Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности
презентация к уроку по теме

Зеленкова Валентина Денисовна

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Этими же тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речная ООШ

Зеленкова В.Д.,

классный руководитель


Система работы классных руководителей по воспитанию

социально зрелой личности.

        Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Этими же тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога.

Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой (бытие) сфере. Бытие – это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей. Схематически основные сферы деятельности педагога и её результаты могут быть представлены в следующем виде:

                                                           педагог

        деятельность        общение

        бытие

        личность

        здоровье        нравственность        способности

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и  к социуму.

Обратимся к основным направлениям деятельности классного руководителя с точки зрения самого ребёнка, его интересов и возрастных потребностей. Первая задача здесь – защитить ребёнка и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Ведь известно, что одной из жизненно важных потребностей человека является потребность в защите: от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества и т. д. Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода.

Подход к ребёнку с позиции защиты подводит нас к задаче обеспечения благополучия в сфере учения. Защита ученика означает: разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника, изучение работы учащегося на уроке путём посещения занятий, совместная работа с «малым педсоветом», организация консультативной помощи отдельным учащимся, проведение внеклассных мероприятий по предметам, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся, выработка совместной тактики и стратегии помощи ребёнку со стороны семьи, организация самообслуживания, учебной работы класса.

Другое целевое направление – здоровье. 

Следующая сфера, в которой ребёнку нужна защита, - это общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми – важнейшие задачи классного руководителя. Он также ведёт серьёзную работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема общения выводит нас на нравственный облик человека, на общечеловеческие ценности: преклонение перед матерью, высшая ценность – человеческая жизнь, родная земля, дом, семья, право другого человека на собственную уникальность, окружающая нас природа, культурное наследие народа и т. д. Всё это понять и освоить  сразу школьнику трудно. Их постижение идёт и на уроках, и в чтении, и благодаря средствам массовой информации. Но если каждый день держать их в качестве стержневых ориентиров жизни детского сообщества, они становятся критериями оценки человеческих поступков.

Важное место в формировании личности школьника занимает досуговая сфера. Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности. Поэтому одним из важных направлений воспитательной системы является выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков и клубов, расширение познавательного и культурного кругозора класса (экскурсии, встречи, конкурсы, коллективные выходы, предметные вечера), помощь детям в общественной работе, организация коллективной  творческой деятельности класса, совместного отдыха на природе, обеспечение детям, не имеющим успехов в учёбе авторитета перед классом и другими учителями за счёт демонстрации их достижений в досуговой сфере.

Сфера, оказывающая кардинальное воздействие на развитие школьника, - сфера его материального бытия, образа его жизни. Внимание к повседневному бытию ребёнка, к образу его жизни ставит перед классным руководителей ряд специфических задач. Их можно разделить на две группы. Первая обращена к семье, вторая – к школе. Классный руководитель знакомится с условиями жизни ребёнка в семье, с режимом дня школьника, изучает особенности его отношений с родителями, устанавливает с ними рабочий контакт. В школе классному руководителю предстоит вместе с ребятами позаботиться о красивой обстановке, вместе подумать о стиле оформления кабинета, наладить самообслуживание и дежурство. Кроме того, необходимы беседы о здоровом образе жизни, о подлинных ценностях, вести дискуссии о взаимоотношениях с людьми.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это он осуществляет совместно с семьёй и другими учителями, работающими в данном классе.

Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы – идея творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. В школе действует МО классных руководителей, психолого-педагогический семинар, творческие мастерские, где научно-методический багаж педагогов постоянно пополняется и совершенствуется. Росту профессионального мастерства классных руководителей способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над темами по самообразованию. Введение в штат школы социального работника позволило расширить воспитательные возможности образовательного учреждения.

Сущность целостности воспитательного процесса состоит в подчиненности всех его частей и функций основной задаче – формированию целостного человека. Такой подход в организации воспитательной работы реализуется следующим образом:

  1. каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели;
  2. комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания на каждом уроке;
  3. осуществляется единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.

Микросоциум Речной средней школы

Внутренняя воспитательная среда

Ведущая идея сложившейся воспитательной системы школы – развитие личности школьника, его интересов и способностей, подготовка к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивацию к самореализации и к личностным достижениям.

К «сильным» сторонам в организации воспитательного процесса школы в течение последних 5 лет следует отнести эффективное использование коллективных творческих дел, накопленные традиции школьного сообщества, достаточно высокий уровень методической подготовки педагогов в организации воспитательной работы с учащимися. Значительным шагом в повышении системности воспитательной работы, в отработке путей её активизации в современных условиях стала деятельность по моделированию воспитательной системы. Учитывая сильные стороны педагогического коллектива -  профессионализм, мобильность, творческий энтузиазм с одной стороны, и необходимость актуализации учения как главного вида деятельности школьников – с другой, мы пришли к тому, чтобы строить воспитательную систему на базе совершенствования познавательной и творческой деятельности и, прежде всего, её эффективном использовании для создания ядра системы – единого коллектива школы.

Определены основные системообразующие факторы воспитательной системы:

  1. Познавательный компонент (образовательные программы, научно-методическая деятельность, новые технологии);
  2. Кружковая деятельность;
  3. Социально-культурный блок развития (сотрудничество с учреждениями поселка, взаимодействие с семьей).

Связующим звеном в системе воспитательной работы являются традиционные «ключевые» дела: День знаний, туристический слёт, предметные вечера, новогодние праздники, Последний звонок. Из энергии добра и сотворчества рождаются новые традиции, например, спортивные конкурсы: «Муравейник», «Папа, мама и я – спортивная семья». Традиционным считается выпуск тематических стенных газет, как отчета о прошедшем мероприятии.

В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические запасы постоянно пополняются,  наиболее интересные находки обобщаются.

О месте творчества в школе можно судить не только по многообразию форм деятельности, в которой идёт развитие творческого потенциала, закрепляется потребность в самовыражении. Методы психодиагностики позволили изучить вопрос удовлетворённости школьной жизнью, оценить уровень воспитанности, выявить отношение учащихся и их родителей к школе. В целом воспитательная система соответствует творческой:

  1. удовлетворённость родителей организацией образовательного процесса;
  2. в классных коллективах преобладают позитивные настроения;
  3. благоприятный психологический климат в учительском коллективе;
  1. широкий спектр коллективных творческих дел.

Таким образом, наметились устойчивые тенденции в организации образовательно-воспитательного процесса:

  1. стремление учащихся среднего и старшего звена к самоутверждению и самовыражению посредством различных форм деятельности;
  2. действенность традиций школы;
  3. тенденция к дифференциации и индивидуализации в воспитательной работе со всеми участниками педагогического процесса;
  4. понимание важности воспитательной работы с учащимися не только учителями, но и родителями и представителями социального окружения;
  5. постепенно формируется «лицо» школы с привлекательными и неповторимыми чертами.

Однако не всё в содержании и организации воспитательного процесса устраивает педагогов, учеников и родителей. В ходе диагностической деятельности и коллективного обсуждения выявлены проблемные места в жизнедеятельности школы. К ним следует отнести:

  1. Не найдено рациональное соотношение инвариантного и вариативного компонентов образования.
  2. Недостаточно высокий уровень сформированности нравственной направленности личности учащегося
  3. Слабо используется системный подход в воспитательной деятельности классного руководителя.
  4. В образовательном и воспитательном процессе недостаточно учитывается состояние  здоровья каждого учащегося.
  5. Требует некоторых изменений организация самоуправления и система подготовки старшеклассников к организаторской деятельности.
  6. Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных учеников с одноклассниками и учителями.
  7. Некоторая часть учащихся и родителей не удовлетворена отношениями с отдельными педагогами.
  8. Недостаточное участие в воспитательной работе родительских комитетов.
  9. Есть трудности в работе с неблагополучными семьями и детьми из этих семей.

Для исследования эффективности воспитательной системы по развитию личности через познавательную и кружковую деятельность классные руководители используют следующие критерии:

  1. Способность образовательного учреждения эффективно и целенаправленно влиять на развитие личности школьника.
  2. Сформированность интеллектуального потенциала личности.
  3. Развитость творческой активности учащихся.
  4. Нравственная воспитанность учащихся.
  5. Развитость физических качеств личности.
  6. Удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
  7. Жизнеспособность школы.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики как:

  1. анкетирование учащихся («Коллективный портрет», «Школьники и культура», «Твоё отношение к знаниям», «Моё отношение к школе», «Учитель, ученик, коллектив» и др.);
  2. педагогическое наблюдение (методика «Карта наблюдений»);
  3. тестирование (тест – опросник ЕР1 (Айзенк), тест на общительность (В. Ф. Ряховский) и др.);
  4. тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки;
  5. краткий тест творческого мышления М. Торренса;
  6. уровень воспитанности по методике Шиловой М. И.;
  7. методика Андреева А. А. «Удовлетворённость школьников жизнью»;
  8. методика «Атмосфера в школе»;
  9. методика Р. Амхауэра (умственное развитие детей);
  10. методика статистического анализа;
  11. диагностика «Готовность к саморазвитию»;
  12. социометрическая методика Д. Морено.

Школа

Детский сад

Дом

Культуры

«Кристалл»

Сельская

библиотека

Школьная библиотека

Воспитательные среды

школы

Внеклассная

 работа

по предметам

Спортивные секции

Детская

организация «Атлантида»

Кружки от районного дома творчества (педагоги дополнительного образования)

Работа с девиантными

детьми

Микроклимат

школы

Воспитательные

мероприятия

(организатор внеклассной

работы)

Работа

с одаренными

детьми


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Система работы классного руководителя с родителями как основа успешного развития личности учащихся.

В Презентации отражены основные направления работы классного руководителя и показана система мероприятий....

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

«Система работы классного руководителя по формированию патриотической личности».

Конкурсная работа в рамках Городских педагогических чтений «Система патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении: содержание и формы деятельности, методики и технологи...

Система воспитательной работы классного руководителя по воспитанию толерантной личности

Система воспитательной работы, которую я назвала “Лестница успеха”, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя не только как дносителей духовных ценностей, но понять, что уже сего...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...