Анализ ШМО естественного цикла
материал на тему

Фомина Марина Владимировна

Методическая тема:  Эффективность использования различных педагогических технологий в деятельности учителей естественного цикла.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_shmo_estestvennogo_cikla.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ  ШМО учителей естественного цикла

МБОУ «Основная Общеобразовательная школа с. Степное»

                        Руководитель:  -  учитель географии М.В. Фомина  

1.Методическая тема:  Эффективность использования различных педагогических технологий в деятельности учителей естественного цикла.

2. Задачи ШМО на 2011-2012 год.

1.     Отрабатывать учебные и образовательные программы, ориентированные на развитие индивидуальных способностей ученика.

2.     Вести  работу МО по теме «Изучение и использование на уроках различных форм и методов обучения».

3.     Внедрять различные формы и методы работы с учебником и компьютером с целью формирования у учащихся  общеучебных и специальных умений и навыков.

4.     Вести  работу МО в решении проблемы воспитания нравственности учащихся.

3. Качественный состав педагогов ШМО

Ф.И.О.учите

ля

Образование

Что окончил,

Где окончил

Квалификация

по диплому

Квалиф

Категория

Дата

Получения

По приказу

Нагрды

Звания

Грамоты по пос

ледней

инстанции

Дата и

Место

Прохож

Курсов

По

предмету

1

Кононова Н.А.

Высшее

СГПИ

1994 г

Учитель биологии


Вторая

ПР.№------

От 01.02.2010.

СарИПКиПро

2010

2

Фомина М.В

Среднеспециальное, Энгельсское педучилище, 1998г.

Дошкольное образование

Вторая,  ПР № 3

от 27.12.2010

Грамоты ОУ


 СарИПКиПРО

2011

3

Ушакова Г.Л.

Высшее

СГПИ, 1984г

Учитель химии и биологии

Первая

ПР № 1986 ОД

От 14.12. 2010

1Значок «Отличник

народного просвещения

2Грамота министерства

Просвещения

Саратовской

Области

Грамота Комитета образования

СарИПКиПРО

2011



4





Мухарлямов Р.М.

Высшее

Бухарский Государственный университет

1992 год.

Преподаватель начального военного обучения и физвоспитания

Первая

ПР № 362

От 2.03. 2010

Грамота Министерства образования

СарИПКиПРО

2011г.

4. Развитие учительского потенциала.

-  аттестация педагогов  на высшую и 1 категории;


Ф.И.О. учителей МО

Сведения о последней аттестации учителей

Сроки предстоящей аттестации

1

Кононова Нина Александровна Сергеевна

          2010

               2013

2

Фомина Марина Владимировна

         2010

                2013

3

Ушакова Галина Леонидовна

         2010

                2015

4

Мухарлямов Ришат Минерахманович

         2010

               2015

-Курсовая подготовка в текущем году (в динамике, в сравнении с 2010-

2011 уч.г.);

Все педагоги входящие в состав ШМО естественного цикла своевременно проходят курсовую подготовку и повышают свой профессиональный уровень. Динамика - 100%.  

Перспективный план повышения квалификации учителей МО естественного цикла.

№ п/п


       Ф.И.О. учителей МО

Год прохождения

курсов

Сроки предстоящих курсов

1

Кононова Нина Александровна

2010

2015

2

Фомина Марина Владимировна

2011

2016

3

Ушакова Галина Леонидовна

2011

2016

4

Мухарлямов Ришат Минерахманович

2011

2016

- модель повышения профессионального мастерства педагогов;

Повышение профессионального мастерства педагогов происходит постоянно через участие в различных плановых мероприятиях школьного, муниципального уровня. Это участие в работе ШМО, РМО и  других мероприятиях.

ФИО  учителя

Форма мероприятия

Тема выступления

Кононова Нина Александровна

ШМО

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Фомина Марина Владимировна

ШМО



РМО (СОШ 32 г. Энгельс)

Работа с одаренными детьми по предметам естественного цикла, первые успехи


Изменения в ГИА в 2011-2012 году

Ушакова Галина Леонидовна

ШМО

Развитие школьных олимпиад, способствующих выявлению талантливых детей

Мухарлямов Ришат Миннерахманович

ШМО

Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения на уроках физической культуры

К сожалению, педагогами естественного цикла в 2011-2012 году не использовались формы развития профессионально-творческого потенциала педагогов, т.к. они не приняли участие в смотрах, конкурсах, конференциях разного уровня.

5. Рост профессионального мастерства учителей естественного цикла  в рамках самообразования, отражен в следующей таблице:

ФИО учителя

Тема самообразования

Мероприятия, направленные на профессиональный рост в рамках самообразования

1.

Кононова Н.А.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

  1. Открытый урок по  биологии «Многообразие ракообразных»;

      2.   Создана Электронная почта, для     осуществления взаимосотрудничества с единомышленниками.

     3. Изучение специальной литературы по теме самообразования.

4. Участие в работе ШМО и РМО учителей естественного цикла.

      5. Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

      6. Проведение уроков и мероприятий с использованием ИКТ


2.

Фомина Марина Владимировна

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении географии.


1. Создана Электронная почта, для осуществления взаимосотрудничества с единомышленниками.

2. Курсы повышения квалификации учителей географии.

3. Изучение специальной литературы по теме самообразования.

4. Посещение практического занятия по созданию личного сайта на базе СОШ № 15.

5. Участие в работе ШМО и РМО учителей естественного цикла.

6. Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

7. Проведение уроков и мероприятий с использованием ИКТ

8. Разработка электронных презентаций для уроков географии.

9. Участие в педагогическом совете: «Педагогическое условие развития познавательной самостоятельности в условиях внедрения исследовательских методов обучения».


10. Начата работа по созданию личного  сайта.

3.

Ушакова Галина Леонидовна

Применение современных технологий на уроках химии, с целью развития коммуникативных навыков у учащихся

1. Изучение  специальной литературы ( М.Н. Арцев «Учебно-исследовательская работа учащихся».

 О.М. Зварич «Методика организации познавательной и творческой деятельности школьников на уроках химии» и др.)

2. Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

3. Проведение уроков и мероприятий с использованием ИКТ.

4. Создана web – страница на сайте «openklass»

5. Начата работа по созданию личного сайта.

6. Участие на педагогическом совете «Педагогическое условие развития познавательной самостоятельности в условиях внедрения исследовательских методов обучения»

7. Создана электронная почта.

4.

Мухарлямов Ришат Миннерахманович

Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры



1. Изучение новых форм, методов и приемов обучения физической культуры.

2. Участие в работе ШМО и РМО.

3. Посещение уроков и мероприятий коллег и участие в обмене опытом

4. Изучение литературы по физической культуре и методике преподавании.

5.Проведение мероприятий и открытых уроков.

6. Просмотр спортивных телепередач.

7. Посещение семинаров, конференций, организованных на разных уровнях.

8.Обзор в Интернете информации по предмету, психологии. педагогике и педагогическим технологиям

 

6. Обобщение опыта работы.

 

 ШМО учителей организовано и начало свою работу в 2010-2011 году, педагоги  имеют большой стаж работы по своим предметам и готовы поделиться опытом с молодыми педагогами. Составлен перспективный план работы в этом направлении.


№п/п


Ф.И.О. учителей МО


Тема обобщения опыта


Год обобщения


Направление

Распространение

опыта  работы по

предмету

 1.








2.








3.












4.




Кононова Нина Александровна






Фомина

Марина

Владимировна






Ушакова

Галина

Леонидовна











Мухарлямов

Ришат

Минирахманович

Использование  здоровьесберегающих технологий на уроках биологии




Использование ИКТв при изучении нового материала на уроках географии






Использование новых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии.






Развитие двигательных качеств обучающихся на уроках физкультуры



2014г






2013








2013












2013

Внедрение  технологий на уроках биологии






Внедрение  технологий на уроках географии






Внедрение технологий на уроках химии










Внедрение технологий на уроках физкультуры

1.Накопление материала по теме.

2.Открытые уроки

3.Обмен опытом на заседаниях МО

4.Выступления на педсовете





1.Накопление материала по теме.

2.Открытые  уроки и мероприятия

3.Обмен опытом на заседаниях МО

4.Выступления на педсовете








1.Накопление материала по теме.

2.Открытыетуроки

3.Обмен опытом на заседаниях МО

4.Выступления на педсовете











1. Накопление материала по теме.

2.Открытыетуроки и мероприятия

3.Обмен опытом на заседаниях МО

4.Выступления на педсовете

7. Публикации.

Все  педагоги - Ушакова Г.Л, Фомина М.В, Мухарлямов Р.М. Кононова Н.А.  имеют публикации своих материалов на школьной сайте. Это характеризует их как людей творческих, стремящихся повысить свой профессиональный уровень и соответственно передать свои знания учащимся.

№ п/п

Тема публикации

ФИО автора

Место публикации

Дата

1

Разработка внеклассного мероприятия  по биологии «Разнообразие птиц»

Кононова Нина Александровна

stepnshkola.narod.ru

ноябрь, 2011

2

Презентация «Путешествие по малой Родине»

Материал по конференция «Качество питьевой  воды – проблема современного общества»

Фомина Марина Владимировна


stepnshkola.narod.ru

stepnshkola.narod.ru

ноябрь, 2011

Февраль, 2012

3.

«Водные ресурсы ЭМР» -  разработка внеклассного мероприятия по химии.

«Агрегатные состояния вещества» - разработка урока.

Ушакова Галина Леонидовна

stepnshkola.narod.ru

ноябрь, 2011

4.

«Развитие техники ведения и броска мяча в кольцо» - разработка открытого урока

Мухарлямов Ришат Миннерахманович

stepnshkola.narod.ru

Январь,2012

8.  Тудности,  которые испытывают учителя в своей профессиональной деятельности в основном связаны с недостаточной оснащенностью  школы современными  учебными материалами и оборудованием для учебных кабинетов.

9. Результативность обучения.

Качество знаний и успеваемость по предметам естественного цикла, можно увидеть в следующей таблице:

ФИО учителя

предмет

успеваемость

качество

Анализ причин

2010-2011

%

2011-2012

%

динамика

2010-2011

%

2011- 2012

динамика

Кононова Нина Александровна

1.Природоведение 5 кл

2.Биология 6 кл

3.Биология 7 кл

4.биология 8 кл

5.биология 9 кл

-

100


100

100

100

100

-

-

100


100

61,4

100

50

Анализ сравнения успеваемости и качества ЗУН по предметам у данного педагога сделать нельзя, так как педагог работает в нашем ОУ первый год

Фомина Марина Владимировна

  1. География 6 кл
  2. География 7 кл
  3. География 8 кл
  4. География 9 кл

100100

100

100

100

100

100

100

соотв

соотв

соотв

соотв

86

80

33

50

100

  75

33

50

+14

-5

соотв

соотв

Сравнения успеваемости и качества ЗУН по географии за два года позволяет сделать вывод, что

успеваемость  обучающихся по данному предмету соответствует, что же касается качества, то здесь наблюдается понижение на 5%(7 Класс). Причинами, обуславливающими этот факт, могут быть:

1. Количественный состав класса(4/8);

2. Низкая мотивация обучающихся по предмету;

3. Есть обучающиеся часто пропускающие занятия по болезни и другим причинам.



Ушакова Галина Леонидовна



1.Химия 7 кл

2. Химия 8 кл

3. Химия 9 кл



100

100

100



100

100

100



соотв

соотв

соотв



-

45

50



100

100

50




+55

соотв



Сравнение успеваемости и качества ЗУН обучающихся за два года показывает положительную динамику. Что свидетельствует о хорошей подготовки обучающихся по предмету.

Мухарлямов Ришат Миннерахма

нович

  1. Физич.кльтура 2кл
  2. 3 класс
  3. 4 класс
  4. 5 класс
  5. 6 класс
  6. 7 класс
  7. 8 класс
  8. 9 класс

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

соотв

соотв

соотв

соотв

соотв

соотв

соотв соотв

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

соотв

соотв

соотв

соотв

соотв

соотв

соотв

соотв

Сравнение успеваемости и качества ЗУН обучающихся за два года показывает положительную динамику. Что свидетельствует о хорошей подготовки обучающихся по предмету

Итоги ГИА в 9-х классах.

Качество знаний учащихся по предметам естественного цикла оцениваются по результатам ГИА.

В 2011-2012 учебном году в качестве итоговой аттестации учащимися 9 класса были выбраны предметы в т.ч. естественного цикла:

1.Биология –учитель Кононова Нина Александровна.

Итоги ГИА выглядят следующим образом:

№1.

 

Ф.И.О. обучающегося

оценка

балл

соответствие

повышение

понижение

1

Годяев Дмитрий Владимирович

2

11

-

+

2

Елисов Сергей Александрович

3

15

+

3

Конарев Сергей Вячеславович

2

11

+

4

Краснова Алина Федоровна

3

15

-

+

5

Максимов Георгий Юрьевич

2

11

-

+

6

Нурсеитов Дамир Талгатович

3

13

+

7

Сердгалиева Александра Алекксевна

3

15

-

+

8

Успан Зарина Николаевна

2

9

-

+

№ 2.

ФИО учителя

Средний балл

% выполнения

% качества

% соотв

% понижения

% повышения

Кол-во

«2»

Максимальный балл

Кононова Н.А.


12,5

50

0

25

75

0

4

15 - 3 чел

Как видно из таблицы,  результаты ГИА  по биологии  имеют достаточно низкое качество. Процент соответствия составил – 0%.

Причинами низкого качества результатов ГИА могут быть : 1. Низкая мотивация обучающихся; 2. Пропуски занятий по болезни и другим причинам; 3. Недостаточная информированность обучающихся о необходимости  правильного выбора экзамена (ПО выбору);

4. Смена преподавателя, у которого нет опыта в преподавании предмета биологии.

10. Выявление и поддержка развития одаренных детей.

 В  учебном учреждении постоянно ведется работа по выявлению и поддержке одаренных детей. Администрация предоставляет возможность таким учащимся дополнительно  получать необходимые им знания через:

1.индивидуальные занятия по выбору;

2.занятия с использованием интернет- ресурсов;

3.Элективные курсы;

4.Консультации для подготовки к ГИА

5.Пробные экзамены с анализом ошибок и работы над ними.

6.Бесед  с родителями  (для поддержки учащихся со стороны родителей)

Результаты олимпиад, конференций, конкурсов  

№ п/п

Мероприятие

Уровень

Дата (месяц, год)

Ф.И. школьника

Класс

Ф.И.О. учителя

Награды, место

1.

Научно-практическая конференция

«Первая ступень к науке»

муниципальный

Февраль. 2012

Головко Ангелина

9

Фомина М.В.

участие

2

Спартакиада школьников


муниципальный

5-9

Мухарлямов Р.М

3место

11. Степень выполнения плана работы ШМО (реализация задач).

Работа ШМО учителей естественного цикла в 2011-2012 году была выполнена полностью, в соответствии с планом.

 Были проведены заседания МО согласно срокам. Формы проведения отличались разнообразием (Деловая игра, круглый стол). Члены МО принимали активное участие в работе заседаний объединения, где рассматривались вопросы в соответствии с запланированными задачами.

Большое внимание учителями уделялось подготовке учеников к олимпиадам, конкурсам, конференциям. По всем предметам были проведены олимпиады в указанные сроки, выявлены победители. Но работу в этом направлении необходимо усилить, на уроках больше давать творческих и практических заданий, вовремя уделять внимание одаренным детям с целью повышения результатов олимпиады и конкурсов  более высокого уровня.

В школе традиционно проводится неделя естественных наук,,  цель которой ( в этом учебном году): формирование у обучающихся целостного представления о географическом  положении, истории, природе, достопримечательностях родного края, через интеграцию знаний, полученных на уроках химии, географии, биологии и физической культуры.

К мероприятиям, которые проходили в форме путешествия по станциям были привлечены учащиеся 5-9  классов.

      В ходе недели были запланированы и проведены: викторины, шарады, беседы, конкурсы, олимпиады.            

      По мнению учителей - предметников неделя удалась, насыщена разного рода познавательными мероприятиями, в которых участвовали ученики  с удовольствием. Работа проведена целенаправленно по формирование у обучающихся целостного представления о географическом  положении, истории, природе, достопримечательностях родного края.        

          Хочется отметить, что в совместной учебной работе изменился характер взаимоотношений, как между школьниками, так и между учениками и учителем. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей в совместную работу. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. При этом они осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берет на себя учитель: целеполагание, планирование, контроль и учет работы и т.д. При этом изменяются традиционные функции учителя. Он становится организатором учебной деятельности школьника, передает учащемуся свои функции управления учением, тем самым, обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю. Работа в данном направлении позволяет перейти на новый этап, который соответствует основным  целям и задачам ФГОС второго поколения.

Запланированные уроки и внеклассные мероприятия были проведены учителями с использованием новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения с целью сохранения здоровья обучающихся. Внеклассные мероприятия по предметам естественного цикла,

способствовали воспитанию нравственных качеств обучающихся.

   

12 . Проблемы, существующие в организации работы ШМО, пути их решения.

Несмотря на то, что работа ШМО в 2011-2012 году была осуществлена полностью. Все мероприятия и заседания выполнены полностью, но существует ряд проблем в организации работы объединения:

- большая загруженность учителей и недостаток времени на методическую работу;

-  недостаточная материальная база  ОУ;

-  недостаточный уровень сотрудничества педагогов МО с коллегами других школ.

Поэтому необходимо продолжать работу по повышению педагогического мастерства, наладить работу по взаимопосещению уроков своих педагогов и педагогов РМО.

13. Задачи деятельности ШМО на новый учебный год.

1.Продолжать отрабатывать учебные и образовательные программы, направленные на развитие  личности обучающихся, в соответствии со стандартами ФГОС  НОО и ООО.

2. Совершенствовать работу с одаренными детьми через школьные олимпиады, исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.

3. Способствовать развитию универсальных учебных  действий обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях.

4.  Широко  использовать новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения с целью сохранения здоровья обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы ШМО предметов естественного цикла

Анализ работы ШМО предметов естественного цикла за 2010-2011 уечбный год...

Анализ работы руководителя МО учителей естественного цикла.

Анализ работы учителей МКОУ "Михайловская ООШ" за 2010-2011 учебный год....

Анализ МО естественного и математического цикла

Анализ методического объедиения за 2014-2015 учебный год...

Анализ МО естественно-математического цикла

Анализ МО естественно-математического цикла...