Юмор как педагогическое средство
презентация по теме

Павлова Фаина Ивановна

Презентация

ЮМОР  (англ.) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль,

 

 разгул иронии.
 
Словарь В. Даля
Для учителя развивать в себе и в своих воспитанниках чувство юмора —
это значит содействовать росту творческого потенциала своей личности и личности подростков.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Yumor_kak_pedagogicheskoe_sredstvo.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила Павлова Фаина Ивановна воспитатель интерната МОУ «Чихачёвская средняя общеобразовательная школа» Бежаницкого района Псковской области pavlovafi@rambler.ru

Слайд 2

ЮМОР (англ.) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии. Словарь В. Даля

Слайд 3

Разновидности юмора Остроумие, являющееся природным даром; Чувство юмора, которое стоит в ряду других человеческих чувств (можно развивать в себе).

Слайд 4

Юмор - педагогическое средство В основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий (между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным и т. д.), связанных с комическим эффектом, снимающее психологическое напряжение и способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений.

Слайд 5

Функции юмора в педагогической деятельности Информативная функция Эмоциональная функция Мотивационная функция Регулирующая функция

Слайд 6

Информативная функция Учитель, использующий юмор, не только передает некую информацию о предмете речи, но и проявляет себя как личность (выражает личное отношение к происходящему, а также проявляет умение учитывать индивидуальные особенности ученика). Чувство юмора в процессе общения, выраженное в утонченном острословии (каламбуре, анекдоте, юмореске, карикатуре) характеризует культуру, такт и ум человека, создающего комическую ситуацию. Кроме того, при помощи юмора педагог может выразить личное отношение к происходящему, а также проявить умение учитывать индивидуальные особенности ученика. Последнее приобретает большую значимость, поскольку по реакции собеседника учитель сам получает информацию о нем, в частности, о его возможности понимать и принимать юмор.

Слайд 7

Эмоциональная функция Юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации. Он позволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям. Практика показывает, что чем выше у участников педагогического процесса способность понимать и создавать юмор, использовать его для преодоления трудных ситуаций, тем менее выражено у них симптомы депрессии - сниженное настроение, низкая самооценка, безнадежное восприятие своего будущего. Юмор может выступать как средство снятия психологического напряжения, психологической разрядки, создания творческого самочувствия и, в конечном итоге, способствовать эффективности педагогической деятельности. Кроме того, с помощью юмора можно управлять групповыми настроениями, создавать условия для коллективных действий, да и формировать коллектив учащихся

Слайд 8

Мотивационная функция Юмор выступает как стимул самовоспитания и стимулирует поиск новых средств оценки. Безусловно, шутка иногда может быть педагогически целесообразной в большей степени, чем наказание или строгий выговор. Кроме того, юмор - это средство выражения индивидуальности как учителя, так и учащихся. Остроумному педагогу всегда легче найти нестандартное решение педагогической задачи. К такому учителю «тянутся» дети. Таким образом, стремление использовать юмор в профессиональной деятельности может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае данное педагогическое средство должно способствовать позитивному решению педагогических задач.

Слайд 9

Регулирующая функция Юмор регулирует отношения между педагогами, между педагогами и учениками, между учениками. Иногда, чтобы вступить в общение, педагог начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться - значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мере доверие. Выступая как средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан. Являясь основой доброжелательных отношений между участниками педагогической системы, юмор предполагает наличие позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них.

Слайд 10

Примерная классификация юмористических воспитательных приемов Намек - указание педагога на факт, сходный по смыслу с тем или иным поступком учащихся либо с ситуацией, в которую попали взаимодействующие субъекты. Ирония - способ, в котором воспитатель уходит от прямого замечания, обвинения, выговора; для этого он в возникшей воспитательной ситуации противопоставляет действительный смысл произносимой фразы, несколько иной, чаще всего изысканно-галантной форме её выражения Каламбур (или способ двойного истолкования случившегося события, возникшей ситуации или проблемы) достигается за счет игры слов, применения оригинального хода мысли .

Слайд 11

Примерная классификация юмористических воспитательных приемов Гротеск - юмористический прием сознательного воспитательного воздействия, основанный на преувеличении или преуменьшении типичных характеристик того или иного человека, явления, ситуации, жизненного события. Парадокс - сознательное изменение привычно употребляемой формулировки, произносимой назидательной сентенции из ожидаемого в неожиданный ракурс. Псевдоконтраст - ложное противопоставление; способ, в котором педагог внешне противопоставляет заключительную часть произносимой им утвердительной фразы или суждения ее началу, на самом же деле - усиливает свою первоначальную мысль.

Слайд 12

Юмор и смех Юмор и смех возникают там, где человек может, хотя бы минимально, приблизиться к наблюдению за своим внутренним миром. Это наблюдение основывается на представлении о должном, правильном, о закономерном.

Слайд 13

Смех Смех — важнейшее средство познания морали и одновременно проявление нравственного облика самого человека.

Слайд 14

Смех, юмор ребенка, подростка — это и оборотная сторона его мышления, это умение тонко видеть, понимать и чувствовать мир, это способность оптимистически относиться к себе и к окружающему. Способность видеть в нарушении дисциплины смешное и пристыдить смешным — в этом проявляется умение проникнуть умом и сердцем в духовный мир ребенка. В.А. Сухомлинский

Слайд 15

Для учителя развивать в себе и в своих воспитанниках чувство юмора — это значит содействовать росту творческого потенциала своей личности и личности подростков .

Слайд 16

Отрицательные стороны юмора «Панибратство» учителя и учеников (нарушение дистанции) обучение детей злому высмеиванию, насмешкам

Слайд 17

Высшая смелость человеческая проявляется в умении рассмеяться в ответ на недвусмысленную угрозу. Высшая стойкость человеческая проявляется в способности смеяться над затруднением, в преодолении которого человек не сомневается ни на секунду, сколь бы трудным оно ни показалось на первый взгляд. Высшая открытость человеческая проявляется в разрешении себе потешаться над любимыми – не раня их, но внося оживление в радующую обоих связь. Вся мудрость мира и вся свобода личности могут быть выражены веселыми историями и тонкими анекдотами.

Слайд 18

Дедушкины правила для деток Не бойся быть смешным. Умей посмеяться и над собой. Читай веселые книжки. Добрый смех созидает, а злой – разрушает. Веселые шутки жить помогают.

Слайд 19

Смех - большая сила. Хорошая шутка в удачный момент способна сплотить людей на войне и в мирной жизни, раскрыть смысл событий и каких-либо явлений. Особенно необходим юмор в работе с детьми.

Слайд 20

Информационные ресурсы http://www.google.ru/ http://www.tuhkatriinu.edu.ee/arhiv1.htm http://teacherpsy.21309.edusite.ru/DswMedia/yumorvrabotepedagoga.doc http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/31_4/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства

Педагогические средства, применяемые на уроках русского языка и литературы...

Компьютерные обучающие материалы в системе педагогических средств

Работа позволяет лучше ориентироваться в информационном поле компьютерных средств обучения...

: «Педагогические средства обеспечения личностно-смыслового включения обучающихся в учебную деятельность (проблемы мотивации в режиме ФГОС)».

В течение последних десятилетий происходит ускорение темпов развития общества, которое повлияло на изменение целей школьной географии. Учебный предмет стал главным ориентиром, определяющим формирован...

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема здоровья актуальна для всех времен и народов. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, бодрым. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и...

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема здоровья актуальна для всех времен и народов. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, бодрым. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разраб...

Педагогические средства активизации познавательной деятельности младших школьников

Материал предназначен для педагогов, работающих с обучающимися имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)....

Система педагогических средств решения профессиональных задач.

Применение педагогических средств для решения педагогических задач.Педагогические средства:дифференцированный подход в обучении.различные упражнения: списывание, выборочное письмо и др.индуктивный (пр...


 

Комментарии

Очень интересная и познавательная презентация с неожиданным выбором темы для общения с детьми и воздействия на них.