Этапы педагогической деятельности в работе с детьми, склонными к суициду
статья на тему

В статье дается определение суицидального поведения, определяется категория людей, входящих в суицидально опасную референтную группу. Рассматриваются этапы работы с детьми, относящимися к данной группе: аналитический, прогностический, деятельностный, оценочно-контрольный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suicid.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Катаева Галина Владимировна,

                                                                               воспитатель высшей категории

                                                                         ГКОУ РО для детей сирот и детей,

                                                                   оставшихся без попечения родителей,    

                                                                   детского дома №3, г. Таганрога

Этапы  педагогической деятельности в работе с детьми,

склонными к суициду

Суицидальное поведение- это проявление суицидальной активности-мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Дети с суицидальным поведением чаще лишены родительского внимания и заботы, часто проживают в интернатах или с приемными родителями.

В суицидально-опасную группу входят:

  1. Молодые люди с нарушение межличностных отношений, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем;
  2. Сверхкритичные к себе;
  3. Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
  4. Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  5. Люди, страдающие от болезней.

В работе воспитателя с детьми, склонными к суициду, можно выделить несколько этапов.

  1. Аналитический

В нашей группе к данной категории детей относятся воспитанники А и В.

По результатам первичной диагностики обе девочки склонны к депрессивным состояниям.

Для эмоционально-личностной сферы А. характерны личностная и ситуативная тревожность, напряженность, заниженная самооценка, неуверенность в себе, в своих силах и действиях. Всё это накладывается на слабое соматическое здоровье(ВСД, органические повреждения ЦНС). Такое психическое и эмоциональное состояние связано с тем, что ребенок с раннего возраста находился в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей, жизнь в условиях не пригодных для проживания, переживание за судьбу матери, брата, свою собственную).

Для эмоционально-личностной сферы В характерны повышенная тревожность, неуверенность и тревожная мнительность за будущее своё и своих близких, наличие навязчивых идей, опасений, причем адресуются они в основном к возможному событию, даже маловероятному в будущем, по принципу « как бы чего не случилось». Причины такого психического и эмоционального состояния кроются в ранней материнской депривации, в трудной жизненной ситуации, в переживании за жизнь матери, брата, за своё будущее.

Что касается психологического климата в группе и его влияния на психо-эмоциональное состояние детей, находящихся в группе риска, то следует отметить, что по данным социометрии, микроклимат в группе в целом благоприятный. В детском коллективе нет «отверженных». Отношения между детьми открытые. Обстановка в группе способствует формированию чувства безопасности, комфорта и защищенности.

Таким образом, причины депрессивного состояния девочек А и В кроются в особенностях психического и соматического здоровья, в том, что с раннего возраста они находились в трудной жизненной ситуации.

  1. Прогностический

Исходя из вышесказанного, целью работы с данными воспитанниками является:

  1. Коррекция эмоциональной сферы;
  2. Предупреждение суицидального поведения.

В ходе работы  мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Выявление особенностей личности;
  2. Контроль за эмоциональным состоянием;
  3. Снятие психологического напряжения в кризисных ситуациях;
  4. Развитие уверенности в собственных силах, чувства доверия;
  5. Развитие способности к конструктивному поведению в трудных жизненных ситуациях;
  6. Стимулирование творческой деятельности (поиск и нахождение «ниши» для ребенка, где он чувствовал бы себя полезным, нужным);
  7. Создание гармоничного, благоприятного микроклимата в группе.
  1. Деятельностный

Дети, склонные к депрессивным состояниям нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении. Программы индивидуального сопровождения должны включать в себя мероприятия медицинские, психологические и педагогические. Важной формой работы с такими детьми является «Телефон доверия»

Важным элементом в работе с данными подростками является организация здоровьесберегающей среды, которая включает в себя:

  1. Правильно организованный режим труда и отдыха;
  2. Разумные физические нагрузки;
  3. Наличие личного времени и пространства;
  4. Формирование доверительных отношений, использование принципа службы «Телефона доверия»: «не судить, не критиковать, и даже не удивляться».

Среди форм работы следует выделить:

  1. Беседы и тренинги направленные на:

- формирование позитивного мышления, нравственных ценностей и смысла жизни;

-формирование негативного отношения к суициду (беседа со священником, посещение храма).

  1. Индивидуальные беседы;
  2. Обеспечение занятости, организация досуга.
  1. Оценочно-контрольный

Данный этап включает в себя промежуточные диагностики, которые позволяют проанализировать результаты проведенной работы, отметить положительную динамику в состоянии и поведении детей, оценить, что удалась скорректировать и над чем ещё необходимо работать.

По результатам диагностики ставятся следующие задачи:

  1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач;
  2. Констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения;
  3. Осмысление ребенком и педагогом опыта жизнедеятельности.

На данном этапе нашей работы у воспитанников идет процесс формирования умения оценивать, анализировать своё поведение, потребности в самовоспитании, саморазвитии. Формируется четкая установка на конструктивное поведение и построение позитивного жизненного сценария.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает изобразительное искусство как коррекционное направление в работе с детьми с ОВЗ....

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».

воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...

Информационно-аналитическая справка по организации работы с детьми, склонными к совершению правонарушений

Материал размещенный в статье содержит аналитическую справку о результатах работы школы с детьми, склонными к совершению правонарушений....

Эффективные технологии работы с детьми, склонными к самовольным уходам

Из опыта работы школы по профилактике самовольных уходов детей из учреждения....

Программа индивидуальной психологической работы с детьми, склонными ко лжи

Данная программа психологического сопровождения детей 7- 14 лет разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта ...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...

АВТОРСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО) "ПРАКТИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ"

АВТОРСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО) "ПРАКТИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ"...