Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей
статья по теме

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики.

Участие впредметной проектной деятельности позволяет формировать способность брать ответственность на себя, совместно принимать решение, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, заниматься самостоятельно своим обучением, учит отстаивать своё мнение, вступать в дискуссию. Эта деятельность учащихся – партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата (успешный опыт в этом направлении у нас есть).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korzh_m.m._statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Корж Мария Михайловна заместитель директора по УВР,

учитель истории I категории,

МБОУ « Устино-Копьевская средняя общеобразовательная школа»

Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей

В настоящее время в нашей стране происходит модернизация образования. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор “ключевых компетентностей” в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.

У выпускников должны быть сформированы:

  1. Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем).
  2. Компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий).
  3. Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов).
  4. Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением).
  5. Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь).

В последние десятилетия произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования:

  1. Произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах.
  2. Возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования.
  3. Усилено внимания изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально-экономической истории.

Исходя из этих особенностей времени сложилась моя система преподавания истории и обществознания в школе. Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно ориентированного обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся. В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, педагогических мастерских, критического мышления, проектные методы обучения, ИКТ. Любые технологии сами по себе – ещё не гарантия успеха. Учитывать необходимо и культурную ситуацию в школе, личностные особенности учеников, скорость усвоения учебного материала, уровень владения компьютером.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики.

Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать способность брать ответственность на себя, совместно принимать решение, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, заниматься самостоятельно своим обучением, учит отстаивать своё мнение, вступать в дискуссию. Эта деятельность учащихся – партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата (успешный опыт в этом направлении у нас есть).

Преподавание истории и обществознания с использованием проектной деятельности способствует формированию информационных компетенций, развитию критического мышления у учащихся. Необходимость последней компетенции обусловлена следующими причинами:

  1. Развитием массовых коммуникаций и манипулятивных технологий.
  2. Возникновением новых интерпретаций прошлого в связи с открытием новых источников или переосмыслением старых.
  3. Использованием исторических фактов в рекламе и современных художественных фильмах.
  4. Освоением информационных “джунглей” Интернета.

Большую роль в формировании “критического читателя” и “критического зрителя” играет технология развития критического мышления. Данная технология особенно востребована в 10-11 классах, во втором концентре; т.к. приходится опираться на факты, изученные в основной школе, а они учащимися основательно забыты. В данной технологии я провожу целые уроки и использую отдельные приемы. Информационная компетентность учащихся успешно формируется не только при работе с текстами, но и при использовании ИКТ.

С учащимися мы проводим конкурсы проектов презентаций. Конкурсы были проведены по темам: “Изображение исторических персоналий в культуре”, “Юбилейные даты России”, “Герои Великой Отечественной войны”, “Школьная форма”, “Развитие военной техники в годы Великой Отечественной войны”. Проект “Школьная форма” был представлен на Совете школы, общешкольных родительских собраниях и получил высокую оценку. Лучшие презентации “Герои России” были показаны учащимся младших классов.

  Данный метод позволяет успешно формировать социальные и коммуникативные компетенции, т.е. включить максимальное количество учащихся в социально-полезную деятельность, осуществить успешно связь школы с жизнью, с личным опытом ребенка, проявить учащимся лидерские качества, стимулирует инициативу, самостоятельность, ответственность.  Совместная работа учителя и учащихся помогает максимально приблизить учебный процесс к реальной жизненной ситуации, а, значит, у ребят появляется возможность проявить следующие компетенции: способность находить новые решения, быть гибким перед лицом быстрых изменений, умение организовывать свою работу, выполнять свои социальные роли.

Время движется вперёд, меняются взгляды на жизнь, образование, меняются приоритеты, социальный заказ общества, поэтому педагогу всегда есть с кем работать и над чем работать.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья : Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания.

Данный материал представляет собой краткое представление личного опыта применения метода проектирования ....

Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания.

Данный материал не исчерпывающее методическое исследование. а краткое представление личного опыта применения метода проектирования ....

Применение метода учебных проектов в преподавании истории (обществознания) как средство повышения качества знаний обучающихся

Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации - обобщение опыта работы по теме самообразования ( теория и результаты работы )...

Педагогический проект «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»

Цель: обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов сформировать способности к самообразов...