Обобщение опыта работы учителя- логопеда.по взаимодействию с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения.
методическая разработка по теме

Фадеева Татьяна Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.rar28.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК»

Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях

логопедического пункта детского сада.

(обобщение опыта работы)

Составила: Фадеева Т.Ю.

учитель-логопед

МБДОУ детский сад «Малышок»

пгт Берёзово

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение------------------------------------------------------------------------------------3

Глава I. Исторический аспект семейного воспитания детей

с недостатками речи.---------------------------------------------------------------------5

Глава II. Психолого-педагогические основы взаимодействия ДОУ и семьи.

2.1. Методы и приемы изучения особенностей родителей детей, имеющих речевые нарушения. Формы работы с семьёй.--------------------------------------6

2.2. Стиль взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с родителями детей с недостатками речи.-------------------------------------------------------------8

Глава III. Реализация проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

 3.1. Содержание работы на подготовительном (диагностическом) этапе---10

3.2. Содержание работы на практическом (основном) этапе--------------------12

3.3. Содержание работы на итогово- аналитический этапе----------------------15

Заключение---------------------------------------------------------------------------------16

Библиография------------------------------------------------------------------------------17

Приложения.

ВВЕДЕНИЕ.

Проблема речевого развития и речевого воспитания детей на сегодняшний день одна из самых значимых  в  дошкольных образовательных учреждениях.  Считается нормой, если первые слова появляются у ребенка в возрасте около одного года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет.

По данным специальной статистики до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию, что является одной из главных причин большого количества детей с отклонениями в речевом развитии. Так, по данным отечественных и зарубежных исследователей недостатки произношения имеются у 25 – 30% детей дошкольного возраста, а у 1%  детей наблюдается алалия.  

     Эта статистика подтверждается диагностикой речевого развития за последние три года и в нашем детском саду: ежегодно более 50% детей имеют нарушения речи различной степени тяжести.

            Успех в преодолении речевых недугов у детей в дошкольном учреждении в условиях логопункта я связываю в первую очередь с организацией педагогического сотрудничества с родителями.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяются следующими факторами:

- успешной работой с семьями воспитанников ДОУ, от которой зависит эффективность деятельность самого ДОУ

- особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и т.д.), заставляющими искать новые формы взаимодействия.

Одна из наиболее сложных проблем- различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так, как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанционирования родителей от детского сада позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия учителя- логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования. В ней указано, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга. В Законе РФ «Об образовании», «Типовом положении о ДОУ указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка» .

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя- логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям.

Признание приоритета семейного воспитания  требует иных взаимоотношений семьи и учителя- логопеда, а именно- сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель- логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями.

Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудничества семьи и учителя- логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей- основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

         Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.  Это и определило цель моей работы.

Цель: предоставление различных содержательных  вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Для реализации этой цели намечены следующие задачи:

1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.

2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедического пункта  МДОУ детского сада «Малышок».

3. Разработать наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.

4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители  в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Стратегия достижения поставленных задач:

педагогический проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»  рассчитан на 1 год. (приложение 1)

Реализация проекта разделена на  три этапа: подготовительный (диагностический), практический (основной) и  итогово- аналитический.

▪ подготовительный:

- диагностика речевого развития детей

- анкетирование родителей

            - ознакомительная работа с родителями

- сбор анамнестических сведений о ребёнке                                                  

- оформление соглашений с родителями об условиях обслуживания        

детей на    логопункте.

▪ Практический:

- реализация основных мероприятий проекта.

-  ▪  Итогово- аналитический

-  итоговая диагностика речевого развития детей

            - анкетирование  родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую  деятельность  логопункта ?»

Ожидаемые результаты

При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

Глава I. Исторический аспект семейного воспитания детей

с недостатками речи.

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.

Я.А.Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г.Песталоцци- руководство для матерей. К.Д.Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребёнку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.

В.А Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать ее в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

Как отмечал Л.С.Выготский, «в сотрудничестве, под руководством, с чьей- то помощью  ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т.е. богатства органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания, т.е. от того, или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу».

Благодаря усилиям ученых и педагогов- практиков (Л.В.Загик, Т.А.Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей, программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей.

Этим же проблемам посвятила свои исследования Л.Ф.Островская, которая раскрыла традиционные формы работы детского сада с семьей

 ( посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми.

Н.Ф.Виноградова, Н.Г. Година, Л.В. Загик и другие известные педагоги- ученые настаивали на разнообразие форм и методов работы ДОУ с родителями.

Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогов предметом столь же серьёзных забот, как и совершенствование методов учебно- воспитательной работы с детьми.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно - педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

В западной педагогике  работе с родителями уделяется одно из центральных мест. Рекомендации, предлагаемые в зарубежных публикациях, вполне пригодны при обучении детей в условиях логопедического пункта ДОУ.

Так американский исследователь А.Henderson утверждает, что участие родителей в учебном процессе создаёт благоприятную среду для успешной работы педагогов и детей. Это участие более эффективно, если оно осознанно, хорошо спланировано и долгосрочно. Важно, чтобы сотрудничество началось на более ранних этапах. В таком случае успехи детей будут более значительными.

Автор «приглашающего обучения» W.Perhey выделил следующие идеи привлечения родителей к участию в процессе обучения:

 создание благоприятного микроклимата для совместной работы родителей и  учителя- логопеда;

 непосредственное участие родителей в учебно- воспитательной процессе.

По его мнению, семьи могут быть эффективными партнерами и необходимо утвердить мысль о важности родительской поддержки детского учреждения и понимания родителями особенностей коррекционного процесса, помочь осознать тот факт, что они должны быть «активными родителями» .

В американской литературе по логопедии, в частности в исследовании К. Wood, прослеживается зависимость возникновения нарушений произношения от эмоционально- личностных особенностей матерей обследованных детей.

J.Eisenson, рассуждая об этиологии речевых нарушений (в частности произношения) , пишет о необходимости пристального внимания к обстановке, окружающей ребёнка, его взаимоотношения с родителями, изучение личности каждого ребёнка. Он считает, что логопедическая работа зачастую устраняет лишь следствие основных проблем ребёнка, не воздействуя на их основную причину. Нарушение произношения рассматривается автором в качестве социальной дезадаптации, причины которой чаще всего кроются в особенностях семейного микроклимата. С этой точки зрения, изучение родителей детей и семейной обстановки- неотъемлемая часть логопедической работы.

Глава II. Психолого-педагогические основы взаимодействия ДОУ и семьи.

2.1. Методы и приемы изучения особенностей родителей детей, имеющих речевые нарушения. Формы работы с семьёй.

Для детей  дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребёнка. Это зависит от его позиции по отношению к ребёнку, имеющему дефект речи. Обладая необходимой информацией, учитель- логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

 изучение особенностей родителей воспитанников логопункта, уровня их педагогической наблюдательности;

 определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребёнка;

 привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопункта.

Анализ изученной мной научно- методической литературы по данной проблеме показал, что в работе с семьёй удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа. Важнейший принцип проведения которой- двусторонняя активность беседующих. Учитель- логопед придаёт беседе целенаправленность, задаёт тон, его задача- вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребёнка, характера его поведения в ДОУ, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.

Беседа- одновременно и форма и метод общения с родителями.

В научно- исследовательском институте общих проблем воспитания разработана методика контактного взаимодействия педагогов с родителями, предусматривающая несколько стадий формирования правильного общения;

1 стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть родителей непродуманным вопросом.

2 стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребёнка.

3 стадия: установление общих требований к воспитанию ребёнка.

                 От педагога требуется побуждать родителей высказывать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушивать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки общих требований.

                 4 стадия: упрочнение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству.

                5 стадия: реализация индивидуального подхода.

                Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребёнка.

               6 стадия: совершенствование педагогического сотрудничества.

В самом начале учебного года необходимо проводить анкетирование родителей. Воспитатель вручает родителям каждого воспитанника экземпляр анкеты, которая используется в разных целях.

Рисунок на тему «Семья» (методика Г. Т. Хоментаускаса) служит показателем восприятия внутрисемейных отношений и позиции ребенка в семье. По рисунку можно судить о том, являются ли родители личностно значимыми субъектами для детей. Кроме того, рисунок позволяет составить представление о степени эмоциональной и психологической близости ребенка и родителей.

Рисунки семьи очень показательны, порой они отражают то, что трудно заметить даже самым близким людям, если они не привыкли придавать значения тем или иным проявлениям в поведении ребенка.

Все сведения, полученные при беседе и анкетировании родителей, должны быть проверены в наблюдениях, беседах с воспитателями, детьми.

Родительские собрания- важный элемент стратегии общения с семьёй, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечение единства взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

        Иформационно- тематические стенды позволяют получить наглядную информацию о речевых нарушениях, методах их коррекции.

        Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на занятиях по развитию речи ребенка, предусмотренных коррекционно- образовательной программой.

Посещение родителями индивидуальных логопедических занятий помогают познакомиться с  содержанием коррекционно- развивающей работы  с детьми, методами и приёмами обучения детей.

         В ходе тематических семинаров- практикумов родители получают практические навыки по определённой тематике, являются непосредственными участниками.

Привлечение родителей к созданию коррекционно – развивающей среды логопедического кабинета (изготовление дидактических игр, пособий для развития речи) позволяет им почувствовать себя активными помощниками логопеда.

Создание библиотеки для родителей способствует их самостоятельному, активному изучению методической литературы, повышению педагогической компетенции в вопросах речевого развития ребёнка.

Итак, формы, методы и приёмы взаимодействия с родителями детей, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта детского сада могут быть разнообразные, и их выбор зависит от, прежде всего от профессионализма самого учителя-логопеда.

2.2. Стиль взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с родителями детей с недостатками речи.

        Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Строить взаимодействие с родителями нужно руководствуясь этим принципом и девизом: «Родитель- не гость, а полноправный член команды ДОУ»

Выстраивание работы с семёй на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель- логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещение родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами основные задачи в работе с родителями, т.е

- устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка;

- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- обучает родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя-логопеда с родителями и определяется рядом факторов:

- субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;

- общением с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;

- соблюдением речевого этикета в общении с родителями:

обращение на «ВЫ» по имени- отчеству независимо от возраста;

- современным, деловым стилем одежды учителя-логопеда.

Существует несколько принципов, в соответствии с которыми учителю- логопеду следует строить свой разговор с родителями детей имеющими недостатки речи. Вот некоторые их них:

  1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на неё.
  2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
  3. Знать основы психологии общения. Чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи. Выражение лица.
  4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
  5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
  6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
  7. Сохранять конфиденциальность информации.
  8.  Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребёнка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.
  9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
  10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально- положительное отношение и уважение к нему.
  11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно- достоверную информацию с точки зрения психолого- педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов
  12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», « недостатки».
  13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
  14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно- ориентированного подхода, корректности.
  15. Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения, чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.

Глава III. Реализация проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

3.1. Содержание работы на подготовительном (диагностическом) этапе.

При составлении проекта ««Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» я использовала изученную мной методику О.В.Бачиной и Л.Н.Самородовой, в которой дан алгоритм участия семьи в совместной с педагогами ДОУ коррекционно- развивающей деятельности.

Проект был рассчитан на один учебный год. (сентябрь 2009 г.- май 2010 г)

Цель проекта: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.

Задачи проекта:

  1. Информирование родителей о речевых нарушениях ребенка.
  2. Ознакомление с содержанием работы с ребёнком на логопункте.
  3. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.

Реализация проекта разделена на  три этапа: подготовительный (диагностический), практический (основной) и  итогово- аналитический.

▪ Подготовительный:

- диагностика речевого развития детей

- анкетирование родителей

- ознакомительная работа с родителями (родительское собрание «Давайте знакомиться», индивидуальная беседа.

- сбор анамнестических сведений о ребёнке                                                          

-  оформление соглашений с родителями об условиях обслуживания детей на  логопункте.

▪ Практический:

-  реализация основных мероприятий проекта

▪  Итогово- аналитический

- итоговая диагностика речевого развития детей

     - анкетирование  родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность  логопункта ?»

Для того, чтобы изучить педагогическую наблюдательность родителей по отношению к своему ребенку, я провела анкетирование. (приложение 2).  Помимо уровня наблюдательности с помощью анкеты выявлялась адекватность позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту. Участниками анкетирования являлись родители старшей группы. Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Как Вы считаете, уровень речевого развития Вашего ребёнка соответствует его возрасту? (да, нет, частично)
  2. Если нет, то какие трудности Вы замечали в речи ребёнка?

      3.   Какие причины способствовали этому?

      4.   Каково ваше отношение к трудностям в речи ребёнка?

      5.  Пытались ли Вы  исправить речевые нарушения Вашего ребенка?

(самостоятельно, с помощью специалиста )

       6. Какие условия должны быть созданы дома для  полноценного развития  речи  у Вашего ребёнка?

Ответы родителей были оценены в соответствии с тремя уровнями:

- низкий: родители не могут  выделять определенные нарушения в развитии ребенка.

- средний: родители могут выделять нарушении в речевом развитии, выражать своё эмоциональное отношение к выделенным фактам;

- высокий: родители выделяют проблему, стремятся дать  анализ явлениям, раскрыть суть и при необходимости разработать программу воздействия на выделенное явление.

Низкий уровень (эмпирический) определяется с помощью вопроса  «Замечали ли вы трудности в речи ребенка?»

Средний уровень ( эмпатийный) определяется с помощью вопросов: «Каково ваше отношение к трудностям в речи ребёнка?», «Какие причины способствовали этому?»

Высокий уровень: (аналитический) выявляется с помощью таких вопросов, как «Какие условия должны быть созданы дома для полноценного развития речи у Вашего ребёнка?», «Пытались ли Вы  исправить речевые нарушения Вашего ребенка?» (самостоятельно, с помощью специалиста

Всего опрошено 98 % родителей. Анализ анкет показал, что  значительная часть (52 %) родителей показывает довольно низкий уровень педагогической наблюдательности. Такие родители не замечают (или не хотят видеть) особенностей развития своего ребёнка, не догадываются о том, какие последствия ожидают его, если вовремя не провести коррекцию. Если даже в анкете такие родители указывают на озабоченность речевыми трудностями ребенка, то проверка этих данных, как правило, свидетельствует об индифферентности в этом вопросе.

Выделяется часть родителей (35 %), озабоченных зачислением ребенка на логопункт. Они считают, что дефект не столь серьезен и может быть преодолен в ходе спонтанного речевого развития ребенка.

Аналитический уровень демонстрирует лишь небольшая часть родителей (11 %) : они дают развёрнутые ответы на вопросы анкеты, сообщают информацию, выходяющую за пределы требуемого, но, по их мнению, важную для лучшего понимания их ребенка.

Результаты анкетирования позволили определиться с содержанием дальнейшей работы.

Для того, чтобы познакомить родителей с итогами стартовой диагностики речевого развития детей , с содержанием коррекционно- развивающей работы с ними в условиях логопункта детского сада «Малышок», совместно с воспитателями старшей группы было проведено родительское собрание «Давайте знакомиться». (приложение 3). В ходе собрания родители были ознакомлены с особенностями речевого развития детей 5- 6 лет. После чего родителям было предложено самостоятельно оценить уровень речевого развития своего ребенка в соответствии с нормативными требованиями данного возраста. Также родителям были представлены результаты стартовой диагностики речевого развития детей: из 100 % (21 ребенка) обследованных 52 % детей имеют проблемы в речевом развитии и нуждаются в занятиях на логопункте.

В ходе встречи многие родители пересмотрели свою позицию по отношению к речевому развитию своего ребенка и  признали, что он действительно нуждается в помощи специалиста, так, как  формирование правильной речи у детей – это сложный процесс, и ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи,  воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.      

Формирование речи происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослым. Ребенку необходима речевая практика,  которая зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней его жизни. Речевые нарушения, как правило, задерживают общее развитие ребенка, поэтому,  чем раньше начнется коррекционный процесс,  тем  успешнее будет ребенок в личностном плане.

После собрания родителям было предложено записаться на индивидуальную консультацию  к логопеду.

Консультирование  родителей  проводилось в форме беседы. Родители рассказывали об особенностях развития своего ребенка, о возможных причинах проблем в его речевом развитии. Беседуя с родителями, я отметила, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи. Почти все родители замечают только неправильное произношение и, очень редко, недоразвитие лексико- грамматической стоны речи.

В зависимости от восприятия дефекта ребенка определились две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. Первые осознают нарушения произношения, как дефекта устраняемого, требующего специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

         Неадекватная позиция такова: дефект родителями не воспринимается, т.е. они считают, что произношение звуков у ребенка страдает; родители слышат ошибки в речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу- научится» и т.п., либо придерживаются такого мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. («у нас так говорит мама, или у меня в детстве тоже самое было, но логопед со мной не занимался, все прошло само»).  

Выделяется часть родителей, которые  преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлекцию на дефект, постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности, обозначаемый в специальной литературе как «поведенческий и речевой негативизм».

В результате беседы родители получили информацию о нарушениях речевого развития своего ребенка, содержании коррекционно- развивающей работы с ним на логопункте, правилах выполнения артикуляционной гимнастики и получили памятку по выполнению домашних заданий. В ходе беседы я старалась донести до каждого родителя, что его активное участие  в работе значительно повысит результативность коррекционно- педагогического процесса по преодолению нарушений в развитии ребенка.

С родителями, занимающими неадекватную позицию, было заключено Соглашение об условиях обслуживания детей на   логопункте.

(приложение 4).

3.2. Содержание работы на практическом (основном) этапе:

Этот этап включал в себя реализацию основных мероприятий  проекта .

Родителей надо привлекать к активному участию в обучении ребенка, дать им почувствовать свою значимость и причастие с первых дней поступления ребёнка на логопункт. Но для этого необходимо «вооружить» их знаниями в вопросах развития и воспитания своих детей.

В этом плане результативно прошел семинар- практикум  «Хорошая речь- слаще мёда». (приложение 5). Участниками семинара являлись родители и специалисты детского сада (учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатель группы, руководитель физвоспитания). Родители узнали, насколько важно ответственно и грамотно выполнять рекомендации логопеда, для чего  нужна артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно играть с ребёнком дома. Все знания, полученные в ходе семинара, родители тут же закрепляли на практике. Особенно активно они участвовали в играх- упражнениях «Подари улыбку другу», «Найди пару», «Улыбнуться не забудь». Затем проявили своё творчество в составлении «Сказки о весёлом Язычке», чтобы вызвать интерес  ребёнка к выполнению артикуляционной гимнастики.

Правильное речевое дыхание- важный компонент в формировании звукопроизношения. Как правильно дышать и какие игры помогут в этом ребёнку родители усвоили на практике.

«Рука- это мозг, выдвинутый вовне», - говорил философ Квант. О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Учёные пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры  в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Какие игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики и как в них играть с ребёнком, как развивать связную речь детей, словарный запас и многое другое узнали родители в ходе встречи. По окончании мероприятия участники получили  памятки «Поиграй со мной», с  речевыми  играми (приложение 6), в которые можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.

Очень весело прошел семейный праздник «Говорилки» (Приложение 7) , цель которого: повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ. Родители увидели, как можно играючи развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей, воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

Для установления режима систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечение к ним родителей были оформлены  индивидуальные папки («накопительный портфель ребенка»), цель которой закрепление материала, изученного ребенком в детском саду, дома.

Весь речевой материал по изучению лексических тем в старшей группе распределён на учебный год. Каждую неделю изучается определённая тема. В начале недели в информационном уголке помещается объявление:

 «Дорогие мамы, папы, дедушки и бабушки! Мы начинаем изучать тему «Золотая осень». Просим Вас помочь нам, рассказать нам об этом чудесном времени года, почитать художественную литературу,  принести иллюстрации.  Ваши любимые дети»».

На следующий день дети  приходят в детский сад уже с определёнными знаниями, приносят интересный наглядный материал. Воспитателю и логопеду нужно только привести в систему эти знания, закрепить их в продуктивной деятельности, играх.

В пятницу каждый ребёнок получает листок с заданием по определённой теме (приложение), в содержание которого входит:

- формирование активного и пассивного словаря

- формирование лексико- грамматических категорий языка

- развитие мелкой моторики, графических навыков

- развитие психологической базы речи

- развитие связной речи

 Все задания даются в игровой форме, что способствует созданию интереса у ребёнка к их выполнению.

При подготовке домашних заданий для совместного выполнения их детьми и родителями я строго  придерживалась следующих правил:

- не включать задания по изучению нового материала

- давать подробные инструкции по выполнению заданий

- ставить абсолютно ясную цель выполнения каждого задания

- учитывать принцип ведущей деятельности.

Данная папка является азбукой обучения ребенка правильной речи. Индивидуализация обеспечивается последовательностью прохождения разделов плана работы и объёмом материала в каждом из них. Это даёт возможность родителям составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, в чем затрудняется ребенок и над чем надо поработать серьезнее, а что- только уточнить или повторить.

Такая форма работы позволяет родителю быть в курсе всего учебного процесса, проявить творчество и индивидуальность  при совместном с ребёнком оформлении папки, быть активным помощником ребёнка при выполнении домашнего задания; ребёнку- сформировать основы самостоятельности, ответственности, возможности взаимодействия с родителями в ходе совместной деятельности.

         В результате работы в конце учебного года у ребенка формируется материал по всем изученным темам, который он может использовать в дальнейшем. Он видит практические результаты своего труда за весь учебный год. В конце года желающие смогли представить свои папки на конкурс «Самая красивая и содержательная папка», в ходе которого оценивался творческий подход к оформлению папки, к выполнению домашнего задания, качество выполненного задания, степень участия ребенка. Победители получили Грамоты, а остальные участники поощрительные призы.

        Для закрепления речевого материала по коррекции звукопроизношения дома, на каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, была заведена тетрадь домашних заданий, в которой речевой материал распределялся по направлениям:

- развитие (формирование) артикуляционного аппарата

- формирование правильного речевого выдоха

- развитие просодики речи

- упражнения на закрепление произношения определенного звука

- развитие звукового анализа и синтеза.

На первой странице тетради я поместила обращение к родителям в форме рекомендаций.  (приложение 8), которые необходимо выполнять при выполнении домашних заданий с ребёнком. После проверки домашнего задания, предлагаю ребенку самому оценить свой труд и отметить определённым значком. Это помогает сформировать у ребенка  адекватную оценку своего труда к поступлению в школу.

Очень хорошо зарекомендовала себя такая форма взаимодействия  как проведение занятия с ребёнком в присутствии родителя. Это позволяет познакомить родителей с коррекционно- педагогическими технологиями воспитания и обучения детей, дает возможность понаблюдать за своим ребенком «со стороны», за его успехами не на словах, а на деле, оценить имеющиеся трудности ребёнка. Приглашаю родителей на коррекционные занятия по развитию звукопроизношения. На таких занятиях предусматриваю упражнения  не только по закреплению правильного произношения конкретного звука, но и обязательно провожу игровые упражнения по развитию фонематического слуха, восприятия, слухоречевой памяти, т.к. у многих детей – логопатов наблюдаются многообразные психологические отклонения. Такие мероприятия позволяют мне убедить родителей в необходимости активного участия в работе по воспитанию правильной речи у их детей.  Кроме того, дефекты речи детей-логопатов часто сопровождаются разнообразными нарушениями моторики. Помогая родителям нормализовать моторную деятельность детей на занятиях, показываю разнообразные игры по  развитию тонкой и общей моторики.

        Тематические консультации (приложение 9), помещаемые на информационный стенд в «уголке для родителей»- тоже очень действенная форма взаимодействия, если при их оформлении придерживаться определённых правил:

- информация должна быть актуальна и востребована, отвечала запросам родителей

- внешнее оформление имело привлекательный вид

- информацию можно легко прочитать и практически использовать

При оформлении тематических консультаций использую следующий прием: чтобы привлечь пассивных родителей, даю им поручение- напечатать данную информацию на компьютере, оформить консультацию. В ходе оформления, родитель поневоле ознакомится с содержанием и, таким образом, получит важные рекомендации по развитию и обучению своего ребёнка.

Тесная работа с родителями помогает не только в коррекции речи детей, но и в создании предметно-развивающей  среды – необходимого элемента логопедической работы. С помощью родителей я оформила в кабинете  «Библиотечку для родителей»,  в которую входит не только методическая литература, но и развивающие игры, в  которые  ребенок может поиграть дома.  

Вот основные формы работы с родителями, который я использую, и которые дают положительный результат.

3.3. Содержание работы на  итогово- аналитическом  этапе.

Этот этап состоял из:

- итоговой диагностики речевого развития детей

 - анкетирования  родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую   деятельность логопункта ?»;

Итоговая диагностика речевого развития детей, проведённая в мае 2009 г. показала следующие результаты:

из 100 % ( 11 ) обследуемых детей старшей группы, занимавшихся на логопункте, уровень речевого развития заметно вырос у 36 % детей. Речевое развитие этих детей соответствует возрастной норме, эти дети выведены из состава логопункта. У 46 % детей произошли заметные улучшения, остались лишь нарушения лексико- грамматической стороны речи. У 18 % детей отмечается незначительное улучшение. (один ребенок практически не посещал детский сад ввиду болезни, с родителем второго ребенка не удалось наладить контакт- неблагополучная семья)

Анализируя результаты диагностики, я  проследила следующую закономерность: чем выше степень участия родителей в коррекционном процессе, тем быстрее исправляются речевые нарушения у ребенка. Родители детей,  показавших хорошие результаты, принимали активное участие во всех мероприятиях, систематически и качественно выполняли домашние задания, проявляли интерес к вопросам развития своего ребенка.

                            Для того, чтобы услышать мнение родителей, в мае  было проведено анкетирование  «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую   деятельность логопункта?» (Приложение 10)

             Всего было опрошено 100 % родителей, 82 %  из них  дали  хорошую оценку работе логопункта, отметили наиболее значимые совместные мероприятия, выделили изменения, произошедшие в речевом развитии ребенка в результате коррекционно- развивающей работы с ним, высказали пожелания по организации совместной работы на будущий год.

18 % родителей затруднялись в оценке логопункта, не смогли отметить динамику в речевом развитии своего ребенка, так, как в течение года практически не проявляли интереса к занятиям ребенка, домашние задания выполняли не систематически, часто забывали  индивидуальные тетради, или попросту теряли их. К сожалению, такие родители существуют и надо находить методы работы с ними, искать более эффективные формы взаимодействия.

И если на начало работы с детьми, степень участия родителей составляла меньше 50 %, то постепенно она выросла до 82 %. Интерес к такой форме работы как «индивидуальный портфель ребенка» проявили родители не только тех детей, которые занимались на логопункте, но и остальные родители группы признали эту форму действенной и с удовольствием приняли ее.

         Индивидуальные папки с тематическим материалом дети забрали домой на лето, а родители получили рекомендации  по работе с детьми дома в летний период. (приложение 11). Это форма работы будет продолжена в подготовительной к школе группе.

Заключение.

Подводя итоги работы по реализации  проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.

В моей работе был представлен опыт  взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Показана система работы и раскрыто содержание основных форм взаимодействия. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. Весь процесс взаимодействия логопеда и родителей строился с учетом особенностей семьи ребенка, педагогической наблюдательности родителей.

Большинство родителей в той или иной мере приняли активное участие в педагогическом процессе в условиях логопункта. В помощь родителям был разработан наглядно-информационный материал, направленный на развитие речи детей. В ходе работы был систематизировать практический материал, которым могут воспользоваться педагоги и родители  в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Постепенно родители из пассивных наблюдателей  превратились в активных участников коррекционного процесса, видя, как их дети преодолевают свой речевой дефект. Большинство родителей с готовностью откликались на просьбы  логопеда, серьезно воспринимали домашние задания, тщательно выполняли их. Именно эти родители, в первую очередь, привлекались к активному участию в работе логопедического пункта, чем подавали положительный пример остальным. Дети таких родителей лучше настроены на занятия с логопедом.

Опыт данной  работы показывает, что участие родителей в коррекционно- педагогическом процессе значительно помогают в преодолении нарушений в развитии речи ребёнка.

Но наряду с положительными результатами остается проблема: наличие «проблемных» семей, которых трудно вовлечь в педагогический процесс, повысить степень их участия в жизни собственного ребенка, осознать наличие нарушений в его развитии. С такими родителями результативно работать можно только при взаимодействии с социальными службами.

Библиография.

  1. Бейлинсон Л. С. Профессиональная речь логопеда. М., 2005.
  2. Васильева С., Соколова Н., Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.
  3. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.
  4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитие фонетического строя речи. М., 1978.
  5. Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. // Дефектология. 1997. № 5
  6. Максаков А.М. Правильно ли говорит ребёнок? М., 1988.
  7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
  8. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Ред.-сост. Миронова С.А.  М., 1987.
  9. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998. № 11. С.47-49.
  10. Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда //Дошкольное воспитание. 1998. № 3.

       11.Степанова О.А. Организация логопедической работы В ДОУ. М., 2007

       12. Ткаченко Т.А. Дневник воспитателя логопедической группы. М.,    

            2002, (серия  «Опыт работы практического логопеда»)

       13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико- фонематическим      

             недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 1999.

       14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.  

             Воспитание и  обучение. М., 2000.

        15.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей    

             с фонетико-  фонематическим недоразвитием (старшая группа  

             детского сада). М., 1993.

       16.Максаков А.М. Правильно ли говорит ваш ребёнок ? М., 1988.

       17.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических  

            занятиях. М.,  2007.

       18.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Ред.-

            сост. Миронова  С.А.  М., 1987.

       19.Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное  

             воспитание. 1998. № 11. С.47-49.

       20.Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда            

            //Дошкольное  воспитание. 1998. № 3.

Фадеева Татьяна Юрьевна, МБДОУ детский сад «Малышок»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

«Создание мультфильмов в ДОУ. Организация взаимодействия с родителями воспитанников» Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №15 «Жар-птица» Саврасовой М. Н.

Данная статья родилась после реализации проекта по созданию мультфильмов с воспитанниками логопедической группы в ДОУ. Она представляет ценный материал для коллег....

Из опыта работы учителя-логопеда по обследованию уровня речевого развития дошкольника.

Мы предлагаем диагностическую карту, которая имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в разработанной нами карте используется логопедический опыт построения полных карт. Во-вторых,...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...