Формирование ИКТ компетентности учителя в системе методической работы
статья по теме

Шеломенцева Людмила Викторовна

   Базовые ИКТ-компетентности учителя определены квалификационными характеристиками. В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» с позиций компетентностного подхода расписано содержание каждой компетентности педагогического работника: профессиональной, информационной, коммуникативной и правовой.

     И если ИКТ-компетентости не соответствуют квалификационным характеристикам, то учителю необходимо работать над их повышением. Эффективно это можно сделать в системе методической работы. Статья знакомит с опытом такой работы в МБОУ СОШ с. Олекан Нерчинского района Забайкальского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ikt-k_v_smr.doc.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ компетентности учителя в системе методической работы

Шеломенцева Людмила Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Олекан Нерчинского района

«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать»                                                                                                      

                                                                                                                       Сеймур Пайперт

         Весь мир на пути к информационному обществу. В связи с этим в стране разворачивается и набирает силу процесс информатизации образования.

Двадцать – тридцать лет назад, когда этот процесс еще только начинался, информатизацию школы рассматривали, главным образом, как процесс оснащения образовательных учреждений средствами новых информационных технологий. Сегодня информатизацию школы связывают, прежде всего, с изменением целей и результатов образовательного процесса, а также педагогических практик, которые составляют ядро «зарождающейся педагогики» и становятся новой нормой в условиях современной школы. (Г.М. Водопьян и А.Ю.Уваров «Процесс информатизации школы: его оценка и управляемое развитие»).

Процесс информатизации образования призван обеспечить подготовку (эффективную социализацию) школьников к жизни в условиях информационного общества. На этот же результат направлены и основные документы правительства в области образования, в частности  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Процесс информатизации образования предполагает формирование информационной культуры.

Основы информационной культуры закладываются в школе. Поэтому начинать надо с педагогов, которые будут создавать условия для формирования этой культуры у учащихся.  Информационную культуру учителей, в некоторой степени, призвана сформировать система методической работы в школе.

Актуальность вопроса о формировании ИКТ – компетентности учителя на современном этапе образования подтверждается:

  1. Основными направлениями развития общего образования (НОИ «ННШ»);
  2. Масштабным и действенным механизмом поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», который предусматривает владение учителями современными информационно-коммуникационными технологиями.
  3. Новой формой аттестации педагогических работников, которая определяет уровень их ИКТ компетентности.
  4. Новыми квалификационными требованиями и квалификационными характеристиками учителей, центральное место в которых занимают профессиональные педагогические компетентности, в том числе и информационно-коммуникационные.
  5. Методические конкурсы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
  6. Создание системы работы по повышению квалификации в области ИКТ (конкурс «Модули ИКТ-компетентности учителя», инициатива методической службы издательства БИНОМ, призванная создать систему повышения квалификации в области ИКТ по различным направлениям, востребованным учителями в современной информационной среде школы).

Этого вполне достаточно, чтобы формирование информационной культуры учителя, а в частности его ИКТ компетентности, рассматривать в качестве одного из направлений методической работы.

        Для формирования информационной культуры педагога на первом этапе необходимо было: создать МТБ,  сформировать компьютерную грамотность, создать условия для формирования информационного пространства учителя, способствовать непрерывному самообразованию педагогов в области ИКТ.

        Первая задача была решена благодаря участию школы в ПНПО в 2007 году. За счет средств гранта была приобретена необходимая компьютерная техника и учебное программное обеспечение.

В настоящее время в школе 14  персональных компьютеров  и 2 ноутбука, 3 принтера, 2 сканера,  4 проектора, цветной лазерный принтер, интерактивная доска с программным обеспечением, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера.

         Помимо компьютерного класса (КК), предназначенного для проведения уроков информатики, создан информационный ресурсный центр (ИРЦ), оснащенный интерактивной доской, 5 стационарными рабочими местами и  двумя переносными, включающими ноутбук, проектор и экран.

Вторая задача, по формированию ИКТ грамотности решалась в рамках системы внутришкольного повышения квалификации и была составной частью методической работы школы.

Формирование ИКТ грамотности педагогов нашей школы проходило в  несколько этапов:

1)   2004-2006 г.г. «компьютерный всеобуч», заложивший базовый уровень, давший учителям элементарные навыки работы на компьютере (Word,  Power Point). Этот этап стал для некоторых педагогов стартовой точкой для дальнейшего самообразования в области ИКТ. Обучение через самообразование шло медленно, знаний и нужной информации не хватало, поэтому было принято решение, обратится за помощью в Интернет – центр г. Читы.

  1. 2005-2007 г.г. курсовая предметная подготовка в ЧИПКРО по ИКТ на базе Интернет-центра (20 % учителей); 2008 г. выездные семинары методистов Интернет-центра на базе школы за счет средств гранта ПНПО (краткосрочные курсы повышения квалификации по программе «Применение ИКТ в деятельности педагога» – 72 часа;  80 % учителей). Таким образом, при поддержке специалистов был достигнут уровень компьютерной грамотности, были определены направления дальнейшей работы.
  2. 2007-2009 г.г. участие учителей в работе Творческой педагогической лаборатории (ТПЛ) в рамках реализуемого проекта «Освоение информационных технологий и внедрение их в учебно-воспитательный процесс в условиях сельской школы». (50 % учителей, Excel, Publisher, использование учебного программного обеспечения в работе учителя, электронная почта, поисковые системы сети Интернет, сайтостроение, интерактивная доска).
  3. 2010 год. Чтобы не утратить положительный опыт работы по использованию ИКТ в УВП, после завершения деятельности ТПЛ, было решено создать творческую группу по ИКТ, которая объединила на базе школы педагогов, интересующихся данной технологией и желающих продолжить работу по ее разработке.
  4. Самообразование учителей в области ИКТ должно присутствовать на каждом этапе, обеспечивая непрерывность обучения и являясь связующим звеном при переходе от одного этапа к другому. Кроме того, именно самообразование является той движущей силой, которая не позволяет учителю останавливаться на достигнутом. Опыт показывает, что остановка может привести к потере тех позиций, которые были достигнуты. Поэтому, нужно не спеша, хотя бы маленькими шагами, но  двигаться вперед.

 Сегодня информатизация, как и 5 лет назад, остается  ведущим направлением в образовании. Об этом свидетельствуют новые документы, определяющие пути развития системы общего образования, в частности  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Поэтому  значимость подготовки учителя в области эффективного использования средств информатики и  информационных технологий продолжает расти.

В течение  прошедшего 2009/2010 учебного года в рамках работы ТГ  с целью повышения профессиональной квалификации в области ИКТ были использованы различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные:

  1. Изучение и разработка нормативных документов (локальных актов)
  2. Обзор педагогической, методической литературы.
  3. Просмотр и анализ  материалов Интернета по использованию ИКТ в обучении (эта форма  дает большое количество информации для самообразования по любому вопросу, способствует формированию умений работать с различными видами информации).
  4. Изучение опыта работы других школ по данной проблеме.
  5. Создание собственных разработок.
  6. Обобщение собственного опыта, аттестация.
  7. Отчеты по теме самообразования, обмен опытом - самопрезентация учителя (в ходе которых учителя получают опыт публичных выступлений по представлению и обоснованию своего опыта).
  8. Проведение открытых уроков.
  9. Систематизация имеющихся ЦОР.
  10. Внеклассная и воспитательная работа с использованием ИКТ.
  11. Индивидуальные и групповые консультации по заявкам педагогов (обеспечивают адресный подход в обучении педагогов)
  12. Создание и информационное сопровождение школьного сайта
  13. Участие в методических и творческих конкурсах.
  14. Семинары и практикумы с интерактивными путешествиями, как по внутренней локальной сети школы, так и по глобальной сети Интернет.
  15. Дистанционное обучение по Линуксу.
  16. Заочное обучение в Педуниверситете «Первое сентября».
  17. Мастер-классы.
  18. Организация личного информационного пространства учителя.

Эффективная организация  личного информационного пространства учителя является одним из критериев оценки уровня его информационной культуры. Любое информационное пространство имеет свою структуру. Оно позволяет надежно хранить информацию, а при необходимости найти ее в кротчайшие сроки. Не систематизированная должным образом информация может оказаться невостребованной или просто будет не найдена. ЦОР (собственные, созданные учениками, взятые из сети Интернет) необходимо систематизировать и каталогизировать, по темам или классам. Иначе эти «залежи файлов» так и останутся невостребованными.

Базовые ИКТ компетентности учителя определены квалификационными характеристиками. В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей,  специалистов и служащих» с позиций компетентностного подхода расписано содержание каждой компетентности педагогического работника: профессиональной, информационной, коммуникативной и правовой.

И если ИКТ-компетентости не соответствуют квалификационным характеристикам, то учителю необходимо работать над их повышением. А заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, как лицо заинтересованное,  должен вести мониторинг по  вопросам соответствия уровня ИКТ-компетентностей учителей.

Для планирования эффективной методической работы в области ИКТ необходимо:

  1. Сделать анализ реального использования средств ИКТ в УВП.
  2. Определить реальный уровень ИКТ-компетентностей с помощью «технологической карты» или анкеты и обязательного компьютерного тестирования.
  3. Разработать систему мониторинга по отслеживанию изменений в уровне  ИКТ-компетентностей каждого педагога.
  4. Проанализировать эффективность структуры информационного пространства учителя.
  5. Производить анализ продуктов образовательной деятельности учителя и его учеников, в ходе внутришкольных методических конкурсов.
  6. Производить анализ эффективности использования ИКТ в УВП, в ходе открытых уроков и традиционной методической неделе с применением ИКТ. В настоящее время существует необходимость в создании методической системы обучения  использованию средств ИКТ, так как показывает опыт использование информационных и коммуникационных технологий часто бессистемно и не всегда определена эффективность и целесообразность использования этих средств.
  7. Разработать критерии для стимулирования учителей по направлению – использование ИКТ.
  8. Привлекать всех педагогов для участия  в информационном сопровождении школьного сайта.
  9. Организовать публикацию лучших методических разработок педагогов на школьном сайте.

Работа над формированием ИКТ компетентности учителя и его информационной культуры в целом позволила поставить методическую работу в школе на более высокий уровень – уровень научно-методической работы. В системе методической работы появились новые структурные подразделения ТПЛ, ТПГ по ИКТ. Методическая работа школы обогатилась новыми формами работы. Работа ТГ по ИКТ соединила ШМО в единый методический блок, определив точки соприкосновения. Но работа в автономном режиме стала сдерживать темпы, а иногда сводить на нет некоторые положительные начинания. Преодоление трудностей по формированию ИКТ компетентностей педагогов и выход на качественно новый уровень профессионализма в этом направлении малопродуктивны в «автономном режиме». Это касается не только отдельных педагогов и ТПГ по ИКТ в масштабах школы, но и школ в целом в масштабах района. Если в масштабах страны процесс информатизации набирает силу, а муниципальные методические службы не поддерживают его, т.е. выпадает среднее звено между «верхами» в лице МО РФ и «низами» в лице отдельных школ, работающих над формированием ИКТ-компетентностей, то процесс быстро затухает, мотивация педагогов исчезает и ожидаемого результата не наблюдается. Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов и творческих групп с теми, кто может оказать положительное содействие в освоении и применении новых технологий.

Минимизировать «автономность» в работе по формированию ИКТ можно через выход данного направления работы на муниципальный уровень. Но для продуктивной работы на этом уровне необходима заинтересованность если не всех школ, то хотя бы нескольких и общее руководство со стороны МУО. Для организации взаимодействия школ района можно использовать интерактивный режим, т.е. через сайт МУО или специально созданный для этой работы; в каждой  школе должен быть ответственный за информатизацию, причем с оплатой хотя бы на уровне руководителя ШМО и разработана программа информатизации школы и системы образования района в целом. Кроме того, можно интегрировать данное направление в работу РМО учителей предметников. Этим способом можно формировать предметную ИКТ-компетентность учителей. Формы этой интеграции разнообразны и вполне приемлемы, главное не сводить всю методическую работу к данному направлению, а эффективно сочетать с другими направлениями МР, находя общие точки соприкосновения. Только общими усилиями можно продвинуть информатизацию в районе на новый уровень. Опыт такой работы в Забайкальском крае есть и его надо изучать и использовать, чтобы не остаться в стороне. Методическая работа в этом плане дает благодатную почву для формирования профессиональной компетентности педагога информационного общества.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное –  это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Статья рассматривает вопросы формирования толерантности в системе СПО....

Формирование системы методической работы в общеобразовательном учреждении

Методическая работа в школе – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учи...

Система методической работы учителя математики

Учитель математики ориентирует своих детей на успех. Большую роль в этом играет его положение как классного руководителя. Привлечение социума к достижению конечной цели - формированию успешного ученик...

Система методической работы эфективного учителя

Применение игровых технологий в процессе обучения....

Статья: «Роль учителя информатики в формировании ИКТ - компетентности учителей и учеников»

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую я дол...

Статья: «Роль учителя информатики в формировании ИКТ компетентности учителей и учеников»

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую я дол...