Особенности планирования деятельности предметно-методических объединений и обеспечение вариативных образовательных маршрутов в условиях личностно- ориентированного обучения и классно-урочной системы
статья по теме

Буланова Оксана Владимировна

Планирование работы ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_rmo.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад на РМО

ТЕМА: Особенности планирования деятельности предметно-методических объединений и обеспечение вариативных образовательных маршрутов  в условиях личностно- ориентированного обучения и классно-урочной системы

    Подготовила учитель русского языка и литературы

    МОУ Коченёвская  сош №2

    Буланова Оксана Владимировна

Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.

Методическое объединение организуется при наличии в школе не менее трех учителей, работающих по одному предмету или по одной образовательной области . В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин.

Как должна быть организована работа методического объединения в школе? Ответить на этот вопрос можно, если серьезно задуматься над тем, какие учебно-воспитательные задачи решает образовательное учреждение, какими силами планируется осуществить решение стоящих перед школой проблем в данный момент времени. Работа МО в образовательном учреждении должна носить системный характер. Как известно, системой называют целое, состоящее из частей. Система включает в себя подсистемы. Подсистемами в данном случае можно назвать основные направления деятельности методических объединений учителей различных учебных предметов (повышение квалификации, самообразование, деятельность по обобщению и распространению опыта работы, главная задача обобщения опыта — это определение достигнутых учителем методических успехов). Элементами данной системы являются кадровый состав и уровень профессиональной подготовки учителей, учебные предметы и особенности структуры и содержания преподавания в данный период, учащиеся школы и их возможности и потребности, а также многое другое.

План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды. Цели, которые ставятся, должны быть реальными и достижимыми. При этом нужно помнить, что цель — это ожидаемый результат образования, а задачи — формулировки того, как мы хотим достичь этих целей и что для этого необходимо сделать. План — это программа достижения целей, которая отражает задачи, объединяет усилия руководителей и исполнителей, обеспечивает последовательность мероприятий и преемственность в работе всех структур образовательного учреждения. План должен показывать, кто и что должен делать и в какие сроки.

Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и задачи, стоящие перед конкретным образовательным учреждением в данный момент. План работы составляется председателем МО в соответствии с планом работы школы, отражающим рекомендации окружных и городских методических кабинетов, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы.

В плане работы следует выделить основные приоритеты , такие как повышение качества обучения, повышение качества преподавания, совершенствование воспитательного процесса , направленного на развитие личности ребенка.

Строить работу методического объединения необходимо в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей школы в данный период. В ходе обсуждения общешкольной темы на заседании методического объединения желательно конкретизировать ее в работе учителей различных циклов в целом и каждого педагога в отдельности. После определения темы, над которой работают учителя данного цикла, нужно наметить форму ее практического выхода : выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т. д.

Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.

На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

\

Рекомендации по планированию работы школьных МО

План работы должен иметь следующие разделы.

•  Банк данных членов МО.

Ф.И.О.

Предмет

Педстаж

Предметное

образование, категория

Тема самооб-разования, год

Практичес-кий выход, обобщение опыта

Курсы, год, где, № удост.

Следующий период обучения

•  Анализ работы МО за прошедший год.

•  Цели и задачи деятельности МО на новый учебный год.

•  Методическая тема, над которой работает МО.

•  Методическое обеспечение предметов.

Класс,Год

Учебник, год издания, автор

Количество часов

Программа, автор, год

Комплек-тация

программа

план

5 класс

 

 

 

 

 

6 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•  График или текстовой вариант системы повышения квалификации учителей МО.

•  Участие в контроле за качеством обучения и преподавания (графики взаимопосещения уроков, открытых уроков, проведения контрольных/лабораторных работ по предмету и т. д.).

•  Самообразование учителей.

Ф.И.О.

Предмет, класс

Год повыше-ния квалифи-кации

Тема самообразова-ния

Формы отчета по самооб-разованию

Какой опыт обобщается

Какие материалы готовит для МО, пед-совета и т. п .

(Содержание ячеек № 4, 5, 7 должно быть связано с темой самообразования.)

•  Планирование заседаний МО (с указанием тематики).

•  Работа с молодыми или вновь прибывшими специалистами.

•  Внеурочная деятельность по предмету (предметные недели, олимпиады, конкурсы).

•  Укрепление учебно-материальной, технической базы кабинетов.

Кабинет  

 Состояние кабинета

       План пополнения

Наглядные

пособия

ТСО

Метод. литература

        Дидакт.материал    

 

 

 

 

 

 

  При планировании работы МО рекомендуется включить следующие вопросы.

•  Вопросы теории и методики преподавания предмета, вопросы педагогики и психологии (выступления специалистов).

•  Опережающее изучение трудных разделов и тем программы. Обзор методической и педагогической литературы.

•  Изучение нормативных документов.

•  Изучение новых программ и учебников.

•  Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий.

•  Вопросы преемственности и межпредметных связей.

•  Вопросы о едином орфографическом режиме и проверке тетрадей.

•  Работа по изучению и распространению передового педагогического опыта, организация семинаров по изучению опыта работы в сочетании с практическим показом.

•  Организация целевых взаимных посещений и открытых уроков.

•  Изучение состояния преподавания учителей и качества знаний учащихся.

•  Организация наставничества, стажировок в работе с молодыми специалистами.

•  Подготовка экзаменационного материала.

•  Сообщения учителей, посещающих предметные курсы, семинары, консультации.

•  Подготовка к педчтениям, предметным конференциям, районным совещаниям, семинарам и т. п.

•  Отчеты учителей по теме самообразования.

•  Организация накопления методических материалов и разработок.

•  Организация выставок конспектов уроков, тематических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, рефератов, творческих работ учащихся, лучших тетрадей.

•  Внеклассная работа по предмету.

Доклад на РМО

ТЕМА: Особенности планирования деятельности предметно-методических объединений и обеспечение вариативных образовательных маршрутов  в условиях личностно- ориентированного обучения и классно-урочной системы

    Подготовила учитель русского языка и литературы

    МОУ Коченёвская  сош №2

    Павлова Ольга Владимировна

ВАРИАТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ 

Вариативный образовательный маршрут - это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении школьными специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени. Цель вариативных образовательных маршрутов: обеспечить формирование и реализацию потребности учащихся в самоактуализации, саморазвитии на основе оптимизации и выбора учебной, психологической и физической нагрузок.

Задачи вариативных образовательных маршрутов нам видятся следующие:

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения и воспитания учащихся с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

обеспечить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

использовать оптимальный тип (способ) обучения, который объединял бы в себе форму организации учебной  деятельности и эффективный метод индивидуального обучения и воспитания учащихся разного возраста;

активизировать познавательную деятельность учащихся в урочное и внеурочное время, повысить роль самостоятельной творческой исследовательской работы учителя и ученика;

обеспечить развитие целостной структуры личностных свойств ученика, позволяющих наиболее успешными способами осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал.

Термином «вариативный образовательный маршрут» обозначается содержательно-смысловая характеристика  определенного вида образовательной, формирующей и развивающей деятельности школы и, прежде всего, личностной включенности в этот процесс самого ученика. Определяя сущность вариативного образовательного маршрута и опираясь на представленные в современных психолого-педагогических исследованиях характеристики, выделим два аспекта его рассмотрения:

вариативный образовательный  маршрут как характеристика и принадлежность учащегося. В данном случае маршрут рассматривается как образовательно-формирующий, коррекционно-развивающий, диагностический путь, направление движения субъекта (ученика), выбор им индивидуального содержания обучения и воспитания, форм организации своей учебной деятельности, ориентация на собственное личностное развитие под влиянием личностно ориентированного взаимодействия в данном образовательном учреждении и определение результативности своей учебной деятельности;

вариативный образовательный маршрут как характеристика и принадлежность развивающей образовательной среды конкретного учреждения. В этом случае маршрут рассматривается как особый тип, способ, вариант обучения и воспитания, позволяющий педагогам обеспечить наиболее полную индивидуализацию школьного образования и отследить результаты эффективности этого процесса.

Вариативные образовательные маршруты, по нашему мнению, следует рассматривать как основные содержательные линии и направления в организации образовательного процесса, в рамках которого обеспечивается реализация учителями личностно ориентированной педагогической деятельности, как средство реализации и «заданности» в данном (конкретном) образовательном учреждении  характеристик личностно ориентированного образования.

Модельное представление вариативного образовательного маршрута как направления движения определенной группы учащихся в образовательном пространстве школы позволяет вычленить его сущностные характеристики с точки зрения индивидуализации образования. Назовем их:

характеристика осваиваемых учащимися единиц образования в соответствии с их индивидуальными особенностями развития и способностями к учению;

целостная структура личностных свойств ученика, в которой выделяется направленность детерминационных признаков, позволяющих наиболее успешным способом осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал;

результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.

Содержательные параметры вариативного образовательного маршрута определяются как:

индивидуальное содержание обучения и воспитания определенной группы учащихся;

специфические средства овладения необходимым (программным) содержанием, способы образовательной деятельности учащихся;

особый тип обучения, объединяющий в себе форму организации учебной деятельности и специфический метод индивидуального и дифференцированного  обучения и воспитания;

успешность учащегося в определенной сфере образовательной деятельности, выявление профиля личностного познавательного маршрута ученика;

оптимальные условия обучения, создаваемые в образовательном учреждении для развития личностного потенциала учеников с определенными индивидуальными особенностями.

На основе анализа индивидуальных особенностей различных учащихся и их деятельностных характеристик выделяются как минимум четыре вариативных маршрута: вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития; вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем; вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении; вариативный образовательный маршрут для одаренных учащихся с различными специальными способностями. Структура названных вариативных образовательных маршрутов определяется применительно ко всем этапам школьного обучения и  отражает как учебную деятельность школьников, так и другие виды их деятельности в образовательном пространстве школы.

Основанием для выбора вариативного образовательного маршрута учащихся является:

желание родителей;

мотивация учащихся к обучению;

состояние здоровья учащихся;

уровень готовности обучаемых к освоению образовательной программы школы.

С учетом особенностей вида образовательного учреждения изменить вариативный образовательный маршрут возможно за счет: набора предметов для изучения по выбору (8-11-е классы); участия в индивидуальных и групповых занятиях (5-11-е  классы); тематики и уровня учебно-исследовательских и проектных работ (5-11-е классы); дополнительного образования (выбор и участие в работе кружков, секций, студий, клубов, объединений).

Реализация вариативных образовательных маршрутов обеспечивается выбором индивидуальных образовательных программ. Различают два подхода к пониманию индивидуальной образовательной программы.

Первый подход в общих чертах изложен в документах по модернизации (Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ). Индивидуальная образовательная программа в указанных материалах мыслится соотнесенной «с интересами и послешкольными жизненными планами юношей и девушек», то есть  индивидуальная образовательная программа прежде всего социально ориентирована. Средствами реализации индивидуальных образовательных программ являются профилизация и вариативность обучения на третьей ступени обучения. Обеспечение вариативности обучения (школьный компонент)  задача  школы. Каждый ученик вправе указать набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки (ученический компонент). Таким образом, индивидуальная  образовательная программа есть лично-избирательный вариант школьного компонента.

Обращаясь к идее реализации вариативных образовательных маршрутов, считаем необходимым использовать оба названных подхода в единстве и взаимодействии, поскольку они не противоречат друг другу, а, наоборот, естественным образом дополняют друг друга и позволяют обеспечить их эффективную реализацию в массовой школе системно и комплексно.

…Более подробно с данной  проблемой можно познакомиться в книгах таких авторов, как В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, Т.Н.Князева и других. Эти издания достаточно известны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Представление педагогического опыта: «Иннoвационные методики в процессе обучения учащихся физике в условиях личностно — ориентированного обучения».

В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в сoвременном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации oбразования, я об...

Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно – ориентированного обучения

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения ...

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...