Использование «Экспресс-диагностики» Н.Н.Павловой, Л.Г.Руденко в работе педагогов-психологов
материал по теме

Баталова Ольга Владимировна

Выступление на областных педагогических чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_oblastnyh_pedagogicheskih_chteniyah.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование «Экспресс-диагностики» Н.Н.Павловой, Л.Г.Руденко

в работе педагогов-психологов

              Я работаю педагогом-психологом в Центре диагностики и консультирования г. Ступино. На базе нашего Центра работает Психолого-медико-педагогическая комиссия и функционируют коррекционно-развивающие группы, в которых работают: учителя-логопеды, занимающиеся с детьми, имеющими отклонения в устной и письменной речи; учителя-дефектологи, проводящие занятия с детьми, имеющими диагноз ранний детский аутизм и задержка психоречевого развития; педагоги-психологи, занимающиеся подготовкой детей к школе и помогающие учащимся начальных классов в преодолении трудностей при овладении программным материалом.

             Большинство детей, обучающихся у нас в Центре – это дети дошкольного возраста. Дошкольное детство – это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, у ребенка активно формируется речь, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать как можно раньше, чтобы не допустить отставания в развитии.

            Перед зачислением ребенка в коррекционно-развивающую группу проводится диагностика развития психических процессов у детей. Для ее проведения психологи нашего Центра используют «Экспресс-диагностику» Н.Н.Павловой, Л.Г.Руденко. Данное пособие представляет собой набор классических методик, позволяющих выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы ребенка. Диагностические материалы структурированы по возрастам: 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6 лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В нашем Центре есть  дети, которые обучаются  ни один год, поэтому данный диагностический комплект позволяет нам, педагогам-психологам, наблюдать за развитием ребенка и обеспечивать непрерывное психологическое сопровождение с момента его прихода в наше учреждение до его выпуска в школу.

          По результатам обследования психологи разрабатывают для ребенка индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

           Очень большим подспорьем для работы психологов является входящее в диагностический комплект методическое пособие, так как в нем описаны возрастные особенности детей от трех до семи лет, а именно, как меняются с возрастом:

- анатомо-физиологические особенности: особенности опорно-двигательного аппарата, дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы;

-развитие личности ребенка;

- развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и  речи.

          Так же в пособии представлены: содержание и процедура проведения диагностики,  критерии оценки результатов и  необходимые для проведения диагностики материалы.

          Стимульные материалы делятся на три вида. Первая группа – предметы (матрешки, коробка форм, игрушки и т.п.), эти предметы в комплект не входят, их психолог подбирает самостоятельно. В пособии приводится только описание процедуры проведения данного теста. Вторая группа – материалы многоразового использования, и третья – расходные материалы, которые потребуются на каждого ребенка, их надо ксерокопировать. Два последних типа материалов включены в Приложения.

          Диагностика проводится психологом индивидуально с каждым ребенком, но если ребенок слишком тревожен, то в присутствии родителя.

           Данная методика хороша  тем, что она позволяет достаточно легко адаптироваться ребенку в новом для него месте. Вы спросите почему? Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. А представленные в диагностическом пособии методики построены на принципах игры. Малыш не знает, что с ним будут делать, отсюда страх, переживания. А тут незнакомая тетя предлагает поиграть. А ведь это совсем не страшно, а наоборот очень даже интересно. Новые игрушки, которых нет дома. Какой малыш откажется в них поиграть! Здесь очень важно доброжелательное, непринужденное  поведение психолога: действия ребенка поощряются, ему оказывается эмоциональная поддержка. И тогда малыш раскрывается, раскрепощается и психолог, играя с ребенком, получает необходимую для себя информацию, которую затем вносит в протокол обследования. В протоколе фиксируются результаты выполнения заданий, действий и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы. Результаты по каждому субтесту оцениваются в баллах: 2 балла – высшая оценка, 1 балл – средняя, 0 баллов – низшая. После проведения диагностики по всем субтестам подсчитывается общая сумма баллов. Полученные результаты условно делятся на 3 уровня: высокий, средний, низкий.

        Протокол является частью Диагностической карты, которая заполняется на каждого ребенка и включает в себя схему беседы, разделы «Примечания» и «Рекомендации». В примечаниях приводится дополнительная информация, отмечаются особенности работы ребенка: наличие или отсутствие интереса к заданию, темп, аккуратность, проявления утомления, уверенность, умение сосредоточиться; посадка ребенка за столом, сведения о том, какой рукой работает ребенок, правильно ли держит карандаш, характер действий, эмоциональные реакции и т.д.

        По результатам проведенного обследования для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации, которые также фиксируются в диагностической карте.

         Экспресс-диагностика Н.Н. Павловой, Л.Г.Руденко очень удобна в работе, так как в ней есть весь необходимый комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.

       Мы, психологи Центра диагностики и консультирования, рекомендуем использовать ее в своей работы.

Баталова Ольга Владимировна

педагог-психолог

Центра диагностики и консультирования г. Ступино


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в работе педагога-психолога

В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту,  активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...

Использование в работе педагога-психолога сетевых и дистанционных технологий

Важным компонентом образования в современном обществе является воспитание зрелой социализированной личности, способной креативно мыслить и свободно ориентироваться в условиях динамично меняющейся жизн...

«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога. 

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку  возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...

«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога». 

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку  возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...

Использование экспресс диагностики речевого развития Вербицкая ТЛ

Использование экспресс диагностики речевого развития...