Нетрадиционные формы методического сопровождения при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию (предметная неделя).
методическая разработка (11 класс) по теме

Бардик Юлия Владимировна

  Проведение методической предметной недели истории и обществознания на уровне муниципального образования являетсяактуальным.   Это одна из самых массовых форм организации творческой деятельности педагогов и учащихся, которая предоставляет возможность для применения на практике знаний и умений в различных областях, способствует  формированию творческих способностей учащихся, раскрытию их индивидуальных способностей. Одновременно методическая неделя истории и обществознания  способствует повышению профессиональной компетентности учителей.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бардик Юлия Владимировна,

Учитель истории МБОУ СОШ № 10

Методист МКУО РИМЦ

Павловского района

Краснодарского края

Материалы выступления на

 Краевой педагогический фестиваль «Инновационный поиск – 2011»

Нетрадиционные формы методического сопровождения при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию (предметная неделя).

 Научно-методическая литература по данной теме подразделяется по двум направлениям. Первым направлением является изучение использования педагогических технологий на уроках истории и обществознания. Вторым направлением - подготовка учащихся к ЕГЭ по указанным предметам.

         Проблема приведения предметных недель мало изучена.  По данной теме распространяли опыт проведения предметных недель в отдельно взятом общеобразовательном учреждении.  Материалов о проведении методической недели на муниципальном уровне, которые были бы направлены на подготовку учащихся к ЕГЭ нет. В Павловском районе такие мероприятия проводились впервые и по данному вопросу  опыт на муниципальном уровне  не обобщался.

        На сегодняшний момент достаточно актуальным является  проведение методической предметной недели истории и обществознания на уровне муниципального образования. Методическая предметная неделя  является одной из самых массовых форм организации творческой деятельности педагогов и учащихся. Она предоставляет возможность для применения на практике знаний и умений в различных областях, способствует  формированию творческих способностей учащихся, раскрытию их индивидуальных способностей. Одновременно методическая неделя истории и обществознания  способствует повышению профессиональной компетентности учителей и организуется согласно плану работы управления образованием.

Цели методической недели:

- совершенствование  профессионального мастерства педагогов в процессе организации и проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- обеспечение индивидуального похода в развитии компетенций педагогов;

- создание условий для реализации творческого потенциала педагогов.

Основными задачами недели  являются:

- оптимизация процесса обучения в условиях подготовки школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию;

- диссеминация опыта работы учителей, учащиеся которых добились наивысших результатов на ЕГЭ по истории и обществознанию;

- изучение опыта внеурочной подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Методическая неделя проходила в 4 этапа.

1. Подготовительный этап, когда создавалась проблемная группа. Сюда вошли:

 - методист РИМЦ,

- тьюторы по истории и обществознанию,

- учителя – предметники, работающие много лет в выпускных классах,

-педагоги, учащиеся которых показывают наивысший результат на ЕГЭ по предмету,

-зам. директора, руководители ППЭ, имеющие опыт работы.

Разрабатывался план мероприятий, определялся срок проведения предметной недели. Было решено провести Неделю истории и обществознания в декабре 2010 года. Это связано с тем, что:

1. Активная подготовка учащихся к итоговой аттестации начинается со второго полугодия,

2. Проведение консультации по предметам с середины III четверти,

3. Выбор учащимися предметов для сдачи в форме и по материалам ЕГЭ проходит до 1 марта.

Вторым этапом методической недели стало проведение конференции для учителей истории и обществознания «ЕГЭ по истории и обществознанию: педагогический опыт подготовки учащихся». Здесь поднимались вопросы о системе работы РМО по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию; учителя, учащиеся которых добились наивысших результатов, поделились своим опытом работы; тьютор по обществознанию презентовала элективный курс «Введение в ЕГЭ. История»; заместители директоров, имеющие опыт работы на ППЭ, провели лекторий для учителей истории и обществознания по процедуре проведения экзаменов, в ходе которых выявлены проблемы, недостатки, тонкости; одним из вопросов конференции стала тема о психологической  готовности  к ЕГЭ.

В помощь  всем педагогам на каждое ОУ были подготовлены раздаточные материалы, где содержатся:  

-  КИМы  по истории и обществознанию прошлых лет,

- буклеты для учащихся 9,11 классов, которые содержат разъяснительную информацию (Приложение 9, 10).

- тематические презентации в помощь учителю для использования на уроках истории и обществознания,

- материалы по процедуре проведения ГИА-9,11 (Приложение 5,6),

- памятки (Приложение 11,12,13),

- правила заполнения бланков ответов и фильм по данному вопросу (Приложение 14),

- электронная учебная и практическая литература для использования при подготовки к Г(и)А,

- памятки психолога для учителей и учащихся (Приложение 15, 16).

 Весь представленный материал облегчил подготовку и проведение методической недели в отдельно взятом общеобразовательном учреждении.

Третьим этапом проведения методической недели заключался в проведении мероприятий на базе образовательных учреждений. Методистом был предложен примерный план проведения недели истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях. Основными мероприятиями стали:

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Приложения

Методическая неделя истории и обществознания

в образовательных учреждениях

1.

Заседание ШМО  учителей истории и обществознания (гуманитарного цикла) «Нормативно-правовая база по проведению ЕГЭ и Г(и)А».

06.12. – 09.12.

2010 г.

Протокол заседания ШМО (Приложение 17)

2.

Круглый стол «Мониторинг знаний учащихся с целью повышения качества образования по обществоведческим дисциплинам».

Тема заседания ШМО, ФИО выступающих,  практический выход (Приложение 18)

3.

Обновление уголков по итоговой аттестации согласно методическим рекомендациям (Приложение 19).

Фото уголка итоговой аттестации в кабинете истории и обществознания (Приложение 20)

4.

Взаимопосещение уроков, факультативов, консультаций, элективных курсов с элементами подготовки учащихся к ЕГЭ, Г(и)А с последующим анализом.

Разработки уроков,

отзывы об уроке

 (Приложение 21,22,23,24)

5.

Внеклассные мероприятия на обществоведческую тематику.

Разработки  мероприятия, фото, отзывы

 (Приложение 25,26)

6.

Библиотечный урок на историческую тематику.

Разработки уроков,  фото

(Приложение 27,28)

7.

Оформление в библиотеке выставки имеющейся литературы, мультимедийных материалов, Интернет-ресурсов, видеоматериалов в помощь учащихся для подготовки к ЕГЭ.

Фото

(Приложение 29)

8.

Проведение обучающих лекториев для учащихся по структуре заданий КИМов и процедуре заполнения бланков ответов.

Тема лектория, ФИО ответственного за проведение, участники

 (Приложение 30)

9.

 Составление памяток для учащихся по процедуре проведения ЕГЭ и Г(и)А, психологических рекомендаций.

Бюллетень

10.

Проведение беседы учащихся и родителей с психологом.

Материалы беседы

 (Приложение 31)

11.

 Проведение родительских собраний с включением вопросов подготовки к итоговой аттестации выпускников.

Копия протоколов

 (Приложение 32, 33)

12.

Выставление на сайт ОУ материалов по итогам проведения методической недели.

Перечень материалов, выставляемых на сайт

13.

Оформление отчетной документации по итогам методической недели.

Файловая папка, электронная версия разработок

Согласно указанному плану предметной методической недели во всех школах Павловского района проходили однотипные мероприятия для того, чтобы учащиеся и родители всего района могли своевременно получить одинаковую достоверную информацию.

Заключительным этапом предметной недели стало проведение круглого стола для учителей истории и обществознания «Современные методы, технологии и формы обучения в преподавании истории и обществознания», где учителя представляли опыт работы с использованием современных  педагогических технологий, таких как технология блочного повторения, деятельностный метод обучения, личностно-ориентированный подход, проблемное обучение.  Каждое выступление преследовало цель  познакомить с отдельно взятой технологией  и представить ее на практике на различных этапах урока.

        На этапе рефлексии педагоги районного методического объединения, работая в группах, составляют отзывы о выступлениях и проведении методической недели истории и обществознания в целом.

Для сплочения коллектива, последующего  благоприятного взаимодействия и привлечения на другие методические мероприятия педагогов РМО, завершение методической недели истории и обществознания сопровождается приглашением творческих личностей Павловского района, которые читали стихи и прозу, пели кубанские  казачьи песни.

Делая выводы необходимо отметить, что результатами методической недели истории и обществознания стали:

1. Систематизация методического материала по подготовке учащихся к  ЕГЭ;

2. Формирование пакета дидактических материалов по подготовке к итоговой аттестации;

3. Привлечение внимание родителей к проблемам качественной сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию.

Таким образом, проведение методической недели истории и обществознания должно стать одним из отправных пунктов в системе работы муниципального образования по подготовке учащихся к итоговой аттестации по истории и обществознанию. Все мероприятия  обычно проходят в отдельно взятом образовательном учреждении, технологии по проведению предметных недель разнообразны, они разрознены и организуются в хаотичном порядке. При соединении методов и мероприятий появляется возможность сформировать систему работы, ориентировать все образовательные учреждения муниципалитета на единые требования и рекомендации по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Более высокой ступенью может стать учебно-методическая декада, где будут объединены  следующие мероприятия:

-открытые уроки победителей ПНПО в рамках сетевого взаимодействия;  

- проведение пробных ЕГЭ по истории и обществознанию с целью формирования  у учащихся опыта работы в той атмосфере, которая будет на ЕГЭ, умений и навыков заполнения бланков ЕГЭ и работы с КИМами, выявление пробелов в знаниях с последующей работай по их ликвидации;

  - работа консультационных пунктов для учащихся, которые выбрали ЕГЭ по истории и обществознанию.

-дистанционные консультации по обществознанию.

Такая система работы уже сформирована в муниципальном образовании Павловский район и дает определенные результаты:

 в 2008 – 2009 учебном году Павловский район занимал первое место в крае по результатам ЕГЭ по истории и обществознанию,

 в 2009 – 2010 учебном году – по истории удалось удержать позиции по первенству, по обществознанию – на 7 месте среди 44 муниципалитетов.

Необходимо отметить, что  данный опыт  может быть ориентирован не только на гуманитарный цикл предметов, но и для организации целостной учебно-методической сети по подготовке учащихся к итоговой аттестации по всем учебным циклам, предметы которых выходят на ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...