доклад "Формирование толерантного отношения в образовательном пространстве"
материал по теме

Комисарчук Лилия Витальевна

 

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно,: страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.odt21.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ школа-интернат

ст.Старолеушковской

Краснодарского края

   

Методическое объединение учителей и воспитателей

 ДОКЛАД

 « Формирование толерантного отношения

 в образовательном

пространстве»

учитель начальных класссов  : Л.В. Чередник

Единственная настоящая роскошь -

          это роскошь человеческого общения

Антуан де Сент Экзюпери

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно,: страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

В последние двадцать лет актуальной является надежда на толерантным мир, то есть мир без насилия и жестокости; мир, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.  Однако возможно ли в современных условиях говорить о толерантности? Особенно, например, по отношению к террористам, убийцам неповинных людей. Ответ один: сегодня, может быть, более, чем когда либо, мир невозможен без толерантности.  А что делаем мы для того , чтобы нетерпимости  в нашей жизни стало меньше , а уважения больше?

Сейчас очень много различных программ для педагогов под эгидой «Толерантность»   Эти программы направлены на создание среди учащихся атмосферы взаимопонимания ,доверия. В школах ,воспитание толерантного поведения — один из самых важных моментов . Толерантность нужно воспитывать.

    В стенах нашей школы слово толерантность звучит не часто, но работа ведётся постоянно. Все педагоги школы постоянно постоянно ведут работу по воспитанию в детях способности быть открытыми ,относиться друг к другу с пониманием. Мы учим их решать конфликты, споры мирным путём ,находя компромиссы. Работу по воспитанию толерантности внедряем в урочную и внеурочную  деятельность. Это и классные часы, и психологические тренинги и различные внеклассные мероприятия. Культуре толерантности невозможно научиться в одиночку, поэтому внеклассная деятельность дает возможность учащимся в неформальной обстановке находить компромисс, на практике регулировать и разрешать конфликты в классом социуме, социально саморазвиваться и самообогащать свой толерантный опыт. Все это ведет к гармонизации отношений между детьми, учителем, родителями, так как подготовка к внеклассному мероприятию требует совместных усилий всех участников.  Участие детей в коллективном творческом деле по подготовке внеклассного мероприятия позволяет школьникам получать межличностный опыт толерантного общения.

Задача школы растить не только образованного и культурного человека, но и человека счастливого. А в полной мере таким может быть только тот, кто живет в МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ. Толерантности можно научить. Как этикету, по принципу убеждения что хорошо, а что плохо. Ее можно развивать и укреплять. А можно ВОСПИТАТЬ, и тогда она станет органичной и естественной. Как дышать!

«Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, – он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно». Лихачев Д.С.

Я хочу предложить вашему вниманию систему воспитания толерантности:

      Я - МЫ – КЛАСС – ШКОЛА – Станица(город,район)  – СТРАНА – МИР.

А школа посередине, как мостик, соединяющий мир детства и МИР большой.

Что   вкладывается в понятие «формирование толерантности»:

· Я-концепция

· Воспитание нравственное

 · Воспитание эстетическое

·Воспитание патриотическое

Формы осуществления:

· Уроки толерантности.

·Игротренинги

· Развивающие занятия- (логопеды дефектолог, психолог)

·недели доброты и вежливости

·Уроки истории (краеведение)

·Работа Детской Общественной Организации

·Творческие объединения

· Участие в творческих конкурсах различного уровня

· Участие в военно-патриотических  месячниках

· Участие в социальных акциях

· Профилактика детской зависимости

· …

И в конце  ставим многоточие, потому что формы могут быть самыми разнообразными, главное все-таки содержание. Ведь даже самый обычный урок может быть толерантным и наоборот, если это эвристический урок (А как ты думаешь? А как ты считаешь? Давайте подумаем вместе)…

И так же как любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине, с любви к семье, так и воспитание толерантности должно начинаться с воспитания собственного «Я»

 Совершенствование мира надо начинать с себя. Кто я? Какой Я? Зачем Я? Почему Я?

·Я – мальчик или девочка

·Я – ученик

· Я – сын или дочь

· Я – человек

· Я – гражданин

· Я – житель планеты Земля

Если говорить о младшем возрасте, то это, конечно же, воспитание искусством.

Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами с другими национальностями, ему легче жить.

Д.С. Лихачев

Я умею петь. Я умею танцевать. Я умею рисовать. Я умею сочинять. Я умею декламировать. А главное, я умею слушать. И ВСЕ ЭТО КРАСКА В ОБЩЕМ ОРКЕСТРЕ. ! И во всем ощущается собственная ценность, а отсюда – эмоциональное здоровье.

Интеграция общего и дополнительного образования помогает  создать целостное образовательное пространство, где ребенок не дробит мир на составные, где он может соприкоснуться со всеми видами искусств сразу.  Музыка, движение, поэзия , изобразительное искусство присутствуют рядом с маленькими учениками на уроках математики, чтения, развития речи  и мн.др. Они логично и естественно вплетаются в ткань любого урока. Не последнюю роль в воспитание толерантности играет изучение этикета. Этот момент в образовательных программах несколько недооценивается, но в нашей школе я считаю ведётся большая работа по привитию элементарных норм поведения.

Ведь ЭТИКЕТ – это и есть древний символ толерантности. Золотое правило, сформулированное еще в 5 в. до.н.э. «Поступай с другими так, как бы ты хотел чтобы поступали с тобой….» Этикет придуман для того, что бы избегать конфликты –« люди договорились». Речь идет не о светском, а об общегражданском этикете. Он всегда целесообразен. Живи и дай жить другим.

Коммуникативная толерантность, правила поведения, правила хорошего тона,  конструктивный диалог в конфликтных ситуациях: все эти составляющие толерантного поведении и общения находят свое отражение во внеклассных видах деятельности.

 Необходимость воспитания культуры толерантности возникает с самых первых дней обучения. Учитывая  возрастные особенности   школьника, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

 Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 10 - 15 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.  В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. ( в нашей школе это большая проблема — т.к . связь с родителями практически только в телеф. Режиме)

 Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей – это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.

Семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение.

Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель».    Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В нашем случае получается замкнутый круг : мы разрабатываем систему классных часов, бесед,занятий ,коллективно-творческих дел, которые  воспитывают терпимость по отношению к людям,доброту, уважение к старшим, позволили бы нашим  ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами, но единицы  наших детей  дома живут в нормальном социальном окружении.

  В классе были проведены:

  1. Регулярные беседы о поведении, о дружбе  
  2. На развитии речи речи читаем «машины сказки» - очень неплохой материал,дети с удовольствием слушают, отвечают на вопросы. Также там даны задания — игры на подавление агрессии, обидчивости — с натяжкой ,туго, но делаем, стараемся.

Хочется  закончить своё выступление словами Д.С. Лихачева : « Толерантность — это прежде всего общение .

 Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание интеллектуальной и толерантной личности в классном коллективе образовательного пространства гимназии

    Рыночные преобразования социальных, производственных, аграрных отношений в нашей стране, базирующиеся на изменении политической структуры общества, отношений к собственности...

Воспитание интеллектуальной и толерантной личности в классном коллективе образовательного пространства гимназии

Современный человек стоит перед необходимостью строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею и нести ответственность за свой успех в жизни, справляться с возможными неудачами. Он призван ...

Доклад: «Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде».

Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде....

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.

В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Формирование толерантных отношений в образовательной среде"

Основной целью программы является создание условий для формирования навыков толерантных отношений, терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.Данная программа направлена на развитие...

"Толерантность в современном образовательном пространстве"

Доклад о воспитании  толерантности в сознании детей разных возрастов через преподавпание курса ОРКСЭ в 4-х кл. и факультатива по духовно-нравственному воспитанию в старших классах....