Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования
статья по теме

Елена Геннадьевна Титова

Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования в рамках изучения национально-регионального компонента, на примере курса "Краеведение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования.

Титова Е.Г., учитель географии,

руководитель творческой группы учителей предметов обществоведческого цикла

Воспитание нравственности или воспитание нравов…Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических моментах русскому человеку, какие качества:

  1. Уважение и сострадание,
  2. Гордость и доброжелательность,
  3. Милосердие и патриотизм,
  4. Любовь к окружающему и ближнему.

И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. Если в начальной школе сеют зёрнышки духовно-нравственной культуры, где появляются её маленькие росточки, то в основной и средней школе на своих уроках мы должны заботливо и целенаправленно ухаживать за ними. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.

Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Исключительное значение имеет преобразование этих ценностей в личностные ценности каждого школьника, необходимо утвердить в их сознании следующие идеи:

  1. планета Земля - общий дом человечества;
  2. Родина - уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой;
  3. мир – покой и согласие между людьми, народами, странами – главное условие существования каждого человека и человечества в целом.

В школьном образовании обществоведческие науки призваны сыграть главную роль в формировании учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - «природа – человек – общество».

Все мы помним песню «С чего начинается Родина?». А что для наших учеников – Родина? На уроках обществознания, рассказывая о пространстве, где мы живём, я получила удивительные ответы: «Родина - это где находится моя семья. Родина – это мой дом. Родина – это русская природа. Родина – это мои земляки. В ней хорошо, уютно и тепло».

В каждом из этих учеников хочется в будущем видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы, человека, который ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?». А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни на уроках истории, о Родине, малой Родине. Рассказываем о традициях своей семьи, создаём генеалогическое древо.

Воспитывая любовь к  малой Родине  и, формируя гражданскую позицию, мы показываем  учащимся связь родного края, посёлка с Родиной, помогаем  уяснить неразрывную связь: единства посёлка с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

С 2004 года в областной базисный учебный план введён учебный предмет «Краеведение» в 6-9 классах, который  формирует у учащихся системные представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности. А изучение регионального компонента включено во все образовательные предметы.

«Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков», - вот лейтмотив краеведческой линии программы.

Данный курс предполагает сочетание разнообразных методов и приемов  преподавания. К основным можно отнести рассказ учителя; работу с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию; зарисовки в течение урока и домашние задания творческого и поискового характера в форме рисунков, сочинений, обеспечивающие практическую деятельность обучающихся. Большое место занимает эвристическая беседа и выполнение самостоятельных творческих заданий. Я выбрала комплексное (интеграционное) преподавание краеведения, где учитываются различные подходы, их сочетание и взаимодействие, горизонтальные и вертикальные связи в реальном учебном процессе. А раз главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, посёлок (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии, то в своей работе я  делаю акцент на совместное решение практических задач, адаптацию к реальной действительности, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности.

Вот лишь небольшие примеры из своего опыта:

На втором уроке в 6 классе , при изучении официальных символах России и Челябинской области, рассматриваю историю геральдической символики, что помогает объяснить цветовую гамму и форму герба. После такого ёмкого рассказа предлагаю нарисовать герб посёлка или своей семьи. Данная работа позволяет:

  1. Дать элементарные представления о геральдической символике
  2. Формировать умения выражать в рисунке свои зрительные представления о составлении гербовой символики
  3. Воспитывать гражданственность, аналитические способности, чувство меры

Природное краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Близкое знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интересы и склонности к полевой исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональной ориентации.

Виртуальные экскурсии по области, по Челябинску, Еманжелинску, выполненные самими учащимися, очерки о своей семье и семейных традициях, рассказы и зарисовки о любимом уголке природы или месте отдыха– вот тот фундамент, на котором держится воспитание патриота и гражданина.

Знания позволяют осуществлять  межпредметные связи со всеми образовательными предметами, изучаемыми в основной школе. Это делает возможным создание единой образовательно-воспитательной системы, которая позволит приобщать ребенка к духовным ценностям, воспитывать в нем высокую нравственность, ориентировать его на социально-значимую деятельность.

При изучении темы «Подземные воды местности» провожу экскурсию на родник посёлка, где рассматриваем особенности географического положения родника, его значение, берём пробу воды для дальнейшего исследования.

При таком изучении выявляются проблемы социального характера, в решении которых могут принять и школьники (уборка прилегающей территории, очистка родника).

Результаты совместной познавательно-исследовадельской деятельности убеждают, что наука строится на глубочайшем изучении реальности, окружающего мира. Воспитание личности исследователя сопряжено с огромной ответственностью педагога в деле формирования внутренней мотивации деятельности, направленности на систему ценностей, которые создают основу становления духовной личности. Этот вид деятельности формирует творческое сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное совершенствование этих новых отношений, атмосферу духовной близости, сотрудничества. Примером такого сотрудничества  - творческие работы и проекты по решению экологических проблем нашего края В.П. Котлованова «Решение проблем озера Сарыкуль» и «Благоустройства школьного двора».

Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, изучение краеведческого материала на уроках предметов обществоведческого цикла является  важным средством духовно-нравственного воспитания.

Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Условия духовно-нравственного развития учащихся в процессе литературного образования

Выступление на методобъединении учителей русского языка и литературы...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...