РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
статья по теме

Гусак Елена Николаевна

 

В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rol_proektnoy_deyatelnosti.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника.

 

В настоящее время мы наблюдаем, стремительные  изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств. Формирование этих качеств  возлагается на образование. Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной личности, предусматривается достижение учебных и воспитательных задач:

  1. развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  2. формирование аналитического и критического мышления учащихся;
  3. выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  4. воспитание целеустремлённости системности в учебной деятельности;
  5. помощь в профессиональной ориентации;
  6. самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

 Именно проектно-исследовательская деятельность даёт новые возможности для решения этих задач. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.

Ежегодно в нашей школе проходит традиционная неделя естественно-математических наук, на которой третий год подряд  представляются творческие учебные проекты. Проекты выполняются учащимися 7, 8 классов. Основу составляет творческая проектная деятельность учащихся, заключающаяся в создании проектов на уроках и во внеурочное время.  Работа над проектами начинается в сентябре. Учащимся даётся полное объяснение того, что будет от них требоваться, при этом демонстрируются проекты прошлых лет. В процессе творческой проектной деятельности учащиеся вместе с учителем разрабатывают структуру проекта, которая включает: цель, условие задачи, план реализации, ожидаемый результат. Сразу оговариваются критерии оценки проекта, оформление портфолио, варианты постановки основополагающего вопроса, который влияет на цель создания проектной работы. Обязательным условием проекта является исследование (опыт, эксперимент, практическая работа и т.д.), посещение предприятий, организаций, музея, которое должно быть документально зафиксировано.

Представляю пример группового интегрированного проекта учащихся 7 класса: «Иллюзии вокруг нас».

Этапы и сроки проведения проекта.

  1. Подготовка (1 неделя) – определение темы и цели проекта, формирование группы.
  2. Планирование   (2 неделя) – определение источников, способов сбора и анализа информации, разработка критериев оценки, распределение обязанностей в группе.
  3. Исследование  (3 неделя) – сбор информации,  сравнительный анализ  результатов теоретических и практических исследований.
  4. Результаты  (4 неделя) – анализ собранной и полученной информации, для использования в продуктах (презентации, буклете, реферате).
  5. Представление  (5-6 неделя) – создание  презентации, буклета и защита проекта.

Паспорт проекта.

Тема учебного проекта: «Зрительные иллюзии. Геометрические парадоксы. Оптический обман».

Творческое название проекта: «Иллюзии вокруг нас».

Дидактические цели проекта: формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Какие компетентности формирует проект: в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в бытовой сфере.

Методические цели проекта: формирования у учащихся представления о зрительных иллюзиях в окружающем нас мире, их разновидностях; формирование грамотности учащихся в умении распознавания и обоснования причин возникновения оптических иллюзий.

Основополагающие и проблемные вопросы учебной деятельности: как найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном в окружающем нас мире?

Вопросы учебной темы (проблемные): почему возникают зрительные иллюзии; когда мы сталкиваемся с оптическим обманом на уроках геометрии; в каких областях человек использует оптические иллюзии.

Самостоятельные исследования учащихся в учебном проекте: зрительные искажения, двойственные образы, история изучения зрительных иллюзий, механизмы возникновения зрительных иллюзий.

Предметные области, в рамках которых проводится учебный проект: математика, физика, информатика, биология, ИЗО, МХК.

Оформление результатов проекта: презентация, буклет.

Оборудование: компьютер, цифровая камера, принтер, сканер, проектор, конструктор Лего.

Аннотация проекта.

Проект посвящен теме «Оптические иллюзии», который направлен на изучение окружающих нас иллюзий в различных областях человеческой жизни, причин их проявления,  истории изучения и областей применения. 

Проектная работа по этой теме является дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики и таких предметов как физика, биология, МХК. Материал, представленный в работе, расширяет кругозор учащихся, пополняет теоретические знания и объясняет оптические иллюзии с геометрической точки зрения.

Исследовательская деятельность учащихся носит практический характер, и  рассчитана на учащихся с любым уровнем знаний, который  будет вполне посилен для выполнения и достаточно интересен. Основная форма занятий практическая работа, финалом является систематизация полученных результатов. Метод обучения: групповое исследование. Работа учащихся в группе создает ситуацию успешности. Качественные проблемные вопросы развивают интерес к предмету исследования.

         Данный проект позволит повысить критичность оценки объективности данных получаемых в ходе наблюдения, более подробно ознакомит с характером деятельности исследований и процессом обработки результатов.

Предполагается, что результатами освоения учащимися данного курса, могут стать следующие умения:

  1. проводить анализ изображения для выявления возможных оптических обманов;
  2. группировать  иллюзии;
  3. показать применение особенностей нашего воображения на примере невозможных фигур;
  4. обобщать и открывать закономерности на основе примеров, практических работ, выдвигать гипотезы и делать необходимые проверки.

Таким образом, в процессе проектной деятельности по математике расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Научная статья "Роль проектной деятельности в военно-патриотическом воспитании школьников"

Раскрывается роль проектной деятельности в системе воспитательной работы образовательного учреждения на примере проекта "Великая отечественная война" в истории моей семьи. В проекте обозначены сильные...

Статья "Роль духовной музыки в воспитании современного школьника"

В статье идёт речь о цели занятий, посвящённых духовной музыке, о темах, связанных с православной христианской музыкой, которые изучаются на уроках музыки (по учебникам Критской, Сергеевой, Шмагиной)....

Роль физической культуры в воспитании современного школьника

Урок физической культуры является основной и обязательной формой физического воспитания в школе. На уроке учащиеся получают необходимый минимум знаний, умений, навыков, предусмотренных школьной програ...

Урок географии 7 класс " Страны Северной Америки . Канада". Статья " Экологическое образование и воспитание современного школьника"

Мои уроки и статьи.1.Разработка урока по географии 7 класса -" Страны Северной Америки . Канада " Показаны приемы работы с текстом учебника и картами. 2. Статья " Эколо...

«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»

laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...