Научное исследование как средство формирования профессиональной компетенции конкурентоспособного специалиста
статья по теме

Козина Лариса Станиславовна

В ФГОС III поколения большое внимание уделяется самостоятельной и исследовательской работе студентов. В статье рассматриваются основные направления, виды и формы организации  научно-исследовательской работы студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научное исследование как средство формирования профессиональной компетенции конкурентоспособного специалиста

Мордвинова Л.С., преподаватель спец.дисциплин ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

В последнее десятилетие в системе среднего профессионального образования происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

        Модель формирования профессиональной компетенции можно представить как развитие способностей, личностных качеств и психических ресурсов индивида путем обучения (формирования знаний, умений и навыков), воспитания (развития склонностей и формирования ценностей) и профессиональной деятельности (приобретения опыта).        Особое внимание следует уделять профессионально важным качествам, которые являются значимой частью личностных характеристик, поскольку они с учетом взаимодополняемости и взаимосвязанности могут послужить основой успешного освоения и выполнения профессиональной деятельности. В свою очередь, готовность к профессиональной деятельности определяет профессиональную компетенцию.        Вопрос подготовки современных специалистов, обладающих способностью генерировать большое количество идей, обнаруживать и ставить проблемы, решать нестандартные задачи, является одним из приоритетных в системе СПО.

        Повышению эффективности профессионального образования способствует учебно-исследовательская работа студентов, так как она развивает у них любознательность, способность продолжительное время заниматься  решением одной задачи, творческое мышление, наблюдательность, дисциплинированность. Научно-исследовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе, содействие связи учебного исследования с практикой. Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. В этой связи научная работа как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста должна занимать ведущее место в условиях СПО. Основная задача состоит в том, чтобы организовать систематическую работу по развитию творческих способностей студентов, вооружению их методикой научного исследования, повышению их умственной культуры.

Основными направлениями научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является учебная научно-исследовательская работа и внеаудиторная научно-исследовательская работа студентов.        На учебных занятиях студенты решают практические задания, участвуют в подготовке и проведении семинаров, конференций, привлекают свои знания при практических задачах.        Например, изучение темы: "Работа на НКМ" носит исследовательский характер. Студенты используют технико-эксплуатационную документацию на НКМ, самостоятельно выполняют все операции на НКМ. Применение таких форм занятий позволяет создавать возможности для саморазвития личности, научить его самостоятельно мыслить и ориентироваться в сложной ситуации (в данном случае будущие специалисты смогут работать на любой НКМ, умея анализировать технико-эксплуатационную документацию)

        Разновидностью УИРС являются курсовые работы, построенные на исследовательском материале. Выполнение курсового проекта имеет целью развитие познавательной способности студента и направлено на закрепление и расширение творческих знаний, углубленное изучение выбранной темы.        Курсовые проекты исследовательского характера ставят своей целью закрепление студентами умения применять теоретические знания, проводить анализ специальной и технической литературы, выделять научную новизну и практическую значимость, выбирать оптимальный вариант решения поставленной проблемы. Тематика и содержание проектов не устанавливаются и не ограничиваются учебными программами. Преподаватели могут проявлять широкую инициативу, выбирая задания для курсовых проектов. При выборе темы различают два основных возможных направления:

- решение конкретной задачи, требующей проведения теоретических и экспериментальных исследований для получения новых результатов;

- создание новых методов, приемов, способов, обеспечивающих эффективность труда.

Методика организации и управления курсовым проектом включает в себя 5 основных этапов: изучение проблемы исследования по заданию на курсовой проект и научное обоснование е актуальности для практического применения; информационный поиск путей решения проблемы и разработка исследования; самостоятельная работа студента по выполнению задания курсового проекта; формирование выводов на основе обобщения результатов исследования по проблеме; оформление результатов исследования. Выполняя курсовую работу по дисциплине "Организация и технология коммерческой деятельности", студенты решают конкретные задачи в области совершенствования технологии и улучшения технико-экономических показателей работы торгового предприятия.

Одной из форм внеаудиторной исследовательской работы является организация творческо-поисковой школы при кабинете. Занятия в школе способствуют развитию аналитического и творческого мышления, исследовательских способностей, помогают лучше освоить разделы спецдисциплин. В рамках творческой школы интегрируется 2 основных принципа познавательной деятельности личности -  исследовательский и творческий. Творческая школа представляет собой единое научное сообщество студентов, преподавателей, представителей практических работников. Каждый из этапов научно-исследовательской работы студентов проводится под руководством преподавателя, который является научным руководителем этой работы. Роль научного руководителя – консультационная, организационная, направляющая. Преподаватель, руководящий научно-исследовательской работой, составляет график консультаций для студентов, знакомит исследователей с методикой исследования, рекомендует литературу.

        Работа творческой школы начинается с постановки актуальной проблемы, затем определяются цели и задачи исследования.        Следующий этап - сбор информации. Студенты ищут разнообразные источники: журналы, газеты, брошюры, видео- и аудио записи.        Творческая школа предполагает использованию самых разных форм работы, единственное требование и которое заключается в том, что они должны стимулировать исследовать и творческую активность участников, а также использовать познавательный потенциал группы. Наиболее эффективными и интересными являются такие формы работы, как "Мозговой штурм", работа в малых группах, интеллектуальный инкаутер, качественный анализ новейших и научных достижений по исследуемой проблеме.        Заключительный этап - презентация проекта либо научная конференция. Проводимые на заседаниях творческой школы научные исследования, обзоры специальной периодической литературы играют большую роль в приобретении дополнительных знаний по специальности, учат свободно ориентироваться в области коммерции.

        Исследовательские способности выпускника, приобретенные им в ходе профессиональной подготовки, дают возможность опережать предъявляемые ему работодателем требования и быть востребованным на рынке труда.

        

        

        Литература

  1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Мастерство, 2001. – 272с.
  2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 315с.
  3. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002. – 250с.
  4. Пучкова Ю.С., Гурьянова С.С. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. Формы и методы активного обучения. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ».

Статья посвящена вопросам развития эстетической культуры учащихся на уроках дисциплины "Музыкальная литература". Автор ставит задачу формирования музыкального восприятия через развитие навыков анализа...

Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)

Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Материалы курсового исследования НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯМУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

РОЛЬ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Составной частью инновационной стала -научно - исследовательская  работа, что дает возможность для роста  учебно  - профессиональной деятельности  обу...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Из опыта работы рассматривается организация исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования. Приведен конкретный пример созданного проекта в области информационны...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

одним из условий решения современных задач в среднем профессиональном образовании является формирование профессиональных компетенций студентов. Задания, имеющие прикладную направленность, формируют у ...