

-дидактический материал (дидактические игры, картинки, пособия): «Государственные символы», «День победы», «Защитники отечества», «Деревья и листья».

- коллекции: «Образцов коры и древесины», «Гербарии»;

- уголок с набором животных, птиц, обитающих в Сибири;

- мультимедийное оборудование;

-музыкальный центр;

-ноутбук; принтер; ламинатор.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию школьников "ПАТРИОТ" с КТП

Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изуча...

Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию несовершеннолетних "ФЕНИКС"

Данная программа направлена на социальное становление,патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершенн...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

Программа по нравственно-патриотическому воспитания "Я - гражданин России" разработана с учётом возрастных особенностей детей, проходящих реабилитацию в КУВО "Грибановском социально-реа...

Социально-реабилитационная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина: Нижний Новгород» Срок реализации 9 месяцев Возраст детей от 7 -17 лет

Аннотация программы "Моя малая Родина: Нижний Новгород"На основе социально-реабилитационной программы "Моя малая Родина" реализуется цикл занятий под названием "Юный патриот&q...

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Маленький Бердчанин" (от 5 до 7 лет)

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький Бердчанин» (от 5 до 7 лет)...

Социально-реабилитационная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина: Нижний Новгород» Срок реализации 9 месяцев Возраст детей от 7 -17 лет

quot;Дорогие друзья! Сегодня мы открываем двери в увлекательный мир познания и любви к своему родному городу. Программа «Моя малая Родина: Нижний Новгород» представляет собой уникальную и...