Современный подход в организации работы воспитателя коррекционной школы VIIIвида
материал по теме

Кашапова Ландыш Раисовна

Материал для выступлений ШМО воспитателей коррекционных школ VIIIвида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_podhody_k_organizacii_raboty_vospitatelya.doc117.01 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление:

 

 «Современные подходы

в организации работы воспитателя коррекционной школы VIII вида»

(ШМО воспитателей)

Современные подходы к организации работы воспитателя

Последние постановления Минобразования РФ, решение ряда Коллегий, материалы Доктрины образования позволяют сделать вывод о том, что кардинально меняется подход государственных органов к проблеме воспитания. В настоящее время создаются предпосылки для обновления содержания воспитания, направленные на изменение воспитательной миссии образования в обществе. Проект «Программы развития воспитания в системе образования России в 1999 2000 годах», принятой на Коллегии Минобразования России, представляет собой документ, в котором довольно четко обозначены основные направления реформы системы образования:

  • Повышение общественного статуса воспитания;
  • Обновление содержания и структуры воспитательного процесса;        
  • Обеспечение многомерности и интегрированности воспитательного         пространства;
  • Создание баланса государственного, общественного и семейного воспитания;        
  • Развитие воспитательных функций образовательных учреждений;        
  • Развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом;
  • Формирование уважительного отношения к правам ребенка;        
  • Создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей.        

Мы лишь тезисно обозначили некоторые из направлений, имеющие, на наш взгляд, прямое отношение к работе воспитателя в коррекционном учреждении.        

Воспитатель сегодня - это центральная фигура реабилитационной работы, осуществляемой данной категорией специалистов круглосуточно. Именно воспитатель будит, кормит детей, гуляет, делает уроки и готовит праздники, моет и стирает вместе с ними. Словом, он живет той же самой жизнью и в тех же самых условиях, что и его воспитанники. Учитывая, что сегодня мы имеем хорошую тенденцию создания групп семейного типа в детских домах и школах-интернатах, можно констатировать, что воспитатель - это и мама, и папа, и бабушка, и учитель, и сестра в одном лице!        

Как же помочь нашему воспитателю? Анализ проблем воспитательной работы, методических материалов дает основание выделить следующие узловые моменты в работе данной категории специалистов, снижающих ее эффективность.

Первое - это недостаточно четкое представление самого воспитателя о психологических закономерностях формирования личности. Речь идет о том, что воспитатель слабо понимает, что такое личность и как её формировать. Недостаточное понимание существа этого вопроса ведет к тому, что воспитатель акцент в своей работе делает на внешних сторонах воспитательного процесса, используя для этого авторитарные средства и методы управления поведением воспитанников: «Сядь, встань, вымой руки, делай уроки, построились...        

Такой вариант применительно к детям с проблемами в развитии имеет ряд недостатков: детей просто «натаскивают» на нужную модель поведения, не различая личностных механизмов усвоения форм социального поведения. Кроме этого стереотипные формы воспитательных занятий как бы купируют дефект, фиксируют какое-то недоразвитие и тем самым не способствуют активизации сохранных сторон личности ребенка, его возможностей, затрудняя (приостанавливая) процесс компенсации, без которого немыслима социальная адаптация наших воспитанников.

Следующим узлом вопросов является проблема четкого осмысления им специфики организации воспитательной работы в коррекционном учреждении. Как планировать работу, чтобы осуществлялась коррекция; какова дозировка материала на занятиях и в каких инструкциях надо давать установки, чтобы мотивировать детей к нужной деятельности; как отбирать наглядность и сколько; что делать, если у детей рассеянное внимание и быстрая утомляемость и т.д. Перечень этих вопросов может занять все страницы.

Зная их, мы разработали Пилотную программу Дистанционного обучения для воспитателей, в которой и попытались дать ответы на эти вопросы не только в теоретическом плане, но и в конкретных методических разработках.

Мы исходим из того, что наипервейшей задачей решения проблем воспитания является задача переподготовки воспитательского корпуса в плане вооружения его современными технологиями коррекционно-развивающего взаимодействия с детьми, которые позволят им освоить и усвоить социально-культурные ценности общества на основе развития у ребенка механизмов и способов продуктивного общения.

Исходя из того, что воспитание это постоянно меняющаяся, динамически развивающая система взаимодействия воспитателя и ребенка, мы разработали программу, календарное планирование с 1-го по 9-е классы с позиции:

  • Учета мотивов и ведущих видов деятельности каждой возрастной группы, как основополагающих в формировании личности;
  • Учета особенностей недостатков развития (дефекта), характерологических особенностей нашего контингента;
  • Создания и разработки разновариантных моделей коррекционно-развивающих программ, занятий, упражнений, опирающихся на сохранные анализаторы, что позволяет включать ребенка в разнообразные виды деятельности и тем самым стимулировать процесс компенсации
  1. что такое «поведение» и каковы механизмы его формирования;

Б)     что такое «характер» и особенности его становления в разных возрастных группах;

  1. особенности формирования эмоционально-волевой сферы как регулятора поведения

«Коррекционно - развивающий подход в организации работы воспитателя»

1 .Что такое «коррекция», «компенсация», и как разрабатывать конкретные коррекционно-развивающие упражнения.

2. «Принципы и методы планирования коррекционно-развивающего компонента в воспитательной работе:

А) коррекционно-развивающий подход и способы его реализации в практике;

Б) коррекционно-развивающие программы развития эмоциональной стабильности и их анализ (почему эти программы являются коррекционными, а не просто развивающими)

3. Разработка фрагментов занятий воспитателя, упражнений по коррекции высших психических функций. Хорошо бы предложить всем воспитателям одну тему («День рождения»), но каждому дать задание по разработке коррекционных упражнений, направленных на различные психические функции и их составляющие (вербальное запоминание, слуховое воспроизведение, зрительное узнавание и различение и т.п.)

«Требования к планированию и анализу занятий воспитателя»

1. Как формулировать цели и задачи занятия:

  1. дидактические цели занятия, направленные на развитие, отработку коммуникативных моделей поведения;

Б) коррекционные цели и их формулировки; как ставить цель и подбирать задание по ее реализации;

  1. упражнение воспитателей в формулировании целей к различным темам занятий.

2. Анализ видеофильмов и технология разбора занятия:

  1. критерии анализа занятия воспитателя;

Б) варианты оценочных суждений, подкрепленные конструктивными предложениями: как можно было сформулировать задание, какое задание можно было поставить к работе по картине;

  1. анализ конспектов занятий, предложенных методистом в целях выявления среди них конспекта занятия с наибольшей коррекционно-развивающей направленностью.

«Эмоции как основная мотивационная система»

1.Что такое базовые эмоции и их роль в формировании поведения.

2. Источники эмоций и механизмы их управления: А) три типа активаторов эмоций;

  • Рассмотрения процесса социализации личности с позиции производителя благ, позволяющей воспитаннику реализовывать самого себя, а не быть простым потребителем;
  • Развития у ребенка системы отношений к приобретаемой им информации и оценивания воспитателем не результата деятельности («сделал аппликацию»), а отношения ребенка к процессу этой деятельности I как он старался, ленился, отвлекался, когда делал аппликацию)

Особое внимание при разработке всех методических рекомендаций мы сконцентрировали на эмоционально-волевой сфере, которая недостаточно учитывается многими специалистами при работе с проблемными детьми.

Мы постарались заложить поэтапную систему формирования базовых эмоций и механизмов волевого регулирования своим поведение через циклы специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений и воспитательских часов, например, на занятии по ИЗО.

«Основные закономерности формирования личности»

1.Современные взгляды на понятие «личность» и определение основных механизмов ее формирования.

А) Особенности поведения, характера наших воспитанников и их роль в формировании личности:

 Б) эмоциональные комплексы в критических жизненных ситуациях;

 В) переживания человека и их соотнесенность с эмоциями.

2.Агрессия.

Что это такое механизмы, формы проявления, способы нейтрализации и коррекции. Предлагаемый нами цикл методобъединений ориентирован на нашу программу повышения квалификации воспитательского корпуса, о котором вы теперь можете судить долее предметно и конкретно. Она не исключает других подходов и форм, которыми так богата наша практика. Ее отличие состоит лишь в том, что во все ее блоки, части, модули мы попытались заложить систему поэтапного развития личности ребенка в процессе его общения с тем взрослым, который работает сегодня и в сегодняшних условиях и перед которым мы склоняем голову за его преданность делу, за его титанический труд и душевную щедрость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Современный подход к проведению урока в коррекционной школе"

Презентация может быть использована для проведения МО учителей...

Школьный праздник от А до Я... Современные подходы к организации массовых мероприятий в школе. Сборник методических разработок

В сборнике отражены новые подходы к  воспитательной работе в школе с обучающимися разных возрастных категорий. Представлены  основные направления внеклассной работы. Даны обширные пояснения ...

Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"

Проект "Модель работывоспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"...

Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"

Модель работы воспитателя коррекционной школы   по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности....

выступление на педагогическом совете " Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС"

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС...

Статья "Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"

Статья " Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"...