Значение организации самостоятельной, творческой и исследовательской работы в профшколе - доклад
материал на тему

Одина Юлия Анатольевна

Доклад: "Значение организацтии самостоятельной, творческой и исследовательской работы в профшколе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СО НПО

«Профессиональное училище № 12»

ДОКЛАД

Организация самостоятельной, творческой и исследовательской работы учащихся.

                                                        Подготовила:

                                                        Преподаватель экономики

                                                        Одина Ю.А.

Ртищево

2012

Способность к творчеству - отнюдь не врожденное качество, присущее немногим счастливчикам. Все мы можем стать более творческими людьми. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребёнок, как и взрослый человек, стремится выразить свое “Я”. Часто мы считаем, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. “ Но как показывает практика, - говорит психолог О. Дьяченко, - такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности”.

Именно в студенческие годы наступает критический период  креативности (от латинского creare “творить, создавать”). Следовательно, именно в этот период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего “Я”.

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

А что следует понимать под “творчеством”? Мы говорим: “Это творчество”, если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным. А значимым и полезным для кого? Для окружающих? Для себя? Я знаю некоторых ребят, которые пишут прекрасные стихи “в стол” Так что “нужность” и “полезность” - критерии весьма относительные, как, кстати, и само понятие творчества.

Существует поэтическое определение творчества, которое, несомненно, само по себе можно назвать творческим. Вот оно: “Творчество – это несогласованная гармония, прогнозируемое потрясение, привычные откровения, знакомый сюрприз, щедрый эгоизм, уверенное сомнение, непоследовательное упорство, жизненно важный пустяк, дисциплинированная свобода, пьянящее постоянство, повторяющееся начинание, тяжелая радость, предсказуемая рулетка, эфемерная твердость, одинаковое разнообразие, требовательное потакание, ожидание неожиданного, привычное удивление” (Принц Дж.М. Практика творчества. - Нью-Йорк, 1970) Наверно, к определению творчества необходимо добавить еще такое условие: творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества.

Как можно отнять один от девяти и получить десять? Задача, кажется, не сложная: если отнимать отрицательную единицу, результат будет тот же, что и при сложении. А есть ли у вас другие варианты? Возможно, что и нет. А вот как на этот вопрос отвечают ребята, явно обладающие творческим потенциалом: “Римскими цифрами девять пишется как IX, поэтому если отнять I (единицу), получится X, римская цифра десять или если написать девять по-английски – NINE – и убрать вторую букву I (похожую на единицу), то останется NNE – в этом слове десять прямых линий”. Как, кажется, все легко и просто , но ведь до этого нужно было додуматься!

Каждый раз со своими новыми учениками я провожу творческий тренинг. Цель его – выяснить уровень их творческого воображения (I уровень – начальный: называются готовые, существующие в природе материалы и явления; II уровень – средний: называются предметы и явления, которые подвергались воздействию человека; III уровень– высокий: он основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению). Итак, наша задача: за 3 минуты нужно придумать не менее 5 предметов и явлений, которым соответствовали бы 3 определения: круглый, красный, кислый. Высокому уровню творческого воображения, например, соответствует такой ответ: красный мяч, облитый лимонной кислотой.

Зачем я определяю при знакомстве с ребятами их творческий уровень? Во-первых , потому, что невозможно понять психологию человека, не поняв, каковы его творческие способности. Во-вторых, потому, что творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Говоря о творчестве, мы имеем в виду то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из индивидуальности и взрослого, и учащегося. Поэтому многие считают, что творчеству учить нельзя. Но ведь и не учить нельзя! Не учит творчеству последовательный приверженец “академического” подхода в педагогике. Он учит лишь навыкам, и учащийся теряет интерес к предмету, в котором ему самому “нет места”. Не учит творчеству и последовательный представитель свободного воспитания. Он лишь создает условия, чтобы учащийся с удовольствием осуществлял свою возрастную склонность к тому или иному виду деятельности. Но меняется возраст, и спонтанному творчеству приходит конец. “Учить творчеству” нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось – необходимо. Можно и нужно давать на уроках и во внеурочное время такие задания, благодаря которым ученик понимает, что значит быть автором  произведения, приобретает опыт “бывания в авторской позиции” (М.Бахтин). А задавая тему и средства работы, мы создаем те “предлагаемые обстоятельства”, в которых развернется собственное творчество учащегося.

Может быть, в результате такой работы в душе учащегося откроется внутренний источник творческих замыслов, и он будет порождать их уже независимо от каких-либо заданий. Его творческое мышление будет развиваться интенсивно и, возможно, в дальнейшем творчество станет основой его профессиональной деятельности. А остальные научатся, воспринимая, например, произведения искусства, постигать мысль и чувство автора, которые он воплотил в выразительных словах, звуках и формах, потому что сами  приобрели подобный опыт, работая над творческими заданиями. Ведь именно они ставят учащегося в позицию творца, подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных творческих замыслов.

Кроме того развитие творческих способностей помогает учащимся в организации самостоятельной и исследовательской деятельности. Ведь развитие исследовательской и самостоятельной  работы учащихся это один из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов. Самостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий значительно большую эффективность процесса обучения.

Не для кого не секрет. Что только малая часть учащихся приходит со школы имея навыки самостоятельной работы. Что необходимо для переработки все более увеличивающейся информации, “обрушивающейся” на тех, кто учится. Следовательно, на начальных этапах обучения организация самостоятельной работы имеет наиважнейшее значение. Самостоятельная, творческая, исследовательская работа учащихся должна выполнятся в процессе обучения по специальному заданию преподавателей, методика постановки и проведения определяется спецификой изучаемого предмета.

Учащиеся зачастую не имеют достаточных навыков работы с технической и справочной литературой. Формирование этих умений еще одна из задач преподавателей.

Читая техническую, справочную и дополнительную литературу учащийся должен уметь выделить главное, понять прочитанное, исключив поверхностное представление, что может привести к искажению при воспроизведении материала. Значит создать направленность в деятельности учащегося и дать точную установку – задача преподавателя. Знания, полученные учащимися, должны быть прочными.

Для развития навыка самостоятельной работы необходимо применять и приемы творческой работы: составление учащимися карт опроса, кроссвордов, ребусов, схем, защиты разнообразных проектов, участие в подготовке и проведение нестандартных уроков. Ведь в результате постоянно идет активная мыслительная деятельность.

Огромную роль играет при самостоятельной работе с литературой осмысленное конспектирование. По конспекту и последующей беседе видно как учащийся усвоил материал.

Исследовательская работа учащихся – составная часть практических занятий. В процессе практических занятий учащиеся учатся пользоваться приборами, оборудованием, самостоятельно моделируют, проводят эксперименты, сочетают полученные теоретические знания с практическими. Написание докладов, рефератов, дипломных проектов – еще одна форма самостоятельной учебной исследовательской работы. Идет глубокое изучение научной литературы, ее анализ, систематизация, логическое изложение обработанного материала.

Исследовательская работа подразумевает для преподавателей повышение квалификации, а для учащихся – углубление знаний. Педагог работает, учит и учится, исследует всю жизнь, работа с учащимися должна вестись с 1 по 3 курс и составлять часть учебного процесса, это способствует воспитанию и развитию таких качеств как самостоятельность, творческий подход к делу, умение постоянно учится и обновлять, пополнять свои знания. Приобщение учащихся к исследовательской работе начинается с самой первой лабораторной и практической работы, с первого написанного реферата, участия в конкурсах и олимпиадах. Поэтому конечная цель каждого урока, практического занятия, мероприятия – получение “продукта” своей деятельности каждым обучающимся.

Таким образом, работая над выполнением учащимися самостоятельных, исследовательских и творческих работ, преподаватель значительно повысит стремление и активизацию знаний обучающихся, что приведёт к более высокому уровню подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

Список литературы

  1. 1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,2005.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)
  2. 2. Использование исследовательской деятельности на уроках ./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
  3. 3. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
  4. 4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.  
  5. 5.  Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина;
    Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук .-М.: Педагогика, 2005.-160 с.: ил.
  6. 6. Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2007-4
  7. 7.Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2006. 
  8. 8.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках // Школа и производство, №7 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль проектной методики в формировании личности, способной к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.

среди множества современных инновационных педагогических подходо, особое место занимает метод творческих проектов, который значительно расширяет возможности для развития ребенка на основе личностно- о...

Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся 10-11 классов на уроках русского языка

Формы и методы организации деятельности учащихся старших классов на уроках русского языка и литературы...

Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы

Статья о способах, методах  и формах организации самостоятельной, творческой, учебно-исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы...

Проектная работа - эффективное средство организации самостоятельной, творческой работы учащихся.

В своей работе я применяю метод проектов уже несколько лет и вижу, что он приносит свои положительные результаты. Тема работы, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уро...

Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа обучающихся на уроках русского языка и литературы

Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа обучающихся на уроках русского языка и литературы...