Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
статья по теме

Здоренко Елена Аркадьевна

Обобщение опыта учителя по данной проблеме, итоги проектной методики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

На протяжении многих лет я работаю над темой «Формирование навыков монологической и диалогической речи на уроках английского языка», т.е. навыков говорения. По сути, говорение является своеобразным индикатором обученности ученика. Если он может задавать вопросы по ситуации и отвечать на них, а также высказаться по определенной теме, то это свидетельствует о его коммуникативной компетенции.

    Начиная с 2005 года, я работаю по УМК “Happy English. ru.”, авторы М. Кауфман, К. Кауфман. В 5 классе используется путь от языка к речи. Поэтому целенаправленное формирование навыков монологической и диалогической речи начинается во втором полугодии и в совокупности не является доминирующей частью данного курса. Для подростков важно не просто формально участвовать в каком-либо речевом взаимодействии, но и вступить в него тогда, когда им есть что сказать и когда у низ есть достаточный набор языковых и речевых средств для естественного участия в общении. Для того чтобы включить учащихся в процесс речевого взаимодействия как можно раньше, я использую проблемные задания репродуктивного и частично продуктивного характера с опорой на устные и письменные тексты, в которых учащимся необходимо сначала понять передаваемую информацию, а затем частично изменить её с учетом речевой задачи, сохраняя при этом речевые структуры и модели самого текста в качестве «строительного материала» собственного предложения. На этом этапе использую задания типа « Продолжи предложение», «Вставь нужное слово», «Найди ответ в тексте и ответь на вопрос».

В шестом, седьмом классах у учащихся увеличивается словарный запас, у них есть достаточный набор языковых и речевых средств для естественного участия в общении. В обучении детей этого возраста я использую комплексные проблемно - коммуникативные задания. При построении высказывания  учащимся еще необходимо опора на устные и письменные тексты, однако во многих заданиях, ориентированных на развития умения говорения, я стараюсь делать акцент не на механическом воспроизведении текста или его отдельных частей, а на осознанном выборе только необходимой информации. Переосмысление информации предполагает умение понимать текст не только на уровне содержания, но и на уровне смысла, а также умение строить свой текст, используя различные способы трансформации.

В процессе выполнения таких упражнений учащиеся переходят от более простых к более сложным в языковом и речевом плане действия. Количество опор и подсказок, связанных с умением осуществлять сжатие текста, расширение текста, подбор синонимов или антонимов, соединение информации нескольких текстов, изменение лица, от которого идет повествование , постепенно снижаю.

В седьмом классе учащиеся к концу третьего года обучения уже могут самостоятельно составить такие типы монологов, как монолог – описание, монолог – приветствие, монолог – повествование и т.д.

Формированию навыков диалогической речи уделяю большое внимание. УМК включает в себя знакомство с речевыми моделями и структурами, лежащими в основе таких типов диалогов, как диалог – расспрос, диалог – обмен мнением, интервью. Рубрики When in Rome … и Speak English in class позволяют создавать живые ситуации и стимулируют к ведению диалога с учителем и другими учащимися. Когда накапливается достаточный лексический материал, то предлагаю учащимся составить собственный диалог с опорой на речевые модели. Уже в пятом классе ввожу этикетные формулы, вводные и связующие  слова. Это позволяет оживить диалогическую речь, сделать её осознанной и творческой.

С проблемой по этой теме я неоднократно выступала на заседаниях МО «Лингвист», где делилась с коллегами своим накопленным опытом и методическими разработками. Практический выход моя тема находит в открытых уроках «последние – «Спорт . Чемпионы мира.»», «Исторические и современные миграционные процессы мира», в творческих работах учащихся (защита проектов), где учащиеся показывают практические навыки монологической и диалогической речи.                      

         На современном этапе обучение иностранному языку стоит на качественно новой ступени развития, высокие требования предъявляются к практическим навыкам владения языком. Чтобы сделать каждый урок ярким и обучающим, эмоционально окрашенным и личностно-ориентированным, недостаточно использовать только традиционные формы обучения, необходимо знание современных технологий и педагогических методик. И касается это не только урока, как основной формы обучения, но и внеклассной работы, которая , по-моему мнению, является важной составляющей успешности в изучении языка каждого учащегося.

 Работа по современным УМК английского языка, где практически  каждая тема заканчивается созданием проекта, подтолкнула меня к всестороннему изучению этой проблемы и к применению проектной методики не только на уроках, но и во внеклассной работе по предмету.

  Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

  Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При выборе темы проекта я ориентируюсь на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.

I. 2007-2008гг.- проект «Салют, Победа!», посвященный 63-й годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне, интеграция предметов (английский и немецкий языки), представление проекта- презентация, внеклассное мероприятие, выполнен учащимися 9Б и 11Б класса.

Цель проекта: 1.Развитие навыков говорения на иностранном языке, расширение словаря учащихся.

                                2. Воспитание патриотизма, чувство гордости и любви к Родине, уважения к ветеранам средствами иностранного языка.

                              3.Активизация исследовательской познавательной деятельности через активное коммуникативное взаимодействие учащихся.

Этапы работы над  проектом:

  1. Выбор проблемы (неизвестные ветераны Великой Отечественной войны, родственники, принимавшие участие в войне, труженики тыла)
  2. Формирование групп исполнителей и распределение заданий среди учащихся (3 группы: «Поисковая», отвечающая за сбор информации; «Литературная» - оформление работ на иностранном языке и составление сценария выступления; «Художественная» - создание презентаций, альбомов).
  3. Разработка плана работы над проектом, определение сроков (конец апреля 2008г.).
  4. Выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания
  5. Оформление совместного результата.
  6. Отчет и оценка выполнения проекта.
  7. Внеклассное мероприятие с приглашением ветеранов, тружеников тыла, представление презентаций по собранному материалу.

II. 2008-2009гг. – проект «Исторические и современные миграционные мировые процессы», интеграция предметов (английский язык, география), 10А класс, представление проекта – ролевая игра в форме международной конференции, презентация по теме.(См. приложение проекта)

III. 2009-2010г.-1) проект «The ABC», 2А класс, УМК «Enjoy English», автор М.З.Биболетова.

2)проект «My pet», 6б класс, УМК «Happy English.ru»,автор –К.Кауфман, М.Кауфман.

3)проекты «New York», « Hollywood» и др., 9Акласс, УМК «Happy English.ru»,автор –К.Кауфман, М.Кауфман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «к...

ДОКЛАД "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-6 КЛАССАХ"

Содержание стандарта второго поколения ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.«Первостепенная...

Применение ИКТ для формирования ключевых компетенций на уроках английского языка.

Обзор средств, приемов и методов формирования ключевых компетенций на уроках английского языка....

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

УУД на уроках английского языка и   во внеурочной деятельности...

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Данная статья о формировании ключевых компетенций на уроках английского яхыка....

Значение универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций на уроках английского языка

автор раскрывает важность  значения универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций на уроках английского языка      ...