Обобщение опыта работы по модулю "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"
статья на тему

Васина Ирина Анатольевна

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через применение развивающих педагогических технологий и ИКТ"

Работа содержит цель, задачи, актуальность, новизну опыта, ведущую педагогическую идею,теоретическую базу, технологии, результативность, адресную направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.odt537.02 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Меленковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Левинская средняя общеобразовательная школа»

Обобщение опыта работы

по теме:

« Формирование творческого потенциала   учащихся на уроках русского языка и литературы через использование развивающих образовательных  технологий и ИКТ»

Учитель: Васина Ирина Анатольевна

2013 г.

1.

Ф.И.О.: Васина Ирина Анатольевна

Территория: Меленковский район Владимирская область

Школа: МБОУ «Левинская средняя общеобразовательная школа»

Уровень квалификации: 2

Образование: высшее

Стаж работы: 23 г.

2. Условия возникновения, формирования опыта

  Опыт возник в условиях массовой общеобразовательной школы и связан с развитием творческих способностей , с формированием информационной культуры учащихся, которым предстоит жить и работать в в информационном обществе, занять достойное место в социально-культурном пространстве.

  Чтобы школа могла выиграть в информационном обществе с развитой сетевой и коммуникативной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, удовлетворение многих личностных и социальных запросов, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой мотивированной деятельности. Сущность любой педагогической технологии — совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально-насыщенными делами, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.

    Работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «Левинская СОШ» -6 лет.

   В данной школе обучается 137 учащихся.

   Преподавание ведется по УМК , соответствующим  образовательным стандартам..      

   Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на личностные и метапредметные результаты. Линия учебников соответствует программам.

Русский язык

Учебники

Программа

  1. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы общеобразовательных учреждений. Авт. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский - М.: Просвещение, 2012 г.
  2. «Русский язык 10-11 класс» . Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, 2012 г.

  1. Рабочая  программа . Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авт. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский - М.: Просвещение, 2011 г.
  2. Программа для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. Автор Н.Г.Гольцова .-М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2010 г.

     Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы  и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой  и лингвистической.

Литература

Учебник

Программа

1.5-6 класс.  Учебники-хрестоматии для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. М.А. Снежневская,  О.М. Хренова, под ред Г.И. Беленького. - М.: Мнемозина, 2012 г.

2. Литература 7-9 класс.Учебники для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /под ред. Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2012 г.

3. Русская литература 19 века. 10 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений/Под редакцией Ю.И Лыссого - М.: Мнемозина, 2012 г.

4. Русская литература 20 века. 11 класс, в двух частях. Под ред. Ю.И. Лыссого, М.: Мнемозина, 2012 г.

Программа. Литература. 5-11 классы. Авт.-сост.  Г.И.Беленький. -М.: Мнемозина, 2011 г.

  Содержание и структура программы определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

   В данных УМК по русскому языку и литературе реализованы способы организации деятельности учащихся , связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном уровне.

   Построение содержания учебного материала в учебниках создаёт условия для понимания школьниками изучаемых вопросов.

   

   Признана помочь школьнику выявить и развить творческий потенциал и система дополнительного образования. Она является очень важным компонентом комплексной программы выявления и развития творческого потенциала, воспитание творческой личности.

   Внекласная работа по предмету — это

  1. ведение элективных курсов, факультативов;
  2. проведение предметных недель;
  3. проведение творческих вечеров.

  В целях предпрофильной подготовки и подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, в целях развития творческого потенциала велись элективные курсы факультативы:

Название курса

Программа

1. Элективный курс "Культура русской речи» -10 класс

Культура русской речи: Программа элективного курса.- 2 изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011 г.

Авт. Смирнова Л.Г.

2. Факультатив «Топонимия родного края» - 8 класс

Авт. Э.Рут . Кружковая работа по русскому языку. / Составитель Н.Н. Ушаков., М: Просвещение.

3. Факультатив“Родной язык в реке времени”    (история языка и история общества)

“Родной язык в реке времеми  (история языка и история общества)

  Программа  Родной язык в реке времени (история языка и история общества): элективный курс. Сост. Н.М.Божко. - Учитель, 2008 г.

4. Элективный курс “Формирование языковой компетенции”

 Программа элективного курса “Формирование языковой компетенции”. Автор Беляева М.А., 2010г.

5. Факультатив “Дозорные письменной речи”

“Дозорные письменной речи” (из опыта работы).-  Григорян Л.Т.- М.: Просвещение.

2.1. Цель и задачи педагогического опыта.

  Целью моей педагогической деятельности является форирование творческого потенциала учащихся через использование развивающих технологий и ИКТ.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

  1. способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;
  2. обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать её с помощью логических опреаций и применять в реальных ситуациях;

Развивающие:

  1. создать условий для развития личности ученика, его творческих способностей;
  2. формировать языковую грамотность , коммуникативную компетенцию;

Воспитательные:

  1. способствовать воспитанию социально- активной личности;
  2. воспитывать умения реализовывать себя в условиях нового информационного общества.
  1. 2. Для реализации своей цели и задач изучаю проблемы в теории, методической литературе, разрабатываю уроки с использованием развивающих технологий и апробирую их, провожу мониторинг результатов и их коррекцию.

3. Актуальность и перспективность опыта

  Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений , поведенческих реакций.

   Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она — лёгкий вопрос. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала , темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами. Отсюда следует, что перед каждым учителем стоит задача нейтрализовать негативные последствия, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого рёбенка при классно-урочной системе обучения.

  Решение этой практической задачи связано с одним из приоритетных направлений деятельности учителя -словесника — развитием творческих способностей учащихся. Я убеждена, что человек творческий способен «жить, действовать, успешно реализовывать себя в любом обществе».

   Следовательно, учитель просто обязан приложить усилия к использованию всех полезных новшеств, которые предлагает современное педагогическое сообщество.

  Исследования показали, что при соответствующей организации учебной деятельности,  любому ребёнку доступны знания при адекватных методах их преподавания.

    20 век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объём информации, её многопрофильность сделали очевидным тот факт, что всё знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины , приход к цели через смежные знания. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю-не знаю, умею- не умею, владею-не владею, а где есть тезис ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

   В свою очеред , иными становятся и задачи учителя — не поучить, а побудить , не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

  Таким образом, практическая адаптация новой дидактической системы требует обновления традиционных форм и методов обучения, разработки нового содержания образования.

4. Ведущая педагогическая идея

Учить

                              творчески                творчески          творчески

                               учиться                      жить                общаться

Посредством применения развивающих и информационно-коммуникационных

технологий  в преподавании русского языка и литературы создать условия для

 формирования творческого потенциала учащихся,способствовать совершенствованию практических умений и навыков, позволяющих эффективнее организовывать самостоятельную и групповую работу, повышать

интерес к урокам словесности, активировать познавательную деятельность учащихся.

   «Главное, чтобы все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения»

  Условия идеи:

  1. развитие творческих, исследовательских способностей учащихся;
  2. активирование познавательной деятельности учащихся;
  3. приобретение навыков самоорганизации;
  4. овладение ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской);
  5. принятие и поощрение оригинальных идей;
  6. создание атмосферы, свободной от боязни не справиться с заданием

(групповая работа, дифференцированный подход);

  1. обеспечение психологического комфорта на уроке.

5. Теоретическая база опыта

   Теоретической базой опыта по данной теме являются работы:

  1. Е.В.Коротаевой, педагогическая технология развития познавательной и творческой деятельности которой в полной мере отвечает требованиям современной педагогике.
  2. В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина , которые доказали возможность формировать элементы теоретического мышления уже в младшем возрасте, идти в обучении от «абстрактного к конкретному»
  3. В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского , П.Я. Гальперина, в которых отражены психолого-педагогические аспекты формирования творческого мышления учащихся
  4. В.Д. Богоявленской, С.Н. Бондаренко — обосновавших  условия зарождения творческой активности в процессе обучения в школе, разработаны методы развития творческого начала личности
  5. Академика Ш.А. Амонашвили, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества (  гуманно-личностная технология «Школа жизни»)
  6. К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин разрабатывали игровые технологии
  7. Л. В. Занков, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин , доказавшие  высокую эффективность в развитии мышления и личности ребенка
  8. Системно-деятельностный подход Л.Г. Петерсон ,основывающийся  на теоретических концепциях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина,раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

6. Новизна опыта

«Земные чувства все отдайте постижению новизны» - эти слова великого Данте теперь звучат для  девизом на пути освоения развивающих и информационно-коммуникативных технологий.

 Новизна опыта заключается в том, что учитель должен сформировать в школе личность, обладающую навыками 21 века:

  1. информационные и коммуникационные навыки;
  2. навыки решения проблем;
  3. навыки межличностного общения и самоконтроля;
  4. медийные навыки;
  5. финансовая, экономическая и бизнес-грамотность.

 Эти надпредметные навыки и компетеции возможно сформировать только в реальной деятельности. Поэтому развивающие и информационные технологии видятся мне наиболее перспективными для достижения главной цели школы, так как они отвечают всем требованиям наглядности, медийности, возможности самостоятельной и исследовательской работы.

7. Технология опыта

 Современный урок — это прежде всего урок,

на котором учитель умело использует

 все возможности для развития личности ученика,

её активного умственного роста, глубокого и

осмысленного усвоения знаний,

для формирования её нравственных основ.

Конаржевский Ю.А.

 

 Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

   Главной целью своей педагогической деятельности  считаю создание условий для развития личности школьника, его творческих способностей, обеспечение формирования языковой грамотности, коммуникативной компетеции, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности.

  Для достижения данной цели необходимо:

  1. активизирование познавательной деятельности учащихся через активные формы обучения;
  2. овладение учащимися устной и письменной речью;
  1.  умение создавать свой, оригинальный текст, что поможет им занять достойное место в социально-культурном пространстве;
  2.  выработать коммуникативные навыки;
  3.  развивать умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей.

   Что же помогает нам, педагогам, воспитывать творческую личность, личность эстетически развитую, личность с богатым духовным потенциалом? Одним из важнейших направлений такой работы является творчество учащихся на уроках русского языка и литературы.

   Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим не потому , что таким «уродился», а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности,  начинают мыслить, искать, придумывать. Появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового.

   Школьный период ребёнка — период развития и становления творческих способностей. Но творчество учащихся не возникает само по себе, оно требует педагогической и методической инструментовки. Технологию развития творчества учащихся необходимо органично связать с содержанием курса русского языка и литературы.

                 

                       содержание                            методы                             формы

                    деятельность по                 методы конструирования учебной

                     развитию                         информации, системно-деятельностный

                    творческого                      метод, проблемный, метод проектов,

                    потенциала                       групповая работа, проблемно- диалоговый

                     учащихся                         метод и др.

 Развитие творческого потенциала  учащихся

 Развитие творческого потенциала учащихся – одна из задач обучения в школе.

    Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

Для развития творческого мышления необходимо выполнение следующих условий:

  1. избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;
  2. не допускать переутомления и учебных перегрузок;
  3. использовать стимуляцию познавательных интересов;
  4. стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов;
  5. использовать проблемно-поисковые методы обучения: активный, интерактивный.

                                                            Ученик

                   Учитель                           Ученик

                                                              Ученик

    Путь , который проходит ученик от Человека к Личности через развитие творческого начала, неизмеримо сложен. Цель педагога заключается в том, чтобы эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Ученик + Учитель =

программа обучения и воспитания

                 Образованная,                  Творческая               Социально

                 эмоционально                    Личность               адаптированная

                    богатая                                                                 Личность

                  Личность

     Работая по проблеме «формирования творческого потенциала учащихся», я пришла к выводу, что необходимо применять развивающие и информационно-коммуникационные технологии. В своей деятельности я определила применение  таких  технологий , как :

  1. технологии деятельностного метода
  2. метод проектов
  3. игровые технологии
  4. информационно-коммуникационные

   В своей работе использую разнообразные формы и методы для развития творческого потенциала учащихся. Учитывая особенности детского возраста: любознательность, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало, стараюсь применять на уроке такие формы работы, которые дают ученику ощущение самостоятельности открытия.

     Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстаёт всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остаётся за рамками учения. Поэтому применение развивающих, информационно-коммуникативных образовательных технологий позволяет не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательскую деятельность.

 «Расскажи мне – и я забуду,

                                                                                                             покажи мне – и я запомню,

                                                                                                             вовлеки меня – и я научусь».

                                                                                                        Китайская мудрость.

     

   Одной из таких технологий является ТДМ (технология деятельностного метода). Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

   Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

   Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

 

Процесс обучения в ТДМ предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  3. устанавливаются тематические рамки (“могу”).

 

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

    Для построения урока деятельностной направленности важно понять , какими должны быть критерии результативности урока. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель развивает умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности. При определении цели урока можно поступать так:

1. Запись на доске — четыре ключевых слова по изучению новой темы: спряжение, время, наклонение, вид. Какова тема нашего урока, как вы думаете? (Урок «Глагол как часть речи» 6 класс)

2. Три столбика прилагательных на слайде. Как вы думаете, почему именно 3 столбика? Что обозначают эти прилагательные? Какова же цель нашего урока. ( Урок «Разряды прилагательных» 6 класс)

3. Запись «мудрой мысли» : «Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок , игру света, шум и тень садов ….». Почему мы записали именно эти слова? Какова тема нашего урока? ( урок на тему «Однородные члены» 8 класс)

   На уроках с использованием ТДМ дети осуществляют рефлексивные действия (оценивают свою готовность, обнаруживают проблемы, находят причины затруднений и т.д.).

 Я использую такие приемы оценивания, как:

 «Незаконченные предложения»

  1. Учащимся предлагается закончить предложения.
  1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как...
  2. Я думаю, что уроки русского языка проходят …
  3. Мне не очень нравится...

«Плюс-минус-интересно»

«П» - записывается всё , что понравилось

«Н» - записывается все , что не понравилось.

«И» - вписывают все любопытные факты, о которых узнали.

   Для повышения степени активности и развития творческого потенциала стараюсь сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учу детей работать по правилу и творчески, предлагая такие  творческие задания, как «Сказочные истории» (спор частей речи, реклама части речи...), «Биография» (литературного героя) и т.д.

   На уроке добиваюсь осмысления учебного материала всеми учащимися,  предлагаю разнообразные домашние задания: задания на выбор, дифференцированные, дозированные, при этом по возможности носящие творческий характер:

  1. Упражение … , выполняют те, кто хочет потренироваться в определении разряда имен прилагательных
  2. Тем, кто хорошо усвоил программый материал, предлагается попробовать

написать творческую работу на тему ….

   Стараюсь создать на каждом уроке атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

    Одной из форм работы в ТДМ является групповая работа. Учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе, объединяясь в группы и микрогруппы.

 Работа в группах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение,

реализовать его и нести ответственность за свой выбор.

 

Метод проектов

   

   Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования. Один из способов решения этой задачи – использование метода проектов на уроках русского языка и литературы.

     Учебный проект – это организационная форма работы, которая, в отличие от занятий или учебного мероприятия, ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно–познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

   Методика организации проекта предполагает несколько этапов: планирование работы над проектом; аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний); этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков); презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников). Защита проектов проходит  в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектор.

   Свою деятельность и деятельность учащихся планирую в несколько этапов:

1.  Сама продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет-источники).

Название темы нашего проекта «Тема Гражданской войны в произведениях русских писателей 20-х годов 20 века».

2. Выбираю класс, в котором будет использован этот метод.

   Конечно же, это учащиеся 11-го класса.

   Провожу входное тестирование, которое позволяет выявить имеющиеся базовые знания о литературе начала 20-го века, в частности об эпохе Гражданской войны в России. Этот тест также позволяет определить направление исследований (темы и проблемные вопросы).

3.   Формулирую основополагающий и проблемный вопросы (те, на которые

нельзя ответить одним предложением).

 

       Что движет человеком во время войны?

  1. Кто он, настоящий герой Гражданской войны?
  2. Борец за справедливость и народное счастье?
  3. Строитель новой жизни, сметающий все на своем пути, что ему мешает?
  4. Или Человек, который в огне войны смог уберечься от духовного падения, сохранив честь, совесть и любовь?

  1. Формулирую дидактические цели проекта и методические задачи
  2. С помощью вводной презентации провожу мозговую атаку, вместе с учащимися формулируем проблему исследования «Кто он, настоящий герой Гражданской войны?»

Даём творческое название строками из стихотворения М. Волошина «Стал человек один другому – дьявол…»

   6. Выдвигаем гипотезу решения данной проблемы «Трагедия Гражданской войны: брат идет на брата, победителей нет».

    7.   Даём творческое название строками из стихотворения М. Волошина «Стал человек один другому – дьявол…»

     8.   Формируем  группы и обсуждаем план работы. На данном этапе

учащиеся делятся на мини-группы (историки, библиографы, литературоведы) определяют для себя вопросы, форму  представления результатов.

Формулируем вопросы для самостоятельны исследований учащихся:

  1. Как раскрывается тема интеллигенции и революции в романе А.А.Фадеева «Разгром»?
  2. Какова шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»?
  3. Как отображены события и ситуации Гражданской войны в «Конармии» И.Э.Бабеля?
  4. Можно ли назвать эпоху Гражданской войны эпохой всеобщего затмения (по повести Б.А.Лавренева «Сорок первый»)?

Провожу дополнительный урок по обучению элементарным методам и приемам научного исследования материала. Исследование художественного текста (на материале произведений, изучаемых на уроках литературы).

          9.   Обсуждаем со школьниками возможные источники информации.

    10. Далее идет самостоятельная работа учащихся: историки изучают исторический  аспект темы, литературоведы анализируют вышеуказанные произведения, библиографы исследуют жизнь и творчество писателей начала 20 века.

    11.Заключительным этапом работы над проектом является оформление результатов групп в виде  доклада,  буклета, мультимедийной презентации,

.    12 По результатам исследований проходит открытая защита проектов,  оппонирование, дискуссия, результатом которой является ответ на основополагающий вопрос, вывод по проблеме исследования, выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. Учащиеся оценивают выступление групп в соответствии с разработанными ранее критериями оценивая презентации (самооценка, взаимооценка, внешняя оценка).

     Для развития творческих способностей учащихся использую также «игровые педагогические технологии». Значение игры  как метода обучения невозможно исчерпать и оценить развлекательно-креативными возможностями. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Игровая форма занятий создаётся на уроке при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. В 5-6 классах использую такие игровые задания, как «Наборщик», «Отгадай слово», «Помоги Пете Ошибкину» ( в слове вьюга Петя паписал ъ, объяснив выбор орфограммы: после приставки пишется ъ. Согласны ли вы с Петей?) Предлагаю детям стать исследователями какой-либо лингвистической проблемы. (задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на вопрос : Что общего между шпаргалкой и пелёнкой? )

   

  1. «Диалектная лексика» (6 класс) — театрализованное представление. Во время урока учащимися разыгрывается костюмированная сценка.
  2. «Лексика» (5 класс) — урок-игра. В ходе урока ученики помогают почтальону Печкину (ученику старшего класса) разобрать и разнести корреспонденцию жильцам, живущим в сказочном тереме. Для этого дети выполняют различные задания.

Учитель: Пакет предназначен для вручения словам,

близким по значению. Что это за слова?

На стук вышел один из  братьев. Зовут его смелый.

Задание 1                       

  1. Назовите имена остальных братьев .
  2. Обобщающий урок по теме «Синтаксис» (5 класс) — урок-путешествие. Ученики путешествуют по сказочной стране. Для того, чтобы попасть в город , нужно выполнить задание по карте-схеме.
  3. «Поле чудес» - урок — игра по «Повестям Белкина» А.С.Пушкина (7 класс)
  4. Урок -мастерская по лирике А.А.Фета (5 класс)

   При формировании творческого потенциала учащихся  огромная роль принадлежит урокам развития речи.

   

  1.  Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми

  1. Свободное сочинительство – пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.
  2. «Мой дневник» – пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством  с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.
  3. «Фантазия-картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.
  4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.        
  5. Музыкальное сочинение. 1-й вариант – опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.                                        

2-й вариант – воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.        

  1. «Уроки радости»

        Это также один из видов уроков по развитию речи учащихся в пятом классе.

        В самом начале урока – элемент игры.

        Вспоминаем плывущие облака. На что они похожи? Если лечь на траву и смотреть ввысь, можно представить себе, что по небу плывут замок, пароход, сказочная птица. Дети быстро включаются в игру. И вот уже на бумаге рождаются первые строки.

        Одни улыбаются чему-то, другие, наоборот, задумчивы, третьи, не отрываясь от тетради, сосредоточенно пишут.

    Творческие способности можно и нужно развивать – в этом убеждаются на собственном опыте все, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств, все знают, к каким «творческим» результатам приводят попытки развивать сочинительские способности с помощью сочинений «Как я провел день» или «Моя комната». Каков привет, таков ответ. Но внесите хоть чуточку улыбки и фантазии в само задание, например, «Моя комната в 2050 году» или сочинение «Как я провел день», написанное от имени кота (собаки, мухи, вируса гриппа) – и вы узнаете своих учеников. Одно условие: они должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом.

    Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования — тесты, учебник, тетрадь, старенькие репродукции. Знакомая картина? Да, только эта картина из прошлого. В настоящее время на помощь в решении этой проблемы пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок .

  Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы — это не дань моде, а необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность, развивают творческий потенциал учащихся. Особенно это нужно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

    Я в своей работе активно использую ИКТ. Во- первых, при изложении нового материала: визуализация знаний ( тексты, звук, анимация, видеоклипы, презентации). Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала ( программы-тренажеры). В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля). Наконец, для индивидуальной тренировки способностей учащихся: внимания, памяти, мышления и т.д.

     Для учащихся 10-11 классов разработана программа «Подготовка к ЕГЭ», которая состоит из теоретического блока ( в форме презентаций), из практических заданий, подобранных по образцу КИМов, а также заданий творческого характера, необходимых для написания сочинения- рассуждения. На сегодняшний день мною собранна коллекция уроков по русскому языку и литературе для 5-11 классов с применением информационно-коммуникационных технологий:

  1. урок -презентация по теме «Разряды частиц» (7 класс)
  2. урок по сказкам Г.Х. Андерсена (5 класс)
  3. урок-презентация на тему «Мифы Древней Греции» (6 класс)
  4. «История создания пьесы А.Н.Островского «Гроза» » с фрагментом фильма о нравах, обычаях 19 века, музыкальным сопровождением (10 класс)
  5. урок на тему «Прямая речь» (5 класс)
  6. урок- концерт по творчеству М. Цветаевой (11 класс)
  7. урок с презентацией в ТДМ на тему «Однородные члены» (8 класс)
  8. урок с использованием мультимедиа, анимации на тему «Разряды прилагательных» (6 класс)

    Таким образом, для формирования творческих способностей учащихся  при изучении русского языка и литературы большие возможности дают нам современные развивающие и информационно-коммуникационные педагогические технологии. Они развивают творческие способности учащихся, повышают их активность, активизируют познавательную деятельность, повышают интерес к предмету.

   Новое направление в преподавании филологических дисциплин дает нам, современным педагогам, ключ к пониманию сути воздействия на ребенка – к воспитанию «сотворца». Ведь концепция всей существующей системы обучения – это воспитание «не – я». А на самом деле мир – это продолжение меня. Искусство слова – это мост между «я» и целостным миром. Чем раньше придет это осознание к ребенку, тем больше у него возможностей для восприятия прекрасного.

8. Результативность

    Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

    Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука и реальная практика обучения многократно доказали не только наличие индивидуальных различий в обучении, но и различие творческих возможностей детей, составляющее их индивидуальный творческий потенциал.

   В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества учащихся. Доказательно представлено, что сущность творческого потенциала школьника можно выявить. Творческий потенциал — это личностные возможности человека по реализации творчества. Характер их проявления зависит от конкретных характеристик действительности, в которых оказывается личность, и от неё самой ( её мотивации, волевых качеств, креативности, самостоятельности уверенности в себе и др.)

   В настоящее время для изучения уровня творческого мышления (креативности) детей наиболее известными и часто применяемыми являются методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса П.,

адаптированные Туник Е.Е. , батарея тестов креативности, созданная Туник Е.Е. на базе креативных тестов Гилфорда, а также экспресс-метод — опросник креативности Джонсона, позволяющий быстро и качественно провести диагностику креативности.

   Для диагностики творческого потенциала своих учащихся я применила метод Гилфорда, являющийся модификацией тестов Торренса.

В моём исследовании показатели определяются факторами, установленными в исследованиях Гилфорда, а именно:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов;

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов;

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа;

Б= п (п- суммарное число придуманных слов, предложений...)

Г=0,1 х М (м — число слов, предложений..., используемых 1 раз; 0,1 -количество)

Ор.=5 х К (К — число оригинальных ответов)

ТП = П + 0,1 х М +5 х К

   Первое  тестирование было проведено в 2011 году (5 класс -11 учащихся, 7 класс -13 учащихся)

    Второе по тем  же учащимся  в 2012 уч.г. (6 класс — 11 учащихся, 8 класс — 13 учащихся)

Результаты тестирования по 5 классу (2011 г.)

Низкий уровень творческого развития — 4 уч ( 36 %)

Средний уровень творческого развития  -  5 уч.(45 %)

Высокий уровень творческого развития — 2 уч. (18 %)

1 — низкий

2 — средний

3 — высокий

Результаты тестирования 6 класса (2012 г.)

Низкий уровень творческого развития — 3 уч ( 27 %)

Средний уровень творческого развития  -  5 уч.(45 %)

Высокий уровень творческого развития — 3 уч. (27 %)

Сравнительный анализ уровня творческого потенциала за 2 года

в одном классе

2011 г.         2012 г.

Низкий уровень снизился на 9%, высокий увеличился на 9%

Диаграмма тестированияучащихся 7 класса

 (2011 г.)

1 ст. - низкий уровень -38%

2 ст. - средний уровень – 30%

3 ст. -высокий уровень - 30%

Диаграмма тестирования учащихся

8 класса  (2012 г.)

1 ст. - низкий уровень – 23%

2 ст. - средний уровень -46%

3 ст. - высокий уровень -30%

Сравнительный анализ уровня творческого потенциала за 2 года

в 7-8  классе

2011 год      2012 год

Низкий уровень снизился на 15%, средний увеличился 16%

  Данные диаграмм показывают , что наблюдается положительная динамика в сторону увеличения творческого потенциала учащихся.

  Развитие творческого мышления детей составляет новую задачу совершенствования системы народного образования, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

   Исследования показывают, что прогнозы повышения творческих способностей  и успешности обучения оправдываются.Доказательством  служат результаты участия учащихся в конкурсах. Поэтому работу в данном направлении необходимо продолжать.

   «Главное, чтобы все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения».

9. Адресная направленность

    Данный опыт может быть успешно использован учителями в любой общеобразовательной школе, готовым к осуществлению творческого подхода в обучении, способным к саморазвитию, изучающим активные формы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме :"Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы"

Работаю  с  интерактивной  доской  4  год. Сначала  было  очень  много  вопросов.  Теперь  мне  очень  нравится  работать  с ...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья обзорно представляет из опыта работы приемы и формы  организации учебного труда по развитию мыслетворчества учащихся в интеграции музыки, изобразительного искусства, медиасредств....

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС

Проблема творчества - проблема века, так как  разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к  лю...

Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Я считаю, что развитие информационных технологий и новых стандартов обучения требует от нас, работников образования, создать условия для воспитания творческой личности, имеющей активную жизненную пози...

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы" (обобщение опыта)

Описание использования различных методов и приемов на уроках русского языка и литературы, целью которых является развитие творческих способностей учащихся....

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....