«Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»
презентация по теме

Калныня Светлана Викторовна

Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda.doc142.43 КБ
Office presentation icon deyatelnostnyy_metod_obucheniya.ppt1.85 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

Технология

 деятельностного метода –

инструмент

эффективного развития способностей

 учащихся начальной школы

Доклад к семинару учителей начальных классов 29.11.2011 г.

Зам директора по УВР Калныня С.В.

«Технология деятельностного метода –

инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»

1 слайд

Если раньше приоритетной целью являлось обладание всей суммы знаний, которое выработало человечество”, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения.

Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

2 - 3 слайд

Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Об этом говорят и многие русские народные пословицы. Одна из них гласит: «Мало знать – надо уметь».

4слайд                                                                                                                       По мнению многих учёных-педагогов, деятельность является основой современного учебно-воспитательного процесса. Об этом в своих работах говорит и Л.Г. Петерсон. Именно ТДМ, по её мнению, может гарантировать не только успех в освоении учебных знаний, умений и навыков, но и успех в развитии личности каждого ребёнка.

5 слайд

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

6 слайд

Значит, для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности. Но тогда сразу встают вопросы: а какие бывают виды деятельности, какова их структура, условия организации?

7 слайд

Технология деятельностного метода (ТДМ)

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности.

8 слайд

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  2.  создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  3.  устанавливаются тематические рамки (“могу”).

9 слайд

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
    2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
    3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
    4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

10 слайд

  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

11 слайд

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

12 слайд

  1. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

13 слайд

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 

14 слайд

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 

15 слайд

  1. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

16 слайд

  1. Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:

17 слайд

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

18 слайд

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

19 слайд

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

20 слайд

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

21 слайд

Исходя из условий воспроизводимости базового процесса в системе деятельности «учитель – ученик», реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и эта-пами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психо-логических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, со-циокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип мимнимакса – заключается в следующем: школа должна предложить уче-нику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (Федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообра-зующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

22 слайд

Данная система дидактических принципов обеспечивает здоровьесберегающий учебный процесс и сохраняет свое значение также в системе воспитательной работы.

Каждое  воспитательное мероприятие с детьми строится в ТДМ и носит ценностный  характер. Мы открываем человеческие  ценности, включаем их в свою систему духовно-нравственных качеств человека. Надо отметить, что в ТДМ проходит не только построение отдельно взятых мероприятий, но и организация всего воспитательного процесса, т.к. мы не только открываем какие-либо ценности, но и расширяем свои представления о них, погружаемся в их проблематику.

23 слайд

Планируя воспитательный процесс, мы отмечаем в своём плане,  какую направленность носит то или иное мероприятие, к какому этапу воспитательного процесса  относится.

Этап I.  Открытие новой ценности.

Этот этап включает в себя проведение работы, позволяющей ученику сконцентрироваться на какой-либо вопросе (Родина, семья, жизнь, знание, толерантность, творчество и т.д.), в зависимости от направления по которому ведётся работа.

На этом этапе дети проходят анкетирование и диагностику, обязательно участвуют в диспуте по данной проблеме, выполняют простые задания, позволяющие им актуализироваться на данном вопросе и служащие основой для организации выставок: выполни рисунок, сделай фотографию, принеси книгу…

Этап II. Расширение понятия о новой ценности.

Этот этап позволяет каждому заинтересоваться проблемой, погрузиться в неё  и расширить свои представления по данному вопросу..

На этом этапе для детей организуется проведение различных экскурсий, встречи с интересными людьми, предлагается выполнения более сложных творческих работ: написание отзывов, эссе, создание –фото- и –видео- репортажей, выполнение стенгазет.

 Этап III.  Погружение в проблематику новой  ценности.

Этот этап направлен на глубокое погружение в проблему, на переход заинтересованности в исследовательскую деятельность, желание сделать что-то своё в данной области.

На этом этапе ребята участвуют в создании проектных работ (либо индивидуальных, либо коллективных), представляют свои работы друг другу и другим классам.

Этап IV.  Принятие ценности  и включение её  в систему духовно-нравственных ценностей.

Этот этап позволяет каждому ребёнку включить новое знание (ценность) в ту систему ценностей, которая у него существует. Окончательно понять важность и значимость вопроса, определить его место в системе духовных ценностей человеческой жизни.

На этом этапе проходят творческие гостиные, тематические конференции, открытые родительские собрания, сопровождаемые выставками всех тех работ, которые появились в ходе работы по данному направлению.

Также обязательным является проведение диагностики и анкетирования, позволяющие выявить динамику.

24 слайд

«Воспитания в чистом виде не существует. Воспитание есть организация деятельности» - утверждал С.Т. Шацкий. И мы видим, что ТДМ может стать основой этой организации и просто облегчить труд  педагога сегодня.

25 слайд

«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».  Эти  слова Конфуция должны стать основополагающими для каждого взрослого, и для педагогов в первую очередь. Технология деятельностного метода позволяет «зажечь факел» в каждом ребёнке, и не просто  зажечь, а зажечь навсегда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."

работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"...

«Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»

Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности....

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы в процессе изучения английского языка.

         Иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства....

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»

Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. Эту ос...