Компетентностный подход в развитии творческих способностей школьников
статья по теме

 Компетентностный подход  в развитии  творческих

способностей школьников на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                       Л. А. Ботвинкина,

 учитель математики МКОУ

 «Заринская средняя общеобразовательная

школа»  (п.Заря Бийского района)

 Компетентностный подход  в развитии  творческих

способностей школьников на уроках математики

Цель современной школы – развитие личности учащегося, формирование его ценностного сознания. Её невозможно достичь без ориентации подростков на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности, без формирования различных компетентностей у обучающегося, в результате чего он способен к самостоятельному добыванию знаний, к интеграции в социум.

Полноценная познавательная деятельность школьника выступает в обучении главным условием развития у школьников инициативы, активной жизненной позиции, находчивости.

Компетентностный подход в преподавании математики реализуется не только в рамках урока, но и через факультатив, дополнительное образование, а значит, позволяет, во-первых, создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон усвоения различных направлений стандарта общего образования и, во-вторых, предметно ориентировать его в таких областях деятельности, которые будут содействовать определению его жизненных планов.

Интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение, которое получает ученик в самой деятельности, и есть залог формирования у учащихся увлечённости наукой, техникой, искусством, трудом, без чего невозможно всестороннее развитие личности.

Важно не только то, что изучают учащиеся, но и то, как они это делают, какими методами самостоятельного приобретения знаний и применения их на практике они овладевают, какие компетентности сформированы для дальнейшей самореализации школьников.

При знакомстве с новыми объектами ранее приобретённые знания, умения и навыки обязательно найдут себе применение в процессе выявления взаимосвязи этих объектов с другими математическими понятиями.

Опыт показывает,  что  учащиеся  на  итоговой  аттестации, при сдаче ЕГЭ  и  при  поступлении  в  учебные  заведения  испытывают  трудности  в  решении  математических  задач, не могут анализировать новые ситуации, находить новые методы подхода к свежим проблемам, творчески решать задачи, не могут применить идеи и результаты математики к разнообразным вопросам естествознания. Естественно возникает вопрос: что же следует делать, чтобы подавляющее большинство школьников успешно усваивали курс математики и овладевали основами математического, творческого мышления, так необходимого в современной жизни? Данная проблема послужила основой для актуализации компетентностного подхода в рамках предмета с целью развития творческих способностей обучающихся в формате личностно ориентированного урока математики. Выполнение  тех  или  иных  упражнений  на  концентрацию  внимания  способствует формированию компентностей размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы,  развитию  логического  и  абстрактного  мышления,  отработке  технологии  выполнения  стандартных  задач,  повышению  уровня  общей математической  культуры,  умению  анализировать  и  синтезировать,  сравнивать  и  сопоставлять,  проводить  аналогии,  делать  обобщения  от  частного  к  общему  и  вычленять  из  общего  частное. Использование математического материала  повышенной  трудности  способствует  развитию компетентности творчески  подходить к решению задач,  стимулирует  интерес  к  изучению  предмета,  повышает  интеллектуальные  возможности  детей,  активизирует  их  познавательную  деятельность, даёт возможность быть успешным.

Думаю,  что  наибольшего  эффекта  в  решении проблемы формирования и развития различных компетентностей  можно  достигнуть  только  при  умелой  организации  творческой  деятельности  на  уроке,  т.е. не  давать  готовый  алгоритм  решения  ребёнку,  а  грамотно,  профессионально  направлять  его  мысль,  приобщать  к  творческой  активности. Оптимальной в данном контексте является технология личностно ориентированного урока математики, позволяющая осмыслять математические  задачи, творчески подходить к их решению. Каковы же основные критерии оценки качества образования в рамках компетентностного подхода? По видам компетентностей их можно разделить на  виды: ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетентность личностного совершенствования, учебно-познавательная. Основными индикаторами для учащихся на уроках математики являются:

  1. сформированность положительной мотивации;
  2. осознание своей роли и предназначения;
  3. умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; осведомленность ученика в вопросах познания;
  4. владение эффективными способами организации своего досуга;
  5. уровень воспитанности учащихся;
  6. овладение познанием и опытом деятельности;
  7. умение самостоятельно добывать, анализировать, отбирать информацию, сохранять и передавать её;
  8. умение создавать мультимедийную продукцию;
  9. эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность;
  10. владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации;
  11. сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе;
  12. умение представить себя.
  13. сформированность навыков самоуправления;
  14. сформированность гражданских качеств;
  15. готовность к поликультурному общению;
  16. осведомленность в области социально-трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики и права;
  17. знания и умения применять навыки здорового образа жизни;
  18. сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения;
  19. степень комфортности школьника в образовательной среде;
  20. знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
  21. овладение креативными навыками продуктивной деятельности.

Инструментарий, сопровождающий мониторинг данной деятельности, - это (в рамках совместной работы психолога, учителя и администрации) исследование психолога, анкетирование, контрольные тесты, опросник, позволяющий грамотно и в системе отслеживать работу по формированию различных компетентностей у обучающихся [5, с.136]. Подобный подход можно использовать не только математикам, но любым учителям-предметникам.

Таким образом, компетентностный подход  в развитии  творческих способностей школьников на уроках математики позволяет активизировать мыслительную деятельность школьников, осуществлять рефлексию, развивать математические способности, заставляют творчески подходить к работе над ними.

 Это способствует повышению мотивации учения, делает работу на уроке более интересной и результативной: повышается эффективность использования коэффициента полезного действия в обучении математике, улучшается не только восприятие материала, но и развивается творческая деятельность школьников.

  Результат труда - пример сотрудничества учителя и учеников, которые выражаются:

  1.  в устойчивой мотивации к изучению предмета;
  2. в стабильности результатов по предмету, отсутствии неуспевающих;
  3. качество знаний за последние три года составило в среднем по математике 51,2%

Практически все учащиеся подтверждают свои прочные знания при поступлении в  высшие учебные заведения. Поэтому  весь  мой  опыт  направлен  на  стимулирование творческой активности  школьников,  их  креативных способностей,  повышение  мотивации  учения,  воспитание свободной, нравственной личности в рамках личностно ориентированного урока и как следствие сформированные компетенции самообучаться, самоорганизовываться, самореализовываться, быть успешным.

Литература:

  1. Владимирова, Л.П.  Интернет-технологии в современной школе. // Материалы научно-практической конференции "Интернет-технологии в современном образовательном пространстве"// www.ioso.iip.net
  2. Горбунова, В.А., Ширшова, Л.А.  Компьютерные технологии - новый ресурс привлечения учащихся в школьные библиотеки. Материалы научно-практической конференции "Интернет-технологии в современном школьном образовании"// www.ioso.iip.net
  3. Долженко, Ю.А. Методическая работа в условиях непрерывного образования педкадров [Текст] / Ю.А. Долженко. –  Барнаул:  АКИПКРО, 1999. – с. 25-34
  4. Жуков, А.Д., Канаев, Н.М. Рожденная сотрудничать: к 50-летию ЮНЕСКО // Образование и наука на пороге III тысячелетия. Жуков, А.Д., Канаев, Н.М. –  Новосибирск: 1995. С. 8.
  5. Звягина, Л.А.  Взгляд из окна школьного кабинета N 17 на психологические, педагогические, организационные и другие проблемы телекоммуникационных проектов. Материалы научно-практической конференции "Интернет-технологии в современном школьном образовании"// www.ioso.iip.net
  6. Нестеров, В.Л., Радченко, В.И. Методологические основы управления  учебно-воспитательным процессом [Текст] / В.Л. Нестеров, В.И. Радченко. –  М: ВИНИТИ РАН, 2004. – с. 43-49
  7. Прикот, О.Г., Виноградов, В.Н. Проектное управление развитием образовательной организации. [Текст]  / О.Г. Прикот, В.Н.  Виноградов. –  Ростов-на-Дону:  «Учитель»., 2006. – с. 15-21.
  8. Рудакова, Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы научно-практической конференции "Интернет-технологии в современном школьном образовании"//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Разработка компетентностно-ориентированных заданий для школьников с ОВЗ»

Тема моего мастер-класса:“Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке”. Думаю, что этот вопрос будет интересен учителям, ведь мы с вами готовим выпускников коррекционной школы, форм...

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...

"ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФГОС"

Методические приёмы формирующие критическое мышление:Ø кластерØ мозговой штурмØ синквейнØ «знаем /хотим узнать / узнали»Ø учимся вместеØ ажурная пилаØ зигзагØ инсертØ 5-“w”Ø Бриллиант...

Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Осуществлять компетентностный  подход  необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные  ...