обобщение опыта по технологии
материал по теме

Страхова Зинаида Ивановна

Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме «Развитие Творческих способностей на уроках технологии и во внеурочное время».

          «..необходимо сформировать у них (детей) умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношения».                                                Б.М.Неменский

 

           Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.

                 Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. На современном этапе изучением понятия «творческих способностей» и анализом путей их развития занимаются такие ученые как И.Ф. Харламов, В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя и многие другие. Именно в творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.  

         Основной целью моей работы в школе является   создание условий для развития творческих качеств личности через практико-ориентированный подход в обучении.

 Для этого я  стараюсь решить следующие задачи:

  1. Прививать интерес к творческому поиску, формировать умение находить собственное решение,  
  2. Развивать целеустремлённость и настойчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
  3. Поощрять инициативность, уверенность в своих силах и способностях,  развивать навыки созидания, самореализации.

            Осуществляя взаимодействие с детьми с целью развития творческих способностей, придерживаюсь принципов гуманистической психологии, среди которых:

 -создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, которая может вдохновлять ребёнка, вселять уверенность в себе, развивать творческое начало;

 -создание климата взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности,

-восхищение каждой идеей ребёнка, поощрение оригинальности, использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.

В обучении технологии на первый план выдвигаю   общедидактические принципы: системность, наглядность, доступность, связи теории с практикой, а так же практические методы,. Это способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.  Практические методы обучения применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными, так как практической работе должно предшествовать инструкционное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций, образцов обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы.

Практические методы лучше других способствуют приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса.

Рассмотрим подробнее содержание используемых практических методов:

  1. Конструирование – основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование юбки, фартука или ночной сорочки, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данных объектов. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.
  2. Решение творческих задач – самостоятельное определение способа обработки, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решение задач, содержащих поисковые творческие элементы побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал. Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.
  3. Метод эксперимента – один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию, например эксперимента качества водопроводной воды в своем районе города или эксперимент воздействия на предметы и ткани колы, лимонада и простой воды. (видео)
  4. Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов. Значительный вклад в научное обоснование метода проектов внесли американские педагоги Килпатрик, Э. Коллингс; отечественные педагоги Л.Э. Левин, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, СТ. Шацкий и многие другие.

                Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое               задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной, пользующийся спросом, Выполнение проекта способствует  адаптации к новым социально-экономическим условиям: учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, продажную цену и т.д. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. (видео)  

  1. Уроки – деловые игры удобно проводить при повторении и обобщении темы, так как организация групповой работы позволяет охватить объемный материал.  Проводится обмен заданиями и мнениями. При проведении деловой игры по теме «Создай свое предприятие» в Модуле «Домашняя экономика и предпринимательства» 8 класс ставится задача по созданию виртуального востребованного предприятия  приносящего прибыль в нашем городе. При создании   учитывается  выгодное месторасположение, близость к потребителю, а также разрабатывается  товарный знак, различные виды рекламы.

        Раскрытию индивидуальных творческих способностей ребенка, обогащению его личного опыта, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности способствует кружковая работа. Уже более 10 лет я руковожу творческим объединением «Рукодельница», мною разработана программа «Красота природы в лентах» по вышивке шелковыми лентами. Этот вид рукоделия помогает в короткие сроки создать работу, в которой ребенок реализует свое понятие о красоте и видит результат творчества.

Развитию  мелкой моторики помогают занятия кружка «Умелые ручки» с учениками 1-х классов. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках пальцев» (В. Сухомлинский).

       

Новизна в методах обучения и воспитания, используемых мной,  состоит в том, что:

- использую  индивидуальные творческие проекты, как основной метод развития творческих способностей, самореализации и социализации школьников;

-  разрабатываю  авторские программы для учащихся 1-9 классов, с целью выявления и поддержки одаренных детей;

- мотивирую познавательную деятельность за счет практической направленности, добиваюсь положительного отношения к технологии и высокого рейтинга предмета в течение всех лет обучения;

- организую самоконтроль и взаимоконтроль  результатов самостоятельной работы на уроке, оказывая оперативную помощь;

- создаю ситуацию успеха, предлагая ученику посильные задания с поэтапным возрастанием их  сложности.

- наряду с традиционными технологиями организации коллективного творческого дела, использую в воспитательной деятельности метод социального проектирования.  Сл. дня пожилого человека

                  Актуальность моего опыта прежде всего выражается в практико-ориентированной деятельности. В современном обществе подавляющее большинство населения утратило те навыки, которые испокон веков были традиционными: вышивание, шитье, изготовление предметов быта, декоративное украшение их, предоставив это предприятиям промышленности и обслуживающей сферы. Мои ученицы, благодаря практикуемым методам преподавания и внеклассной деятельности хорошо владеют описанными приемами, используя их в повседневной практике.

Одной из проблем для молодых преподавателей технологии является недостаток дидактического материала для уроков. Мною в течение 16 лет разработаны и систематизированы инструкционные карты по всем урокам технологического цикла. Охотно делюсь своими разработками на школах передового опыта, семинарах.

Применяемые мною методы способствуют высокой результативности участия лицеистов в предметных олимпиадах, конкурсах декоративно-прикладного творчества. Так в период с 2008 по 2012 год мои ученицы занимали призовые места (2 призера и 4 победителя) в  муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по технологии. Сл табл. В 2009 году Екатерина Мышкина стала призером, в 2012 Екатерина Савельева  - победителем регионального этапа.  

Стабильно высокими остаются результаты участия кружковцев в конкурсах художественного и декоративно-прикладного творчества.

В работе с классным коллективом мне также очень помогает метод социального проектирования, позволяющий выявить творческие и лидерские способности учащихся. Об эффективности его использования свидетельствуют следующие  результаты

год

конкурс

Занятое место

2010 г

Городской конкурс «Самый классный класс»

1 место

2011 г

Городской конкурс «Мы дети твои, Галактика»

2 место

2011

Городской конкурс-фестиваль «Безопасное колесо»

1 место

Достаточно проверенный  по времени и подтвержденный  положительными  результатами работы  мой опыт  в первую очередь важен тем, что помогает  ученикам ответить на главные вопросы, которые рано или поздно встают перед любым человеком: каков окружающий меня мир и каково мое место в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"

Обобщение моего опыта по технологии по теме  "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА. Игровые технологии

К теоретическому материалу прилагается методическая разработка занятия по культуре речи (была раньше такая дисциплина), где применяется интеллектуальная дидактическая игра "Лото с синонимами", и фотог...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА. Интерактивные технологии

Приводятся не только теоретические выкладки, но и примеры использования технологии...

Обобщение опыта использования технологии проектной деятельности на уроках геометрии

Выступление на семинаре "Обобщение опыта использования технологии проектной деятельности на уроках геометрии"...

Обобщение опыта учителя технологии по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения».

В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном трудовом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие позн...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"

Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"...


 

Комментарии

Страхова Зинаида Ивановна

Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеурочное время.