Статья "ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ БУКВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "
статья

Рютина Марина Владимировна

Тактильная стимуляция как средство усвоения букв английского языка младшими школьниками с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ БУКВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 Марина Владимировна Рютина

учитель английского языка,

 МБОУ Шарагайская СОШ

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2016 году устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты  начального общего образования. ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ является основой  для модернизации образовательных программ.

Работа с младшими школьниками с задержкой психического развития (варианты 7.1. и 7.2) проводится на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР [5].

Особенно сложным, по нашему мнению, для младших школьников с ЗПР является предмет «Иностранный язык», который изучается со 2 класса (вариант 7.1), с 3 класса (вариант 7.2). Цель реализации АООП для обучающихся с ЗПР по английскому языку – подготовить детей к реальному общению на английском языке в социально-бытовых ситуациях на базовом уровне, создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их англоязычной грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание основ английского языка.

У младших школьников с ЗПР возникает множество трудностей, у них недостаточно развита языковая способность, ухудшенная механическая память, нарушенная саморегуляция, нарушенная мелкая моторика рук, сниженная работоспособность. В результате перед педагогами встает вопрос об организации соответствующей развивающей среды, выборе приёмов, средств, которые помогут обеспечить успешное обучение и развитие  обучающихся с ЗПР [1; 3].

Изучение научной литературы показывает важность полимодального восприятия в развитии ребёнка. Под полимодальностью восприятия Т.Н. Бандурка понимает психологический феномен, который базируется на сочетании сенсорно-перцептивных модальностей при доминировании какой-либо из них и тем самым обеспечивает целостность образа предмета или явления [2]. Вопросами полимодального восприятия младших школьников с ЗПР занималась И.Ю. Мурашова, которая определила важность проведения специальной работы по совершенствованию полимодального восприятия для повышения эффективности усвоения программного материала данным контингентом [4]. Активизацию разных модальностей: зрительной, слуховой, тактильно-кинестетической следует использовать в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с ЗПР.

В МБОУ Шарагайская СОШ для обучающихся с ЗПР для 2 класса (вариант 7.1.) используется учебник по английскому языку серии «Forward» под редакцией профессора М.В. Вербицкой, по содержанию которого составлена рабочая адаптированная программа. Работа с двумя младшими школьниками с ЗПР, которые обучаются в обычном классе, опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения.

 Опираясь на положительный опыт логопедов Раскаткиной Е.Н., Старцевой С.М. мною применяется тактильная стимуляция как средство усвоения букв английского языка. В собственной педагогической деятельности на этапе изучения английского алфавита я активно использую общий самодельный «песочный стол» небольшого размера, с цветным дном, который можно без труда переносить. Песок я заменила манкой, которую я самостоятельно приобретаю для использования в работе. Манка является безопасной. Единственный минус в работе с манкой – не применяется вода, как в работе с песком. Таким образом, своё оборудование я называю «манка-стол», а приём «Манкобукварь».

Как показывает опыт, манка является хорошим сенсорным материалом, который раздражает рецепторы подушечек пальцев, сигнализируя в моторные зоны коры головного мозга. В результате происходит развитие графо-моторной функции, мелкой моторики, ориентирование на плоскости,  формируется зрительно-моторная координация. Школьники с удовольствием пишут буквы, звуки, а затем слова, короткие предложения, сопровождая свои действия речью.

Рассмотрим примеры игр и упражнений на уроках английского языка для младших школьников с ЗПР при изучении английского алфавита.

На первых занятиях с использованием «манка-стола» я знакомлю с этим необычным столом. Я объясняю, что манку не едят, а играют с ней, озвучиваю правила работы с манкой: мыть руки до и после работы с ней, убирать своё рабочее место, не рассыпать её мимо стола. Затем я предлагаю школьнику порисовать на свободную тему. Для введения этого оборудования в ход урока я использую ритуалы «входа» в «Манную страну», это могут быть различные стихи, песенки, сказки, волшебные превращения.

 Далее при изучении букв, для формирования навыков письма я использую упражнение «Тактильная доска», во время которого школьник должен обвести пальчиком английскую букву на доске, воспроизвести его на манке с закрытыми глазами, сравнить с образцом, если необходимо подкорректировать букву. Для повышения работоспособности, развития графомоторных навыков предлагаю школьникам упражнение « Буква 3 «Д»», в котором  школьник должен выложить нужную английскую букву, придав ей объем, сгребая его рёбрами ладоней. Упражнение «Допиши» - дописывания буквы, которая изображена учителем наполовину, упражнение «Археолог» (для этого упражнения необходимо иметь дополнительно объёмные буквы)- педагог должен закопать букву, а школьник должен откапать и назвать букву - так ему будет проще их запомнить. Еще один вариант этого упражнения, нужно найти закопанные буквы и назвать звуки, которые имеют данные английские буквы. Для развития графических навыков можно использовать упражнение «Нащупай букву». С удовольствием школьники выполняют упражнение «Рассели жителей» - ученику нужно построить домик для гласных и отдельно для согласных букв и заселить жителей.

Для изучения результативности приёма «манкобукваря» на уроках английского языка я сравнивала 2 группы учащихся: 1 группа - это учащиеся 2 класса с ЗПР (2017-2018 учебного года), 2 группа – это учащиеся 2 класса с ЗПР (2018-2019 учебного года). Согласно адаптированной рабочей программе на изучение алфавита английского языка отводится 14 уроков. 1 группа изучала буквы английского языка по традиционной методике, 2 группа с применением манки. Для определения уровня усвоения английского алфавита я использовала тестовую работу по теме «Английский алфавит», которая состояла из двух заданий: 1). Соединить букву заглавную и строчную, 2). Вставь пропущенную букву. Анализ результатов контрольного теста показал, что учащиеся, для которых применялась тактильная стимуляция с помощью манки на уроках, усвоили больше букв английского языка, чем, те учащиеся, которые изучали буквы  по традиционной методике. 1 группа на момент проведения теста усвоила всего 50% английских букв, 2 группа 80%.

Опыт работы с использованием данного приёма дал положительные результаты: у школьников с ЗПР возрос интерес к урокам английского языка, усвоены английские буквы, звуки, а знание английского алфавита влияет на знание языка в целом, выполняя упражнения с манкой, учащиеся развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, формируются навыки письма, чтения.

Таким образом, использование приёма «манкобукварь» позволяет повысить эффективность обучения младших школьников с ЗПР английскому языку.

Библиографический список

1. Бабкина Н. В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения// Педагогика и психология образования. – 2017. – № 3. – С. 34-46.

2. Бандурка  Т.Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания: монография / Т.Н. Бандурка. - Иркутск : Оттиск, 2005. – 204 с.

3.Инденбаум Е.Л. Типологические характеристики и психосоциальная адаптация детей с ЗПР // Дефектологическая наука - практике. Материалы I Всероссийского съезда дефектологов. – М., 2015. - С. 106-112.

4.Мурашова И.Ю. Полимодальное восприятие младших школьников с задержкой психического развития / И.Ю.Мурашова// Известия Иркутского государственного университета, 2017. Т. 20. Серия «Психология». – С. 39-43

5.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [электронный ресурс ]: URL: http://www.fgosreestr.ru (дата обращения: 10.03.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»

Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Методические рекомендации по организации и проведению уроков для младших школьников с задержкой психического развития

Важным условием  активизации познавательной деятельности  является  введение специальных развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предм...

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога....

Дисграфия у младших школьников с задержкой психического развития

В настоящее время отмечается увеличение числа школьников с задержками психического развития. Эта группа характеризуется неоднородностью, дети имеют свои индивидуальные особенности. В презентации раскр...

Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в дальнейшем....

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АннотацияВ статье рассматриваются вопросы по организации коррекционной работы по развитию зрительной памяти у младших школьников в процессе проектной деятельности. Рассмотрены преимущества применения ...