Этапы педагогической деятельности в работе с детьми, склонными к суициду
статья на тему
В статье дается определение суицидального поведения, определяется категория людей, входящих в суицидально опасную референтную группу. Рассматриваются этапы работы с детьми, относящимися к данной группе: аналитический, прогностический, деятельностный, оценочно-контрольный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suicid.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Катаева Галина Владимировна,
воспитатель высшей категории
ГКОУ РО для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
детского дома №3, г. Таганрога
Этапы педагогической деятельности в работе с детьми,
склонными к суициду
Суицидальное поведение- это проявление суицидальной активности-мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Дети с суицидальным поведением чаще лишены родительского внимания и заботы, часто проживают в интернатах или с приемными родителями.
В суицидально-опасную группу входят:
- Молодые люди с нарушение межличностных отношений, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем;
- Сверхкритичные к себе;
- Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
- Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
- Люди, страдающие от болезней.
В работе воспитателя с детьми, склонными к суициду, можно выделить несколько этапов.
- Аналитический
В нашей группе к данной категории детей относятся воспитанники А и В.
По результатам первичной диагностики обе девочки склонны к депрессивным состояниям.
Для эмоционально-личностной сферы А. характерны личностная и ситуативная тревожность, напряженность, заниженная самооценка, неуверенность в себе, в своих силах и действиях. Всё это накладывается на слабое соматическое здоровье(ВСД, органические повреждения ЦНС). Такое психическое и эмоциональное состояние связано с тем, что ребенок с раннего возраста находился в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей, жизнь в условиях не пригодных для проживания, переживание за судьбу матери, брата, свою собственную).
Для эмоционально-личностной сферы В характерны повышенная тревожность, неуверенность и тревожная мнительность за будущее своё и своих близких, наличие навязчивых идей, опасений, причем адресуются они в основном к возможному событию, даже маловероятному в будущем, по принципу « как бы чего не случилось». Причины такого психического и эмоционального состояния кроются в ранней материнской депривации, в трудной жизненной ситуации, в переживании за жизнь матери, брата, за своё будущее.
Что касается психологического климата в группе и его влияния на психо-эмоциональное состояние детей, находящихся в группе риска, то следует отметить, что по данным социометрии, микроклимат в группе в целом благоприятный. В детском коллективе нет «отверженных». Отношения между детьми открытые. Обстановка в группе способствует формированию чувства безопасности, комфорта и защищенности.
Таким образом, причины депрессивного состояния девочек А и В кроются в особенностях психического и соматического здоровья, в том, что с раннего возраста они находились в трудной жизненной ситуации.
- Прогностический
Исходя из вышесказанного, целью работы с данными воспитанниками является:
- Коррекция эмоциональной сферы;
- Предупреждение суицидального поведения.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление особенностей личности;
- Контроль за эмоциональным состоянием;
- Снятие психологического напряжения в кризисных ситуациях;
- Развитие уверенности в собственных силах, чувства доверия;
- Развитие способности к конструктивному поведению в трудных жизненных ситуациях;
- Стимулирование творческой деятельности (поиск и нахождение «ниши» для ребенка, где он чувствовал бы себя полезным, нужным);
- Создание гармоничного, благоприятного микроклимата в группе.
- Деятельностный
Дети, склонные к депрессивным состояниям нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении. Программы индивидуального сопровождения должны включать в себя мероприятия медицинские, психологические и педагогические. Важной формой работы с такими детьми является «Телефон доверия»
Важным элементом в работе с данными подростками является организация здоровьесберегающей среды, которая включает в себя:
- Правильно организованный режим труда и отдыха;
- Разумные физические нагрузки;
- Наличие личного времени и пространства;
- Формирование доверительных отношений, использование принципа службы «Телефона доверия»: «не судить, не критиковать, и даже не удивляться».
Среди форм работы следует выделить:
- Беседы и тренинги направленные на:
- формирование позитивного мышления, нравственных ценностей и смысла жизни;
-формирование негативного отношения к суициду (беседа со священником, посещение храма).
- Индивидуальные беседы;
- Обеспечение занятости, организация досуга.
- Оценочно-контрольный
Данный этап включает в себя промежуточные диагностики, которые позволяют проанализировать результаты проведенной работы, отметить положительную динамику в состоянии и поведении детей, оценить, что удалась скорректировать и над чем ещё необходимо работать.
По результатам диагностики ставятся следующие задачи:
- Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач;
- Констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения;
- Осмысление ребенком и педагогом опыта жизнедеятельности.
На данном этапе нашей работы у воспитанников идет процесс формирования умения оценивать, анализировать своё поведение, потребности в самовоспитании, саморазвитии. Формируется четкая установка на конструктивное поведение и построение позитивного жизненного сценария.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная направленность изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ
Данная статья рассматривает изобразительное искусство как коррекционное направление в работе с детьми с ОВЗ....
Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».
воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...
Информационно-аналитическая справка по организации работы с детьми, склонными к совершению правонарушений
Материал размещенный в статье содержит аналитическую справку о результатах работы школы с детьми, склонными к совершению правонарушений....
Эффективные технологии работы с детьми, склонными к самовольным уходам
Из опыта работы школы по профилактике самовольных уходов детей из учреждения....
Программа индивидуальной психологической работы с детьми, склонными ко лжи
Данная программа психологического сопровождения детей 7- 14 лет разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта ...
«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.
Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...
АВТОРСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО) "ПРАКТИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ"
АВТОРСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО) "ПРАКТИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ"...