Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика
статья по теме

 

Нет радости выше тех, которые нам доставляет изучение истины.

У. Бэкон

 

Такой девиз имеет наше научное общество учащихся (НОУ). В его задачи входит приобщение ребят к исследовательской деятельности. Целью такой работы является развитие творческих способностей, формирование исследовательской компетентности учащихся. Задача учителя-руководителя – пробудить любопытство, сделать его осознанным. Известно, что интерес и свойства личностивырабатываются лишь в процессе деятельности, причём развитие мышления происходит в прямой зависимости от характера познавательных задач, которые приходится решать. В связи с этим исследовательская деятельность является очень значимой и полезной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.В. Сивец, руководитель научного общества учащихся, МБОУ «Вешенская СОШ»

Организация исследовательской деятельности школьников:

теория и практика

Нет радости выше тех, которые нам доставляет изучение истины.

У. Бэкон

Такой девиз имеет наше научное общество учащихся (НОУ). Инициатором деятельности ученического НОУ стала директор школы  Прошунина Ольга Васильевна. Общество существует шесть лет, и все эти годы я являюсь его руководителем.

В его задачи входит приобщение ребят к исследовательской деятельности. Целью такой работы является развитие творческих способностей, формирование исследовательской компетентности учащихся. Задача учителя-руководителя – пробудить любопытство, сделать его осознанным. Известно, что интерес и свойства личности вырабатываются лишь в процессе деятельности, причём развитие мышления происходит в прямой зависимости от характера познавательных задач, которые приходится решать. В связи с этим исследовательская деятельность является очень значимой и полезной.

В Уставе общества говорится, что это добровольное объединение учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства и техники, развивать свой интеллект, расширять научный кругозор, приобретать умения и навыки исследовательской индивидуальной и коллективной работы под руководством специалистов. Деятельность ученического общества подчинена решению целого ряда задач, среди которых:

  1. раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к исследовательской деятельности, создание оптимальных условий для реализации их творческого потенциала;
  2. профессиональная ориентация учащихся, ориентация на творческую деятельность;
  3. углубленная подготовка членов сообщества к самостоятельной исследовательской работе;
  4. создание условий для вовлечения в коллективную поисковую деятельность учащихся;
  5. проведение исследований, имеющих практическое значение, разработка и реализация исследовательских проектов;
  6. пропаганда достижений науки, техники, культуры.

НОУ участвует в организации выставок ученических работ, в проведении научных конференций и предметных конкурсов, общешкольных акций.

Члены ученического научного общества принимают участие в различных конкурсах  районного, федерального, всероссийского и международного уровней.

Призеры предметных Чемпионатов, такие как Локтионов Глеб и Колычев Сергей были приглашены в летний лагерь «Дерзание». Конечно, таких детей немного, но мы гордимся тем, что в небольшой школе Ростовской области есть дети, которые стремятся к познанию и творчеству.

Ежегодно, главным событием НОУ является итоговая школьная конференция, в которой принимают участие учащиеся 8 – 11 классов (для ребят 5-7 классов, только пробующих свои силы в исследовательской деятельности, проводится малая конференция в конце 1 четверти). Как правило, это конференции тематические, и их тематика связана с родным краем, с людьми, которые проживают (проживали) в нашей станице, районе, области. Например, такие как «На Вешенской земле» (2007), «Донской край – Шолоховский край – Мой край» (2009), «Родословная: как, зачем, для кого?» (2009),  «Они сражались за Родину» (2010), и другие.

Большинство работ, представляемых на конференции, носит исследовательско – поисковый, проектный характер. Ребята,  под руководством преподавателей ставят задачи, цели, определяют план поисковой деятельности. Для будущего доклада учащимся нужно найти и систематизировать информацию в литературных источниках, свободно ориентироваться  в глобальной сети Интернет (ведь требуется не только изучить разделы предметной области, но и  гораздо глубже и полнее рассмотреть материал, чем это требует школьная программа), критически сопоставить различные гипотезы и теории, а также побеседовать с «живыми источниками», выполнить видеосъемку беседы, обработать анкеты, построить диаграммы, приготовить видео- и аудиоподтверждения тем фактам, которые  будут излагаться в докладе.

Конференции становятся праздником для учеников. Главным достижением наши руководители считают организацию общения школьников со сверстниками, в результате которого ребята представляют хорошие работы, удовлетворяют свои потребности в исследовательской деятельности, достойно представляют свои результаты.

Творческую работу с ребятами организуют учителя-энтузиасты. Это заинтересованные в будущем творческом потенциале нашей школы, нашего района и  области, нашей страны: Челомбиева Е. И., Саклакова Н.М., Тарасова Т.А.

Традиционно сильными являются экологические и исторические исследования, в числе которых можно привести в пример следующие работы: М. Кузнецовой «Родословная: как, зачем, для кого?», Ю. Атепиной «Неоконченная история», М. Посуконько  «Молодежные движения Шолоховского района». 

Среди работ, защищенных на конференциях, имеются немало таких, которые участвовали в различных конкурсах исследовательских работ (районный и областной «Отечество»,  конкурсе им. В.И. Вернадского, конкурсы исследовательских работ в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и другие) и заслужили призовые места.

Одна из работ («Награды в моей семье», Мельникова Н.) публиковалась в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Научное  общество учащихся МБОУ «Вешенская СОШ» не собирается останавливаться на достигнутом, у руководителей и  детей  на будущее много планов и интересных проектов. Одно из главных мероприятий – подготовить к изданию сборник творческих работ учащихся, систематизировать летопись общества.

Анализируя деятельность НОУ можно лишний разубедиться, что школьная жизнь – это не только уроки и домашние задания, она намного шире и разнообразнее. но и общение между учащимися, возможность заявить себя как  личность

Разумеется, это благоприятно влияет на формирование у школьников научного мировоззрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Статья "Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы".Авторы: Коркина И.Н. Тимофеева О.Н.

Одна из проблем школы - развитие творческих способностей учащихся. Найти решение этой проблемы помогает вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Главной ее целью является разв...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Доклад «Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы» Авторы: Коркина Ирина Николаевна, учитель английского языка, Тимофеева Оксана Николаевна, учитель литературы, ГБОУ гимназия №114, Выборгского р-на Санкт-Петербург

laquo;Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегдабудет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоя...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.

Статья посвящена краткому обзору основных научных методов, которые встречаются в исследовательских работах  учащихся 9-11 классов по биологии и экологии. В статье кратко рассмотрены проблемы и во...

Практика организации исследовательской деятельности учащихся в процессе реализации ФГОС ООО

Анализируется опыт работы коллектива школы по обучению учащихся исследовательской деятельности, в том числе для детей с академическими трудностями....