Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"
рабочая программа по теме

Березовская Валентина Ильинична

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание духовно-нравственного гражданина и патриота своей Родины с активной жизненной позицией.

 Предлагаемая программа представляет собой теоретическую модель программы, в которой в единстве и взаимосвязи спроектированы цели, содержание, формы, методы организации воспитательного процесса и прогнозируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bvi.docx286.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ V ВИДА Г. ЗЕРНОГРАДА

(ГКОУ РО ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА Г. ЗЕРНОГРАДА)

ПРОГРАММА

Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Березовская Валентина Ильинична

Воспитатель

Первой квалификационной категории

г. Зерноград

2012 год

Содержание

  1. Введение…………………………………………………… 3
  2. Пояснительная записка…………………………………… 5
  3. Нормативно-правовая база……………………………….  8
  4. Концептуальные основы программы……………………   9
  5.  Цели и задачи программы……………………………….. 12
  6. Содержание программы для 1-4 классов……………….. 15
  7. Содержание программы для 5-6 классов………………..  16
  8. Содержание программы для 7-8 классов……………….. 24
  9. Содержание программы для 9-10классов………………. 29
  10. Методологическое обеспечение программы…………… 32
  11. Список литературы………………………………………. 34

1.Введение

        Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Ребенка здоровым можно считать, если он:

  1. в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
  2. в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  3. в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  4. в социальном плане – коммуникабелен;
  5. в эмоциональном плане – уравновешен.

К сожалению, у многих обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) специальных (коррекционных) школ-интернатов, как показывает статистика, нарушено эмоциональное, психическое  и физическое здоровье. Поэтому актуальность здоровья и здорового образа жизни является вопросом первостепенной важности.

В силу специфики самого ОУ и нарушения здоровья, дети очень часто ограничены в сфере связей с реальным окружающим миром, в общении, в доступе к культурным ценностям. И, как результат, – инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы.

Необходимо формирование здоровьесберегающих условий в ОУ интернатного типа для детей с ОВЗ, оказание им разносторонней помощи в психологической и социальной адаптации, способствующей:

  1. адекватному восприятию обучающимися, воспитанниками окружающей среды и собственного организма;
  2. выстраиванию адекватной системы отношений и общения с окружающимися;
  3. усвоению и принятию нравственных целей, ценностей, норм поведения, мотивов деятельности;
  4. формированию у воспитанников потребности и способности к самовоспитанию – самостоятельному развитию себя как личности, субъекта деятельности, индивидуальности, отвечающей за свое поведение, стремящейся к достойной самореализации в обществе.

        Из выше перечисленного следует, что обучающимся, воспитанникам специальных (коррекционных) школ-интернатов  для детей с ОВЗ необходима программа по воспитанию этических навыков для дальней успешной социализации.

                                          2.Пояснительная записка

«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающий тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо»  

                                         В.А. Сухомлинский

        На рубеже ХХ и ХХI веков в  России произошли события, которые привели не только к позитивным переменам, но и ко многим негативным явлениям. Было нарушено духовое единство общества, произошло разрушение ценностей старшего поколения, изменились жизненные приоритеты молодежи, на первый план в качестве ценностей выдвинулось богатство, насилие, секс и т.п.

        Современное российское общество снова обращается к своей духовной культуре и нравственности. В посланиях президента России Федеральному собранию РФ было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям».

        Обеспечение духовного-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является одной из важнейших  задач  современной государственной политики РФ.

        Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении общества. И, хотя, нравственное развитие и становление  личности продолжается на протяжении всей жизни человека, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в образовательных учреждениях. Усвоенное в школьные годы отличается большой психологической устойчивостью.

 В силу этого и в соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст. 9 п. 1) духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной школы.

           Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. “В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья”. ( Свадковский И.Ф.). Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.

           Проблема нравственности нашла отражение в работах Н.М. Болдырева, А.М. Архангельского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, О.С. Газмана, В.А. Караковского и  других. Авторы  раскрывают сущность основных понятий нравственного воспитания, способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной.

           Необходимость нравственного воспитания школьников обусловлена и другими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень её интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделять этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

           Проанализировав основные проблемы воспитания детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ОВЗ, опираясь на опыт других педагогов, работающих над этой проблемой, учитывая свои наблюдения, я пришла к выводу о необходимости создания в школе интернате программы   “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната”.

        При разработки программы я опиралась на модель воспитательной системы нашей школы-интерната  социальной адаптации для детей с ОВЗ “Становление и развитие личности”. ( Авторы: Л.А. Галкина и В.И. Березовская) . Её главная цель – воспитание гуманной личности, ориентированной на общечеловеческие духовные ценности, обладающей высоким уровнем гражданского и национально самосознания, социальной адаптабельностью  и предприимчивостью, способной к творчеству, самоанализу и самореализации в дальнейшей жизни.

                                       3. Нормативно-правовая база.

             Нормативно-правовой и документальной основой программы “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” являются:

- Конвенция о правах ребенка.

- Закон РФ “Об образовании”

- Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”.

- Федеральная целевая программа “Дети России”.

- Федеральная целевая программа “Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе”.

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Примерная программа воспитания и социализация обучающихся.

- Типовое положение о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.08.2008 г., №617). При разработки программы использовались:

- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. (допущено министерством образования РФ-М.: АРКТИ, 2005). Авторы: Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова.

- Модернизация воспитательного процесса как условие развития детского дома, коррекционной школы-интерната: Пособие для воспитателей и учителей. (допущено Министерством образования РФ-М.: АРКТИ, 2011). Авторы: Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, И.В. Кальянов, Е.Л. Яковлева, Г.В. Семья.

                         4. Концептуальные основы программы.

Принципы построение программы.

          Так как “воспитание есть, в сущности, самовоспитание” (Л.С. Выготский), то роль воспитателя очевидна: создать условия, благодаря которым ребенок захочет стремиться к саморазвитию, самоопределению и самореализации, опираясь на собственные силы и помощь взрослых. Поэтому разработанная мною программа базируется на следующих принципах:

  1. Принцип природосообразности: становление личности идет с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития.
  2. Принцип целостности и непрерывности учебно-воспитательного процесса: целостности как существенной характеристике ребенка соответствует и целостность воспитательного процесса, т.е. единство учебного и дополнительного образования, внеклассной деятельности и общения детей.
  3. Деятельностный принцип: коллективное творческое воспитание через проведение коллективных творческих дел (К. Т. Д.).
  4. Принцип гуманизма: вся воспитательная и коррекционная деятельность строится на гуманизации отношений детей и взрослых.
  5. Культурно-средовый подход: расширение образовательно-воспитательного пространства школы за счет педагогизации среды.
  6. Социально-педагогическая поддержка детства и семьи: оказание реальной помощи обучающимся, воспитанникам в получении полноценного образования и воспитания, социальная защита детства.

         Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание духовно-нравственного гражданина и патриота своей Родины с активной жизненной позицией.

         Предлагаемая программа представляет собой теоритическую модель программы, в которой в единстве и взаимосвязи спроектированы цели, содержание, формы, методы организации воспитательного процесса и прогнозируемые результаты.

          Данная программа построена по линейному принципу, т.е. каждая         последующая тема как бы продолжает предыдущую. Темы конкретизированы подпунктами и скомпонованы в блоки.

          Программа учитывает школьные традиции и ритуалы. Она включает воспитательно-образовательный процесс весь арсенал средств и возможностей семьи, воспитательного потенциала освоенной социальной среды и опирается на такие педагогические подходы к воспитательной деятельности как “педагогика сотрудничества”, “педагогика успеха”, “согласованная педагогика”.

          Воспитательная работа строится с опорой на комплексные программы нашей школы: единый ПМПК, “Социальная защита детства” и комплексные творческие программы О.С. Газмана: “Здоровье”, “Ученье”, “Общение”, “Досуг”, “Образ жизни”, которым придана коррекционная направленность согласно специфике работы речевой школы-интернаты для детей с ОВЗ. Работа по этим программам создает благоприятные условия для становления и развития личности каждого ребенка, укрепление его духовно-нравственных и физических сил.

         Единый ПМПК направлен на коррекцию и реабилитацию детей с тяжелыми нарушениями речи. На заседаниях ПМПК решаются вопросы уточнения диагноза для комплексной коррекционной работы по преодолению дефекта, становлению и нравственному развитию личности.

         Комплекс “Социальная защита детства” обеспечивает соблюдение прав обучающихся, воспитанников, защищает их положение в особо трудных жизненных условиях.

         Программа “Ученье” способствует развитию речи, познавательного интереса, расширению кругозора, овладению знаниями на уровне своих интеллектуальных возможностей.

         Программа “Здоровье” предлагает комплекс лечебно-оздоровительных видов деятельности медиков, психологов, логопедов, учителей, воспитателей, учащихся и родителей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, привитию им здорового образа жизни.

        Программа “Общение”  нацелена на развитие коммуникативных возможностей, способности детей адекватно оценивать себя, строить бесконфликтные отношения друг с другом и со взрослыми обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, воспитанников.

        Программа “Досуг” стимулирует развитие индивидуальных интересов и  способностей в сфере досуга, способствует организации отдыха воспитанников позитивной направленности, формированию личностной духовно-нравственной позиции школьника, позволяющей ему социально адаптироваться в дальнейшей жизни.

       Программа “Образ жизни” знакомит с подлинными и мнимыми ценностями жизни, учит навыкам самообслуживания, установлению нравственных отношений с окружающими людьми, умению строить свой вариант жизни, достойный Человека.

     Обучение школьников этикету опирается на уже имеющиеся у них знания и жизненный опыт, которые способствуют формированию навыков культурного поведения в обществе и семье. Учитываются возрастные особенности обучающихся, воспитанников.

5. Цели и задачи программы.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЦЕЛЬ.

          За счет создания в группе и микросоциуме надлежащих педагогических условий обеспечить воспитание личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей и возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования.

БЛИЖАЙШАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

         Становление нравственных принципов, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном развитии и совершенствовании культурного уровня.

Задачи реализации указанных перспектив.

- Создать здоровьесберегающее пространство и оптимальные условия для развития каждого обучающегося, воспитанника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.

- Познакомить воспитанников с общечеловеческими нормами нравственности, основами этики и культуры общения.

- Формировать традиционное миропонимание и мировоззрение, познание окружающего мира во всем его многообразии и сложности.

- Способствовать осознанию обучающимися, воспитанниками ценностей человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

- Содействовать формированию у детей волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели.

- Помогать обучающимся, воспитанникам в принятии и развитии системы высших, построенных на уважении и любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе. В восстановлении традиционного образа семьи, как величайшей святыни, традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

- Способствовать развитию у воспитанников познавательных интересов и потребности в освоении национальной культуры; воспитывать чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, уважения к другим народам и их культурам и умение взаимодействовать с ними на принципах толерантности.

- Воспитывать достойного гражданина России, формировать патриотическое сознание и самосознание, потребность в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины, развитию её материальной и духовной культуры.

- Оказывать помощь обучающимся, воспитанникам в обретении способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности.

- Развивать творческую и социальную активность воспитанников. Способствовать возрастанию их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива.

- Формировать нравственные отношения в детском коллективе.

- Уделять особое внимание коррекции речевой и эмоциональной сфер обучающихся, воспитанников.

Создание благоприятных условий для:

- нравственного становления и развития “я” личности каждого конкретного обучающегося, воспитанника;

- развития социально-адаптивных возможностей личности, гражданского и национального самосознания, способности к самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни;

- коррекции различных проявлений речевого дефекта и обусловленных ими отклонений в психо-физическом развитии воспитанников;

- сохранения и укрепления здоровья воспитанников, овладения навыками основ безопасности жизнедеятельности.

Организация деятельности.

Системообразующий вид деятельности – воспитательские занятия, часы общения.

           Изучив инновационные технологии по духовно-нравственному воспитанию, я провела наблюдение за деятельностью обучающихся, воспитанников и пришла к выводу, что в большей мере им интересны дискуссии, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дебаты, часы общения, занятия по интересам, этические беседы, тренинги, моделирование и решение ситуаций с последующим исследованием и т.д. Поэтому отдаю им предпочтение при проведении занятий по воспитанию этических навыков.

           Воспитательские занятия, посвященные вопросам этики, дополняю организацией практического опыта, который позволяет закрепить навыки культуры поведения.

           Каждое занятие по воспитанию этических навыков у обучающихся, воспитанников с ОВЗ:

- расширяет круг их знаний из этики, эстетики, психологии, т.е. знакомит с миром (просветительская функция);

- способствует формированию у школьников определенных отношений к объектам окружающей действительности, выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей, т.е. помогает оценивать мир (ориентирующая функция);

- переводит разговор о жизни в область реальной практики воспитанников (направляющая функция).

6.  Содержание программы

1-4 классы

Отличие занятий по этикету с обучающимися, воспитанниками младшего школьного возраста в ситуативности. Необходимо рассматривать конкретные ситуации и разбирать, как следует себя вести в подобных ситуациях, затем, включив воображение и взяв на себя роль одного из персонажей, дети совершают требуемые этикетом действия. Таким образом, можно смоделировать различные варианты ситуативного поведения, что благотворно повлияет на дальнейшую адаптацию обучающихся, воспитанников в социуме и способствует  переходу в среднюю возрастную группу

1. По мере происходящих событий:

- дома,

- на улице,

- в школе,

- в транспорте,

- в театре,

- на стадионе,

- в кафе,

- в гостях,

- у родственников,  - в лесу,

- в парке,

- в магазине,

- в библиотеке,

- разговор по телефону.

2. По ролям, которые приходится играть детям в жизни:

- путешественник,

- турист,

- сосед,

- зритель,

- читатель,

- гость,

- принимающий гостей,

- слушатель,

- оратор,

- корреспондент.

- сын и дочь,

- ученик,

- пешеход,

- покупатель,

- именинник,

3. По лицам, в общение с которыми вступает школьник:

- с пассажирами,

- с врачами,

- с продавцами,

- с друзьями,

- с нарушителями        дисциплины.

- с мамой,

- с папой,

- с родственниками,

- с малышами,

- со взрослыми,

- с педагогами,

-  со сверстниками,

- с девочками,

- с мальчиками,

- с мужчинами,

- с женщинами,

- с незнакомыми

-  утренняя зарядка,

- урок, перемена,

- школьный завтрак,

- обед, праздник,

- день рождения,

4, По событиям, происходящим в жизни школьников:

-  покупка продуктов,

- болезнь,

- соревнования,

- поездка в музей,

  в кино, в театр

- встреча гостей,

- ссора с другом,         

- турпоход,

- посещение спектакля,

- поездка в лес,

- взрослые ссорятся

-потерпел поражение,

- потерял что-либо,

- вижу нечестность,

- обидели,

- хочется кушать,

- боюсь спорить,

- заблудился,

5. По затруднительным случаям, с которыми приходится сталкиваться школьникам:

- говорят плохо о друге,

- меня хвалят,

- сделали замечание,

- не понял.

5-6 классы

        Общие понятия об этикете.

  1. Этикет как составная часть общественного порядка, порядочности человека:

- Что такое этикет?

- Из истории этикета.

- Чему учил российский «Домострой».

- Необходимы ли обществу правила этикета?

- Незыблемость основных нравственных принципов.

- Разновидности этикета.

- Уровни этикета.

  1. «Золотое» правило нравственности:

- «Поступай с другими так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой».

Это «Золотое» правило в Библии, древней этике, народной мудрости.

  1. Что значит быть воспитанным человеком:

- культурный – воспитанный, образованный;

- культура поведения начинается с опрятной внешности;

- сдержанность, тактичность и вежливость – основа культурного человека;

- щепетильность, дипломатичность, деликатность;

- толерантность;

- хамство;

- кодекс воспитанного человека А.П. Чехова.

  1. Школьный этикет.

  1. Этикет гражданина:

- соблюдение законов РФ и международных соглашений;

- патриотизм.

  1. «Береги честь смолоду»:

- честь, честолюбие;

- слагаемы репутации;

- девичья честь;

- мужская честь.

Раздел 1

Первый уровень этикета «Не мешай окружающим людям». Вопросы и правила:

Культура речи :

  1. голос,
  2. лексика,
  3. стиль,
  4. обращение к собеседнику,
  5. умение слушать и выслушать,
  6. умение ставить вопросы,
  7. умение благодарить за речевое обращение,
  8. умение приносить извинение,
  9. умение не навязывать слушателям своего мнения.

Культура движения:

  1. сдержанность,
  2. спокойствие,
  3. жестикуляции,
  4. умение приносить извинение за неосторожные движения,
  5. ориентир в выборе места

Культура обращения с вещами , предметами:

  1. неприкосновенность чужой вещи,
  2. аккуратное хранение одежды и обуви,
  3. бережное отношение к  вещам,        
  4. санитарно-гигиенические требования к хранению одежды и обуви,
  5. своевременный ремонт вещей,
  6. уличная и домашняя одежда и обувь,
  7. уход за вещами

Культура обращения с книгой:

  1. неприкосновенность чужой книги,
  2. соблюдение сроков пользования книгой,
  3. аккуратность,
  4. бережное обращение с книгой.

 Культура костюма:

  1. аккуратность,
  2. соответствие костюма ситуации,
  3. соответствие костюма одежде окружающих,

  1. удобство костюма,
  2. различие одежды девушек  и юношей,
  3. одежда для людей разного возраста.

18

Культура еды и застолья:

  1. умение пользоваться приборами,
  2. культура приема пищи,
  3. умение пользоваться меню (выбор блюда, калорийность, цена),
  4. соизмерение пищи с аппетитом,
  5. беседа за столом (культура и тематика).

Культура речи и распорядок дня:

  1. говорим правильно и красиво,
  2. культура общения: на переменах, в спальне, в столовой, на прогулке, на     дискотеке, в гостях и т.д.
  3. режим дня и ночи,
  4. режим работы и отдыха,
  5. умение уважать режим работы и отдыха других людей

Культура и гигиена:

  1. гигиенические требования к уходу за телом,
  2. чистота тела и свежесть кожи с учетом физиологических особенностей девочек и мальчиков,
  3. уход за волосами,
  4. гигиена полости рта,
  5. пользование дезодорантами и туалетной водой.

Культура поведения в общественном месте:

  1. поведение в кинотеатре,
  2. в концертном зале,
  3. в кафе, на выставках,
  4. в транспорте,
  5. в парке, лесу,
  6. в квартире, в классе, в библиотеке и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ:

  1. Обратиться к человеку с вопросом.
  2. Извиниться.
  3. Вмешаться в разговор беседующих.
  4. Принести извинения за ошибочно построенную фразу.
  5. Исправить фразу.
  6. Позвонить по телефону и начать разговор.
  7. Обратиться с просьбой.
  8. Пользоваться приборами во время еды.
  9. Извиниться за небольшое опоздание, объяснить его причину.
  10. Съесть конфету и найти место для обертки.
  11. Быстро выйти из комнаты с группой людей, не толкнув никого.
  12. Выслушать непонятную речь, задать уточняющий вопрос.
  13. Пройти по улице навстречу друг другу, обгоняя другого человека.
  14. Пройти в театре на свое место.

19

Раздел 2

Второй уровень этикета «Будь приятен окружающим людям» Вопросы и правила:

Принципы уважения человека:

  1. соблюдение прав ребенка,
  2. соблюдение прав человека,
  3. особое отношение к старикам, женщинам, детям,
  4. толерантность.

Формы  уважительного общения :

  1. различие форм  общения со взрослыми,  сверстниками, незнакомыми людьми,
  2. приветствие и прощание,
  3. благодарность за общение,
  4. пожелание и поздравление,
  5. комплементы и оценки,
  6. сувениры и подарки,
  7. знаки внимания и любви.

Уважение к собеседнику:

  1. похвала в адрес собеседника,
  2. умение вести  дискуссию (аргументированность, компетентность),
  3. тактичность в высказывании противоположного мнения,
  4. умение вставить реплику,
  5. культура мимики и жестов в общении.

Культура поведения за столом:

  1. правила этикета в сервировке и украшении  стола (завтрак, обед, ужин, торжество)
  2. правила культуры поведения за столом,
  3. внимание к соседям по столу,
  4. умение благодарить и делать комплименты,
  5. общение во время еды,
  6. тактичное отношение к ошибкам и оплошностям другого человека.

20

УПРАЖНЕНИЯ:

  1. Выразить уважительное отношение взрослому, пожилому человеку, ребенку.
  2. Произнести комплимент (другу, взрослому).
  3. Смоделировать диалог уважительного общения людей разных социальных ролей (водитель-пассажир, продавец-покупатель, официант-клиент и др.).
  4. Произнести утренние, дневные и вечерние приветствия.
  5. Произнести добрые пожелания при расставании.
  6. Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита.
  7. Вручить в знак памятной даты сувенир и произнести приветствие.
  8. Сервировать стол на несколько персон.
  9. Обратиться с просьбой к прохожему, продавцу, зрителю и т.д.
  10. Возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение.
  11. Встать при входе в класс педагогов, гостей.
  12. Встать при обращении с вопросом к  человеку, оратору.
  13. Пропустить в дверях пожилого человека,  женщину, девочку.
  14. Преподнести, принять угощение.
  15. Правильно подобрать одежду для торжества, для прогулки, спортивных и городских мероприятий, шопинга и т.д.

21

Раздел 3

Третий уровень этикета «Помогай окружающим людям».

Вопросы и правила:

Виды помощи:

  1. физическая,
  2. финансово-экономическая,
  3. материальная,
  4. психологическая.

Помощь  «сильного» человека слабому.

Оказание помощи  посторонним:

  1. уступить место,
  2. помочь нести  ношу,
  3. протянуть руку,
  4. защитить от опасности,
  5. предупредить об ответственности, неприятности.

Культура поведения за столом:

  1. передать блюдо соседу,
  2. помочь хозяйке подать и убрать со стола,
  3. отодвинуть стул, встающей соседке,
  4. поблагодарить хозяйку.

Помощь юноши как знак внимания девушке:

  1. подать пальто,
  2. предложить руку при выходе из транспорта,
  3. избавить от тяжелой ноши,
  4. предложить лучшее место,
  5. избавить от обидчика,
  6. оказание помощи родителям, родственникам и т.д.,

Право на помощь:

  1. согласие женщины на предложенную помощь,
  2. деликатные формы оказания помощи,
  3. анонимность поступка или доброго знака внимания,
  4. сочувствие как помощь.

22

УПРАЖНЕНИЯ:

  1. Подать девочке пальто и помочь надеть его.
  2. Обратиться за согласием на оказание помощи.
  3. Передать чай соседке по столу.
  4. В театре сдать в гардероб пальто спутницы.
  5. Уступить место в транспорте.
  6. Оказать помощь плачущему малышу.
  7. Деликатно предложить помощь опечаленному другу.
  8. Поднять и вернуть оброненный предмет (исключая носовой платок).
  9. Предложить теплую куртку, пиджак при холодном ветре.
  10. Предложить деньги попавшему в затруднительное положение.
  11. Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, раздать тетради, листы, книги и др.
  12. Поддержать споткнувшегося.
  13. Протянуть руку выходящему из транспорта.
  14. Придержать дверь на пружинах при входе или выходе из здания.
  15. Зашторить окно, видя, что свет мешает кому-то.

23

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

(для обучающихся, воспитанников 6 классов)

Задания на карточках:

  1. Вы немного опоздали на урок, входите в класс. Ваши действия.
  2. Вы заходите в класс, видите своего друга, с которым вы недавно поссорились. Ваши действия.
  3. За столом сидят двое, они беседуют. Вам нужно обратиться к ним с вопросом. Сделайте это.
  4. Сервируйте стол для чаепития, пригласите друга. Начинайте чаепитие.
  5. Вы хозяин. Пригласите друзей за стол.
  6. Позвоните по телефону другу. Начните разговор.
  7. На столе лежит яблоко. Предложите его кому-нибудь из присутствующих, найдите повод для этого.
  8. Подойдите к кому-нибудь и узнайте, как найти определенную улицу.
  9. Начните передвигать мебель (например, стол), если вам никто не помог, обратитесь с просьбой о помощи.
  10. Вы идете с девушкой. Подходите к дверям, ваши действия.
  11. Помогите        девушке надеть пальто.
  12. Вы        постучали в дверь. Вам открыли. Вы увидели, что ошиблись адресом. Как вы поступите?
  13. Вы        пригласили в гости друга, он опаздывает. Вы нервничаете. Звонок в дверь, пришел друг. Что вы скажите?

Знания, навыки и привычки к концу 6 класса

Воспитанники должны знать:

  1. Этические формулы речевого общения (диалога, спора, беседы).
  2. Как вести себя в различных жизненных ситуациях. Чем отличается корректное поведение от галантного.
  3. О толерантности как основе  сближения и понимания людей различных культур и религий.
  4. О совести как основе нравственности.
  5. Требования к культуре общения в семье, в общественных местах.
  6. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков.

Воспитанники должны уметь:

  1. Слушать собеседника и понимать его.
  2. Быть способным к состраданию и сопереживанию.
  3. Заниматься самовоспитанием (поставить цель и добиться ее выполнения).
  4. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении.
  5. Соблюдать этикет за столом. Вести себя достойно в общественных местах.

24

7-8 классы

Занятия носят обобщающий характер. Материал подается больше как решение этических проблем, чем этические решения ситуации.

Принцип составления программы связан с особенностью возраста. Подросток часто находится в дисгармонии с окружающим миром, другими людьми и самим собой. Занятия должны помочь преодолеть эту дисгармонию, повысить уверенность в себе и помочь адаптироваться в социуме.

  1. «Я        и  ЭТИКЕТ»
  1. Достоинство как форма отношения человека к самому себе.
  2. Две стороны достоинства: гордость и скромность. Их гармоничное сочетание.
  3. Поведение человека в различных ситуациях.
  4. Отличие достоинства от высокомерия и зазнайства. Поведение по отношению к высокомерным людям.
  5. Вербальное общение (словарный запас, тембр и сила голоса, интонация) и невербальное общение (жесты, походка, мимика).
  6. Этика поведения и общения: на переменах, в спальне, в столовой, на прогулке, на дискотеке, в гостях, в общественных местах и т.д.
  1. «ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ  и ЭТИКЕТ»
  1. Дружеские отношения как самые близкие.
  2. Специфика этикета в отношении друзей.
  1. Отношение к недоброжелательным отзывам или слухам в адрес друзей.
  2. Сохранение форм этикета в присутствии других людей.
  1. Вопрос дружеских прозвищ, молодежного сленга, отступление от этикета. Грани такого отступления.
  2. Знаки внимания другу, подруге.
  3. Этикет подарка: дарим, принимаем.
  4. Подарки-символы.
  5. Этикет в любви.

  1.  «СИЛА и ЭТИКЕТ»
  1. Понятие «сильного человека».
  2. Сила кулака и сила духа.
  3. Способность нести ответственность за слабого.
  4. Поведение сильного по отношению к детям, старикам, женщинам, инвалидам.
  5. Способность защитить других в сложных экстремальных ситуациях.

  1. «КРАСОТА и ЭТИКЕТ»
  1. Внешняя и внутренняя красота человека.
  2. Доброта как основа внутренней красоты.

25

  1. Формы поведения доброго человека в различных жизненных ситуациях.
  1. «ИСТИНА и ЭТИКЕТ»
  1. Объективный характер истины и субъективное отношение человека к истине.
  2. Этикет в различных ситуациях и дискуссиях.
  3. Поведение оппонента.
  4. Этикет признания истины.
  1. «СЧАСТЬЕ и ЭТИКЕТ»
  1. Формы поведения счастливого человека.
  2. Поведение счастливого человека при несчастье других.
  3. Дело и действия - как лучшее лекарство при несчастье.
  4. Отношение к успеху и неудаче друга: пожелание, помощь, поступок по секрету.
  1. «МОДА и ЭТИКЕТ»
  1. Этикет костюма. Общие требования к одежде: гигиенические, этические, экономические, социальные, профессиональные.
  1. Этикет об отношении к авангардной моде и к отсутствию следования за модой.
  2. Гардероб юноши и гардероб девушки.

  1. «ДЕНЬГИ и ЭТИКЕТ»
  1. Отношение к деньгам как к цели и как к средству.
  2. Карманные деньги (заработанные, родительские). Этикет их использования.
  3. Денежный долг и его возвращение.
  4. Деньги в отношениях знакомых, друзей, родных, незнакомых людей.
  1. «ИСКУССТВО и ЭТИКЕТ»
  1. Искусство как зеркало этикета и история его развития.
  2. Искусство как школа приобщения к этикету.
  3. Этикет поведения в театре, на концерте, на выставке.
  4. Этикет художественных оценок и бесед об искусстве.

  1. «СПОРТ и ЭТИКЕТ»
  1. Этикет поведения спортсмена, его осанка, походка.
  2. Спорт как средство формирования тела.
  3. Этикет спортивной одежды и обуви.
  4. Этика спортивных состязаний, побед и поражений.

26

  1. «МУЖСКОЙ ЭТИКЕТ»
  1. Облик юноши  с точки зрения этикета.
  2. Внимание к девушке, право на заботу о ней, готовность к услуге.
  3. Понятие галантности и рыцарства.
  4. Правило этикета «Женщина всегда права».
  5. Благородство как неотъемлемое качество юноши.
  6. Рациональность, трезвость ума, способность брать ответственность на себя.
  1. Мужественность и привлекательность:

- внешность (анатомо-конституционные признаки: рост, атлетическое        сложение),

- престижные предметы техники (мотоцикл, автомобиль, видеоаппаратура),

- поведение (сдержанность, независимость, напористость, лидерские качества, смелость, решительность, храбрость).

  1. «ЖЕНСКИЙ ЭТИКЕТ»
  1. Внешний облик девушки с позиции этикета. Внешняя и внутренняя привлекательность.
  2. Роль этикета в формировании духовно-нравственного облика девушки.
  3. Понятие женственности и красоты.
  4. Дневной и вечерний макияж.
  5. Стили одежды (классический, спортивный, романтический, фольклорный, деловой, модерн, авангардный и др.)
  6. Этикет школьной и повседневной одежды.
  7. Умение подобрать одежду  в соответствии с особенностями своей фигуры и возраста, ситуации.
  8. Прическа как средство индивидуальной выразительности.
  9. Соответствие внешнего вида, стиля одежды - месту и времени.
  10. Женственность и привлекательность:

- интеллект (ум, широкий кругозор, чувство юмора, наличие достижений в отдельных областях знаний).

- эмоциональность,

- коммуникабельность - общительность и приветливость,

- нравственные качества - честность, справедливость, верность,                       порядочность, доброта,

- моральный облик.

  1. Внешность:

- анатомо-конституционные признаки - фигура, лицо,

- оформление внешности - одежда, аксессуары, макияж, прическа,

- эстетичность облика.

  1. Поведение:

- волевые качества,

        - деловые лидерские качества,

        - внешняя вежливость,

        - домовитость (умение готовить, вести домашнее хозяйство).

27

13. « ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ»

  1. Этикет в классном коллективе, группе.
  2. Этикет деловой встречи.
  3. Этикет в переписке.
  4. Как общаться по телефону.

  1. «ЭТИКЕТ ЗДОРОВЬЯ и БОЛЕЗНИ»
  1. Здоровье и вредные привычки (алкоголь, курение, наркомания и тд.).
  2. Этикет болезни.
  3. Траур.

  1. «ЭТИКЕТ ДВИЖЕНИЯ»
  1. Дисциплина на улице:

- внешний вид пешехода,

- уважение к встречному,

- помощь на улице (попросить, оказать),

- культура речи и поведения.

  1. Поведение на дороге (пешеход-водитель).
  2. Поведение в транспорте (в городском общественном транспорте, на водном транспорте, в салонах самолета, в метро).
  3. Этикет путешествий, походов, экскурсий.

16. «ЧЕЛОВЕК и ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»

  1.  Экологическая культура человека:

- утилизация мусора (в общественных местах, в лесу, на отдыхе и т.д.),

        - бережное отношение к окружающей среде (флора, фауна).

  1. Природоохранная деятельность:

                - изучение и охрана животных и растений, занесенных в «Красную книгу»,

                - Участие в акциях МСОП (Международного союза охраны природы).

  1. Этикет отдыха на природе:

- культура,

- безопасность.

28

Знания, навыки и привычки к концу 8 класса

Воспитанники должны знать:

  1. Всё об особенностях своего «Я».
  2. Требования этикета к культуре речевого общения.
  3. Общечеловеческие нормы нравственности и морали.
  4. Разумно следовать моде, уметь одеваться стильно и со вкусом.
  5. Требования к моральному и духовно-нравственному облику человека.
  6. Технологию вербального и невербального общения.
  7. Знать основные нормы толерантного поведения и общения.
  8. Знать о природоохранной деятельности МСОП

Воспитанники должны уметь:

  1. Разумно планировать и использовать свое время.
  2. Соблюдать требования этикета в общении, разговоре, достойно вести себя в общественных местах.
  3. Уметь соотносить представления о нравственном идеале и моральных нормах с повседневным поведением. Быть самокритичными, применять методы самоконтроля.
  4. Держать слово и выполнять взятые на себя обязательства.
  5. Использовать приемы самовоспитания, самосовершенствования через изучение культурного и исторического наследия нашего народа.
  6. Занимать активную гражданскую позицию, проявлять порядочность в любых ситуациях.
  7. Беречь и охранять природу.

29

(9-10 классы)

Занятие по большей мере проводятся на психологическом уровне. Психологический аспект диктуется возрастными особенностями старшеклассников, их огромными потенциальными возможностями в плане самовоспитания. Необходимо проводить поведенческие тренинги, акцентируя внимание на психологическом состоянии личности, совершающей те или иные поступки.

Следует предлагать самостоятельное разыгрывание ситуаций подмеченных или  пережитых обучающимися, воспитанниками в реальной действительности.

1.ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЭТИКЕТА.

  1. Инстинкт подражания и его роль в обучении этикету. Поведенческий пример значимых лиц.
  2. Роль семьи как фактора развития личности.
  3. Привычки как основа этикета. Их формирование.

  1. РЕЧЕВОЙ СТИЛЬ.
  1. Чем и как можно управлять в своей речи: дыхание, голос, артикуляция, взгляд, поза, жест. «Голосовые маски» и настоящий голос.
  2. Управление производимым впечатлением.
  3. Индивидуальный речевой стиль: построение фраз, словарь, слова- паразиты, разговорные обороты, сленг.
  4. Выступление перед публикой: ключевые слова, риторические фигуры, композиция выступления.
  5. Особенности публичной дискуссии. Работа с микрофоном и камерой.
  6. Обаяние общения. Любовь к себе и окружающим.

  1. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СТОРОНА ЭТИКЕТА.
  1. Мотивы соблюдения этикета (корыстные, бескорыстные).
  2. Нравственная оценка этикета при его бескорыстном мотиве.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ САМОВОСПИТАНИЯ ЭТИКЕТА
  1. Самопознание:

- наблюдение за собой, критический анализ результатов;

- сопоставление собственной самооценки с оценками других людей, самоанализ;

- самохарактеристика,

  1. Самовоспитание, техника самовоспитания:

- самооценка,

- самоприказ,

- самоанализ,

- аутотренинг,

- самостоятельные упражнения,

- самообразование,  изучение специальной литературы.

  1. Самосовершенствование, развитие компетенций.

30

  1. ЭТИКЕТ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ
  1. Нравственность. «Золотое» правило нравственности.
  2. Мораль:

- моральные понятия,

- моральное сознание (отношения).

- моральная практика (деятельность),

  1. Правила этикета. Нравственная основа этикета.
  2. Взаимосвязь морали, нравственности и этикета.
  3. Менталитет.
  1. ЭТИКЕТ И ТАКТ
  1. Такт как умение думать прежде всего о других. Тактичный человек хорошо чувствует границу дозволенного:

- не утомит своим присутствием,

- не обидит  ненароком,

- не пошутит некстати,

- не будет давать  советы, когда  не просят;  критиковать во всеуслышание,

- что может сделает сам, не беспокоя других.

  1. Такт как максимальный учет психологического состояния другого человека.
  2. Запретные темы и вопросы в общении с людьми.

  1. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВО ВРЕМЯ СТРЕССОВ И АФФЕКТОВ
  1. Роль этикета как сдерживающего начала.
  2. Способы обретения самообладания в трудных ситуациях:

- юмористический взгляд на себя;

- ориентация в разговоре на содержание, а не на форму;

- самовнушение;

- комплименты окружающим.

  1. Забота о самочувствии окружающих, парадокс обретения  «Я при забвении своего Я».

31

                                       Эффективность программы

           Конечные результаты программы:

- обучающиеся, воспитанники должны усвоить основные понятия: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость, деликатность, толерантность, культура речи, мода, красота, гармоничность, честь, достоинство, совесть, порядочность, рыцарство;

- иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

- соблюдать школьный этикет;

- обладать культурой речи;

- соблюдать правила нравственного поведения в школе, дома и в общественных местах;

- уметь одеваться в соответствие с событием и ситуацией, со вкусом использовать косметику, определить тип своей прически;

- уметь культурно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки;

- знать и иметь навыки приема гостей дома;

- владеть столовыми приборами и способами употребления различной пищи;

- уметь дружить, любить и правильно распределять семейные обязанности;

- знать, что в дружбе и любви нужно больше отдавать, чем брать;

- в общении быть вежливым, тактичным, уважать другие вкусы и взгляды;

- быть толерантным, уважать в любом человеке человека;

- уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести и достоинства;

- знать заповеди Божии;

- стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.

         Обучающиеся, воспитанники  с ограниченными возможностями здоровья должны быть социально адаптированы и подготовлены к независимой жизни в обществе,  дальнейшему профессиональному самоопределению.

         В классном коллективе, группе взаимоотношения должны строиться, основываясь на вежливости, уважении, толерантности.

32

10. Методическое обеспечение образовательной программы

В настоящее время разработан ряд концепций периодизации психического развития личности ребенка как методологической основы целостного процесса воспитания детей на основе выделения определенных этапов формирования нравственной и этической деятельности как ведущей деятельности гражданина  России. При этом выделяются сензетивные периоды каждого возраста, со своими особыми возможностями личностных приобретений (Л.И. Божович, Н.С. Лейтес и др) Это процесс качественных преобразований личности, совершающихся на каждом возрастном этапе, процесс, имеющий главным своим содержанием возникновение качественно нового и его удержание, т.е. накопление, говоря языком Гегеля, новообразований.

Отмечается, что в жизни современного ребенка имеется шесть генетически преемственных типов ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное  общение – у младенцев. Манипулятивная деятельность – у ребенка в раннем детстве (преддошкольный возраст), игровая – у дошкольников. Учебная – у младшего школьника, общественно-полезная – у подростков и учебно-профессиональная – у старшеклассников (Д.И. Фельдштейн).  

Программа предполагает внедрение инновационных технологий, отвечающих последним требованиям по воспитанию подрастающего поколения: технологии ситуативного обучения, методики работы по разбору  ситуаций, технологии исследовательской направленности, технологии проектного обучения; технология «Портфолио», технология «Игры», компьютерные технологии.

В программе  использован деятельностный подход, в котором ребенок выступает не как объект воспитательных воздействий, а как субъект всех видов деятельности, активный участник процесса приобретения знаний.  

Применяю личностно-ориентированный подход в обучении воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с максимальным учетом их

33

психофизических особенностей. Интегрированный подход осуществляется с помощью межпредметных связей и взаимодействия с общественными молодежными организациями и образовательными учреждениями. Очень важно создать здоровьесберегающее пространство при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Необходимым условием успешной реализации  программы является рациональное сочетание всех видов деятельности, адекватных возрасту и  балансу интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

34

Список литературы

  1. Алоева, М.А. Настольная книга классного руководителя: 5-8-е классы. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-320  с.
  2. Великородная В.А. Классные часы по правовому и гражданскому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.-224 с.
  3. Высоцкий В.В. Конспект бесед по патриотическому воспитанию: 7-11 классы. – М.: 2008.
  4. Давыдова А.В. Классные часы: 5, 7-9 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  5. Егорова Л.А. Классные часы: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  6. Жиренко О.Е. Классные часы: 10 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  7. Дик Н.Ф. Тематические классные часы «Подросток и закон» в 5-8 классах. – Ростов н/Д: Феникс. 2008.
  8. Дежкин В. Беседы об экологии.
  9. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире: 6-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  10. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2008.
  11. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности:       5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
  12. Северина О.А. Классные часы: 5-7 классы. – М.: Глобус, Волгоград: панорама, 2007.
  13. Чиркина Г.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  V  вида: 5-6 классы. – М.: АРКТИ, 2004.

35

  1. Альбов А.С. Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.- 415 с.
  2. Алоева М.А. Поговорим как взрослые. Классные часы в 9-11 классах. – Изд.     2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 310 с.
  3. Алоева М.А. Настольная книга классного руководителя: 5-8 классы. – Изд. 2-е   - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 320 с.
  4. Бадирова З.А. Классные часы и беседы для девушек в 6-11 классах. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 192 с.
  5. Великородная В.А. Классные часы по правовому и гражданскому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.- 224 с.
  6. Дик Н.Ф. Лучшие классные часы в 5-9 кл. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 324с.
  7. Кулинич Г.Г. Внеклассные мероприятия: 10 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  8. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимости: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.- 272 с.
  9. Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения, личностный рост. Самовоспитание: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.- 224 с.
  10. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие: 9-11 классы. – М.: ВАКО, 2005. -240 с.
  11. Фалькович Т.А. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  12. Яценко И.Ф. Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2009.- 96 с.
  13. Агапова И.А., М.А. Давыдова. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.- 368 с.
  14. Голдин В.Е. Речь и этикет: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1983.- 109 с.

36

  1. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции: 5-9 классы. – М.: Глобус, 2007.- 206 с.
  2. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию: 5-10 классы. – М.: Глобус, 2008.- 192 с.
  3. Рыбникова Т.Н. Секреты по всему свету. Особенности работы по телефону. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003.- 64 с.
  4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005.- 192 с.
  5. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2011. – 24 с.
  6. Черникова Т.В., Камышанова И.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для старшеклассников: методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.- 183 с.
  7. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника: 5-9 классы. – М.: Глобус, 2007.- 336 с.
  8. Гейденрих Л.А. Формирование эффективных стратегий поведения в трудных ситуациях общения: 1-9 классы. – Ростов н/Д, 2007.- 52 с.
  9. Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям: 3-4, 7-9 классы. – Ростов н/Д, 2007.- 46 с.
  10. Беляева Г.П. Я принимаю мир: 7-9 классы. – Ростов н/Д, 2007.- 40 с.
  11. Сафьянов В.Н. Этика общения. – М.: Знание, 1991.- 64 с.
  12. Пегеева Л.Н. Этикет: Каков он, воспитанный человек? Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. Изд. 2-е, дополн. и переработанное. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2004.- 108 с.
  13. Чупаха И.В. и др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2003.- 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Из опыта работы учителей трудового обучения  Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....

Самоанализ деятельности воспитателя по профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

   Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, от...

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Формирование навыков  здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...

Проект «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее...