Сообщение на тему «Совершенствование чтения на уроках русского языка» Анпилогова Л.А. – учитель МОУ СОШ №3 2010-2011учебный год
материал по теме

 

          Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учи­теля считают читательскую подготов­ку. Именно отсюда проистекают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегруз­ка; прочитанное не всегда полно и правильно понимается и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему

«Совершенствование чтения на уроках русского языка» Анпилогова Л.А. – учитель МОУ СОШ №3 2010-2011учебный год

 

          Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учителя считают читательскую подготовку. Именно отсюда проистекают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегрузка; прочитанное не всегда полно и правильно понимается и пр.

           Программа по русскому языку для основной школы ставит задачу научить учеников V, VI и VII классов «осмысленно и бегло» читать учебные и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. В VIII и IX классах обучение чтению программой уже не предусматривается.

          Такой подход к формированию коммуникативной компетенции читателя вызывает несколько вопросов. Достаточно" ли для формирования читательских умений трех лет обучения в средней школе? Как следует понимать термин беглое чтение применительно к V и VI классам? Соответствует ли данная установка школы требованиям сегодняшнего дня? Какой должна быть конечная цель обучения чтению в школе? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

         Техника чтения — это озвучивание текста во внешней (при чтении вслух) или внутренней речи. Хорошая техника предполагает правильное и быстрое осуществление этого процесса. Традиционно формирование техники чтения считается задачей начальной школы. 

     Программа средней школы, как мы видим, декларирует данную цель, однако отсутствие критериев беглости применительно к V и VI классам и, главное, перспектив данной работы в VII—IX классах не способствует решению этой методической проблемы.

       Целью совершенствования техники чтения в средней школе должно стать научение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость чтения и гибкость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

          Формы обучения зрелому чтению могут   быть   различными::   фрагменты уроков изучения или повторения языкового материала, специальные уроки развития    связной     речи,     а  также факультатив.

         ( Методика  обучения зрелому чтению   должна   быть   разработана   для
начальной   и   средней   школы. )

        Учитель   русского   языка    может   использовать    для     совершенствования умения читать быстро и эффективно у учащихся   любого   класса   предлагаемые     задания,     внося     необходимые коррективы.

    Первую группу заданий можно назвать словесными играми, потому что они проводятся на материале слов или групп слов и пробуждают у учеников интерес и внимание к этой единице языка

.Слайд № 1 - 7

От словарных упражнений отличается вторая группа заданий, которые выполняются на материале отдельных предложений.

Слайд № 8 - 9

Задания третьей группы выполняются на материале отдельного текста или нескольких высказываний.

Слайд № 10 - 11

     Проблема совершенствования техники чтения школьников должна решаться совместными усилиями всего педагогического коллектива. Задача учителя русского языка — привлечь к ней внимание коллег и предложить конкретные рекомендации, которые могут быть использованы при работе с текстом на любом уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области

Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области...

Сообщение на тему: « Игровые технологии на уроках русского языка и литературы»

Как и какие игровые технологии рекомендуется применять на уроках русского языка и литературы. Примеры, анализ....

МОУ» ФИЛИМОНОВСКАЯ СОШ» Урок русского языка в 9 классе . Учитель русского языка и литературы : Мешкова В.Н.

Урок - обобщение "Повторение сложноподчиненных предложений по их значению"Цели урока:1. обобщить и систематизировать полученные знания по теме,2. уметь распознавать СПП,3. определять вид при...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Сообщение на МО « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями» 2024 год

laquo; Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...